Технологическая карта урока литературы "Рассказ Чехова "Хирургия"" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Глущенко Ирина Вилорьевна

Анализ рассказа А.П. Чехова "Хирургия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 58949024c60e5.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы: Глущенко Ирина Вилорьевна

Предмет: литература

 Класс: 5  

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2016

 Тема: Рассказ А.П.Чехова «Хирургия»

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия».

Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.

Познакомить с понятиями «юмор и сатира».

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;

- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи героев;

- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;

- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;

 - способствовать развитию правильной речи

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.

Формировать УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Планируемые предметные результаты:

- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Планируемые метапредметные результаты:

-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности 

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой   работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова.

Этап урока

 

Деятельность ученика

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Надеюсь, что урок нам принесет радость общения и новые открытия в удивительном мире литературы.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Организует диалог с обучающимися, составляет совместно с обучающимися план урока.

Давайте обратимся к портрету писателя..Каким вы представляете себе этого человека?

Отмечают добрый и грустный взгляд человека, который многое знает о жизни.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

3. Этап актуализации и пробного учебного действия.

В качестве эпиграфа мне хотелось бы использовать слова: «Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.

О ком идёт речь, вы догадались?

И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» 

 - Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

Это Чехов Антон Павлович. Его смешные рассказы.

Формулируют тему и задачу урока

Осуществляют учебные действия по намеченному плану

Сообщение группы учеников, которые готовились к уроку вместе с учителем:

сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни.

Чехов-гимназист был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться, но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «Пересолил»

Иногда он изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под влиянием этого домашнего спектакля.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

4. Этап выявления места и причины затруднения

Прослушивание аудиозаписи Беседа по ней

Предлагаю прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» Организует подводящий к теме диалог.

- Что за ситуация лежит в основе рассказа? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос  после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении замечательного артиста.

 

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

Слушают аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы.

Повторяют теорию о жанре рассказа.

Словарная работа: фельдшер, дьячок, ряса, псалтырь, литургия, хирургия, тракция.

 (словарная работа подготовлена группой учеников -дублеров учителя)

Изучают рассказ.

Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр.

Смешной, юмор.

Узнают о юморе.

Проверяют себя по учебнику.

Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

 Личностные:

- знание основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в беседу);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Работа в парах.

- А что такое юмор?

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

Нарисуйте на листочках, которые лежат перед вами,  рисунок юмора, как вы представляете себе его. Постройте проект юмора.

 

Проводится рефлексия. Вопросы:

• Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Что нужно сделать ещё?

Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

Юмор – это добрый смех.

Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Коммуникативные:

 - умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.  Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания.)

 Дать характеристику герою рассказа по плану.

Организует работу в группах. Раздаёт карточки-задания:

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

3-я группа: Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках.

- Чем вы объясняете эти совпадения?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

.

Работа в группах. Обсуждение.

Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. После  повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем. Взаимные обвинения героев. Обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Коммуникативные:

 - умение работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по эталону

- Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?

Создайте проект сатиры в парах: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их.

Сатира – это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

Осуществляют учебные действия.

8.  Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Предлагаю вам заполнить лист самооценки.

Организует самооценку.

Возвращает внимание учеников к эпиграфу урока и организует высказывания ребят.

Выполняют задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Работают с листом самооценки.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, домашнее задание.)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Дает комментарий к домашнему заданию.

7. Домашнее задание. 

Подготовиться к внеклассному чтению.

1. По группам или индивидуально подготовить:

1в.:   чтение и пересказ рассказа «Толстый и тонкий»

2в.:  чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия»

3в. инсценирование рассказа «Хамелеон»

2. Письменно ответить на вопрос:

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который готовится для представления).

Могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...