МАСТЕР-КЛАСС ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ" (Профильная ярмарка для родителей)
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Волкова Антонина Фёдоровна

Урок по рассказу А.П. Чехова "Толстый и Тонкий" (технология РКМЧП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstyy_i_tonkiy.pptx622.24 КБ
Файл master-klass.docx403.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

технология РКМЧП ( Технология развития критического мышления через чтение и письмо )

Слайд 7

кластер «Портрет героя».



Предварительный просмотр:

Слайд № 1

К мудрецу, который очень любил рассказывать притчи, обратились с вопросом:

— Почему ты о, мудрец, рассказываешь нам свои замысловатые истории, но при этом не объясняешь, что они значат?

Мудрец же ответил:

— Когда вы идёте на рынок, чтобы купить апельсинов, просите ли вы продавца, чтобы он попробовал их вместо вас, оставляя вам лишь кожуру?

Слайд 2

Так и технология РКМЧП  заставляет задуматься, поразмыслить, сделать самостоятельные выводы. Критическое мышление начинается с постановки вопросов, которые нужно решитьТехнология развития критического мышления через чтение и письмо – представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Слайд 3

Начну я немного издалека. Каждый человек так или иначе общается с большим количеством людей. Выходя на улицу, заходя в магазин или ещё куда-нибудь мы встречаем множество людей. Все они не похожи друг на друга.

-Перед вами две картинки – изображение ПОЛНОГО и ХУДОГО человека.

hello_html_7b4da077.png

-Какие ассоциации могут вызвать у вас эти люди?

-Каким может быть характер ПОЛНОГО человека и наоборот ХУДОГО?

Слайд 4

hello_html_m4ec08db8.png

Вывод: Так уж повелось, что изначально ПОЛНЫЕ люди воспринимаются как доброжелательные, жизнерадостные, с мягким характером. ХУДЫЕ же, напротив, представляются нам как злые, вредные, с невыносимым характером.

Слайд 5

- Предлагаю вам посмотреть на иллюстрацию и определить, к какому произведению она относится?

Издание

Сейчас мы с вами обратимся к тексту и посмотрим, с помощью каких деталей он создает портрет ТОЛСТОГО И ТОНКОГО. (работа с текстом)

Чтение по ролям (потом забираем тексты)

- Я предлагаю поработать с текстом. Составьте кластер  «Портрет героя». В кластер необходимо включить детали, воссоздающие портрет Толстого и Тонкого.

Толстый

  • пообедал на вокзале
  • губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
  • пахло от него хересом и флёрдоранжем.

Слайд 6

hello_html_m19f89743.png

- О чём могут свидетельствовать эти детали?

Херес и флёрдоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Тонкий

  • вышел из вагона
  • был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
  • пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

- О чём могут свидетельствовать эти детали?

Навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.

Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.

Детали портрета героев говорят прежде всего об их социальном положении.


Попытайтесь представить, как могла бы пройти встреча двух друзей после долгой разлуки?

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ

- Предположите, изменится ли отношение друзей друг к другу после разговора? Если да, то как и почему?

М увидели, что деталь в произведении Чехова очень важна

 Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель?   
( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).
- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?
(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).
1. Сколько героев присутствует в рассказе?  ( Четыре).
2. Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий.  (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе.  (Герострат).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем.  (Толстый).

10. Место, где встретились друзья.  (Вокзал).
11. Как зовут сына тонкого?  (Нафанаил). 

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Ярмарка творчества» по теме: "Развитие школьного туризма через спортивные мероприятия"

АННОТАЦИЯк мастер-классу «Ярмарка творчества»Тема: «Развитие школьного туризма через спортивные мероприятия»учитель физической культуры МОАУ СОШ №17Калякина Наталья Германовна ВВЕДЕНИЕС нез...

Мастер-класс "Главное в жизни" по рассказу А.П.Чехова "Студент"

Урок разработан с использованием технологии критического мышления. В материалы урока включена также презентация. Урок   проведён в  10 классе, по программе предмета "Литература"....

Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей

Положение о проведении Ярмарки кружков, мастер-класса педагогами дополнительного образования детей...

Мастер-класс на тему: «Ярмарка педагогических идей и логопедических технологий» на РМО педагогов-психологов и учителей логопедов

Мастер-класс на тему:«Ярмарка педагогических идей и логопедических технологий»на РМО педагогов-психологов и учителей логопедов...

фрагмент мастер - класса по литературе в 5 классе по теме "Дискуссия в учебном процессе " на примере рассказа "Щенок- Засоня" Н.Агафонова

Реализация и использование данной технологии позволяет учителю не только отработать учебный материал, но и способствует формированию основных УУД, в том числе  и умение отстаивать свою точку зрен...

Мастер – класс «Модель успешного воспитателя в современной школе, которого ждут дети, родители, общество».

Стратегия развития образования в настоящее время направлена на обновление его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Требования XXI века – поворот школы к лич...

Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

С статье освещен опыт проведения мастер-классов "Родитель-родителю" родителями воспитывающими детей с ТМНР....