Нравственный идеал Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Смирнова Оксана Сергеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Нравственный идеал Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Слайд 5

Домашнее задание Написать сочинение – рассуждение 1. К чему ведет нарушение нравственных законов? 2 . Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь. 3. Какова цена человеческой жизни ? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»



Предварительный просмотр:

Нравственный идеал Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание

Класс: 10

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: раскрыть образ Сони Мармеладовой как нравственный идеал Ф.М.Достоевского в свете библейских истин.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.
  • Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование духовного мировоззрения, уважительного отношения к мировоззрению, вере другого человека и литературного персонажа; освоение норм поведения в социуме; формирование нравственного поведения; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словарь, учебник “Литература”).
  • Метапредметные: умение ставить цели и находить пути их решения; умение понимать проблему, толковать понятия, делать обобщения, сравнивать, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; умение работать индивидуально и в паре, организовывать сотрудничество с учителем и одноклассниками; владеть нормами устной и письменной речи.
  • Предметные: понимание проблемы романа; умение анализировать произведение: определять тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев, сравнивать; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к произведению; умение пересказывать, анализировать эпизоды; понимание роли языка в создании художественного образа; формирование эстетического вкуса.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

  • Познавательные УУД: умение включаться в исследовательскую и проектную деятельность; выделять тему, проблему, задачи урока, искать необходимую информацию в тексте; составлять характеристику героя, давать ему оценку.
  • Коммуникативные УУД: умение вести диалог в соответствии с нормами общения; слушать и слышать друг друга; формулировать свою точку зрения на события и поступки героев; формировать монологическую речь; составлять план; читать выразительно вслух, понимать прочитанное, пересказывать фрагменты.
  • Личностные УУД: развитие личностных особенностей в соответствии с правилами и нормами морали: доброты, любви, сострадания; развитие самоконтроля.
  • Регулятивные УУД: формирование способности к целеполаганию; развитие регуляции учебной деятельности и саморегуляции (планирование цели и нахождение путей их достижения); формирование ситуации рефлексии - самокоррекции.

  1. Актуализация знаний, определение проблемы урока и его темы.

Роман "Преступление и наказание" считается "полифоническим" (гармоничное многоголосие) романом. Почему?

 Дело в том, что, помимо главного героя Раскольникова в романе около 90 персонажей, из которых около 10 играют важную роль в развёртывании сюжета.

- назовите их (чиновник Мармеладов, его дочь Соня Мармеладова, сестра главного героя Дуня Раскольникова, развратный барин Свидригайлов, хитрый делец Лужин и др.)

Судьбы этих героев интересны каждая по-своему. При этом сюжетные линии этих персонажей пересекаются между собой. Это многообразие ярких равноценных персонажей создает ощущение многоголосия: каждый "голос" (то есть персонаж) важен по-своему. Поэтому "Преступление и наказание" называют "полифоническим", то есть многоголосным романом.

  1. Выход на проблему

(Корякин Ю.в статье «Перечитывая Достоевского», пишет:  «Линии их жизни пересеклись в самой критической для них точке. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они еще обнажены для боли, своей и чужой, еще не привыкли к ней, не отупели»

 О ком эти строки? ( Раскольников и Соня(появляются иллюстрации)

Я приглашаю вас вместе со мной выяснить, какую проблему ставит Ф.М.Достоевский на примере сюжетной линии Раскольников -  Сонечка?

(в чём видел Достоевский источник обновления жизни, как решает вопрос, что нужно сделать, чтобы изменить существующий миропорядок.)

  1. Формулировка темы урока Записываем в тетради. Будем по ходу работы заполнять схему в тетради (альбомная раскладка)

Попробуйте сформулировать тему урока, исходя из обозначенной проблемы. (Нравственный идеал Достоевского в романе «Преступление и наказание»)

2. Организационно – исполнительский этап

На протяжении всего романа Соня и Раскольников встречаются около 10 раз. Но среди этих встреч три эпизода являются главными. Какие?(3 встречи)

Прежде чем поговорить о них, о целях этих визитов, надо выяснить, что связывает Соню и Раскольникова? почему пересеклись их пути?

Что объединяет этих героев?

 - крайняя нищета

 - унижение

 - жизненный тупик

Анализ эпизода Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

 - Определите , когда впервые «Линии их жизни пересеклись в самой критической для них точке»?

С какой целью приходит Р.к С. в первый раз? Зачитайте слова Р, из 4гл 4 части  

Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел.— Не понимаю... — прошептала Соня.— Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной... Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!

Вывод: Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению(точка пересечения)

ПРЕСТУПИЛИ( прикрепляю слово)

Проверка ДОМАШНЕго ЗАДАНИя:  зачитайте ремарки автора, ( 1 ряд)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней?

(говорит с жестокой усмешкой, безжалостно настаивал, ходит по комнате, засмеялся со злорадством)Почему? Чувствует превосходство!

- что поражает Р. в разговоре с Соней (живёт в страшной нищете, готова страдать за детей, не имеет права «головой в воду»)

-как меняется С., когда Р. насмехается над ее верой в Бога( глаза сверкали огнем, смотрит с гневом) Что же я без Бога-то?. О чем эти слова?

Соня готова перенести любые страдания во имя любви к близким людям. Её жизнь строится по законам самопожертвования. И даже испытывая позор и унижения, она сохраняет отзывчивую душу. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Вера даёт ей силы, помогает не только выстоять, но и протянуть руку помощи другим

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги?

Герой проникается человеколюбием Сони, он склоняется перед ней и целует её ногу: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Почему вдруг Р.хочет услышать притчу о воскресении Лазаря, увидев у С.Евангелие?

Религиозность девушки влияет на Раскольникова, он просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря.

- Почему Раскольников выбирает именно этот эпизод? (Он, подобно Лазарю, провел 4 дня после убийства старухи, как в гробу. Но и так же, как это произошло с Лазарем, надеется на воскрешение из мертвых И в этом ему поможет Соня.

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,

освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,

странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

- К какой мысли подводит автор читателя?

Достоевский подводит читателя к мысли о том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем, - Евангелие.

«С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и не правильное угловатое личико,»

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? (Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание.

СТРЕЛКИ РАЗВОЖУ ? Сравните их преступления. Их преступления имеют разную мотивацию.

Анализ эпизода второго визита Раскольникова к Соне. (Часть 5, глава IV)

Используя материал предыдущей беседы, составьте синквейн по образам главных героев. постарайтесь отразить мотивацию преступления каждого персонажа(по вар)

 (зачитаем несколько)Что обнаружили ваши работы?( мотивация преступллений различна)

Раскольников

Умный, гордый

Страдает, думает, губит

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

убийца

Сонечка

Кроткая, добрая

Любит, страдает, жертвует

По жёлтому билету живёт

спасительница

Он – убийца, она – спасительница

Протест. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком.

 Соня совершила  насилие над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

Р. Понимает, что у них дороги разные, для чего идёт во второй раз?

-  После каких событий идёт, что изменилось за это время? Что изменилось в настроении Р.

Р. Больше не может держать в себе мучительное чувство преступности. «Натура» требует от героя, чтобы он поделился страданием. К этому зовёт его сострадательная Сонечкина любовь. Он чувствует её нравственную силу, поэтому считает, что она выдержит его признание.

Стрелки соединяются. Страдание(прикрепляю)

- Почему перед исповедью Раскольников ставит дилемму: Ну-с; так вот: если бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?  чью жизнь выбирает Соня – Лужина или мачехи с ее детьми?

(Примерный ответ. Если бы Соня выбрала чью-либо жизнь, Раскольников смог бы оправдать свое убийство. Но этого не произошло: Соня не допустит кровь.) /Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан. Вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Но Соня не может решать: кто должен жить, а кто нет. ?

— Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?

Во время этого свидания сталкивается правда Раскольникова и правда Сони.

Задание:

-сформулируйте позицию Раскольникова: в чём его «правда»

-сформулируйте позицию Сонечки, почему она не отворачивается от убийцы, а обнимает его?

-пронаблюдайте за поведением героев: жесты, голос. Как в поведении отражает внутреннее состояние героев?

Просмотр эпизода фильма «Преступление и наказание» (4.20)

Выводы

. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.

. Совсем другую «правду» ему показывает Соня. Она убеждена, что даже в самых очевидных обстоятельствах никто не дал ей права судить других, как не дал и Родиону.

Соня видит причины страдания героя в безбожии: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершал»./

Стрелки разошлись

В Раскольникове видна напряжённая внутренняя борьба: ходит по комнате, резко оборачивается, голос то снижается до шёпота, то резок и требователен.

Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других людей, считая это проявлением слабости.

Взглянув на Соню, он «встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд её, тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак»

- Чувствуя её твёрдость, Р спрашивает её, слабую Сонечку, что же ему делать!

Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом.

 (Беседа, работа с текстом

Примерный ответ. Покаяться перед народом.“Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) 

Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. Страдание принять и искупить себя им - вот что надо.

- Но готов ли уже Раскольников принять такой выход? Можно ли говорить о полном его раскаянии?

/Раскольников говорит Соне после признания: «Я, Соня, еще в каторгу-то, может, и не хочу идти…». Нет. Он еще надеется одолеть судьбу. Убийственная теория еще не перестала владеть его сознанием. Родион еще не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня./

Стрелки расходятся опять

Зачем же пришёл на самом деле?( «За одним звал, за одним приходил:не оставишь меня?»

Стрелка на сближение ПоЧЕМУ?

вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”. 

– О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? (Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце)

СлезыМАЛЕНЬКАЯ СТРЕЛКА 1 – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. 

-Что почувствовал Р., слушая Соню (Теплое чувство волной хлынуло в его душу и опять на миг размягчило её) МАЛЕНЬКАЯ СТРЕЛКА 2

А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

Стрелка Сони(готова идти с ним на каторгу)

Сцена 3 встреча Р.и С.

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне? (Примерный ответ. Он решился идти в полицию с повинной. Раскаялся? как сам объясняет?(так будет выгоднее)

Работа по ИЛЛЮСТРАЦИИ подберите слова из текста, которые относятся к данной иллюстрации

Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: „Я убийца!“». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю...Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.

МАЛЕНЬКАЯ СТРЕЛКА 3

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ. (Примерный ответ. Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Стрелка Сони

Анализ эпилога.

И снова ???

в Эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки.

Судьбы героев пересекаются, но теперь уже навсегда. Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. (Примерный ответ. Соня “последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) 

Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова.

Почему одинок Р на каторге, что его мучает, почему его ненавидят каторжане?

(Он не раскаялся, досадует, что оказался «вошью»).

Какой эпизод помогает окончательно понять сю абсурдность и губительность его теории?

Сон о моровой язве.(краткий петресказ. Суть сна)

Сон о моровой язве люди убивали друг друга в какой- то бессмысленной злобе

Идея Раскольникова о праве сильной личности на переступание нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.

Что помогло победить теорию?(креплю слово ЛЮБОВЬ)

Что поддердивало и укрепляло любовь Сони?(ВЕРА)

Цитата стр.575

ВОСКРЕШЕНИЕ

ИТОГИ УРОКА

Посмотрите на схему. Сформулируйте, в чем видит Достоевский источник обновления? Какоа его нравственный идеал?

Достоевский отмечает: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для сердца другого». Под подушкой у Раскольникова теперь лежит Евангелие. Так для героя начинается новая жизнь

Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Какой герой воплощает нравственны идеал писателя?

Соня помогла “сгореть” индивидуалистической философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского в том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения надо искать в глубинах народной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 10 классе по теме "Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Урок представляет собой проблемный учебный диалог, помогает учащимся сопоставить изображение Петербурга Пушкиным, Гоголем и Достоевским и определить влияние города на психологическое состояние главног...

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание», и является систематизацией материала п...

Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"

Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...

Презентация к уроку "Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание"

Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание...