Главные вкладки

    Конспект урока литературы 8 класс "Русский чудо-человек"
    план-конспект урока по литературе (8 класс)

    Олейникова Наталья Ивановна

    по поэме А.Твардовского "Василий Теркин"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_literature_8_klass_31.03.16.docx21.78 КБ

    Предварительный просмотр:

              Открытый урок  литературы в 8 классе

                               31.03.16 г

             «Русский чудо-человек»( по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»)

     l  Цель урока

    1. Подвести обучающихся к осознанию того, что Тёркин- настоящий герой, показать роль произведения в годы Великой Отечественной войны; осмыслить понятие «ГЕРОЙ»,
    2. Развивать творческое мышление , совершенствовать навыки выразительного чтения , составлять связный текст по заданным вопросам.
    3. Способствовать воспитанию патриотических чувств обучающихся, помочь обучающимся осознать истоки победы наших солдат в годы Великой Отечественной войны.

    ll  Эпиграф к уроку .   Богатырь не тот, что в сказке

                                            Беззаботный великан

                                            А в походной запояске

                                            Человек простой закваски

                                            В муках твёрд и в горе горд…

                                                                                                                          А.Т.Твардовский

     lll  Ход работы    

    1. Организационный момент. Настройка на активную работу на уроке

    -Ребята ,я знаю: каждый в классе- гений,

    Но без труда- талант не впрок.

    Скрестим мы шпаги наших мнений

    И вместе сотворим УРОК.

    Желаю всем доброго настроения, веры в себя и в свой успех.

    1. Прочитаны главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

    И сегодня мы обобщим прочитанное

    Обратимся к словам поэмы, которые станут эпиграфом нашего урока. (ученик читает)

    Попробуем сформулировать тему урока.

    (Вася Тёркин- богатырь. Тёркин- русский герой) .

    А может, кто попытается словами Твардовского сформулировать тему.

    -Он идёт святой и

    Русский чудо- человек!

    Итак, тема урока – Русский чудо-человек.

    1. Как вы думаете, какова наша цель и задача сегодня?

    (почему Василий Тёркин- чудо- человек? (цель).

    Раскрыть главные качества героя. Разобраться в том, что помогло солдатам одержать победу в Великой Отечественной войны(задачи урока).

    1. –И какое слово будет сегодня главным (опираемся на эпиграф)

    Богатырь солдат человек –Герой!

    -Какие слова ассоциируются со словом герой?

    -подвиг ,доблесть, защита, отвага, решительность, самоотверженность, стремление освободить землю от врага.

    5)   Слово ученику (зачитывает по словарю Ожегова лексическое значение слово ГЕРОЙ ).

    ГЕРОЙ – человек, который обладает необыкновенной силой, мужеством, готовностью пожертвовать своей жизнью ради других)


    1. Задание по группам

                       1 группа

    1) Объясните ,

    Какой подзаголовок имеет поэма ,почему?

    С какой целью Твардовский написал поэму и в чём её жанровое своеобразие

                            2 группа

    Как отнеслись солдаты к поэме?

    Почему книга стала популярной.

     

                      3 группа

    «Василий Тёркин -как вы объясните смысл имени и фамилии героя?

    1. Итак ,поэма- «книга про бойца»- каждая глава имеет своё название? А что помогает понять название глав?

    (Автор показывает ,как жил человек на войне, показывает военный быт).

    Давайте, обратимся к тексту поэмы.

                     1 группа

    В главе «Гармонь» Твардовский не унывает , не падает духом.

    Гармонист.

    «На привале» - рассказывает о сабантуе  учебник.

                                   Читаем.

                    2 группа

    А в главе « 2 солдата» Твардовский уважает старого солдата.

    Починил часы. Он мастер на все руки.

    Глава «О потере»- юмор .

    Читаем.

                       3 группа

    «О награде»  Тёркин –немного смешной , простодушный. Если уж вернётся домой , то обязательно с наградой.

                               Читаем.

    Итак, сделаем вывод : какой наш Тёркин? Балагур.

    С юмором. Веселый. Не унывает. И сейчас

    1. Физкультминутка .

    -Вверх рука и вниз рука

    Потянули их слегка.

    Быстро поменяли руки

    Нам сегодня не до скуки

    И в атаку мы шагаем

    Ноги твёрже поднимаем.

    1. Ребята, Мы увидели Тёркина. А нужен ли такой человек?

     Да. Чувство юмора помогает и страх преодолеть, и силы прибавить.

     Шутки- прибаутки как бы смягчают страшные дни войны. Помогают не пасть духом.

     Не впасть в отчаяние

    Где видим трагичные ощущения где видим?

    Большие потери наших солдат.

    И большую территорию страны захватили фашисты.

     Наши солдаты отступали ( читаем.)

    Поэт сам шёл дорогами войны. Это сближает его с Тёркиным.

    ( читаем).

    1. «Ради жизни на земле»- звучит надежда на благоприятный исход битвы. Наша армия несла большие потери.

           Ребята ,но ведь жизнь человеку даётся один раз. И разве можно ею так распоряжаться ?

           Что говорит поэт ? (читаем главы «О войне»)

           Прокомментируем …Солдат войны не выбирает.

           Судьба главного героя- судьба всех солдат страны, которые вынесли на своих плечах тяжесть    

          страшной войны.

          И это- олицетворение национальной силы духа, воли к свободе.

          (Обращаемся к эпиграфу)

          Поэтому у Твардовского- Тёркин- богатырь! Он в огне не горит, и в воде не тонет. Это образ народа.

          Это русский чудо-человек!

          (так- так .Это и есть тема нашего урока).

          В поступках , делах , в речи Тёркина Твардовский выразил национальный характер . Простой солдат  

         ,труженик, хозяин –ГЕРОЙ.

    1. Соберём ещё  раз характер ,черты Тёркина, народа                      

    1)Простота                                         4)Выдержка                                                                   7)Любовь к родине

    2)Щедрость                                       5)Терпение                                                                     8)Душевная сила

    3)Жизнестойкость                           6)Уверенность (в чём?)В победе.                            9)Стойкость

                                                                                                В своих силах?)          

    Значит, кто такой Василий Тёркин? Художественный образ , в котором все черты советского солдата.

    1. А сейчас – творческое задание.(Снова пролистаем страницы поэмы) .Инсценировка.
    2. Заключение.

    «Василий Тёркин»- поэма о солдате, защищавшем нашу землю.

    Твардовский показал человека «на войне в быту суровом, в трудной жизни на войне.»

    Глава за главой автор рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать ,идя на бой святой и правый» ;полевая кухня ,солдат, шинель, гармонь, землянка, шутка –прибаутка, солдатская дружба!

    Поэм-  настоящая повесть огненных лет, вобравшая в себя всё,

                       Что изведано горбом,

                        Что исхожено ногами,

    Что испытано руками,

    Что повидано в глазах,

    Такими отважными бойцами «из Рязани, из Казани, из Сибири ,из Москвы», и из нашего родного хутора Кавалерского.

    Наши прадеды-участники войны были такими же , как легендарный Василий Тёркин. И ,собирая по крупицам материал к краеведческой конференции. Каждый ,ребята из вас, с гордостью , я думаю, скажет : «Я помню, я горжусь!»

    1. Презентация
    2. Ребята, вы- будущее нашей страны , независимость и свободу которой завоевали наши деды и прадеды .И на память о нашем уроке открытки со словами А.Т.Твардосвкого.

    Думается ,что  в столь не простое время , каждый из вас станет настоящим гражданином Отечества.

    1. Подведение итогов урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

    Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

    Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

    Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

    Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

    Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

    Поэма  А. Т. Твардовского  «Василий  Теркин» - самое  известное  произведение  поэта. Отдельные...

    Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

    Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

    Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

    Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....