Женские образы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
статья по литературе (10 класс)

Зигангараева Зоя Лотфуллаева

сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenskie_obrazy_v_romane.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

      Женские образы в романе –эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Женщина, видишь ли, это такой предмет,

что сколько ты ни изучай ее,

все будет совершенно новое. 

Лев Николаевич Толстой

Женские образы в русской литературе XIX в.

Классическая литература – это источник, откуда мы, читатели, знакомимся с эпохой того или иного времени. Через произведения XVIII в. — начала XIX в. мы узнаем, картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Она настолько богата и разнообразна, что может нам рассказать о любой проблеме, актуальной и по сей день.

Сколько существует в ней произведений, повествующих нам о женской судьбе. Это и «Светлана» у  В.А. Жуковского, и  «Недоросль» Д.И. Фонвизина, и  «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Они жили в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья,  из комедии «Недоросль», Софья из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не все героини, с которыми связаны лучшие страницы классической литературы.

Каждый автор искал свой «идеал женщины», но Л.Н. Толстой не ищет «идеал», он показывает нам настоящую женщину, живую. Он показывает нам, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько  характеров русской женщины начала XIX столетия, со своими положительными и отрицательными сторонами. Что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно. Мы видим свою близость с ними.

Цели и задачи исследования

Цель: изучить женские образы в романе - эпопее  «Война и мир»

Из цели ставим следующие задачи:

- проанализировать главные черты характера героинь в романе – эпопее «Война и мир»

- прототипы героинь Л.Н. Толстого.

- классифицировать женские образы по сходству характера.

Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Женщины занимали  не последнее место в жизни писателя, поэтому и нашли отражения в его произведениях. Героинь Толстой создает с самыми разнообразными характерами, со всеми оттенками.  Это и деловые женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть своей цели. Это и «готовые игрушки» для первого встречного, кроткие, нежные создания. Это прелестницы, играющие чужими чувствами, и мученицы, угасающие под гнетом. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества и каждый раз открывал для себя что-то новое.

Толстой создал в романе образы прекрасных женщин – это Марья Болконская и Наташа Ростова. Но так же интересны и светские дамы романа - это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и  Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.

Матери – хранительницы семейного очага.

Марья Болконская.

Красота души придает прелесть

 даже невзрачному телу

Г. Лессинг

Марья - хранительница семейного очага. Прототипом княжны Марьи является, мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу – Волконская. Лев Николаевич рано потерял мать. Из преданий он вынес представление о ней как о женщине с весьма привлекательной внешностью. Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский. И это нашло полное отражение в романе.

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы со своим отцом. Отец Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто груб, ругает княжну дурой, чрезмерно строг.  Но, несмотря на это, он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам дает ей уроки.

Толстой не дает нам, читателям, точного описания Марьи. Для него важно не описание внешности, а красота ее души. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Нам известно, что светским красавцам она казалась “дурною”. Себя она тоже считала некрасивой, когда видела в зеркале. Анатоля Курагина, сразу увидевшего красоту Наташи Ростовой, княжна Марья ничем не заинтересовала. Она не выходит в светское общество, потому что живет одиноко в деревне, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Главные идеи о войне и мире высказывает в книге, как раз таки  княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до страшных событий 1812 года. К этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, —военный, который посмеивался над своей сестрой и  называл ее «плаксой».

Княжна Марья не раз говорит своему брату, князю Андрею, что он когда - нибудь поймет выражение, “счастье прощать”. И он, повидавший много, переживший счастье и горе, знакомый со всеми великими идеями века, — поймет, что права была его сестра, которая проживает жизнь в захолустье и которая, боясь  отца, разучивает сложные науки  и плачет над задачами по геометрии. Он находит в себе силы простить Анатоля и Наташу. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Князь Андрей и сам очень проницателен. Он предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она понимает, что дорога каждая минута и, не задумавшись, пошла в трудную дорогу  из Воронежа в Ярославль по лесам. И автор, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась в Анатоле. Но ошибка эта другого рода, чем ошибка Наташи. Наташей движут ее чувствства. Княжной Марьей движет Вера. Поэтому она не имеет права на ошибку. Она все принимает как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу.

Марья Болконская очень умна, но она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может,  и не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая внутреннюю красоту.

Несмотря на то, что Марья и Наташа разные, они крепко сдружились в конце романа, хотя в начале романа их отношения не сложились. Наташа видела в ней препятствие, которое мешало их браку с князем Андреем. Марья же, видела в Наташе типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, пользовавшуюся интересом у мужчин.

Их сближает страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для них обеих, поэтому они испытывают схожие чувства у постели умирающего Андрея.

Союз Марьи  и Николая – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу тепла и уюта, одухотворенно действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть по-другому. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова.

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя.  Сам Толстой признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

Мы не можем сказать, что она умна. Лев Николаевич показывает ее чувственную сторону, ее интуитивная чуткость; поэтому она необыкновенно музыкальна, обладает красивым голосом, отзывчива и непосредственна. В ее характере есть внутренняя сила, стержень.

Толстой показывает нам рост своего персонажа. Впервые мы видим ее еще девочкой, вбегающей в комнату, счастливым и радостным лицом. Этот чистый ребенок не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не сдерживает себя, поступает чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована.

Она сразу влюбляется в Б. Друбецкого. Наташа уверена, что будет ждать исполнения шестнадцати лет и выйдет за него замуж.. Эта любовь для Наташи просто развлечение.

В начале романа Толстой называет ее «гадким утенком», который на протяжении романа превращается в «прекрасного лебедя». По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную и обаятельную девушку. Она проницательна, по ее поступкам мы ближе узнаем о других героях романа. Она способна на самопожертвование. Доказывает свою любовь и дружбу Соне, помогает раненым солдатам, отдавая им подводы, ухаживает за умирающим Андреем, спасает мать после смерти Пети Ростова.

Но также Наташа может быть и эгоисткой, но ее эгоизм отличается от эгоизма Элен Курагиной. Ее эгоизм диктуется  инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает долгой разлуки и увлекается Анатолем Курагиным. Но после случайной встречи в Мытищах с раненым Андреем, она признает свою вину и получает возможность ее искупления. Она снова готова к жизни. После смерти Андрея, она становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа.

В эпилоге автор высказывает нам свое мнение об истинном женском счастье, "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой".

Она как часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

 

Светские дамы

(Элен Безухова, княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)

Идеального человека нет. В человеке совмещаются как положительные, так и отрицательные стороны его характера. Редко баланс хорошего и плохого уравнивается.

В большинстве случаев, познакомившись с человеком, мы не думаем о его душе, а замечаем его привлекательную внешность. Но за красотой может скрываться настоящее уродство души человека.  И Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина — красивая женщина, ею восторгаются, ее хвалят, в нее влюбляются. Элен ухаживает за собой, всегда в центре внимания. Писатель подчеркивает, что она хочет как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души.  Элен всегда удается достичь своей цели. Она решила выйти замуж за Пьера, и сделала  все, чтоб этого добиться. Курагина хладнокровно добивается своей цели путем обмана. В этом поступке мы видим ее изнутри. Несмотря на скорый разрыв с Пьером, она осталась при богатстве, о котором мечтала.

Для этого она выбирает самый простой способ - цинизм и расчетливость В Элен влюблялись, но никто ее не любил по-настоящему. Она – как красивая картина, на которую можно смотреть и которой можно восхищаться,  но никто не видит в ней живого человека.

Также можно выделить и Анну Павловну Шерер. Мы знакомимся с ней на первых страницах романа.  Ее основная черта – это статичность. “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться”. – в описании героини мы видим иронию.

Анна Павловна — приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица». Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Для Толстого женщина - это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У светской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света - это княгиня Анна Друбецкая. С ней мы тоже знакомимся в салоне А.П. Шерер, когда она просит за своего сына Бориса. Затем мы видим, как она просит деньги у графини Ростовой. Это абсолютно беспринципная женщина, для нее главное – деньги и положение в обществе, ради всего этого она готова идти на любое унижение. Именно поэтому она женит своего сына Бориса на богатой, но глупой и самовлюбленной Жюли Карагиной.

В доме А.П. Шерер все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Все это общество рассуждает о патриотизме, политики, а на самом деле, им глубоко безразлично все. Они беспокоятся только о себе, о своем положении, о своей карьере.  Толстой срывает с них маски, показывая нам уродство их души. В них нет ни простоты, ни доброты, ни любви. Все лицемерно.

Заключение

Л. Н. Толстой – тонкий психолог, он показывает нам жизнь, как она есть. Без фальши и лжи. Для него образ женщины, прежде всего – это мать. Материнство и семья – вот то, что главное должно быть у женщины.

Изучив характеристику женских образов, я классифицировала их на две группы:

Первая группа:

Матери – хранительницы семейного очага. Сюда я включила княжну Марью Болконскую и Наташу Ростову. Потому что, это две героини, которые на протяжении всего романа сохраняют верность самим себе. Да, они ошибаются, но признают свои ошибки и исправляют их. Они похожи между собой тем, что живут не только ради себя, но и для других. Во время войны, они, не задумываясь, идут на самопожертвования.

Единственное их отличие в том, что княжна Марья живет в веря в бога, а Наташа Ростова живет сердцем. В конце романа Л. Н. Толстой, показывает нам  счастливых женщин – матерей, заслуживших свое счастье.

Вторая группа:

Светские дамы. Сюда я включила Элен Курагину – Безухову, Анну Павловну Шерер и княгиню Друбецкую. Это лицемерные женщины. Они живут только ради себя, в них нет ничего святого. Ради достижения своих целей, они, не задумываясь, перешагивают через людей, играют чувствами других. И каждый из них получает по заслугам. Анна Павловна обречена на одиночество, Элен умирает в расцвете сил.

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого, любить и быть любимыми.

Использованная литература.

1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: [юбилейное издание 1828 - 1928]: В 90 т. Серия 1: Произведения. Т. 9 - 12: Война и мир. - М.: Гослитиздат, 1953.

2. Аникин Г.В. Национальный характер юмора и иронии в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Уч. зап. Уральского ун-та им. А.М. Горького. - Свердловск, 1961. - Вып. 40. - С. 23 - 32.

3. http://diplomba.ru/work/95180


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Женские образы в русской истории и искусстве" интегрированный урок истории - МХК

Материал представляет собой подборку интересных материалов о женщинах, оставивших след в истории и волновавших умы поэтов и художников. К уроку прилагается презентация и рабочая тетрадь....

Женские образы в симфонической сюите Э. Грига "Пер Гюнт"

работа по симфонической сюите Э. Грига. познакомить детей с женскими образами , нарисованными Эдвардом Григом в симфонической сюите « Пер Гюнт»;  нацелить ребят на то, что каждому из действующи...

Презентация "Галерея женских образов в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Презентация " Галерея женских образов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" служит наглядным материалом, дающим возможность увидеть портреты главных героинь. Данная презентация увеличивает скорость под...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"...

Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс

Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...