«Острая проблема современных школьников и пути её преодоления с помощью литературы»
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Технологическая карта урока внеклассного чтения по саге о Гарри Поттере Дж. Роллинг. Данный урок не только помогает привить ребятам любовь к чтению, но еще учит их находить в литературе помощь в решении своих проблем. На данном уроке остро поднимается тема буллинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока внеклассного занятия в 7 «Б» класса МОАУ «Лицей №1 г.Новотроицка»

Тема урока: «Острая проблема современных школьников и пути её преодоления с помощью литературы»

Учитель русского языка и литературы Тугова Екатерина Викторовна

Тип урока: урок, основанный на  психоанализе

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  научаться использовать книгу, как помощь в решении определенных проблем;  понимать настроения и чувства литературных героев; понимать связь литературы с эпохой её написания.

Метапредметные:

 познавательные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

 Дидактические методы: проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы с текстом, проблемный поиск, наглядный метод (презентация).

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Образовательные ресурсы и оборудование: на доске надписи в разброс (чтобы создалось ощущение того, что это просто забыли стереть) жертва, индивидуальность, жестокость; презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

 1) Организационный момент

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Вам знакомо слово буллинг? Поднимите руки, кто с этим понятием  знаком. А теперь кто не знаком, найдите значение этого слова в интернете.

Отвечают на вопросы, ищут термин в интернете.

Фронтальная

Познавательные: знакомство с новым термином.

Создание проблемной ситуации.

 2) Целеполагание

-

- как вы думаете, для чего я в начале урока задала вам этот вопрос? Как урок литературы может быть связан с этим понятием? Встречался ли вам в произведениях литературы данный термин или действия, связанные с этим понятием? Как вы думаете почему?

- Я знаю одно произведение, где автор уделяет этому вопросу немало внимания. На основе этой книги, была снята целая сага. Послушайте саунд трек к этому фильму, и попробуйте угадать, о каком произведении пойдет сегодня речь. (звучит музыка). А автора назовёте? Таким образом, какую цель мы с вами сегодня перед собой должны поставить? (слайд 1) Цель: Раскрыть понятие буллинг на основе произведения ДЖ.Роллинг «Гарри Потер».

Задачи: 1. Определить почему эта проблема сейчас актуальна как никогда; 2. Ответить на вопросы: за что чаще всего люди подвергаются насилию? Можно ли этого избежать? Как справиться с этим, если ты подвергся травли.

Отвечают на вопросы, анализируют. Угадывают произведение  и автора. Ставят цели и задачи, с помощью наводящих вопросов учителя.

Фронтальная

Создание проблемной ситуации.

Коммуникативные: способность вести диалог.

3) Самостоятельная работа в группах

-Сейчас вам придётся разделиться на две группы.

1 группа встанет в левый угол – это те, кто хоть раз в жизни подвергался травли и подвергались его друзья.

2 группа встанет в правый угол – это те, кто хоть раз участвовал в жестоком отношении к окружающим.

- Хорошо, теперь сядьте именно так же на ряды, поработаем в группе.

1 и  2 группа пишут по какой причине это все происходит. За что травят, какие причины.

Общеучебные:

Умение сжато излагать информацию, выделять главное, устанавливать связь между фактами и событиями. Обучение речевому взаимодействию, умению самостоятельно воплощать поставленные цели и задачи.

3) Постановка учебной задачи

- я думаю, все смотрели сагу о «Гари Поттере». Скажите, почему к этому уроку, я взяла  именно это произведение?

- Давайте запишем в тетради персонажей, которые подвергались травле и причины (Слайд 2. Таблица).

Отвечают на вопросы. Дети записывают персонажей на своё усмотрение, учитель помогает.

Личностные:

прогнозирование  

результатов работы, самоопределение.

Познавательные: 

Общеучебные:

- умение структурировать знания.

4) Динамическая пауза

- а сейчас повернитесь друг другу, один будет зеркалом и должен повторять движение своего партнера.

Учащиеся сами выбирают, кто будет ведущим, кто будет отражением. (данное упражнение помогает лучше сконцентрировать внимание на человеке, убирает стеснительность, помогает развивать коммуникативные умения)

5) Этап контроля

Учитель выслушивает ответы учащихся по поводу заполнения таблицы. Настраивает их на вывод.

Подводится вывод к таблице.

- таким образом, каждый из них чем-то отличается от окружающих. Можно ли это назвать индивидуальностью? Можно ли сказать, что они особенные? Плохо ли это быть особенным?

-посмотрите на доску перед вами термины: жестокость, жертва, индивидуальность. Дайте им свое определение, как вы их понимаете. Запишите эти определения в тетради. Какое из этих понятий вам ближе.

Учащиеся называют своих героев и свои предположения, за что того или иного героя «травили» в школе.

Учащиеся записывают определения, желающие отвечают, какое понятие ближе и почему.

Познавательные: 

Логические:

Установление причинно-следственных связей.

Умение выделить главное.

7) Подведение итогов урока

А теперь ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: почему этот термин – буллинг – раньше не звучал? Почему он появился совсем недавно?

-Действительно, это проблема сейчас стоит наиболее актуально, эта проблема современности.

-Я хочу вам прочитать, что чувствовала Гермиона Гренджер, когда её травили и обзывали «грязнокровкой».

- посмотрите девочка долгое время переживала издевки одноклассников, один раз даже чуть не погибла. Но несмотря на это она стала самой знаменитой волшебницей.

- Как вы думаете, почему лучше прочитать книгу, чем посмотреть фильм? Почему фанаты «Гари Поттера» говорят, что книга лучше? Самая главная причина в том, что в книге мы можем прочитать о чувствах и мыслях главных героев, сострадать им, понимать их, а самое главное научиться выходить из сложных ситуаций благодаря их опыту и посмотреть на себя со стороны.

Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают. Делают вывод, что действительно книги лучше фильмов, потому что с помощью книг можно лучше понять себя и прочувствовать настроение персонажей.

Личностные: осознание  качества и уровня усвоения знаний;

- способность проводить коррекцию своих действий; понимать причины успеха/неуспеха; уметь делать комплиментарные высказывания.

8) оценивание

- как вы думаете, кто наиболее активно работал на уроке, оцените своих одноклассников.

Учащиеся оценивают друг друга и свою работу.

Личностные: осознание  качества и уровня усвоения знаний;

- способность проводить коррекцию своих действий; понимать причины успеха/неуспеха; уметь делать комплиментарные высказывания.

8) Этап рефлексии

- какие выводы вы сделали из сегодняшнего урока?

Приходят к выводу, что буллинг – это явление современности, что люди стали жестокими, отказываются принимать человеческую индивидуальность, что все разные, самое главное какой человек внутри.

Обучение речевому взаимодействию, умению самостоятельно воплощать поставленные цели и задачи.

9) домашнее задание

1 группа должна рассказать, как главные герои выходят из сложных ситуаций, связанных с травлей.

2 группа должна рассказать, как чувствуют себя герои, когда над ними издеваются (Слайд 4).

Личностные:

прогнозирование  

результатов работы, самоопределение.

Познавательные: 

Общеучебные:

- умение структурировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления"

Рордительское собрание в 8 классе. Презентация к родительскому собранию....

Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления.

Презентация применяется при проведении родительского собрания на тему "Причины снижения успеваемости школьников и пути их преодоления". В презентации представлены причины снижения успеваемости у школь...

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях в...

Дизорфогрфия у старших школьников и пути её преодоления.

Статья  учителя-логопеда, в которой раскрываются проблемы учеников старшей школы, имеющих дизорфографию. А также предлагаются этапы работы по её преодолению....

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...