Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса
методическая разработка по литературе (11 класс)

Лабзина Ольга Викторовна

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.

Творчество А.А.Ахматовой рассматривается как новая страница в русской поэзии, так как поэтесса стала открывателем области, до того неведомой читателям: веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в её лирике. Мастерская позволяет познакомиться с основными особенностями поэзии Ахматовой через личное восприятие её стихов.

Материалы включают:

Проект урока (мастерская построения знаний) с технологической картой урока;

Презентация к уроку;

Раздаточный материал 1. критика об особенностях лирики Ахматовой; 2 подборка стихотворений А.А. Ахматовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читая «Гамлета»

У кладбища направо пылил пустырь,

А за ним голубела река.

Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь

Или замуж за дурака..»

Принцы только такое всегда говорят,

Но я эту запомнила речь,-

Пусть струится она сто веков подряд

Горностаевой мантией с плеч.

                         2

И как будто по ошибке

Я сказала:  «Ты…»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор…

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестер.               1909г.

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно её угадать

В ещё незнакомой улыбке.

                       1911г.

                         Вечером

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахло морем

На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят стройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым».

                                                   1913г.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.    

                                                           1912г.

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье.

Или актеру – голос и движенье,

А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами –

Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых.

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

                                    1915г.

И мальчик, что играет на волынке,

И девочка, что свой плетет венок,

И две в лесу скрестившихся тропинки,

И в дальнем поле дальний огонёк,-

Я вижу всё. Я всё запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.

Лишь одного я никогда не знаю

И даже вспомнить больше не могу.

Я не прошу ни мудрости, ни силы.

О, только дайте греться у огня!

Мне холодно…Крылатый иль бескрылый,

Веселый бог не посетит меня.

                                       1911г.

Сколько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

И я встану – Христос помоги! –

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчётливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый.

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питьё,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя моё

Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнутся лукаво…

Мне любви и покоя не дав,

Подари меня горькою славой.    

                                   1912г.

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт её,-

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем отмою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.    

                                       1917г.

Бессмертник сух и розов. Облака

На свежем небе вылеплены грубо.

Единственного в этом парке дуба

Листва ещё бесцветна и тонка.

Лучи зари до полночи горят.

Как хорошо в моем затворе тесном!

О самом нежном, о всегда чудесном

Со мною Божьи птицы говорят.

Я счастлива. Но мне всего милей

Лесная и пологая дорога,

Убогий мост, скривившийся немного,

И то, что ждать осталось мало дней.

                                                 1916г.

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда провалились студеные, влажные дни?

Изумрудною стала вода  замутнённых каналов,

И крапива запахла, как розы, но только сильней.

Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось – сейчас забелеет прозрачный подснежник..

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

                                        1922г.

Сказал, что у меня соперниц нет.

Я для него не женщина земная,

А солнца зимнего утешный свет

И песня дикая родного края.

Когда умру, не станет он грустить,

Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!»

Но вдруг поймет, что невозможно жить

Без солнца телу и душе без песни.

…А что теперь?                

                                               1921г.

То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой.

Оттого что это – любовь.

Высоко небо взлетело,

Легки очертанья вещей,

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.

                               1913г.

Ты письмо моё, милый, не комкай,

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я –

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках…

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах.

Ты письмо моё, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.       1912г.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.                       1922г.

                Памяти Вали.

1.

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбёжку слышится

Детский голосок.

2.

Постучись кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона,

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просто травинок зелёных,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.                   1942г.

Родная земля.

                                И в мире нет людей бесслёзней,

                                Надменнее и проще нас.

                                                                                  1922

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи.

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

                         Да, для нас это грязь на калошах,

                         Да, для нас это хруст на зубах.

                          И мы мелем, и месим, и крошим

                          Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.

                                                              1961г.                                                                          

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.   1940 г.

Песенка

 Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Вырываю и бросаю –

Пусть простит меня.

Вижу, девочка босая

Плачет у плетня.

Страшно мне от звонких воплей

Голоса беды,

Всё сильнее запах тёплый

 Мёртвой лебеды.

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой.

Надо мною только небо,

А со мною голос твой.     1911 г.                  

 

Муза

Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

                                                          1924 г.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

                           Навеки!

1942г.

Проводила друга до передней.

Постояла в золотой пыли.

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово -

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.   1913г.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным небом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.1915г.

Уединение

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня

Высокою среди высоких башен.

Строителей её благодарю,

Пусть их забота и печаль минует.

Отсюда раньше вижу я зарю,

Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей

Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу…

А не дописанную мной страницу,

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.        1914г.

Всё отнято: и сила, и любовь.

В немилый город брошенное тело

Не радо солнцу. Чувствую, что кровь

Во мне уже совсем похолодела.

Веселой Музы нрав не узнаю:

Она глядит и слова не проронит,

А голову в веночке темном клонит,

Изнеможенная на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней

Беснуется: великой хочет дани.

Закрыв лицо. Я отвечала ей…

Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

                                                                      1916г.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой. Злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи,

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.  1911г.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой. Злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи,

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.  1911г.



Предварительный просмотр:

Проект  урока.

Тема урока: Особенности лирики А.А.Ахматовой

Место проведения: МБОУ СОШ №28 11 класс

  1. Характеристика класса: общеобразовательный и социально-экономический профиль, всего учеников - 19,  из них на  1 уровне обученности-1, на 2-8, на 3-10. Уровень сформированности ОУУН – средний.
  2. Характеристика  темы.  Творчество А.А.Ахматовой рассматривается как новая страница в русской поэзии, так как поэтесса стала открывателем области, до того неведомой читателям: веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в её лирике. Мастерская позволяет познакомиться с основными особенностями поэзии Ахматовой через личное восприятие её стихов.
  3. Триединая дидактическая цель:
  • воспитание коммуникативных качеств личности, умения преодолевать

жизненные       трудности;

  • создание условий для развития творческих способностей, умения анализировать          поэтический текст, работать с документами, формулировать выводы, выражать собственное мнение;
  • создание условий для знакомства с творчеством и личностью А.Ахматовой.
  1. Технологические особенности. Мастерская построения знаний.
  2. Формы организации учебной деятельности:

–индивидуальная,

– групповая.

  1. Материалы к мастерской:  - стихи А. Ахматовой;

- презентация по творчеству поэта.

Технологическая карта мастерской

Этапы мастерской

Учитель

Учащиеся

  1. Индуктор

Просит надеть  на правую руку перчатку с левой руки.

Записывают свои ощущения, называют психологическую ситуацию, когда это может произойти.

2.Работа с материалом

Чтение «Песни последней встречи»

Работа с содержанием стихотворения: выписывают предметы реального мира, объясняют с их помощью психологическое состояние лирической героини.

3. Разрыв

Показать презентацию памятников А.Ахматовой.

Почему создано несколько памятников поэтессе?

Выдвижение версий

4. Деконструкция

Поищем ответ у самого поэта и её современниц.

Выбирают то, с чем согласны, составляют ассоциативный ряд выбранного понятия

5. Самоконструкция.

Социализация

На столах разложены стихи Ахматовой

Учащиеся ходят и выбирают из них одно, которое привлекло чем-то. Индивидуальная работа со стихотворением, определение составляющей женской души, проявляющейся в стихах. Группа выбирает для чтения 2-3 , поясняет свое мнение

6.Запрос

Работы критиков о стихах

Выписывают, что нового узнали об основных особенностях лирики Ахматовой

7.Творческое задание Афиширование                                  Рефлексия

1. Описать свой памятник Поэту.

2. Даны 2 портрета. Напишите письмо той, которая привлекает больше.

3. Продолжите строчки:

- Я научила женщин говорить,,,

- Я научилась…

-Ты первый раз одна с любимым…

- Проводила друга …

- Сколько просьб у любимой всегда….

- Что нового узнали?

- Что показалось интересным?

- Что не приняли в ходе мастерской?

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова ( Анна Горенко) «Я научила женщин г оворить…»

Слайд 2

Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось,что много ступеней, А я знала – их только три! Между клёнов шёпот осенний Попросил: «Со мною умри!

Слайд 3

Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи, Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-жёлтым огнём.

Слайд 4

Памятник Анне Ахматовой в Москве Памятник открыт 7 ноября 2000 г .

Слайд 5

Бронзовая скульптура Ахматовой размером около трех метров размещается на постаменте из монолитного темно-красного гранита на набережной Робеспьера. На противоположной стороне Невы находятся"Кресты ".

Слайд 6

Памятник во дворе гимназии № 209 Санкт-Петербурга

Слайд 7

Памятник Николаю Гумилеву, Анне Ахматовой и Льву Гумилеву в Бежецке

Слайд 8

Памятник во дворе М у зея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 5 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге был открыт памятник Анне Андреевне Ахматовой. Открытие памятника, установленного в саду возле Фонтанного дома, приурочено к сороковой годовщине со дня смерти поэта.

Слайд 9

Современники о поэзии Ахматовой Голос, запевший в стихах А.А.Ахматовой, выдаёт свою женскую душу. В.Гиппиус Ахматова дала целую книгу женской души. А.Коллонтай Она вылила в искусстве все мои противоречия… Как я ей благодарна. Л. Рейснер

Слайд 10

Из стихов Ахматовой «Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!» «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отражение вашего лица». «Я вижу всё. Я всё запоминаю, Любовно-кротко в сердце берегу».

Слайд 11

Придумать и описать твой памятник поэтессе. Даны 2 портрета А.Ахматовой- напишите письмо той, которая ближе вашей душе. Загадочная женская душа в лирике А.Ахматовой. Продолжите ахматовские строки: «Я научила женщин говорить…» «Я научилась…» «Проводила друга…» « Столько просьб у любимых всегда…»



Предварительный просмотр:

Критика об особенностях лирики Ахматовой

М. Кузьмин

Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их связи с переживаемыми минутами.

Б.Эйхенбаум

К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику…Стихи эти…порождают образ живого человека, который каждое свое новое чувство, каждое новое событие своей жизни отмечает записью. Никаких особых тем, никаких отделов и циклов нет – перед нами как будто сплошная автобиография, сплошной дневник.

Б.Филиппов

И не только от «прозы жизни», а именно от русской художественной прозы, от прозы петербургской – и главным образом от Достоевского – идет ахматовская лирика.

К.Чуковский

Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести.

Г.Фридлендер

Мы встречаем в лирике Ахматовой отзвуки всех этапов её жизни, отражение близких её людей и вместе с тем предельно точное отражение её эпохи.

Любовь уже в ранних стихах Ахматовой печальна. Она несет с собой боль и страдание, заканчивается смертью, изменой или охлаждением любимого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ по творчеству В.В.МАЯКОВСКОГО "СВОЕОБРАЗИЕ ЦВЕТОВОЙ ДЕТАЛИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ"

Систематизация литературно – критического материала о творчестве Владимира Маяковского; текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы....

Урок-мастерская построения знаний по литературе в 9 классе на тему "Биография на фоне памятника (монументальная пушкиниана)"

Мастерская знакомит обучающихся с основными вехами личной и творческой биографии А.С. Пушкина через знакомство с памятниками поэту. В ходе мастерской создаются условия для самостоятельной работы обуча...

Мастерская построения знаний по творчеству НА Некрасова

Материал к первому уроку по творчеству НА Некрасова в системе уроков. Биография, темы лирики. 10 класс. Построен в форме рабочего листа урока для учащихся.Рабочая карта урока для учащихся направлена н...

Мастерская построения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)

Изучение жизни и творчества поэта, определение мотивов лирики.Рабочая карта урока для учащихся направлена на развитие функциональной грамотности (читательской грамотности). Используются приемы преобра...