Рабочая программа по литературе. 5 класс. Чертов В.Ф.
рабочая программа по литературе (5 класс)

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа по литературе.  5 класс. Авторы: Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В. Программа с ИКТ, домашними заданиями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

«Петропавловская СОШ№1»

 Согласовано                                                                                                                            Утверждаю             

 Заместитель директора по НМР                                                                                            Директор МАОУ ПСОШ №1

_________________  В.Ц. Чойбсонова                                                                                    ________ Б.А.Ринчино                   

«___»___________________2019 года          

                                                                                                                                                     «__»__________2019 года

                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

на 2019-2020 учебный год

Ступень обучения: начальное общее образование

Класс: 5 «Г»

Количество часов: всего-102 часа, в неделю-3 часа     Уровень – базовый

Учитель: Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа составлена на основе: авторской программы «Литература для 5х классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ф.П.Чертова (авт.- сост.Ф.П.Чертов. – М.: Издательство «Просвещение», 2014.).

РАССМОТРЕНО на  МО

Протокол №________от

«___»___________2019г.

Руководитель МО_______

с. Петропавловка

Пояснительная записка

  1. Введение.

          Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы МАОУ «Петропавловская СОШ № 1»; Программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень): В.Ф.Чертов, М.: «Просвещение», 2014  г.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программы выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

      Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленного в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования второго поколения. В программе учитывается преемственная связь программы с начальным образованием. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном.

Задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

  1. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

2 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 52 – 77 %;

«2»- менее 51 %. 

  1. Общая характеристика учебного предмета.

      Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.
      Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
      Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно вспомнить известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить».
      Предлагаемая Программа литературного образования разработана на основе требований федерального компонента Государственного стандарта общего образования и может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углубленным изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.
      В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
      
Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.
            
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
      Курс литературы в 5—7 классах строится на основе сочетании концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов,      Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:


      5 класс — художественный образ в литературе;
      

      В  5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни и литературной сказки. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания.

      Основные виды деятельности — работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, а также с художественными образами и в других видах искусства и с использованием словесных образов в разных ситуациях общения.
      Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные
уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. В основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы.  Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой.

      Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

      В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоретические понятия, которые практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы.

      Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля.

      В рубрике «Связь с другими видами искусства» рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися.
      Показателем результативности проведенной на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специальная рубрика
«Внеклассное чтение» поможет учителю организовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении. В 5—7 классах обозначенные в данной рубрике литературные произведения включаются в книгу для внеклассного чтения.

4. Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

      • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  1. Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для  общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч,

  1. Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

Национально-региональный компонент программы

                Литература бурятского народа – неотъемлемая часть  мировой литературы. Особенно это касается устного народного творчества.

При прохождении темы «Мифы Древней Греции» на уроках  - краткое  ознакомление с эпосом  «Гэсэр», рассказчиками эпоса, особенностями произведения в литературной интерпретации.

                При прохождении темы «Фольклор» знакомство с бурятскими сказками, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, благопожеланиями.. Связь с уроками бурятского языка. Монологи, рассказы  о конкурсе «Гэсэр и Дангина».   Опора на жизненный опыт детей. Участники конкурса. Их впечатления, рассказы о подготовке к конкурсу.  Дети должны прийти к выводу, что фольклор существовал у всех народов, задолго до появления  письменности.

                При изучении темы «Басни» для ознакомления предложить басни бурятских писателей, поэтов, таких, как  Б.Абидуев,  Х.Намсараева и др.

        При изучении темы «Образ времени года в литературном произведении»  предложить на русском и бурятском языках песни, стихотворения по теме, чтобы дети услышали музыку стихов, сделали вывод, что и бурятский язык обладает своим строем, музыкальностью, имеет такие же изобразительно- выразительные  средства языка.

                При прохождении темы «Бородино» добавить в беседу данные  о Бурятских  казачьих полках, в  числе  которых воевали и русские и бурятские казаки,  и что высокую оценку  их боеспособности дал сам  царь Александр 1.

                При прохождении темы «Образ родины в русской поэзии»  показать на примерах  произведении бурятских поэтов, песен о родине(гимна Бурятии)  их  красоту и мудрость.

                При прохождении темы А.П.Чехов   «Мальчики» рассказать о путешествии писателя по Сибири, городах, которые он посетил, в том числе и  Верхнеудинске.

                Особое  внимание уделяется произведениям  бурятской  литературы о Великой Отечественной войне.  И  хотя дети  Бурятии  не участвовали в войне, они сполна  почувствовали на себе  ее горечь, лишения, голод.  Пригласить на урок бабушек, дедушек- детей войны. Их тоже  остается  мало.

                Главное, чтобы у детей осталось представление, что мировая, русская, бурятская литература, история неотделимы друг от друга.

  1. Содержание учебного предмета «Литература. 5 класс».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ

      Виды деятельности:
      
а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) басен, фрагментов лирических и эпических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений на сходную тему.


      
б) анализ
      • Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе.
      • Выявление в тексте разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
      • Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.
      • Определение темы и идеи литературного или фольклорного произведения.
      • Выявление признаков отдельных жанров (литературной сказки, басни, рассказа) в литературном произведении.
      • Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.
      • Наблюдения над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, определение двусложных (ямб, хорей) и трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворных размеров.


      
в) развитие устной и письменной речи
      • Разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный) эпического произведения.
      • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
      • Составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана.
      • Отзыв о самостоятельно прочитанном прозаическом произведении.
      • Составление краткой аннотации к литературному произведению.
      • Рекомендация одноклассникам литературного произведения на сходную тему.
      • Составление вопросов, связанных с анализом художественного образа, и развернутые ответы на эти вопросы.
 


      Термины: 
      • Литература как искусство слова.
      • Художественный образ.
      • Миф и сказка.
      • Фольклор и литература.
      • Сказка фольклорная и сказка литературная.
      • Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка).
      • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня).
      • Драматическое произведение. Монолог. Диалог.
      • Тема произведения.
      • Идея произведения (мораль в басне).
      • Сюжет. Эпизоды. Пейзаж.
      • Литературный герой. Персонаж. Лирический герой.
      • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, символ, сравнение, гипербола, звукопись, аллегория).
      • Фантастика.
      • Юмор.
      • Ритм, рифма. Способы рифмовки.
      • Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих (в басне).

Содержание программы (102 часа)

Учебно-тематический план

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего  часов.

В том числе

Теория  ч.

Практическая часть

ИКТ

Контр.

раб.

Вн./ч

Р/Р

К.соч.

Д. соч

Зауч. наизусть

Тесты

1.

Литература как искусство слова

1

1

1

2.

Мифология

3

2

1

2

3

Фольклор

4

2

1

2

4

Литературная сказка

5

1

1

1

2

5

Практикум. Аннотация.

1

1

1

6

Древнерусская литература

2

1

1

2

7

Жанр басни в мировой литературе

3

1

1

3

8

Русская литература XIX века

35

12

8

5

2

6

8

3

22

8.1.

И.А.Крылов

3

1

1

1

1

2

8.2.

А.С.Пушкин

6

2

1

2

1

2

1

4

8.3.

М.Ю.Лермонтов

3

1

1

1

1

2

8.4.

Практикум. Проза и поэзия как формы художественной речи

1

1

1

1

8.5.

Н.В.Гоголь

4

1

1

4

8.6.

Образ времени года в литературном произведении

2

1

1

1

2

8.7.

И.С.Тургенев

5

2

1

1

1

3

8.8.

Н.А.Некрасов

2

1

1

1

2

8.9.

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении

2

1

2

1

8.10.

Л.Н.Толстой

4

1

1

1

1

3

8.11.

Образ Родины в русской литературе

3

1

1

1

2

3

9.

Русская литература XX века

48

12

10

8

3

3

4

29

9.1.

И.А.Бунин

2

1

1

1

2

9.2.

С.А.Есенин

3

1

1

1

1

3

9.3.

П.П.Бажов

3

1

1

2

9.4.

Образы детей в мировой литературе

5

3

2

1

3

9.5.

Практикум. Отзыв о литературном произведении.

2

2

9.6.

А.С.Грин

5

1

1

3

9.7.

А.П.Платонов

2

1

1

1

1

2

9.8.

Практикум. Проза и поэзия как формы художественной речи

1

1

1

9.9.

С.Я.Маршак

2

1

2

9.10.

Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа

2

2

1

9.11.

Образы детей в поэзии и прозе ВОВ

5

1

1

3

9.12.

В.П.Астафьев

4

2

1

1

1

3

9.13.

Образы животных в мировой литературе

5

1

1

3

9.14.

Практикум. Тема и идея литературного произведения

2

2

9.15.

Жанр рассказа в мировой литературе

5

1

1

3

Итого

102

32

21

16

5

7

13

7

63

Календарно–тематическое планирование по литературе в 5г классе

№ ур.

Тема урока

Дата

Содержание урока

Виды и формы  контроля

Домашнее задание

1

Литература как искусство слова

02.09.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России, национальные ценности и традиции; цели и задачи предмета, содержание учебника-хрестоматии; роль книги в жизни человека; выявление уровня литературного развития учащихся

Фронтальный опрос

в.1-2 с.6. Стихотворения об осени

2

Мифы об искусстве. «Апполон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис»,

04.09.

      Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
      

ТУЗ «Легенды и мифы Древней Греции»

С. 7- 14

3

«Орфей в подземном царстве».

06.09.

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

Пересказ.

в.2 и  3 с.19

4

Вн.чт.. Художественный образ в мифе.

09.09

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

Опрос фронтальный

в.7 с.19,  Дополнительная литература

5

Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки

11.09

Мифы славян и их роль значение в развитии искусства слова.

Опрос индивидуальный.

с.21-27, таблица, в.2с.27

6

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. ТУЗ:"Мир сказок"

13.09

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Народные идеалы в сказке.

Фронтальный опрос

с.29- 40, план,             в.1-2с. 40

7

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка».  Сказка как выражение народной мудрости.

16.09

Виды сказок. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

«Особенности  русских народных сказок».

с.29-40, план, в.1-2с. 40

8

Творческая работа с использованием пословиц, поговорок и сказок.

18.09

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

.

Творческая работа с использованием пословиц,поговорок и сказок.

инд.зад.

9

Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». История создания сказки.

20. 09

Сказка фольклорная и сказка литературная. История создания сказки. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Опрос индивидуальный.

с.46-65. План

10

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

23.09

Выражение авторской позиции в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

Опрос фронтальный.

в.7 или 8 с.65

11

Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева». Художественные образы в сказке.

25.09

Художественные образы в сказке. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Опрос индивидуальный

с.66-80, план

12

Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

27.09

Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

ТУЗ «Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

с.80-100. в.15 или 14 с.101

13

Образы предметов, природы, событий  в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

30.09

Образы  событий с помощью предметов, пироды

Самостоятельная работа

С. 66-101. Дополнительная литература

14

Вн.чт. Литературные сказки русских и зарубежных писателей.

02.10

Знакомство с творчеством  сказочников русской и зарубежной литературы. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

Дополнительная литература

с. 102 конспект

15

Практикум. Аннотация.

04.10

Основные признаки аннотации как речевого жанра.  Разновидности аннотаций.

Составление аннотаций рассказов, книг

с.103-105, таблица, задание в тетради

16

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке».

07.10

Русское летописание.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.

Опрос индивидуальный.

с.114 , в.4-3

17

 «Сказание о белгородском киселе».

09.10

Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством.

ТУЗ «Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством».

вопросы в тетради

18

Жанр басни в античной, мировой литературе. Басни Эзопа

11.10,

Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Истоки басенного жанра в России.

Опрос индивидуальный.

с.116- 120

19

Басни Федра

13.10,

Образ рассказчика.

Опрос индивидуальный

С. 121- 123,  басня - наизусть

20

Басни  Жана де Лафонтена и Г. Э. Лессинга

16.10

Художественное и языковое своеобразие басен.

Тест

С. 123 – 127. выразительное чтение

21

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

18.10

Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий. Обличение человеческих пороков в баснях

;устные ответы на вопросы, составление характеристики героев

С.128 -  133 в.2 или 3 с.133 Выразительное чтение

22

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом». ТУЗ

21.10

Обличение человеческих пороков в баснях

Опрос индивидуальный.

 С.134 – 135.Чтение наизусть понравившейся басни

23

Выразительное чтение басен И. А. Крылова.

23.10

Жанр басни в творчестве Крылова. Тематика басен И.А.Крылова.

ТУЗ «Выразительное чтение басен И. А. Крылова».

С. 136- 137. Выразит.чтение,  подготовиться к исценировке

24

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»,

25.10

Краткие биографические сведения о поэте. Детские годы поэта. Болдинская осень в творчестве поэта. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина

Самостоятельная работа по нахождению  художественных приемов среств выразительности

С.139 – 143. Выуч. стих.наизусть

25

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Стихотворени с.1.«Зимнее утро», «Няне».

28.10

Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина.

Опрос фронтальный.

С. 144 – 146. Чтение наизусть

26

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

30.10

Ознакомление с историей сюжета, центральными образами сказки. Нравственные качества царевны и царицы. Гуманистические идеи и вера в победу добра и справедливости в сказке.

выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы.

С.146- 160. Прочитать сказку.

27

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

01.11

Дать представление о стихотворной сказке. Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в литературной сказке.

Опрос фронтальный.

С.161- 162

в.1 или 2 с.165

28

«Сказка о мертвой цаевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

11.11

Закрепление представлений о стихотворной сказке. Особенности бытовой сказки.

 Выучить понравившийся  отрывок .

29

Итоговый урок. Выразительное чтение сказок А.С.Пушкина.ТУЗ

13.11

Итоговый урок по сказкам А.С.Пушкина. Особенности сказок А.С.Пушкина.

ТУЗ «Итоговый урок. Выразительное чтение сказок А.С.Пушкина».

Сочинение по сказке  А.С.Пушкина «Сказка о мертвой цаевне и о семи богатырях»

30

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Прототипы героев.

15.11

Отдельные факты биографии М.Ю.Лермонтова. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Прототипы героев стихотворения.

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы

с.166-167 в.1,2 с. 168

31

Образ исторического события в стихотворении.

18.11

Специфика образа исторического события как модели реального времени. Обучение работе с текстом

Опрос индивидуальный.

Отрывок наизусть. в.3 или 4 с.173

32

 Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Вн/чт

20.11

Знакомство со стихотворениями, посвященными одному историческому событию.

ТУЗ «Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Дополнительная литература

33

Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи

22.11

Практическая работа на основе пройденных произведений

Индивидуальная  работа в тетрадях

Иллюстрации к произведениям, цитаты

34

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы.

25.11,

Биография и творчество писателя, наблюдение над языком и фантастическим сюжетом  произведения

Опрос индивидуальный.

С.175-178

35

Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством».

27.11

Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом  произведения, представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.

Опрос фронтальный.

С. 179-189

36

Мир Диканьки.

29.11

С. 190-229

37

Вн.чт. Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

02.12

Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом  произведения, представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.

Опрос индивидуальный.

С. 190-230, в.1 с. 230

38

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

04.12

Представление о художественном образе и средствах его создания на примере стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть

Выучить полюбившиеся стихотворения

39

Р./р. Описание любимого времени года с использованием цитат.

06.12

Обогащение представлений о художественном образе и средствах его создания

Р./р. Описание любимого времени года с использованием цитат.

Дописать сочинение

40

Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями.

09.12

Слово о писателе, история создания рассказа, отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX  века.

ТУЗ «Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями».

С. 240-242

41

Образ Герасима в повести И. С. Тургенева «Муму».

11.12

Характеристика образа Герасима. Роль других персонажей в раскрытии этого образа. Нравственное преображение Герасима. Нравственные аспекты рассказа. Авторская позиция и способы её проявления.

Работа с текстом

С. 243-253

42

Образ исторического времени в повести И. С. Тургенева «Муму».

13.12

Дать понятие о том, что немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. Авторская позиция и способы её проявления.

Выборочное чтение

С.254-274

43

Смысл названия повести И. С. Тургенева «Муму».

16.12

Идейное содержание и смысл названия произведения. Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX  века.

Опрос фронтальный.

С. 243-274

В. 11- с.275

44

Образ животного и человека в повести Муму»

18.12

Человек, общество, природа - взаимосвязь

Индивидуальный опрос

Сочинение «Муму»

45

Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

20.12

Особенности композиции произведения. Основная тематика стихотворений и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. Начальные представления о собирательном образе и речевой характеристики героев.

Выразительное чтение

С.277-289

46

Р./р. Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова.

23.12

Основная тематика стихотворений и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

ТУЗ «Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть».

С.177- 289 . Выразительно-изобразительные средства  языка

47

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении.

25.12

Начальное представление о заглавном образе в литературном произведении.

Практикум. Теория.

С.290- 293 .

48

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении.

27.12

Начальное представление о заглавном образе в литературном произведении.

Практикум. Самостоятельная работа.

Заглавный образ в каждом литературном произведении- самост. работа

49

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Историко-литературная основа рассказа.

13.01

Историко-литературная основа рассказа. Понятие о сюжете.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

С.3-6. Дополнительная литература. Выразительное чтение.

50

Образы горцев

15.01.

Быт и нравы горцев. Нравственный аспект рассказа.

Индивидуальный опрос

Вответы на вопросы, устное словесное рисование. Д/з  с. 6-17

51

Образы Жилина и Костылина.

17.01

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Пересказ от лица одного из персонажей, сопоставительная характеристика образов 

 С.18-35.

52

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Герои «Кавказского пленника».

Р/ р. Сочинение

20.01

Обучение анализу рассказа. Выявление художественных образов.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими? Сочинение.

 нет

53

Образ  родины в русской литературе . Вн/чт.  

22.01

Стихотворение И.С. Никитина. Изобразительно-выразительные средства.

Выразительное чтение. Средства выразительности – индивидуальная работа

С.37-40

Выучить наизусть отрывок

54

Стихотворения А.К.Толстого  «Край  ты мой, родимый край…», И.Северянина «Запевука»

24.01

Стихотворения А.К.Толстого.  И.Северянина.

Выразительные средства.

Индивидуальный опрос

С.41- 42. Выучить наизусть

55

Стихотворение Н.М.Рубцова

27.01

Стихотворение Н.М.Рубцова

Индивидуальный опрос

С. 43-45. Дополнительная литература

56

И.А.Бунин. Стихотворения

29.01

Стихотворения И.А. Бунина.  Изобразительно-выразительные средства.

Фронтальная работа

С. 47- 50. Выучить наизусть.

Дополнительная литература

57

И.А. Бунин. Вн./чт.

31.01

Изобразительно-выразительные средства.

Фронтальная  работа

С. 50-51. В. 4 (2)

58

С.А.Есенин. Стихотворения

03.02.

Знакомство с творчеством поэта, с временем, в котором он  жил.

Индивидуальная работа.

С. 52 – 54. Дополнительная литература

59

С.А.Есенин. Стихотворения

05.02

Изобразительно-выразительные средства  языка .

Выразительное чтение наизусть

С. 54-55 .Выучить наизусть полюбившееся стихотворение

60

С.А.Есенин. Стихотворения

Вн./чт.

07.02

Сообщение к одному из стихотворении С.А.Есенина

Индивид работа.

С. 56-57 Иллюстрации к стихотворению

61

П.П.Бажов. Сказы.

10.02

Знакомство с биографией писателя

Фронтальная работа

С. 58-59. Пересказ

62

.П.П.Бажов.

12.02

Знакомство с особым миром героев П.П.Бажова – былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с одухотворенным трудом. Жанровое своеобразие произведения .

 Работа со словарём выразительное чтение,  устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов,

С.60 – 71. Сжатый и полный пересказы.

63

П.П.Бажов. Сказы. Вн./чт

14.02

Углубление знаний о главных героях сказов, роли портретов, пейзажа, сравнений в композиции сказов; выявление роли рассказчика

Работа со словарём. Формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям

В.1,2,3  на стр. 73

64

Образы детей в мировой художественной литературе

  Марк Твен  « Приключения Тома Сойера»

17.02.

Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа

Работа с текстом – индив. работа

С.74 -81.

65

Марк Твен  « Приключения Тома Сойера»

19.02

Затеи Тома. Том и Беки. Том и Гек. Дружба мальчиков.

Индивидуальный опрос.

С. 82 – 84. Пересказ

С. 91 – 5. Сочинение.

66

Марк Твен  « Приключения Тома Сойера» Вн./чт.

21.02

Затеи Тома, его предприимчивость. Внутренний мир героев марка Твена.

Индивидуальная работа.

С. 84-91. В.- 4

Доп. литература.

67

Рассказ А.П.Чехова «Мальчики».

26.02,

Особенности чеховского юмора. Особенности создания комических ситуаций.

Фронтальная работа. Характеристика героев

С.92 – 102.

68

Внекл. /чт

О.Генри «Монтигомо, ястребиный коготь

28.02

Знакомоство  с произведениями литературы, кинофильмами, где затрагивается индейская тема.

Фронтальная работа

С..102 – в. 3

69

Практикум. Отзыв о литературном произведении.. Р/р

02.03

Алгоритм письма сочинений.

Фронтальная работа

С. 104-107

70

Практикум. Отзыв о литературном произведении.. Р/р

04.03

Алгоритм письма сочинений

Сочинение

нет

71

Повесть А. С. Грина «Алые паруса».

06.03

Знакомство с биографией писателя, его музеем Виртуальная экскурсия «Дом Грина»

Фронтальный опрос. Образ предметов, природы.

С.108 -125. Дополнительная литература Песня «Алые паруса»

72

Образ Ассоль.

09.03

Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.

Работа с текстом

Фрагменты фильма «Алые паруса»

73

Образ Грэя.

11.03

Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.

Работа с текстом

Фрагменты фильма «Алые паруса»

74

Описание первой встречи героев.

13.03

Понятие художественного образа на примере образа событий

ТУЗ «Описание первой встречи героев

Фрагменты фильма «Алые паруса»

75

Финал повести А. С. Грина «Алые паруса». Вн/чт.

16.03

Финал произведения и смысл названия повести.

Фронтальная работа. Высказывания детей.  Свое видение произведения

Видеоролик «Зурбаган» (исполнитель Вл. Пресняков)

76

Сказка-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

18.03

Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.

Работа с  текстом . Фронтальная работа

С.127-133

77

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

20.03

Общность тематики и идейно-эмоционального содержания сказки-были  «Неизвестный цветок» и рассказа «Цветок на земле»

ТУЗ «Общность тематики и идейно-эмоционального содержания сказки-были  «Неизвестный цветок» и рассказа «Цветок на земле».

С.127-133

 Пересказ

78

Практикум. Проза и поэзия как формы художественной речи.

30.03

Практическая работа

Индивидуальный опрос, Взаимопроверка

С.135-142

79

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Особенности драматического произведения.

01.04

Знакомство с драмой как родом литературы, определение своеобразия пьесы-сказки, отличие от литературных сказок.

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы

Фрагменты мультфильма «Двенадцать месяцев»

80

Заглавный образ в пьесе-сказке.

03.04

Понятие о заглавном образе в произведении; характеры главных героев, главная мысль произведения; своеобразие пьесы-сказки, традиции народных сказок.

Словесное рисование, характеристика заглавного образа. Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы.

Фрагменты мультфильма «Двенадцать месяцев»

81

Практикум. Монолог и диалог как средство создания образа. Р/р.

06.04.

Обобщение представлений о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов.

Фронтальная работа на основе пройденной пьесы.

С.154-156

82

Практикум. Монолог и диалог как средство создания образа. Р/р.

08.04

Обобщение представлений о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов

Индивидуальная самостоятельная работа.

Монолог

Диалог.  

83

Дети и война. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

10. 04

Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Расширение представления учащихся об образе исторического события. Война в жизни детей.

Выразительное чтение, устное словесное рисование, беседа

С. 157- 159. Выуч. Стих.

84

Повесть В. П. Катаева «Сын полка».

13.04

Краткий рассказ о писателе и его военной биографии. Исторический комментарий к повести. Война в жизни детей.

ТУЗ «Война в жизни детей».

С.160-181

План пересказа. Пересказ.

85

Образ Вани Солнцева.

15.04

Авторское отношение к герою. Характеристика литературного героя

Выразительное чтение, устное словесное рисование, беседа

Сочинение «Ваня»

86

Смысл названия повести.

17.04

Расширение представлений о заглавном образе литературного произведения. Обучение составлению вопросов по тексту литературного произведения

Фронтальный опрос

С. 160- 181. Выборочное чтение

87

Вн.чт. Дети во время Ленинградской блокады. Ю. Яковлев. «Девочка с Васильевского острова»

20.04

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.  Расширение круга чтения учащихся

Выразительное чтение, рассказы учащихся о событиях военного времени, беседа

Виртуальная экскурсия «Блокадный Ленинград»

88

Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Образ главного героя.

22.04

Слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах. Автобиографичность рассказа. Поэзия детства и поэзия природы в рассказе.

ТУЗ «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

С. 183-212

 Сжатый пересказ

89

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

24.04

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость.

Индивидуальная работа

С. С. 183-212

Части текста озаглавить.

90

В.Астафьев «Васюткино озеро»

27.04

Образность и выразительность описания природы.

Части текста. Озаглавливание для пересказа

Пересказ полный

91

Вн.чт.  Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

29.04

Нравственная составляющая рассказа. Сопоставительный анализ идейного содержания рассказа и эссе В.Пескова.

Фронтальная работа.

Дополнительная литература

92

Образы животных и образы людей в рассказе.

04.05

Образы животных и образы людей, авторское отношение к ним.

Беседа, работа с иллюстрациями Выразительное чтение,

С.214-226

Пересказ

 93

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка».

06.05

Факты биографии и творчества писателя-анималиста.

Индивидуальная работа

С.214-226

В. 2-3 – с. 226

94

Животные в жизни человека.  Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

08.05

Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей, авторское отношение к ним.

ТУЗ «Образ Арктура. Авторская позиция в рассказе».

Презентации о любимых животных

95

Образ Арктура в рассказе Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

11.05

Образ Арктура. Авторская позиция в рассказе

Краеведение

Выразительное чтение, беседа, работа с презентациями

Фрагменты кинофильма «Арктур – гончий пёс» (режиссёр Г. Самойлов, 1995г.)

96

Вн.чт. Судьбы животных. Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

13.05

Судьба собаки в повести. Роль нравственных качеств в раскрытии образа собаки

Краткий пересказ произведения.

Фрагменты фильма «Белый Бим Чёрное Ухо»

97

Р./рТема и идея литературного произведения. Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини». Вн/чт.

15.05

Закрепление навыка определения темы и идеи. Факты биографии и творчества писателя. История создания образа Шерлока Холмса. Особенности детективных рассказов

Работа над сочинением. Фронтальная работа.

С. 251-271

Самостоятельное чтение.

Дополнительная литература

98

Р./рТема и идея литературного произведения. Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».

17.05

Закрепление навыка определения темы и идеи.

Индивидуальная работа. Сочинение.

С. 272 – 275

99

Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день

20.05

Фантастика, вымысел, выдумка.

Фронтальный опрос

Презентация с демонстрацией фотографий к произведению и памятников литературному герою С. 283- 290

100

Жанр рассказа в мировой литературе

22.05

Первоначальные представления о юморе на примере юмористического рассказа

Фронтальная работа

С 290-в1

101

Жанр рассказа в мировой литературе

24.05

Первоначальные представления о юморе на примере юмористического рассказа

Работа с текстом

Индивидуальный опрос.

С 291-293

102

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Обобщение полученных знаний, умений, навыков

 Список литературы на лето.

24.02 - Сагаалган


Большие произведения предлагаю задать на дом – Новог.каникулы- Кавказский пленник,

Ночь перед рождеством (Вечера на хуторе….), не успеем прочитать про Шерока Холмса, на весенние каникулы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 7 класс. УМК В.Ф.Чертов

Рабочая программа   по литературе  для основной школы составлена  на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы  В.Ф.Чертов, ...

Рабочая программа по литературе 8 класс. УМК В.Ф.Чертов

рабочая программа   по литературе  для основной школы составлена  на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы  В.Ф.Чертов, ...

Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК В.Ф.Чертов

Рабочая программа   по литературе  для основной школы составлена  на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы  В.Ф.Чертов, ...

Рабочая программа по литературе 5 класс. УМК В.Ф.Чертов

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе для 5-9 классов (базовый уров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....