Конспект открытого урока по литературе "Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Антипова Екатерина Аркадьевна

Открытый урок

Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк"

 

Цель: выявить связь изображения природы с внутренним состоянием человека

Планируемые результаты:

Регулятивные: развитие познавательного интереса обучающихся; развитие ценностных ориентаций – осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни; развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Личностные результаты: развитие навыков индивидуальной и групповой  работы; развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности; формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; развитие умений давать самооценку деятельности и подводить итоги работы.

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация к уроку, карточки с раздаточным материалом, фломастеры, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_antipovoy_e.a.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Антипова Екатерина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной  категории

Открытый урок

Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк"

Цель: выявить связь изображения природы с внутренним состоянием человека

Планируемые результаты:

Регулятивные: развитие познавательного интереса обучающихся; развитие ценностных ориентаций – осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни; развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Личностные результаты: развитие навыков индивидуальной и групповой  работы; развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности; формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; развитие умений давать самооценку деятельности и подводить итоги работы.

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация к уроку, карточки с раздаточным материалом, фломастеры, учебник.

Ход открытого урока

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое у вас настроение? Назовите его, используя имя прилагательное.

Посмотрите на экран. Какое слово скрывается в нашем ребусе?

 Правильно! К уроку  вы должны были прочитать рассказ "Бирюк".  А кто автор этого рассказа? Определите тему урока. Итак…

У вас на столах находятся учебники с текстом произведения, с ним вы сегодня будете работать. Каждому из вас было дано задание в тетради. В о время работы на уроке  мя будем обращаться к вашим записям.

И.С. Тургенев  -  талантливый писатель. В этом году В.В. Путин подписал приказ о праздновании юбилейной даты со дня рождения И.С. Тургенева. Юля, назови нам, пожалуйста, это дату. (9 ноября 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения писателя) Посмотрите на экран. Что вы видите? Что изображено?

Как вы думаете, влияет ли погода на настроение человека? Почему?

Многие художники обращаются к пейзажной живописи. Скажите, отображается ли настроение художника в его картинах?

Сегодня через анализ рассказа мы постараемся узнать, как связано изображение природы с внутренним состоянием человека.

В любом произведении есть главный герой. При помощи анализа мы даём характеристику герою. В этом нам помогают эпитеты.

Ребята! А вы помните, что такое эпитет?

Сейчас вы будете работать в группе по 2 человека. Перед вами файл А4, в нём вы найдёте все, что нужно для работы во время урока. Достаньте из него овал. Каждая группа должна написать на нём 1 эпитет, который раскрывает образ главного  героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк". Потом вы мне по очереди зачитаете свои эпитеты. Будем создавать кластер. Время на работу-  2 минуты.

Время истекло. По очереди зачитываем эпитеты.

Что у нас получилось? О чём эти эпитеты? На что указывают? Образ кого? Образ лесничего - Бирюка. Юле было дано индивидуальное задание. Скажи, пожалуйста, какое число повторяется на протяжении всего рассказа. (Цифра "1") Что означает это цифра? Правильно, одиночество. Является ли данное слово синонимом к слову "бирюк"? Вот какой печальный образ героя предстаёт перед нашими глазами.

Ребята, встаньте, пожалуйста. Давайте представим, что мы деревья. В начале мы маленькие. Потом мы начинаем расти. Распускаем свои ветви. Ветер качает нашу листву, то влево, то вправо, то опять влево, то вправо. Распустите снова свои ветви. В левую сторону, затем в правую.  Покачайте верхушкой. Глубокий вдох, выдох. Присаживайтесь ребята. Спасибо!

Продолжаем анализ произведения.  Вы дома работали с текстом рассказа. Одни из вас выписывали изображение природы, другие- изображение главного героя, его характеристику. Перед вами в файле находятся листы голубого цвета с заданиями. Работаем в группе по 2 человека.  Каждое задание состоит из 2 вопросов.  Отвечать будете устно группой. Прочитайте задания. 5 минут на обсуждение.

Итак, 1 задание- зачитайте, каким перед нами предстаёт Бирюк в начале рассказа, при знакомстве с автором. Что мы о нём узнаём. Как в это время описывает автор природу?

2 задание- зачитайте, каким перед нами предстаёт Бирюк в своём доме. Как в это время описывает автор природу?

2.1. задание- Зачитайте описание избы Бирюка.

2.2 задание- Зачитайте описание дочки Бирюка.

Как вы думаете, почему важно обратить внимание на описание дочери и избы лесника? Что это помогает нам раскрыть?

3 задание- зачитайте как описывает автор природу, когда Бирюк и автор отправились на стук дровосека. Как вы можете охарактеризовать Бирюка, когда он поймал мужика во время рубки дерева.

3.1. задание- зачитайте описание природы, после того как Бирюк поймал мужика и отобрал у него топор и лошадь.

А теперь, ребята, ответьте на вопрос. Можно ли соотнести состояние природы с внутренним состоянием человека? Помогает ли природа в раскрытии образа главного героя?

Проведём рефлексию при помощи приёма "Синквейн". Каждый из вас напишет синквейн со словом "бирюк".

Запишите домашнее задание: читать стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Русский язык", "Близнецы", "Два богача".

Перед вами находятся оценочные листы. Каждый оценивает свою работу во время урока. Критерии оценивания на листах прописаны. Как заполните, сдаёте листы мне. Я их просмотрю передам ваши оценки учителю.

Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...