Открытый урок по рассказу Чехова "Ионыч"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предлагаю технологическую карту урока для 10 класса по рассказу Чехова "Ионыч". Урок с использованием средств ИКТ, есть презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по рассказу чехова "Ионыч" | 34.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока №2 по литературе 10 класс
Тема: Гибель души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Цель: Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Метод:
Частично-поисковый метод
Задачи. Образовательные:
- Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя;
- Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;
- Раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.
Развивающие:
- Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;
- Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;
- Обучение лингвостилистическому анализу художественного текста.
Воспитательные:
- Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;
- Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.
Методы и приёмы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство:
1.рационального использования времени на уроке;
2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.
Этапы урока | Метод, приёмы, формы | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Беседа | Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь темы урока. Эпиграф: Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом. Н.В.Гоголь -Какой сегодня урок по данной теме? -Какова тема урока? -Сформулируйте цель урока. -Актуальна ли проблема, поднятая писателем? -Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока? План урока: Повторение истории создания рассказа (презентация ребёнка) Анализ выбранных эпизодов духовной гибели главного героя Подведение итогов Домашнее задание | Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации. | Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя. |
Повторение, проверка знаний | Индивидуальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося | Истории создания рассказа «Ионыч»( сообщение ученика с презентацией) Беседа: - Какова тема рассказа? -Какова основная идея произведения? -Какова композиция рассказа? | Слушает, дополняет, ведёт беседу | Работа со справочной литературой, работа с карточкой, слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода |
Мотивация | этап актуализации субъектного отношения | Известный писатель 20 века С. Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей». Лексическая работа. -Выясним значение слова «нравственность». Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. \Толковый словарь русского языка Ожегова. Нравственность .1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.
\Толковый словарь Ушакова -Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова? - Какие сейчас, на ваш взгляд, духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе? | ||
Работа по теме урока | Слово учителя, работа с эпиграфом | 1.Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед тёмными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых, социальных и политических проблем второй половины 19 века . Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу духовной деградации человека? Он обострённо воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 году им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критика времён Чехова заметила изменения в авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, - писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 года – виден субъективист автор, болезненно чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться… Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта». Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту. 2. Анализ 1 главы -Обратимся к первым предложениям текста, они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных – украшение города С…. Казалось бы, ничто не вызывает сомнения. Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников ещё раз зачитывает первый абзац рассказа) - Что мы узнаём из первого абзаца? - Почему первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным? Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк (подтекст). – Что такое подтекст? Строение первого предложения не случайно: оно сразу акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С.. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чём свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь». Нам представлена та обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев, ( фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»). -О чём заставляет задуматься эта фамилия? -Каковы взгляды, характер человека? (Фамилия говорит о том, что ждёт героя в жизни, что он не устоит перед пошлостью мещанской жизни и душевно и физически состарится.) Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С… его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. - Прочтите последнее предложение третьего абзаца рассказа, на какую деталь обращает автор наше внимание? Что такое деталь? Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил и жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на такой художественной детали: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками, а сам автор знает, что будет дальше). Обратите внимание, на романс, который напевает доктор – это романс на слова Дельвига: герой счастлив, у него интересная работа, он полон надежд, праздничный весенний день наполняет его радостью. Погуляв в городе, доктор заходит к Туркиным. В первой части рассказа Туркины увидены автором и доктором Старцевым по- разному. -Где в тексте Старцев и где автор? - Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена? (Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна, но после трудного, полного тяжёлой работы дня можно слушать всё, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.) Автор угадывается, когда после прочтения романа, за окном зазвучала «Лучинушка», и в ней было то, что бывает в жизни, но не было в романе Веры Иосифовны. -А как в рассказе подаётся игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода и прочитайте вслух. ( Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил и предлагал смешные задачи и сам же решал их, и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанным долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшим у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…»). - Какой вывод можно сделать, прочтя этот эпизод? (Чехов даёт понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой). Вывод: Мы видим, что в городе С… скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Ивановны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но…. Всё же это культурные звуки. Анализ 2 главы –Сколько времени прошло между событиями в первой и второй главах? Время здесь важная художественная деталь. -Что изменилось за этот год? -Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа. -Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С…, и чтение свидетельствует о её духовности? -Что вынесла Котик из знакомства с Писемским? (Только одно - смешное, с её точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует её ещё раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром её называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни. Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё один шанс остаться человеком. Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневается, что на кладбище её не будет, что сам он уже не способен на такие глупости: «так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти… Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: « У Старцева перестало беспокойно биться сердце….» и т. д. ). Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественных деталей. Анализ 4 главы. Как всегда эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года». -Какие изменения произошли в семействе Туркиных? -Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Слово учителя. Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности. 5 глава – итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С… Зачитываем первый абзац. Вспоминаем начало рассказа. Обывательский город С, и Старцев – два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчёркивает как бы вскользь замеченное автором: « за всё время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остаётся и следа. Вот и всё что можно сказать про него. -А что с Туркиными? У них всё по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всём рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слёзы и кричит: -Прощайте, пожалуйста! И машет платком». | Ведёт беседу, помогает формулировать выводы | Работают с текстом рассказа, отвечают на вопросы, делают выводы, отвечает ученик, работающий со словарями |
Поисковое задание | Исследовательская работа с текстом | -Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение. -Что можно сказать о композиции рассказа в целом? Вывод: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча. Но всё же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. | Задаёт вопросы, , помогает делать вывод | Работа с текстом, делают вывод |
Рефлексия | -Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и рассказывают основную мысль произведения? -Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева? С помощью каких изобразительных средств создаётся автором собирательный образ жителей города С.? -Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой личности? -Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»? -Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира на слабого и безвольного героя? | Задаёт вопросы, вызывает на рефлексию | Отвечают на вопросы, делают выводы с помощью учителя | |
Домашнее задание |
| Объясняет домашнее задание (выбрать одно из двух) |
Приложение №1
История создания рассказа «Ионыч».
Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно). К роли этого мотива в рассказе мы еще вернемся. Этапы работы писателя над «Ионычем» интересно воссозданы в книге Напорного «Записные книжки Чехова». Известна запись Чехова, прямо относящаяся к замыслу будущего рассказа. Речь идет о Туркиных (правда, здесь еще они названы Филимоновыми): «Филимоновы талантливая семья, как говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз в самом деле все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».
Вся эта запись, на первый взгляд, может показаться своеобразным конспектом будущего произведения. Но тут еще нет самого главного - нет Ионыча. Кто рассказывает о Филимоновых, кто является, как иногда принято говорить, «носителем речи»? В записи рассказ ведется от первого лица, от имени некоего повествователя, который ничего общего с Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается. В окончательном тексте тоже по началу можно подумать, что речь пойдет прежде всего о Туркиных. Но вскоре становится понятно, что главным действующим лицом является молодой врач. В центре художественного исследования - его история, его путь постепенного материального обогащения и одновременно духовного обнищания.
Сюжет рассказа «Ионыч» прост — это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился» , — думает он.
Учитель высшей категории Гайтанова Ирина Юрьевна, МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" ("Журавли - парные птицы")
Презентация к открытому уроку по рассказу К.Кудажы "Дуруяалар-эжеш куштар" содержит название темы урока, цели к уроку, эпиграф, рисунки, содержание заданий для учащихся. Урок посвящен рассказу тувинск...
Разработка открытого урока по рассказу И.А. Бунина "Красавица"
Данная разработка позволит учителю, работающему в 11-х классах, провести лингвостилистический анализ художественного прозаического текста на примере рассказа Бунина.Цель работы: убедить детей в необ...
Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл
Открытый урок по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 10кл...
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион" (межпредметные связи - литература, история, математика, психология, ОБЖ).
Открытый урок по рассказу Альфонса Доде "Маленький шпион". Автор - Борисова Н.В. Межпредметные связи - история. математика, литература, ОБЖ. Можно использовать и на классных часах (после изучения прои...
Открытый урок по рассказу Д.Булякова "Раненая книга"
Рассказ Д.Булякова "Раненая книга" посвящена героизму баширского народа в годы Великой Отечественной войне. Воспитывает патриотизм, любовь и уважение к Родине. Наряду с мужчинами из 35-го дома ушла на...
Открытый урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"
Открытый урок проведён в рамках "Недели русского языка"...
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...