Материалы для уроков литературы по творчеству Н.А.Некрасова
методическая разработка по литературе (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

В методической разработке по творчеству Н.А.Некрасова представлены две презентации презентация "Николай Алексеевич Некрасов" и "Поэма Некрасова"Кому на Руси жить хорошо", материалы к уроку по теме "Поэма Некрасова"Кому на Руси жить хорошо", карточки по теме "Поэма Некрасова"Кому на Руси жить хорошо"и контрольные вопросы. Эти материалы можно использовать и при подготовке к урокам, и для проведения викторины по биографии и творчеству поэта. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1877) Выполнила Бобрышева Н.И. преподаватель русского языка и литературы ВМКР

Слайд 2

Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском селе Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Его мать, Елена Андреевна, принадлежавшая к роду польских дворян Закревских.

Слайд 3

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой - столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. И. Левитан «Владимирка» Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки…

Слайд 4

В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями, и после 5-го класса, в1837 года Некрасов ушел из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Ярославская гимназия

Слайд 5

В конце 1838 года он приехал в Петербург. В Петербурге Некрасов стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег. В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын Отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Это был самый трудный период жизни Некрасова. В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению философского факультета. Петербург

Слайд 6

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» под псевдонимом «Н.Н». Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его. «Мечты и звуки»

Слайд 7

В 1943 году знакомится с великим русским критиком, революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». « Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта. Белинский

Слайд 8

Карабиха Господский дом, приобретённый Н.А. Некрасовым в 1861 году Зинаида Николаевна Некрасова

Слайд 9

Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев - купцов ( «Секрет» ). В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы».

Слайд 10

В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал «Современник». Первая книжка «Современника» вышла 1 января 1847 года. В первых же книжках «Современника» были напечатаны «Кто виноват?», «Сорока –воровка», Герцена, многие из «Записок охотника» Тургенева, «Псовая охота» Некрасова, статьи Белинского. И.С.Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д. Григорович, И.И. Панаев «Современник»

Слайд 11

Авдотья Яковлевна Панаева

Слайд 12

Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется поэма «Саша». В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник «Стихотворения Н. Некрасова» – первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал свои лучшие стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. ( «Поэт и гражданин», «В дороге», «Псовая охота», «Саша», «Современная ода», «Родина», «Огородник», «Забытая деревня»)

Слайд 13

Поэма «Коробейники» была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г. Я.Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе. В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой «Мороз, Красный нос». В ней поэт рассказывает о пореформенной жизни крестьянина, характер его труда, народные обычаи и нравы.

Слайд 14

«Отечественные записки» В 1865 году «Современник» был запрещен. Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал «Отечественные записки», его соавтором становится Салтыков - Щедрин.

Слайд 15

Поэма «Княгиня Трубецкая» Поэма «Княгиня Волконская» В начале 70 – х годов автора захлестнула важная тема – декабристы. Поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» Некрасов сначала назвал «Декабристки», но вскоре заменил его на более общее – «Русские женщины».

Слайд 16

Последнее произведение Некрасова. Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 -70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. «Я задумал, - говорит Некрасов, - изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является весь русский народ. «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 17

Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть. Ничьего не прошу сожаленья, Да и некому будет жалеть. «Последние песни» Некрасов умер 27 декабря 1877 года.

Слайд 18

Темы лирики Н.А. Некрасова Тема народа и Родины «В дороге» «Тройка» «Несжатая полоса» «Забытая деревня» «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорога» «Родина» Тема поэта и поэзии «Муза» «Умру я скоро. Жалкое наследство…» «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая…») «Блажен незлобивый поэт» «Поэт и гражданин» Тема города «Перед дождём» «На Волге» «Рыцарь на час» Любовная лирика «Я не люблю иронии твоей» «Мы с тобой бестолковые люди» «Горящие письма» «О письма женщины, нам милой!» «Ты всегда хороша несравненно» Тема природы «Перед дождём» «На Волге» «Рыцарь на час»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кому на Руси жить хорошо?»

Слайд 2

Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Эпопея - крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях. Сюжет и структура поэмы Часть первая: Часть первая: Пролог Глава I. Поп Глава II. Сельская ярмарка Глава III. Пьяная ночь Глава IV. Счастливые Глава Глава V. Помещик Последыш Крестьянка Пир на весь мир . Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэма Н. жить хорошо» п овествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.

Слайд 3

КОМПОЗИЦИЯ«календарна я » « Пролог » - весна ( птицы вьют гнёзда , кукует кукушка ) ‏ « Поп » - «А время уж не раннее , подходит месяц май » « Сельская ярмонка » - « Лишь на Николу вешнего погода поуставилась » ( 9 мая по старому стилю ) ‏ « Последыш » - « Петровки.Время жаркое . В разгаре сенокос »( 12 июля ) ‏

Слайд 4

« Пир на весь мир » - сенокос кончается ( ранняя осень ) ‏ « Крестьянка » - ( жатва ) Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время

Слайд 5

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Названия губерний , уездов , волостей , деревень говорят о бедственном положении народа : Заплатово , Дырявино … Художественное пространство

Слайд 6

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка село Кузьминское « Сельская ярмонка » Вахлаки « Последыш » Наготино Клин « Крестьянка » « Пир на весь мир » Маршрут путешествия Столбовая дорога

Слайд 7

Фольклорные мотивы поэмы Волшебная сказка Былина Народная песня Притча Легенда

Слайд 8

Художественные особенности поэмы Сквозной образ произведений Некрасова - образ дороги символическое отражение крестного пути России поисках истины. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

Слайд 9

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Пролог Пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала « Современник» за 1866 год . О сновная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси.

Слайд 10

Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому ! - Сказали братья Губины , Иван и Митродор . Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи : Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю... Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Слайд 11

За спором мужики не замечают , что дали крюк в тридцать вёрст . Домой возвращаться поздно , мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор , который перерастает в драку . Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос .

Слайд 12

1.Помещик 2.Чиновник 3. Поп 4.Купец 5.Вельможа 6.Министр 7.Царь Счастливые

Слайд 13

Нашли ли мужики счастливого в этой главе ? Почему сам поп считает себя несчастливым ? Так ли это ? Как в главе изображено положение крестьян ? Какие беды выпадают на их долю ? Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян ? Глава «Поп»

Слайд 14

Счастье - « покой , богатство , честь » 1. Покой : « как достаётся грамота поповскому сынку », « болящий , умирающий , рождающийся в мир не избирают времени », « Зимой , в морозы лютые , и половодье вешнее иди — куда зовут !» « Нет сердца , выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение , надгробное рыдание , сиротскую печаль »

Слайд 15

2. Почёт : « Кого вы называете породой жеребячьею ?» «О ком слагаете вы сказки балагурные , и песни непристойные , и всякую хулу ?» « Мать-попадью степенную , Попову дочь безвинную , Семинариста всякого - Как чествуете вы ? Кому вдогон , как мерину , Кричите : « го-го-го »

Слайд 16

Богатство : в прошлом , когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения , крестин , свадеб и похорон , священникам жилось хорошо . « Плодилися и множились И нам давали жить ...» Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны : «... мирские гривенки , Да пироги по праздникам , Да яйца о Святой » С такого не разбогатеешь . «... не брать , так нечем жить »

Слайд 17

Вывод , Некрасовский поп вызывает симпатию . Это неглупый , незлой , ответственный человек . Труд его нелёгок и беспокоен , а вознаграждение бывает мизерным . Возможно , в среде простого духовенства было немало честных , добросовестных , и образованных людей . Своим словом они и просвещали , и лечили

Слайд 18

Какие жизненные обстоятельства , по мнению Некрасова , мешали крестьянам быть счастливыми ? Каким вам представляется Павлуша Веретенников ? Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке « лавочки с картинками и книгами »? Каково его отношение к народному просвещению ? Глава «Сельская ярмарка»

Слайд 19

В начале главы — весенний пейзаж , каким е го видит крестьянин Это образ земли , лишённ о й жизни , - « зелени ни травки , ни листа », « лежит под небом пасмурным , « как мертвец без савана », « печальна и нага ». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности , горя .

Слайд 20

Богатство красок ,жизнерадостность ( пестро , красно кругом ; рубахи всех цветов,платья красные;косы с лентами )

Слайд 21

Художественные детали ( песня хором грянула , согласная , складная , и катится она « широко », « вольно ») говорят о талантливости , чуткости и душевной силе народа . Крестьянин Вавила - Павлуша Веретенников Картина 5.Веселье переходит в ничем не сдерживаемое пьянство Вывод:Сознание народное сложное и противоречивое . С одной стороны, народ — труженик,талантливый,чуткий , умный . С другой - невежественный , тёмный , смиренный , п ьющий .

Слайд 22

Яким Нагой В деревне Босове Яким Нагой живёт , Он до смерти работает , До полусмерти пьёт ! - так определяет себя сам персонаж . В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа . Живёт — с сохою возится , А смерть придёт Якимушке — Как ком земли отвалится , Что на сохе присох ... ...у глаз , у рта Излучины , как трещины На высохшей земле ... ... шея бурая , Как пласт , сохой отрезанный , Кирпичное лицо . Глава «Пьяная ночь»

Слайд 23

Яким , старик убогонький , Живал когда-то в Питере , Да угодил в тюрьму : С купцом тягаться вздумалось ! Как липочка ободранный , Вернулся он на родину И за соху взялся . Во время пожара большей части своего добра , поскольку первым делом бросился спасать картиночки , которые купил для своего сына : И сам не меньше мальчика Любил на них глядеть . Однако и в новом доме герой принимается за старое : покупает новые картинки . Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его твёрдую жизненную позицию . В главе « Пьяная ночь » Яким Нагой произносит монолог . Г де его убеждения сформулированы предельно отчётливо : каторжный труд , результаты которого достаются трём дольщикам ( Богу,царю и господину ), а подчас и вовсе уничтожаюся пожаром ; бедствия , нищета – всем этим оправдываеся мужицкое пьянство .

Слайд 24

Ради дармовой выпивки счастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник , и разбитый параличом бывший дворовый человек , сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем , и даже оборванные нищие . Дьячок уволенный :« В благодушестве … Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку » Старуха старая : « Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде » Мужик с одышкою: «… по счастию И я добрел на родину ,.. И легче стало мне » Глава « Счастливые » Эй,счастие мужицкое ! Дырявое с заплатами , Горбатое с мозолями ..

Слайд 25

Ермила Гирин Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А.Д.Потанин (1797 — 1853), управляющий по доверенности имением графини Орловой , которое называли Одоевщиной ( по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских ), а крестьяне перекрестили в Адовщину.Потанин прославился необычайной справедливостью.Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам « Худую совесть надобно - Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать » . « Крестьянство раскошелилось , Несут Ермилу денежки , Дают , кто чем богат . Через неделю времени Ермил на этой площади Рассчитывал народ » .

Слайд 26

Помещик Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню, Закон — мое желание! Кулак — моя полиция ! Поят народ распущенный, Зовут на службы земские, Сажают, учат грамоте, — Нужна ему она! "Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася : Одним концом по барину, Другим по мужику!.." Поят народ распущенный, Зовут на службы земские, Сажают, учат грамоте, — Нужна ему она! Оболт-Оболдуев с восторгом вспоминает былые времена, собственных актеров, пиры, охоту, объем помещичьей власти: Помещик был румяненький , Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие...

Слайд 27

Пролог 1. До замужества 2. Песни 3. Савелий, богатырь святорусский 4. Демушка 5. Волчиц П а 6. Трудный год 7. Губернаторша 8. Бабья притча Глава «Крестьянка»

Слайд 28

Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми . Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо. Матрёна Тимофеевна

Слайд 29

Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы. До замужества Замужем А выискался суженый, На горе –чужанин! Филипп Корчагин – питерщик , По мастерству печник. Муж был хороший непьющий, с профессией (печник). Семья мужа Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился, Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо - зашипит!

Слайд 30

Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня… Савелий, богатырь святорусский.

Слайд 31

Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед! И я же, по грехам моим, Сгубил дитя невинное… Кори казни меня! А с богом спорить нечего . Как бы ни был человек благочестив и праведен, очень легко может он сделать грех, если будет неосторожен (Библия). Демушка

Слайд 32

После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком. ВОЛЧИЦА

Слайд 33

Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее. Был страшный год... Волчицу ту Федотову Я вспомнила — голодную, Похожа с ребятишками Я на нее была! ТРУДНЫЙ ГОД

Слайд 34

Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули. ГУБЕРНАТОРША

Слайд 35

Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб они счастливую не найдут. Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! БАБЬЯ ПРИТЧА

Слайд 36

Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из четырех частей. 1.Горькое время – горькие песни. 2.Странники и богомольцы. 3.И старое и новое. 4.Доброе время – добрые песни. Пир, на весь мир

Слайд 37

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова , сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь: ... лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка

Слайд 38

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал... А дальше? Дальше известно: Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Слайд 39

Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца". В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин. В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Слайд 40

В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе мы ясно видим, как углубляет автор тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя.

Слайд 41

Проблемные вопросы: 1. Что такое грех? 2. Каковы последствия греха? 3. Как Некрасов раскрывает тему греха в поэме? 4. Как автор решает проблему греха? Грех у верующих: нарушение религиозных правил. То, что лежит на совести, отягощает ее, как чувство вины. Предосудительный поступок. Грешник – грешный человек. Библия – христианская мораль Грехопадение – духовная, а затем и физическая смерть. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом . «Блаженны нищие духом. Ибо их есть царство небесное» «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» Нищие духом – это люди, которые считают себя несчастными грешниками. Блаженны плачущие – грешники, которые жалеют о своих грехах. Было двенадцать разбойников, Был Кудеяр - атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан… Совесть злодея осилила… Пан Глуховский : «Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю! Убийство. Рухнуло древо, скатилося , С инока бремя грехов… «Крестьянский грех» Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается! Глеб- он жаден был- соблазняется: Глеб- он жаден был- соблазняется: Завещание сожигается ! Всё прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! Ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться . Легенда о двух великих грешниках

Слайд 42

Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и слачен , на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы. Вывод



Предварительный просмотр:

Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Приступая к работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Н.А.Некрасова поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения.

Поэ́ма —  крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Эпопея - крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях.

Сюжет и структура поэмы: Часть первая: Пролог,  Глава I. «Поп»,  Глава II. «Сельская ярмарка»,  Глава III. «Пьяная ночь», Глава IV. «Счастливые», Глава V. «Помещик», «Последыш» , «Крестьянка», «Пир на весь мир»

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. 

Поэма Н. жить хорошо» повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.

Композиция«календарная»

«Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏

«Поп» - «А время уж не раннее, подходит месяц май»

«Сельская ярмарка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)‏

«Последыш» - «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)

«Пир на весь мир» - сенокос

кончается (ранняя осень)‏

«Крестьянка» - (жатва)

Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время.

Художественное пространство

Названия губерний, уездов, волостей, деревень говорят о бедственном положении

 народа:Заплатово, Дырявино.

Фольклорные мотивы поэмы: волшебная сказка, былина, народная песня, притча, легенда.

Художественные особенности поэмы

Сквозной образ произведений Некрасова - образ дороги, символическое отражение крестного пути России, поисках истины. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

Пролог

Пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси.

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, /Вольготно на Руси»?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю...

За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

Счастливые: помещик , чиновник, поп, купец, вельможа, министр, царь.

Глава «Поп»

Счастье - «покой, богатство, честь»

Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку»,

«болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,

 «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда

зовут!»

 «Нет сердца, выносящего без некоего

трепета предсмертное хрипение,

надгробное рыдание, сиротскую печаль»

Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?»

 «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные,и всякую хулу?»

 «Мать-попадью степенную,

Попову дочь безвинную,

Семинариста всякого -

Как чествуете вы?

Кому вдогон, как мерину,

Кричите: «го-го-го»

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время

рождения, крестин, свадеб и похорон, священникам жилось хорошо.

 «Плодилися и множились

И нам давали жить...»

Теперь время не то -  приношения народа попу очень скромны:

 

«...мирские гривенки,

Да пироги по праздникам,

Да яйца о Святой»

С такого не разбогатеешь.

 «...не брать, так нечем жить»

Некрасовский поп вызывает симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный человек.

Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным.

Возможно, в среде простого духовенства было немало честных, добросовестных,

и образованных людей. Своим словом они и просвещали, и лечили.

 

Глава «Сельская ярмарка»

Пейзаж

Это образ земли,  лишённой жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным,«как мертвец без савана», «печальна и нага».Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя.

Художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и  катится она «широко», «вольно») говорят о талантливости, чуткости и душевной силе

народа.

Веселье переходит в ничем  не сдерживаемое пьянство.

Сознание народное сложное и противоречивое. С одной стороны, народ — труженик, талантливый, чуткий, умный. С другой - невежественный, тёмный, смиренный, пьющий.

«Пьяная ночь»

Яким Нагой

В деревне Босове

Яким Нагой живёт,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьёт!  -  так определяет себя сам персонаж.

В поэме ему доверено выступить в защиту народа  от имени народа.

Живёт — с сохою возится,

А смерть придёт Якимушке —

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох......у глаз , у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле......шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо.

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

Во время пожара лишился большей части своего добра,поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына:

И сам не меньше мальчика

Любил на них глядеть.

Однако и в новом доме герой принимается за старое: покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная ночь» Яким Нагой произносит монолог. Где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам (Богу,царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета – всем этим оправдывается  мужицкое пьянство.

Ради дармовой выпивки счастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый человек, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Дьячок уволенный:«В благодушестве…Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку»

Старуха старая: «Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде»

Мужик с одышкою: «… по счастию И я добрел на родину,..И легче стало мне»

Эй,счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

Ермил Гирин прославился справедливостью. Некрасовский Гирин своей

честностью стал известен односельчанам

«Худую  совесть надобно -

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать».

«Крестьянство раскошелилось,

Несут Ермилу денежки,

Дают, кто чем богат.

Через неделю времени

Ермил на этой площади

Рассчитывал народ».

Помещик был румяненький, 
    Осанистый, присадистый, 
    Шестидесяти лет; 
    Усы седые, длинные, 
    Ухватки молодецкие...

Оболт-Оболдуев с восторгом  вспоминает былые времена, собственных актеров, пиры, охоту, объем помещичьей власти:

Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню, Закон — мое желание!  Кулак — моя полиция! Поят народ распущенный, Зовут на службы земские,  Сажают, учат грамоте, — Нужна ему она!Поят народ распущенный, Зовут на службы земские, Сажают, учат грамоте, — Нужна ему она! "Порвалась цепь великая,Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,Другим по мужику!.."

Пролог

1. До замужества
2. Песни
3. Савелий, богатырь святорусский
4. Демушка
5. Волчица
6. Трудный год
7. Губернаторша
8. Бабья притча 

Матрёна Тимофеевна

Осанистая женщина,
 Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.

 Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
 Да серп через плечо

.

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

А выискался суженый,

На горе –чужанин!

Филипп Корчагин – питерщик,

По мастерству печник.

Муж был хороший непьющий,

с профессией (печник).

Семья была большущая,

 Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

 В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо - зашипит!

Из всей семейки мужниной

Один Савелий, дедушка,

Родитель свекра-батюшки,

Жалел меня…

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!

И я же, по грехам моим, Сгубил дитя невинное…

Кори казни меня! А с богом спорить нечего.

 Как бы ни был человек благочестив и праведен, очень легко может он сделать грех, если будет неосторожен (Библия).

 

Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.

Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее.
Был страшный год... 
Волчицу ту Федотову 
Я вспомнила — голодную, 
Похожа с ребятишками 
Я на нее была!

Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из четырех частей.

1.Горькое время – горькие песни.

2.Странники и богомольцы.

3.И старое и новое.

4.Доброе время – добрые песни.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь: 

    ... лет пятнадцати 
    Григорий твердо знал уже, 
    Что будет жить для счастия 
    Убогого и темного 
    Родного уголка

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал... 

А дальше? Дальше известно: 
    Ему судьба готовила 
    Путь славный, Имя громкое 
    Народного заступника, 
    Чахотку и Сибирь

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин. 
    В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь": 
    Рать подымается - Неисчислимая, 
    Сила в ней скажется Несокрушимая!

В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе мы ясно видим, как углубляет автор тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя.

Легенда о двух великих грешниках

Грех у верующих: нарушение религиозных правил. То, что лежит на совести, отягощает ее, как чувство вины. Предосудительный поступок. Грешник – грешный человек. 

Библия – христианская мораль Грехопадение – духовная, а затем и физическая смерть. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом.

«Блаженны нищие духом. Ибо их есть царство небесное» «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» Нищие духом – это люди, которые считают себя несчастными грешниками. Блаженны плачущие – грешники, которые жалеют о своих грехах. 

Было двенадцать разбойников, Был Кудеяр- атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан… Совесть злодея осилила… 

Пан Глуховский: «Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!    Убийство.  Рухнуло древо, скатилося, С инока бремя грехов… «Крестьянский грех» Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается! Глеб- он жаден был- соблазняется: Глеб- он жаден был- соблазняется: Завещание сожигается! Всё прощает бог, а Иудин грех Не прощается. Ой, мужик! мужик! Ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться .

Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и слачен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа.

В этом и заключается смысл поэмы.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

1. В какое время Некрасов писал поэму? Какому событию он посвятил поэму?

2. Какой вопрос главный в поэме?

3. Перечислите, кого должны были посетить крестьяне во время своих странствий в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Карточка №2

1.Что такое поэма?

2. Определите жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

3. Назовите её признаки.

4. В чём особенности композиции поэмы?

Карточка №3

  1. Художественное пространство в поэме.
  2. О чём говорят названия волостей и деревень, из которых вышли герои искать ответ на вопрос о счастье?

Карточка №4

  1. Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Перечислите.
  2. Приведите примеры из текста. (Эпилог, Крестьянка, Пир на весь мир).

Карточка №5

  1. Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (перечислить).
  2. Образ дороги и его значение.
  3. Символика. Что означает цифра 7?
  4. Каков язык поэмы? Приведите примеры из текста.

Карточка №6 Глава «Поп».

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян.

Карточка №6 Глава «Пьяная ночь»

  1. Как рисует Некрасов образ Якима Нагого? Приведите из текста описание портрета героя.
  2. Как объясняет Яким пьянство русского народа?
  3. Кто в этой главе причисляет себя к счастливым и почему? Приведите примеры из текста.

Карточка №6 Глава «Пьяная ночь»

  1. Как рисует Некрасов образ Якима Нагого? Приведите из текста описание портрета героя.
  2. Как объясняет Яким пьянство русского народа?
  3. Кто в этой главе причисляет себя к счастливым и почему? Приведите примеры из текста.

Карточка №7Глава «Помещик»

  1. Как рисует свою и крестьянскую жизнь до отмены крепостного права Оболт – Оболдуев?
  2. Почему он считает, что после крестьянской реформы "Порвалась цепь великая,
    Порвалась - расскочилася:
    Одним концом по барину,
    Другим по мужику!..?

Карточка №7Глава «Крестьянка»

1.Почему Матрёну Тимофеевну считали счастливой? Приведите пример портрета героини.

2. Перечислите несчастья, выпавшие на долю героини.

3. В каких песнях отразилась её судьба?

4.Считает ли себя героиня счастливой? Приведите её слова из текста.

Карточка №8 Часть«Крестьянка» и “Пир на весь мир»

1.Почему Некрасов называет  Савелия богатырём святорусским?

2. В чём видит счастье Гриша Добросклонов? О чём он слагает свои песни? Приведите отрывки из песен героя.

3.Чем близок Некрасову этот образ?

Карточка №9Часть“Пир на весь мир».  «Глава о двух грешниках»

  1. Почему народу ближе образ разбойника Кудеяра, чем холоп Глеб?
  2. Какой смысл в слово «грех» вкладывает народ?
  3. Какой грех, по мнению Некрасова не прощается в народе. Приведите цитату об этом.


Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы по теме 

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова»

  1. История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
  1. В какое время Некрасов писал поэму? Какому событию он посвятил поэму?
  2. Какой вопрос главный в поэме?
  3. Перечислите, кого должны были посетить крестьяне во время своих странствий в
  4. поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

  1. Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
  1. Назовите её признаки.
  2. В чём особенности композиции поэмы?
  3. Художественное пространство в поэме.
  4. О чём говорят названия волостей и деревень, из которых вышли герои искать ответ на вопрос о счастье?
  5. Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
  6. Приведите примеры из текста. (Эпилог, Крестьянка, Пир на весь мир).

  1. Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (перечислить).
  1. Образ дороги и его значение.
  2. Символика. Что означает цифра 7?
  3. Каков язык поэмы? Приведите примеры из текста.

  1. Глава «Поп».
  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян.

  1. Глава «Пьяная ночь»
  1. Как рисует Некрасов образ Якима Нагого? Приведите из текста описание портрета героя.
  2. Как объясняет Яким пьянство русского народа?
  3. Кто в этой главе причисляет себя к счастливым и почему? Приведите примеры из текста.

  1. Глава «Помещик»
  1. Как рисует свою и крестьянскую жизнь до отмены крепостного права Оболт – Оболдуев?
  2. Почему он считает, что после крестьянской реформы

"Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..?»

  1. Глава «Крестьянка»
  1. Почему Матрёну Тимофеевну считали счастливой? Приведите пример портрета героини.
  2. Перечислите несчастья, выпавшие на долю героини.
  3. В каких песнях отразилась её судьба?
  4. Считает ли себя героиня счастливой? Приведите её слова из текста.

  1. Часть«Крестьянка» и “Пир на весь мир»
  1. Почему Некрасов называет  Савелия богатырём святорусским?
  2. В чём видит счастье Гриша Добросклонов? О чём он слагает свои песни? Приведите отрывки из песен героя.
  3. Чем близок Некрасову этот образ?

  1. Часть“Пир на весь мир».  «Глава о двух грешниках»
  1. Почему народу ближе образ разбойника Кудеяра, чем холоп Глеб?
  2. Какой смысл в слово «грех» вкладывает народ?
  3. Какой грех, по мнению Некрасова не прощается в народе. Приведите цитату об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Урок - портрет по творчеству Н.А. Некрасова.

Данный урок раработан для 10 класса. Жизньи творчество Н.А  Некрасова  представлена  через портреты художников И.К. Крамского и Н.Ге. Шмаринова....

Урок - проект по творчеству Н. А. Некрасова

Урок - проект по творчеству Н. А. Некрасова...

Материалы к уроку литературы в 9 классе "А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество".

В папке к уроку содержится конспект урока, презентация и материал для рабочей папки учащегося....

Урок по литературе: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...» (9 класс)

Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему:  «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа  стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...»...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

Урок-мастерская по творчеству Н.А.Некрасова

Урок посвящён обобщению и систематизации знаний о жизни и товрчестве Н.А.Некрасова...