Русский национальный характер в изображении Н.С. Лескова
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Дуюнова Ольга Борисовна

Русский национальный характер в изображении Н.С. Лескова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ocharovannyy_strannik.docx57.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Московской области   «Чеховский техникум»


 

                   РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

                                 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Русский национальный характер в изображении  Н.С Лескова

(по повести «Очарованный странник»).

                 

                                                                                                      Разработал:

                                                                                            Дуюнова Ольга  Борисовна

                                                                                               преподаватель русского    

                                                                                               языка и литературы                          

Чехов

Русский национальный характер в изображении  Н.С. Лескова

(по повести «Очарованный странник»)

 «Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время»

                                     Лесков «как бы поставил себе целью ободрить,  

                                                   воодушевить Русь, начал «создавать для России

                                                    иконостас ее святых и праведников»,  

                                                    «маленьких великих людей».

Максим Горький.

                                     Цели урока: 

Образовательная:                                                                                                                                             - раскрыть смысл названия повести;                                                                                                                     - раскрыть смысл понятия «праведник»;                                                                                                - выявить особенности изображения русского национального характера;                                                                    - проследить эволюцию героя от крепостного форейтора к «очарованности» и праведности.                                                                                                                                            Развивающая:                                                                                                                                                               - развивать творческий потенциал обучающихся;                                                                                                          - развивать у студентов умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком;                                                                                                                           - совершенствовать умение создавать собственные  высказывания (формулировать выводы), совершенствовать монологическую речь обучающихся.                                                                 Воспитательная:                                                                                                                                                                              - формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, воспитание чувства гордости за русскую землю, народ;                                                                                                  - воспитывать внимательное, бережное отношение  к родному слову.

Задачи:

Определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе;

 - сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер 

-исследовать текст;

Оборудование:

  1. Текст повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»;
  2. Художественный фильм.

             

                                                  Ход урока:

1) Целеполагание.

Учитель:

Что вы вкладываете в понятие «Человек»?

 Что такое «Человек?»  Каким должен быть настоящий человек?

Что значит «Русский национальный характер»?

На эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.

Тема нашего урока: «Русский национальный характер в изображении Н.С. Лескова.

2) В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины и своей национальности каждым человеком это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем наша сила («в чем наша сила, брат?» из к/ф «Брат») и слабость.

По телевидению показывали фильмы с такими названиями: «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» Определим, что это значит: «Русский национальный характер?» «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?», Прочитайте два высказывания. Одно -философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника – М.Задорнова.

Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью

М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.

Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.

Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».

         

А теперь вопрос: «Что такое человек? Трудно ли быть человеком? Трудно ли быть русским человеком в наше время?

 «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?» Рассмотрим, что значит «Русский национальный характер» в понимании Н.С Лескова на примере образа Ивана Флягина, героя повести «Очарованный странник».

2 Слово учителя:

На ком или на чем держится земля русская? Многие писатели задавались этим сложным вопросом. Многие считали, что держится она на простых людях, которые порой не отличаются друг от друга. Но эти люди ежедневно и постоянно совершают какие-то небольшие подвиги. Так считал и Н.С.Лесков, создавая цикл рассказов о праведниках русской земли в 70-е годы 19 века.

Мысль о создании цикла таких рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова после спора с писателем Писемским. Писемский написал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости» не видно. Лескова поразило такое признание друга. «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, но и страшно».

«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали».

И он создает такое произведение, как «Левша»

На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с еще одним образцом русского национального характера, который был нарисован Н.С.Лесковым в повести «Очарованный странник».

Повесть «Очарованный странник» была задумана писателем после поездки летом 1872 года на Ладожское озеро и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло отражение в тематике и языке повести. Именно об этом мы будем говорить с вами на уроке. А также обсудим образ главного героя повести, рассмотрим основные эпизоды жизни Ивана Флягина, чтобы увидеть, как формируется в драматических обстоятельствах жизни тип «русского праведника».

Беседа по вопросам.

Разберемся с понятием «праведник».

- Каков смысл слова праведник?

- Кого называют праведниками?

Ребята работают со словарями. Зачитывают определения.

По словарю Даля - это: Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий.

По словарю Ушакова - это: Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий.

Слово учителя:

. По вашему мнению, каким должен быть праведный человек?

Ответ: правдивый, добрый, бескорыстный, честный, готовый к самопожертвованию, скромный, душевный, человечный, отзывчивый, святой (?).

 Возможно ли праведничество в наши дни?

-Да, возможно.

Учитель: Обращение к теме праведничества еще более важно и актуально сегодня, в наши дни, время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, нечто плохое.

- Давайте поразмышляем над названием «Очарованный странник»,

- Как вы и понимаете слова «очарованный» и «странник»?

Обратимся к словарям.

Толковый словарь под редакцией Евгеньевой

«Очарованный» –

1. находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-либо чар (устар.).
2. выражающий восхищение.
 
Толковый словарь под редакцией Ожегова и Шведовой
«Странник» (устар.) –

1. человек, не имеющий крова, бездомный или гонимый.

2. человек, идущий пешком на богомолье, богомолец

Почему наш герой назван странником?

Ответ: Странник   - это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он верит, он околдован какой-то неведомой силой.

Учитель:

Таким образом, уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.  Странничество – это не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное -  в постижении высшего смысла жизни

Вся повесть разбивается на микросюжеты, которые связываются при помощи образа главного героя.

- Как зовут главного героя повести?

Ответ: Иван Северьянович Флягин.

- Что вы можете сказать об имени, отчестве, фамилии нашего героя?

Ответ:        

Иван (древнеевр. «Бог милует», «благодать Господня»).

Иваном зовут его и татары, но это не столько собственное имя, сколько нарицательное, символизирующее нацию.

Давайте найдем подтверждение этому в тексте.

«У них все если взрослый русский человек — так Иван, а женщина — Наташа, а мальчиков они Кольками кличут» (гл. 7).
 Были ли у нашего героя другие прозвища и имена?

Голован — прозвище в детстве и юности

Петр Сердюков — когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует его судьбу.
Отец Измаил (древнеевр. «Услышит Бог»), когда живет в монастыре.
 -
Где мы встречаем еще имя Иван? Какой он? (В сказках-богатырь, умен, силен и т д)

   Если Иван-царевич, то он умен, храбр, красив, смел и благороден. За эти качества и награждается. А Иванушка-дурачок никаких особенных достоинств не имеет: он ленив, лежебока, но его лень объясняется отсутствием мотивов, а глупость оборачивается мудростью, так как герой выходит за пределы узкого рационализма. Русский человек всегда больше думал о душе, поэтому в фольклоре Иванушка-дурачок всегда награждается и половиной царства, и царевной    

- Что вы можете сказать о фамилии героя?

Флягин — фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы» героя (его пьянство), а по словарю В.Даля от немецкого языка означает:

1.бутылка, сосуд для питий;

2.сосуд — все содержащее, носящее в себе что-либо;

3.слепой исполнитель, орудие.

Итак, фамилия не только говорящая, но и многозначная.

Отчество Северьянович в переводе с латинского означает «суровый» , что отражает определенную сторону характера.

Таким образом, имя, отчество, фамилия героя оказываются значимыми.

Писатель использует прием говорящих фамилий (А П Чехов «Говорящая фамилия», И А Гончаров роман «Обломов»)

  • Когда мы знакомимся с героем?

Ответ: Когда герой находится в пути. Путники плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму.

Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный путь и путь нравственного перерождения и становления

Учитель:

Начиная повесть со спора пассажиров, Лесков поднимает тему самоубийства, чтобы поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Эта тема будет возникать не раз на страницах повести:

-Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки (гл. З);

-после «выхода» («у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться» (гл. 14);

- «стал наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет... просто хоть повеситься...» (гл. 19);

- Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? (Гл. 1.)

Ответ: «Двигаться» — для него главный завет Создателя — необходимость активного действия даже в самых тяжелых, самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска — один из главных грехов.

- Кто такой Иван Северьянович Флягин?

- Каким его рисует автор? Давайте найдем в тексте.

«…Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и в самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему спутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

-Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою…»

Ответ: Былинного богатыря Илью Муромца - одного из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатыря, воплощающего народный идеал героя-воина, народного заступника

Учитель: Тема богатырства не случайна, ведь автор в образе героя раскрывает своеобразие русского национального характера. Характер раскрывается не только через описание внешнего вида героя, но и проявляется через его восприятие природы, родины.

Таким образом, с темой богатырства тесно связана тема Родины.

Какими качествами характера обладают богатыри? Укажите.

Доброта Простодушие Горячность Удальство Откровенность Бесстрашие Бескорыстие Жертвенность Нежность Злость Ненависть

Смирение Честность Любовь к родине Непредсказуемость Предательство

Привязанность к ребёнку Безответственность Противоречивость

Умение видеть красоту

Вера в бога Греховность Праведность Национальное самосознание

В этом списке указываются качества характера одного человека или нескольких?

Ребята высказывают свою точку зрения: одни предполагают, что это черты 1 человека, другие считают, что в одном не могут быть явно противоположные качества

 Учитель: Я думаю, к концу занятий мы сможем прийти к единому мнению, а пока узнаем историю создания произведения, может, эти сведения нам помогут разобраться.

3) Поиск решения.

Сообщение ученика об истории создания рассказа

 (Индивидуальное задание).

     Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание поразило Лескова: «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, но и страшно».

«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали».

    Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как: «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.

Учитель: сегодня мы будем говорить не только о произведении Лескова «Очарованный странник», но и о России, о русском человеке, о русском народе, о русском национальном характере. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни. Мне хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя очарованным странником и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ.

Повесть «Очарованный странник» была задумана писателем после поездки летом 1872 года на Ладожское озеро и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло отражение в тематике и языке повести. Именно об этом мы будем говорить с вами на уроке. А также обсудим образ главного героя повести, рассмотрим основные эпизоды жизни Ивана Флягина, чтобы увидеть, как формируется в драматических обстоятельствах жизни тип «русского праведника».

Разберемся с понятием «праведник».

- Каков смысл слова праведник?

- Кого называют праведниками?

По словарю Даля - это: Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий.

По словарю Ушакова - это: Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий.

Слово учителя:

По вашему мнению, каким должен быть праведный человек?

Ответ: правдивый, добрый, бескорыстный, честный, готовый к самопожертвованию, скромный, душевный, человечный, отзывчивый, святой (?).

- Возможно ли праведничество в наши дни?

Да, возможно.

Слово учителя:

Обращение к теме праведничества еще более важно и актуально сегодня, в наши дни, время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, нечто плохое.

Давайте поразмышляем над названием «Очарованный странник»,

В чем смысл названия повести?

Обучающиеся работают с толковыми словарями.

Как вы и понимаете слова «очарованный» и «странник»?

Толковый словарь под редакцией Евгеньевой

«Очарованный» –

1. находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-либо чар (устар.).

2. выражающий восхищение.
 
Толковый словарь под редакцией Ожегова и Шведовой
«Странник» (устар.) –

1. человек, не имеющий крова, бездомный или гонимый.

2. человек, идущий пешком на богомолье, богомолец.


Очарованный - находящийся по суеверным представлениям под действием чьих – либо чар; выражающий восхищение

Праведный - верующий человек, живущий праведной жизнью; человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, живущий по правде, справедливый.

- Почему наш герой назван странником?

Ответ: Странник   - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он верит, он околдован какой-то неведомой силой.

Слово учителя:

Таким образом, уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания.  Странничество – это не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное -  в постижении высшего смысла жизни.

- Как зовут главного героя повести?

Ответ: Иван Северьянович Флягин

- Что вы можете сказать об имени, отчестве, фамилии нашего героя?

Ответ:        

Иван (древнеевр. «Бог милует», «благодать Господня»).

*Иваном зовут его и татары, но это не столько собственное имя, сколько нарицательное, символизирующее нацию.

Давайте найдем подтверждение этому в тексте.

«У них все если взрослый русский человек — так Иван, а женщина — Наташа, а мальчиков они Кольками кличут» (гл. 7).
Были ли у нашего героя другие прозвища и имена?

Голован — прозвище в детстве и юности

Петр Сердюков — когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует его судьбу.
Отец Измаил (древнеевр. «Услышит Бог»), когда живет в монастыре.
        

- Где мы встречаем еще имя Иван? Какой он?

 Если Иван-царевич, то он умен, храбр, красив, смел и благороден. За эти качества и награждается. А Иванушка-дурачок никаких особенных достоинств не имеет: он ленив, лежебока, но его лень объясняется отсутствием мотивов, а глупость оборачивается мудростью, так как герой выходит за пределы узкого рационализма. Русский человек всегда больше думал о душе, поэтому в фольклоре Иванушка-дурачок всегда награждается и половиной царства, и царевной.
         

Учитель:

*И здесь мы выходим на еще одну параллель — с романом И.А.Гончарова «Обломов», написанным за 14 лет до «Очарованного странника». Роман этот тоже о русском человеке, о своеобразии русской души, о русской ментальности.

 Что вы можете сказать о фамилии героя?

Флягин — фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы» героя (его пьянство), а по словарю В.Даля от немецкого языка означает:

1.бутылка, сосуд для питий;

2.сосуд — все содержащее, носящее в себе что-либо;

3.слепой исполнитель, орудие.

Итак, фамилия не только говорящая, но и многозначная.
Отчество Северьянович в переводе с латинского означает «суровый» , что отражает определенную сторону характера.

Таким образом, имя, отчество, фамилия героя оказываются значимыми.

-Где мы знакомимся с героем?

Ответ: Когда герой находится в пути. Путники плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму.

  Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный путь и путь нравственного перерождения и становления.

 - С какого момента Лесков вводит своего героя?                                         Ответ: С момента спора пассажиров. 

Учитель:

Начиная повесть со спора пассажиров, Лесков поднимает тему самоубийства, чтобы поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Эта тема будет возникать не раз на страницах повести:

-Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки (гл. З);

-после «выхода» («у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться» (гл. 14);

- «стал наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет... просто хоть повеситься...» (гл. 19);

- Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? (Гл. 1.)

Ответ: «Двигаться» — для него главный завет Создателя — необходимость активного действия даже в самых тяжелых, самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска — один из главных грехов.

- Кто такой Иван Северьянович Флягин?

 Каким его рисует автор? Давайте найдем в тексте.

«…Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и в самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему спутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою…»

Учитель:

- Кого нам напоминает описание главного героя?

Ответ: Былинного богатыря Илью Муромца - одного из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатыря, воплощающего народный идеал героя-воина, народного заступника. 

-Что вы можете рассказать об этом богатыре?

До 33 лет Муромец сиднем сидел на печи. Считалось, что у него был паралич конечностей. Исцелили его калики перехожие - так на Руси называли странствующих лекарей-магов. 

*Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванию «Чоботок» («Чибато»), родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи Печёрского.

Учитель: Тема богатырства не случайна, ведь автор в образе героя раскрывает своеобразие русского национального характера. Характер раскрывается не только через описание внешнего вида героя, но и проявляется через его восприятие природы, родины.

Таким образом, с темой богатырства тесно связана тема Родины.

Автор дает бесконечную смену ландшафтов – от Каспия до Соловков. Эта смена ландшафтов сливается с бесконечным богатством проявлений натуры Странника Ивана Флягина. Перед Иваном Флягиным – бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает все, что предназначено ему судьбой. Герой страдает. И перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, который после жизненных испытаний становится праведником.

Все события в рассказе Флягина даны в хронологическом порядке (начиная со второй главы). Но вот что интересно: в повести трудно определить композиционный центр, рассказ о жизни Ивана Флягина предстает как житие.

В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей (что было ему даровано от природы). Он мог управиться с любой, даже самой норовистой лошадью. Ивану Северьяычу удавалось дать почувствовать лошади его превосходство, лидерство. В этом отношении Флягин является человеком естественным, природным.

 Чем занимается герой в начале повести?

Ответ: Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора. У форейторов была дурная привычка — стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу.- Каков же он, добрый или злой человек? Хотел ли Флягин убить?

Ответ: Нет. Будучи человеком естественным, Флягин поддался животному порыву и выплеснул накопившуюся энергию на первое, что попалось ему на глаза. Чувства его в этот период еще не развиты, первобытны, инстинктивны.

Учитель:

Бессознательная потребность деятельности толкает его на самые противоположные поступки: рядом оказываются убийство монаха и спасение господ

 Осознает ли он, что совершил? Испытывает ли угрызения совести? Ответ: Нет, смерть монашка воспринимает как досадную случайность.

-О чем сообщает ему монах, являясь ему в видении? Давайте посмотрим этот эпизод. Просмотр эпизода

Ответ: узнаем, что:

1. Самое страшное для монаха умереть без покаяния, отпущения грехов. Значит, грехи есть у всех людей.

2. Герой дан матери как награда за усердные молитвы, свыше ему дано дарование понимать лошадей, сам он от рождения отдан Богу.

3. Монашек требует выполнить обещание матери и пойти в монастырь. Но герой уклоняется от своего предназначения и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Монах предсказывает его судьбу: будешь ты погибать...

- Принимает ли Иван всерьез пророчество монашка?

Ответ: Нет, не принимает.

Учитель:

Заканчивается первый этап жизни Ивана убийством монаха, но Иван не чувствует себя виноватым, спит его душа, не ведая сострадания и раскаяния.

- Какова была причина, побудившая его к долгому странничеству?

Ответ: Иван Флягин не мог избавиться от заклятья убитого им монаха, т.к. это наказание за совершенный грех убийства. Предсказание стало судьбой героя: «…и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб».

Учитель:

Перед Иваном Флягиным, как и перед любым богатырем, стоит выбор дороги: куда пойти?  Перед ним - бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает все, что предначертано ему судьбой. А суждены ему страшные испытания, страдания.

Учитель: Вся повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» разбивается на микросюжеты.

 Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя.

Все микросюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович.

Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его себе?

Исследование текста (ученики разбились на группы, получили задание, к которому готовились дома).

Ученики цитируют текст, авторское описание героя:

«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».

Учитель:

Какой путь обычно выбирает богатырь?

С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Что отмечено традиционно в облике богатыря?  Какая деталь в описании вас удивила? Как вы можете объяснить это?

Ответы учеников.

Учитель:

Всмотритесь в эти монастыри, соборы. Вы услышите колокольные звоны, по которым так тоскует герой (звук колокольного звона).

Перед Иваном Флягиным -  бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает всё, что предначертано ему судьбой. А суждены ему страшные испытания, страдания.

Рассмотрим, что пришлось испытать на своем пути Ивану Флягину, а для этого воспользуемся планом, который лежит у вас на партах.

1.Крепостной форейтор. Побег.                                                                                            2.В разбойниках.                                                                                                                      3.В «няньках».                                                                                                         4.Поединок.                                                                                                                       5.Плен.                                                                                                                  6.Возвращение на родину. Конэсер.                                                                 7.Любовь.                                                                                                                            8.Под чужим именем.                                                                                            9.Монастырь. Прозрение.

Эпизод 1-2 - Крепостной форейтор. Побег. В разбойниках.

У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и потом с конюшни долой, и в аглицкий сад поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука — и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. Так Иван пошел в разбойники.

-  Почему Флягину непереносимо такое наказание, почему хочет повеситься?

 Ответ: Во-первых, отлучен от любимого дела и обречен на бессмысленный труд; во- вторых, заговорило чувство собственного достоинства, он не может вынести унижений.
     

 Учитель:

  Хитрый цыган, чтоб не дать парню опомниться, и говорит, что для того, чтобы он ему поверил, пусть он выведет из графской конюшни пару лучших коней. Они скакали всю ночь, потом коней продали, и цыган обманул Голована, дав ему почти что ничего. Парень пошел к заседателю объявиться, что он беглый крепостной, а писарь, которому он рассказал свою историю, и говорит ему, что за плату сделает ему отпускной вид. Пришлось отдать все: серебряный целковый, серьгу из уха и нательный крест.

- Хочет ли воровать коней с цыганом, который его спас? Почему все-таки идет на это? 

Ответ:

Жизнь героя зависит не от него, а от случая. Но, будучи человеком честным, не способным к обману и хитрости, он уже сам принимает решение, делает свой выбор. А выбор этот зависит только от нравственных устоев Ивана. Он честен.

Эпизод 3- В «няньках».

Флягин пришел в город Николаев и стал там, где собирались искавшие работу. Огромный-преогромный барин, больше самого Ивана, всех от него оттолкнул, схватил за обе руки и поволок за собой. Дома расспросил его, кто он и что, и, узнав, что он жалел голубят, очень обрадовался. Оказалось, он нанимает Голована в няньки.  От барина убежала жена и осталась маленькая дочка, а ухаживать некому. Иван стал нянькой и очень привязался к ребенку.

Но однажды вдруг появляется дама, мать девочки, и начинает просить, чтобы Иван отдал ей дочь. Голован ни в какую. И так изо дня в день, довольно долго. И вот наконец она приходит последний раз — прощаться и говорит, что ее ремонтер сам сейчас придет. Он очень много выиграл в карты и хочет дать Ивану тысячу рублей в обмен на ребенка. Ремонтер говорит, что, мол, ничего, сейчас он деньги покажет, у Ивана глаза и разбегутся, а если нет, то он просто силой отберет ребенка. Он подает Ивану пучок ассигнаций, а тот вырвал бумажки, поплевал на них да и бросил. Этот ремонтер хоть и был физически слаб, но характером горд и благороден. Он не стал подбирать с земли своих денег. Иван кричит ему, чтобы подобрал, но он не поднял, а бежит и хватается за дитя. Иван взял девочку за вторую ручку и говорит: “Ну, тяни его: на чью половину больше оторвется”. Ремонтер выбранился, плюнул Ивану в лицо, отпустил ребенка и тянет за собой барыню, а та рыдает. И тут от города бежит барин, отец девочки, палит из пистолета и кричит: “Держи их, Иван! Держи!” А Иван вместо этого догнал барыньку с уланом и отдал им ребенка; попросил только, чтобы и его с собой увезли, потому что барин его правосудию сдаст, у него паспорт поддельный.

-Как герою служится в няньках? 

Ответ: Это еще одно испытание — испытание бездействием: он, богатырь, вынужден пребывать в полусонном состоянии, в физическом и душевном оцепенении, впервые на страницах повести появляется слово «скука». В третий раз возникает видение монашка, который зовет его идти дальше.

- Что руководит героем, когда он решает отдать ребенка матери?

Ответ: Сердце берет верх над рассудком. Человек честный, он отвергает деньги ремонтера и отдает ребенка матери из чувства сострадания. Сострадать — значит брать на себя часть чужих   мук.  

Учитель:

Следуя велению сердца, принимает такое решение, а в результате опять остается без крова и пристанища, для барыни и ремонтера он обуза. Но с этого момента Флягин начинает жить не для себя, а для других.

- Какие черты характера проявляются в этом эпизоде?

Ответ: любовь к детям, природная доброта, за внешней грубостью и жестокостью скрыта огромная доброта.

Эпизод 4-5 Поединок. Плен.

- Как Иван попадает к татарам?

Перешел реку Суру, а там стоят конские косяки и при них татары в кибитках. Вокруг самой пестрый толпится народ: штатские, военные, помещики. Посереди сидит на пестрой кошме длинный степенный татарин в золотой тюбетейке. Это был, как узнал Иван, хан Джангар, первый степной коневод.

В это время татарчонок пригнал к хану необыкновенной красоты и стати белую кобылку. Начался торг. Оба соперника, раздевшись до пояса, сели на землю друг против друга и стали друг друга хлестать нагайками (хлысты).

Сосед Ивана между тем объяснял ему тонкости — как надо бить, чтобы продержаться дольше соперника. Кто победит, тот возьмет кобылу. Победивший, весь в крови, положил кобылице на спину свой халат и бешмет, сам животом на нее вскинулся и уехал. Иван хотел уже уходить, но его новый знакомый задержал его — должно случиться что-то еще.

 Все так и вышло. Прискакал татарчонок на караковом жеребце, какого и описать нельзя. Снова начался горячий торг. Среди толпы был и знакомый ремонтер, но он даже и не надеялся получить этого коня. Иван предложил ему заполучить его — он будет пороться с соперником. И победил. Он запорол Савакирия до смерти, о чем сообщил пораженным пассажирам добродушно и бесстрастно.

- Как вы думаете, почему Флягин решил участвовать в этом поединке? Интересовала ли его какая- нибудь награда?

Ответ: нет, на участие в поединке Флягина толкнул азарт. Видя, как мужественно татары терпят боль, Флягин захотел доказать, что русские люди ничуть не хуже. Хоть Флягин и не получил коня, он получил для себя нечто более значимое: удовлетворение от победы. И опять Иван не испытывает чувства вины.

(Гордость, слепой азарт, совестливость, любовь к животным, демонстрирует удаль, безрассудное удальство)

Учитель:

Давайте обратимся к эпизоду, когда Флягин находится в плену.

Ивана русские решили вести в полицию. Он бросился бежать, скрылся в толпе, а татары помогли ему. И вместе с татарами Иван ушел в степи, где и пробыл одиннадцать лет не по собственному желанию. Татары обращались с ним хорошо, дали жён, но чтобы он не убежал, произвели над ним жестокую операцию: срезали пласт кожи на пятках и набили туда рубленого конского волоса, потом раны закрыли и зашили. После такой манипуляции человек не мог ступить на пятку, мог ходить только враскоряку или на коленях.

- Какие чувства впервые испытывает герой, оказавшись в условиях чуждого быта и чуждой природы? Какие черты характера проявляются в этом эпизоде?

(Тяга к свободе, любовь к родине)

Ответ: Видим, как в плену он начинает испытывать тоску по Родине.  Он за это время так и не сумел привыкнуть к степям. Он убегает из плена, как только у него появилась такая возможность.

- Что для русского человека всегда имеет большое значение?

Ответ: Православная вера. Поэтому Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку и начинал молиться. Иногда чудился монастырь или храм, тогда Ивану вспоминалась крещеная земля, и он плакал. 

«Так молишься, - говорит Флягин, - что даже снег под коленками протает и где слезы падали- утром травку увидишь»  

- Что спасает Ивана от гибели?

Только любовь к Родине, к Богу, христианское смирение спасают Ивана от гибели.

Эпизод 6 – Возвращение на родину. Конэсэр.

- Как после бегства из плена встретили Флягина на Родине? 

Ответ: Встретили плетьми: в городе высекли, у графа даже дважды. Граф не оставил у себя в имении, т.к. за это время стал набожным и не захотел у себя держать отлученного от церкви отпускает его на оброк. А священник на три года лишил причастия, за то, что 11 лет с татарами прожил.           

 - А как после всего этого чувствует себя Иван? (

Ответ: Воспринимает все как должное, даже гордится этим — страдание принял, на крыльце, при всех людях — публичное покаяние. Бог прощает, когда люди прощают. Герой свято верит, что судьба предопределена и управляема волею Творца.

Далее идет на службу к князю и занимается любимым делом- он конэсер.

Учитель:

Неожиданное обретение свободы оборачивается новыми испытаниями: герой постепенно втягивается в то привычное, повседневное пьянство, которое уже стало бичом России. Только случайность спасает его от гибели.

- Что помогло ему избавиться от пагубной страсти?

Ответ: Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила магнетизера. При всей комической несообразности лечения Флягина от запоя магнетизер освобождает Флягина от запойной страсти, открыв ему «красу природы совершенство».

       — Какая черта характера ярко проявляется в этой истории с магнетизером? (Наивность и доверчивость.)

Эпизод 7 – Любовь.

В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы — испытание героя любовью как высшая проверка его человечности.

Иван Северьяныч оказался в большой комнате, полной народа. И прекрасно пела цыганка Груша, очень красивая. Иван был ошеломлен ее красотой. Он бросил ей на поднос сразу сто рублей. А цыганка его поцеловала. После этого Ивана Северьяныча вывели в первый ряд и в конце концов обобрали до нитки. После того вечера Иван Северьяныч не выпил больше ни единой рюмки. По выздоровлении Иван Северьяныч явился к князю, который тем временем вышел в отставку и жил в деревне. Он решил отработать потраченные пять тысяч. Тут князь сказал, что сам он отдал за Грушу табор в полсотни тысяч голов, впал в долги. И Груша у него здесь — он ее выкупил у табора. Князь был человек души доброй, но переменчивой. Он был увлекающейся натурой, который заинтересовался Грушей, но довольно скоро соскучился с ней. Дома его никогда не было, все где-то летал, а Груша сидела одна, в положении, и скучала.  Грушу мучила ревность.

Вслед за этим все пошло очень быстро. Иван прямо из города уехал на ярмарку, а когда сам приехал домой, то тут ничего нельзя было узнать, все подновлено, а флигеля, где Груша жила, и следа нет. В день свадьбы князя с дочкой предводителя он ушел с утра в лес, сел на крутом берегу, над речкой, где и встретил Грушу. Она говорит, что у нее больше нет сил жить и мучиться, видя измену князя и над ней надругательство. А если она сама себя решит, то навеки погубит свою душу... И вот, она умоляет Ивана, чтобы он ее убил, и протягивает ему нож. - Лесков дает совершенно другой сюжетный поворот: не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это?

Ответ: Он берет на себя всю полноту ответственности за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы и себя, и другую, ребенка, которого носила под сердцем.

Учитель:

Любовь героя беззаветная и самоотверженная, чувство это чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. И после смерти Груши он думает не о себе, а о том, что будет с ее душой. Сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его. Мы видим здесь, что Иван может понимать, любить и сочувствовать. Он готов пойти на преступление, чтобы спасти ее душу.  
-
 Как вы думаете, можно ли однозначно сказать, что Флягин погубил Грушу?

Ответ: Он погубил ее физически, но спас духовно, отградив от самоубийства.

Учитель:

Так, в этом поступке сталкиваются греховность и праведность героя. По сравнению с первым убийством перед нами предстает новый Флягин, человек сострадающий, переживающий, мыслящий.

Герой осознает свой грех и понимает, что должен вымолить прощение у Бога. Его жизненный путь - это путь познания Бога и осознание себя в Боге.

- Герой говорит, что после смерти Груши, он «зачеркнул» себя. Что это значит?

Ответ: с этого момента он начинает жить для других, за других. Под именем Петра Сердюкова идет на войну.

Эпизод 8 – Под чужим именем.

Иван очень сильно переживал гибель Груши. После смерти цыганки бредет неизвестно куда, погруженный в думы. На пути он встречает старика и старуху и идет вместо их сына 15 лет воевать на Кавказе по именем Петр Сердюков. За военные подвиги его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему «за народ очень помереть хочется» - это символизирует главное свойство русского человека: готовность пострадать за других, умереть за Родину.

Эпизод 9 – Монастырь. Прозрение.

- Пророчество монашка сбылось. Но считает ли Флягин это пристанище сбывшимся пророчеством? («деться было некуда».)
        История монастырской жизни дается Лесковым во всех подробностях.    Следовательно, автор придает ей какое-то особое значение. Тут уже не впервые развертывается тема бесовского искушения. Эта тема не случайна, так как герой живет по преимуществу не разумом, а чувствами. Одолевает его и дьявол, и маленькие бесенята. И воспринимает он их как часть действительности.
           Лесков не первый в русской литературе уловил, что все таинственное и сверхъестественное проникает в реальную действительность и становится частью народного мироощущения. С этим мы встречались и у Н.В.Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Подведение итогов: Главный герой рассказа Н.С.Лескова «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин, прошедший через испытания, много раз находившийся на краю гибели, символизирует физическую и душевную стойкость русского народа, развитие его самосознания. В его образе автор раскрыл особенности русского национального характера, а именно-противоречивость.

- Каким видим героя в конце повести?

Ответ: в конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал послушником, как и предрекал умирающий монах. Происходит постепенное очищение души героя, он обретает народную мудрость.

- Почему И.Флягина можно назвать праведником?

Ответ: Иван Флягин проходит путь от греха к покаянию и искуплению вины. Отказался от эгоистических побуждений, полностью посвящает себя людям. Ему присущи такие черты как: широта натуры, готовность заступиться за обиженных, чувство сострадания, патриотизм – черты, отражающие светлые стороны народного характера.

Через сострадания и помощь людям он духовно совершенствуется.

- Каков смысл названия повести?

Странник – тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.

Жизнь для Флягина – чудо, очарование. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он стал: это его интерес ко всему живому, привязанность к ребенку, восхищение мужеством и духовной силой татар в поединке, очарование красотой женщины, выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.

- Ваше отношение к герою?

Вывод: в «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах жизни тип «русского праведника».

Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный — что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный — готов умереть за народ.

Мы видим человека цельной натуры, богато одарённого, щедрой души, настоящего богатыря, талантливого русского человека, прошедшего через страшные испытания. Обретя дар пророчества, он понимает, что прощён Богом.

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят, творят добро для самого добра.  

Учитель:

Перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, становящегося через череду тяжких жизненных испытаний праведником.

Наш герой предназначен своему крестному пути. Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое-то предначертание; всё, что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой, познает смысл своей жизни. А суждены ему страшные бездны страдания, такие бездны, погружаясь в которые человек уже перестаёт верить, что происходящее с ним действительно происходит, что это не сон, не наваждение.

Путь такого грешника – своеобразное «хождение по мукам».

На доске изображена прямой линией жизнь героя. Но прямой жизнь каждого из нас почти не бывает, поэтому, рассмотрев тот или иной эпизод жизни героя, мы будем делать свои отметки. Поступки, соответствующие нормам жизни русского человека, будем отмечать на линии, не соответствующие… – ниже линии, удивляющие своей праведностью – выше линии.

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №2 (глава 2, эпизод «Убийство старого послушника»).

1) Каким предстает здесь герой?

2) Как в описании послушника передано отношение самого рассказчика к пострадавшему от него человеку?

3) Почему герою стал в видениях являться монах?

4) Как был наказан герой, понял ли он, что совершил?

5) Сформулируйте выводы о нравственных принципах героя.

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №3 (главы 3,4).

  1. Сжатый пересказ-анализ эпизода «История с голубями».
  2. Как в языке выражается характер героя?
  3. Как вы оцениваете поведение героя? В чём выражается двойственность характера?
  4. Сравните поступок героя в эпизоде с послушником и истории с голубями.
  5.  Сформулируйте вывод о поведении и нравственных принципах героя в этой главе.

Оформление микровыводов на модели.

Выступление учеников.

Группа №4 (глава 5, эпизод «Драка с ремонтером»).

1) Сжато передайте содержание эпизода «Как Иван стал нянькой», важные фрагменты прочитайте по ролям.

2) Расскажите о драке с ремонтёром. Выясните, что было поводом, а что причиной столкновения мужчин. Оцените поведение героя с нравственной точки зрения. Обратите внимание: появляется слово СОВЕСТЬ.

3) Сформулируйте вывод о поведении героя в эпизоде. Как он поступил по отношению к матери ребёнка? Можно ли его уход назвать предательством по отношению к хозяину?

Работа по группам. Анализ эпизодов

Группа №5 (главы 6,7, эпизод «Жизнь Ивана в плену»)

  1. Как Флягин оказался в плену у татар?
  2.  Как здесь проявляется его понимание добра и зла?
  3. Что помогло ему перенести все тяготы плена?
  4. За что хочется упрекнуть героя? Что вызывает восхищение? Группа №6 (гл. 13-18, эпизод «Иван и Груша»)

1) Расскажите историю Груши.

2) Что нового узнали о герое, прошедшем испытание любовью?

3) Какую роль в трагической судьбе Груши автор отвёл Ивану Северьяновичу?

Группа №7(главы19-20, эпизод «На службе»)

1) Проанализируйте главу 19 «Встреча со стариками».

2) Почему Флягин пошёл служить за Петра Сердюка?

3) Перечитайте эпизод «Переправа».

4) Почему не погиб Флягин?

5) Итоги службы в армии.

Просмотр и обсуждение заключительного эпизода из х/ф.

Учитель:

Так кто же наш герой: грешник или праведник? В чём смысл жизни Ивана Флягина? К какому жизненному итогу приходит герой? (Цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).

Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре (гл. 20).

Почему Флягин не принимает старший постриг? (Там же).

Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (Мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).

Оформление микровыводов на модели.

5) Рефлексия.

Анализ логико – смысловой модели «Образ Ивана Флягина».

В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Это жизнь не идеального героя, но христианский идеал деятельного добра представлен автором как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.

Многих отечественных писателей волновал вопрос: какие черты являются основополагающими для русского человека, в чём смысл жизни. Лесков пришёл к собственным выводам. Каким?

Смелость             Привязанность      Ответственность    Сила духа    Спасение чужой      Готовность      Вера

Сочувствие                   Любовь к Родине                 души к самопожертвованию Совесть    

                                                                                                                                                       Единение с народом                                              

Бездумность         Жестокость          Предательство          Безразличие             Греховность

Безответственность

 Безверие

Вывод учеников.    Автор считал: «Двойственность в человеке возможна, но глубочайшая «суть» его всё – таки там, где его лучшие симпатии».

Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая   и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанном чувстве любви к Родин. И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.

 

Домашнее задание:

написать эссе на тему: «Черты характера  современного  россиянина». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

Урок литературы. Тема: «Праведник Земли русской. Русский национальный характер»

Цель: осмысление учащимися мотива праведничества в творчестве Н.С.Лескова, на примере образа и судьбы Ивана Флягина. Задачи:предметные:    1.способствовать выявлению учащимися особ...

Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»

Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.Задачи:закрепить умения литературоведческого анализа;показать красоту и верность русского языка в изобра...

Изображение русского национального характера в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"

В презентации к повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" предлагается система заданий по работе с текстом произведения, в результате выполнения которых учащиеся смогут выделить основные черты русск...

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова «Левша»

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова «Левша»...