Анализ трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: "Скупой рыцарь", "Каменный гость", Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери".

Слово "маленькие" указывает на сокращенный объем - 3 сцены. Действие трагедии начинается в самый напряженный момент, доводится до кульминации и ставит героев перед лицом смерти, поэтому трагедия заканчивается гибелью одного из них. Показывается самоутверждение героя вопреки всем нравственным устоям. Характеры не развиваются, а подвергаются испытанию.

Виссарион Григорьевич Белинский написал следующее: ««Моцарт и Сальери» - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения».

Оба образа в трагедии - вымышленные, но условно совпадают со своими прототипами - австрийский музыкант Моцарт и итальянский музыкант Сальери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_pushkin_motsart_i_saleri.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» Подготовила преподаватель русского языка и литературы Дёмина Л.В.

Слайд 3

«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Учебный предмет: Литература Участники: студенты 1 курса. Основополагающий вопрос Вопросы учебной темы: 1. Что объединяет великих людей, Пушкина и Моцарта? 2. Почему Пушкин обратился к прошлому? 3. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? 4. Почему Сальери совершает преступление? 5. В чём гениальность Пушкина и Моцарта? 6. Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: « Нет правды на земле, но правды нет - и выше…»

Слайд 4

Цель урока: познакомить с новыми страницами жизни и творчества А.С. Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери» Задачи: 1. сопоставить судьбы великих людей; проследить, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери», 2. раскрыть в ходе художественного анализа текста главную идею трагедии, 3. продолжить работу по развитию речевых навыков и выразительности чтения.

Слайд 5

«Гений и злодейство – две вещи несовместные» В.А.Моцарт и А.С.Пушкин «Нет правды на земле, Но правды нет – и выше…»

Слайд 6

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы «Онегина»8-ю главу,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери », « Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…» (А.С.Пушкин - П.А.Плетнёву) Болдино

Слайд 7

«Скупой рыцарь» 23 октября 1830 г. «Моцарт и Сальери» 26 октября 1830 г. «Каменный гость» «Пир во время чумы» Замысел и история создания «Маленьких трагедий»

Слайд 8

«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» цикл «Каменный гость» «Пир во время чумы» Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжетике , системе образов (небольшое количество действующих лиц), по идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество). Что такое цикл?

Слайд 9

Словарная работа : трагедия, ремесленник , рекв ием Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит особенно острый непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Ремесленник 1. Человек, который владеет профессиональным ремеслом. 2. Человек, который делает по шаблону, без творческой инициативы. Реквием - 1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное музыкальное произведение.

Слайд 10

Какие слова являются ключевыми в трагедии «Моцарт и Сальери»? «Гений и злодейство – две вещи несовместные»

Слайд 11

По мнению В.Г.Белинского, в трагедии ставится проблема зависти , но рассматривается и «вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения». Кто такой гений? Гений – человек, обладающий способностью к высшему творчеству. Талант и гений

Слайд 12

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 австрийский композитор Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери Антонио Сальери 1750-1825 итальянский композитор, дирижёр и педагог

Слайд 13

Написано 600 произведений во всех жанрах! Шедевры! Оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта»; Симфонические, камерные произведения. Жизнь великого композитора – вечное стремление к свободе! В.А.Моцарт – вундеркинд из Зальцбурга

Слайд 14

Моцарт Всё даётся легко Это дар от Бога «гуляка праздный» Музыка - искусство Почему Сальери считает Моцарта своим врагом? Сальери Неустанно трудится Слава добыта трудом Ремесленник Музыка – ремесло Антагонисты Моцарт и Сальери

Слайд 15

Что гнетёт сердце Сальери? Зависть…

Слайд 16

Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Почему? «Ты ,Моцарт, гений…»

Слайд 17

«Гений и злодейство – две вещи несовместные» Когда звучат эти строки? Почему звучат дважды? В чём признаётся Сальери самому себе?

Слайд 18

Проведём параллели между судьбами двух великих людей В.А.Моцарт А.С.Пушкин Великий композитор Великий поэт Рано начали писать музыку, стихи, музыкальные Литературные произведения. Тернистый жизненный путь: периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе, короткий жизненный путь (36лет) (37 лет), Но создано огромное количество шедевров!

Слайд 19

«Береги честь смолоду» Обострённое чувство собственного достоинства! «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе». (Из письма Моцарта к отцу) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! ( А.С.Пушкин «К Чаадаеву»)

Слайд 20

«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе. ЗАВИСТЬ, КЛЕВЕТА, СПЛЕТНИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ – И сам Пушкин, и его герои «Маленьких трагедий»страдают от этого! «Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Приговор «ужасному веку»

Слайд 21

Вопросы для обсуждения: - Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе? - Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?» - Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему). - Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери? - Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело?

Слайд 22

В любом из нас есть Моцарт и Сальери. У Моцарта весь день душа звенит в спонтанном вдохновенье или вере в случайности... И беззаботный вид его привычен выпившей ораве приятелей, которых он смешит в кафе, забыв о музыке и славе. А въедливый Сальери за столом над книгами корпит до поздней ночи, на дно познанья рвется напролом, шлифует партитуры что есть мочи. И втайне злится на бессильный дар за то, что он бессмертную не хочет создать сонату или ричеркар . Нам от обоих никуда не деться: Сальери — это совесть или ум, а Моцарт — интуиция и сердце. У нас в душе сливается их шум, и стих звучит, как первый крик младенца, благодаря героям этим двум! Ксения Дьконова

Слайд 23

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери по пьесе А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» 6) Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство? 7) Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит? Свои ответы подкрепите цитатами из пьесы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"

приложение к уроку "Гений и злодейство - две вещи несовместные"...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"

Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...