Урок по рассказу Чехова
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazam_chehova.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе на тему: А. П. Чехов. « Злоумышленник».

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ

Задачи урока:

  • обучающиепродолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова; повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, художественная деталь; углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;
  • развивающие: способствовать развитию навыка анализа сатирического рассказа; развивать навык выразительного чтения; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать логическое мышление, связную речь, умение делать выводы;
  • воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру;

воспитывать в учениках доброту, человечность, уважение к старшим.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: тест по рассказу «Хамелеон».

III. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова и познакомимся с рассказом Чехова «Злоумышленник».

IV. Работа по рассказу «Злоумышленник».

1.История создания.

В 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», который вошёл в сборник «Пёстрые рассказы».

1. Беседа по вопросам.

-Кто такой «злоумышленник»?

Злоумышленник – человек, который совершил преступление с заранее обдуманным намерением.

– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел. Рассказ так называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам»).

Умысел – одна из форм вины, противопоставляемая неосторожностиобдуманное заранее намерение совершить что-нибудь (преимущ. дурное, предосудительное). 

-Назовите главных героев рассказа.

(судебный следователь и мужик Денис Григорьев).

-Что мы узнаём о главных героях? Опишите их (по иллюстрации).

(Денис Григорьев: маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах … Он бос. Измучен работой и нищетой. Тщедушный мужичонка.

Судебный следователь: широкоплечий, полный мужчина; ухоженный).

Тщедушный - хилый, слабый, обычно худой или болезненный

Ухоженный -  такой, о котором заботятся, за которым ухаживают

-Для чего Денис отвинтил гайку?

(Чтобы сделать из неё грузило.)

– Виновен ли Денис?

– Каково содержание статьи 1081?

– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

-Почему следователь не понял Дениса Григорьева?

(Эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием, как подтверждение преступления.)

-Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя?

(с.334: Послушай, братец…: Дураку закон не писан…

с.334: Недогляди сторож…- с.335:…тьфу! гайка!

с.337: Мне идтить?... –с.17:Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…)

-Кому из героев можно посочувствовать?

(Конечно, Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения).

2. Задание: Просмотр видеофильма или работа по иллюстрации(Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).

Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)

– Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)

– Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

-О чём этот рассказ?

(Этот рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга).

--Каким способом, с помощью какого средства выражения автор это передаёт в рассказе?

(С помощью сатиры)

-А что такое сатира?

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного.

3.Теория литературы

  • Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
  • Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
  • Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
  • Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
  • Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.

-Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»?

V. Подведение итогов урока.

– К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет»?

– Против чего направлены «веселые стрелы смеха» в сказках, повестях, прочитанных вами самостоятельно?

VI. Домашнее задание:

1) Читать рассказ в лицах.

2) прочитать рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Чехова "Каштанка"

Представлен конспект урока по литературе в 6 классе. Чехов "Каштанка"...

Презентация урока Анализ рассказа Чехова "О любви"

Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по анализу рассказа "О любви"...

Открытый урок по рассказу Чехова "Ионыч"

Предлагаю технологическую карту урока для 10 класса по рассказу Чехова "Ионыч". Урок с использованием средств ИКТ, есть презентация....

Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".

Структура и содержание урока1.       Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»2.       Цель. Цели урока:1) Познавательная:•...