Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Сябро Инна Александровна

Тема Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца» 

Цель урока: обучение сопоставлению художественных образов через сравнительный анализ художественного мира ребенка и взрослого в рассказе Александра Грина «Гнев отца»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rebenka_i_mir_vzroslyh_v_rasskaze_aleksandra_grina.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»


Тема и номер урока в теме


Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»


Цель урока: обучение сопоставлению художественных образов через сравнительный анализ художественного мира ребенка и взрослого в рассказе Александра Грина «Гнев отца»

 Задачи:
- обучающие: кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Грина, с сюжетом рассказа «Гнев отца» 
-развивающие: формировать читательские умения, учить передавать информацию в сжатом виде, развивать критическое мышление и монологическую речь учащихся на основе анализа рассказа А.С. Грина «Гнев отца»
- воспитательные: формировать личностное отношение обучающихся к прочитанному произведению, к героям и их поступкам.
Тип урока: урок изучения нового материала (анализ прозаического произведения малого жанра)
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Деятельность ученика


Время

(в мин.)


1


Фаза вызова: ответы на вопросы, формулирование темы и постановка цели урока, виртуальная экскурсия, составление кластера


1 "О жизни Александра Грина"

А. Грин. Фотография 1908 г.

4 Дом-музей А. Грина в Старом Крыму.

К. Ф. Богаевский "Корабли"

Карта Гринландии (фрагмент)

Александр Грин. Цепи и паруса.

10 Александр Степанович Грин

11 Музей Грина в Кирове


Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством удивительного писателя А.Грина.

-Может быть, кто-то уже читал его произведения этого писателя?

Я вам искренне завидую: вы открываете для себя удивительный мир, который называется Гринландия. В этой стране свои материки, бухты, проливы, свои города, населенные мужественными, сильными и добрыми людьми.

Послушайте небольшой рассказ о жизни и творчестве Александра Грина. На основе полученной информации составим кластер о писателе и его творчестве.

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 года в городе 
Слободской Вятской губернии. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома..

Значительное влияние на Грина оказал его отец — белорусский дворянин Стефан Гриневский, который разрешил сыну купить ружье и поощрял его к длительным экскурсиям на природу, что повлияло как на выработку характера молодого человека, так и на будущий оригинальный стиль гриновской прозы.

В 
1896 г. по окончании четырёхклассного Вятского городского училища уехал в Одессу. Устроился матросом на судно, курсировавшее по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, лесорубом, золотоискателем на Урале.

В 
1903 г. был арестован за пропагандистскую работу среди матросов в Севастополе, освобожден по амнистии. ПсевдонимА. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907). Сочиняя новые и новые рассказы, Грин постепенно находит свой стиль, сделавший его затем столь популярным и любимым. Формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названаГринландия. По характеру Грин был романтиком и всегда верил в добро

В революционные годы в Петрограде Грин начал писать повесть-феерию «
Алые паруса» В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир».

Герои произведений Грина добрые, отважные, благородные. Грин переехал в 
Феодосию. С 1930 г. жил в город Старый Крым, там и умер Грин 8 июля 1932 года. На его могиле скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».


Коллективно составляют кластер «Александр Грин» и делают по нему промежуточный вывод


5 мин


2


Стадия осмысления


3 А.Харшак 

Портрет А.Грина


Формулирует вопросы перед чтением текста.

У Грина есть интересный рассказ «Гнев отца»

- Как вы понимаете слово «гнев»? Объясните значение.

- В психологии используется прием изображения чувства через цвет, через рисунок. Как бы вы нарисовали гнев? Что изобразили?

-В названии указано: гнев отца. Предположите, о чем может быть рассказ.

- Как можно избавиться от гнева отца? Каковы ваши варианты?

Выясним, какой выход находит герой Грина, оказавшись в трудной ситуации.

Организует индивидуальную работу по выяснению лексического значения слов«прерия», «амнистия». 

-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? Где можно узнать их значение? Прошу поработать 
с толковыми словарями двух учеников.

Организует самостоятельную работу учащихся

- Речь в рассказе пойдет о Беринге

Иване Ивановиче. Что вы знаете об этом человеке?

Откроем стр. 163 и самостоятельно прочитаем информацию об известном мореплавателе.
Читает рассказ

Подводит к осмыслению прочитанного

- Совпало ли ваше предположение, о чем будет рассказ?

В парах составьте два вопроса: один 

тексту: один толстый и один тонкий. Запишите их. 

- Зачитаем вопросы. 

Делает промежуточный вывод: Содержание рассказа усвоили хорошо. На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

Проводит фронтальную беседу с учащимися. 

- Рассказ назван «Гнев отца». Кто же главный герой рассказа – отец или Том? Почему?

- Можно ли догадаться по тексту, сколько лет мальчику, хотя об этом не говорит автор?

- Прочитаем еще раз начало рассказа. Вам жалко Тома? Почему? 

- Как Том представил себе гнев? Почему?

- А совпал ли ваш словесный рисунок гнева с представлением Тома?

- Грин – мастер комического, в основе которого лежит несоответствие. На каком несоответствии построен сюжет? Как называется этот вид комического?

Подумайте, к чему привело незнание слова мальчиком, и сделайте вывод: так о чем же этот рассказ?

Организует работу учащихся в парах.

- Запишите в парах ключевые слова, характеризующие Тома, и определите, на основе чего вы дали такую характеристику.

Проводит фронтальную беседу с учащимися. 

- Какие поступки совершил Том, за которые, как утверждала тетя Корнелия, на него обрушится гнев отца? 

- Каково состояние мальчика после угрозы тети?

- Оцените поступок Мунка, который понял ошибку Тома, но не помог ему.

После разговора с Мунком Том совершает еще ряд проступков, которые усугубили его положение. 

Совместно с учащимися заполняет таблицу(см. ниже)

-Выясним, что явилось причиной безобразного поведения Тома.

Продолжает фронтальную беседу.

-А вам приходилось принимать решение в состоянии обиды, ревности? Потом не жалели о принятом решении?

Как снежный ком, накатывается одно преступление на другое. Приближение гнева неминуемо. Вся надежда только на заступничество отца, которого Том почти не помнил. Мальчик оказался в сложной жизненной ситуации, поэтому решился на побег, чтобы жить в лесу, пока не отыщет клад.

- Предположите, что могло произойти дальше, если бы Том не увидел автомобиль, в котором ехал отец.

- Почему Том, поняв, что едет отец, помчался к дому? Какое чувство им руководило?

- Почему отец приехал раньше, чем его ждали? Как встретился с сыном?

- Том ждал, что с отцом приедет Гнев. Какое сомнение возникло при виде молодой женщины и почему? 

- Почему не исчезла тревога Тома после приезда отца?

- Предположите, что мог увидеть Том в сундуке отца. Почему представилось чудовище7

- Какое чувство испытывает мальчик, расстреляв чудовище?

- Что испытывает отец, видя страдания сына? Найдите в тексте строки.

- Почему ошибка сына вызывает пробуждение нежности у сурового отца?

Последние слова отца, которого с нетерпением ждал Том, придают рассказу композиционную завершенность. Хочется верить, что в жизни Тома все будет хорошо, потому что рядом отец, который смог понять страдания мальчика.



Словесно рисуют

Индивидуально работают с толковым словарем


Самостоятельно работают с учебником

Выбирают ключевые слова, характеризующие душевное состояние мальчика

Составляют в парах один толстый и один тонкий вопрос по содержанию текста, записывают в тетради

Работают индивидуально с текстом


Делают промежуточный вывод 

Записывают в парах ключевые слова

Коллективно составляют таблицу, делают промежуточный вывод.

Работают по тексту.


2 мин

1 мин


15 мин

2 мин

2 мин

2 мин


1 мин

3 мин


5 мин


3


Стадия рефлексии



С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль»

С. Бродский. Иллюстрация к феерии А. С. Грина "Алые паруса", «Ассоль и Грей»


Организует работу по обобщению материала фронтально и в группах

- Обратимся к составленному кластеру. Какое произведение допишем? 

- Назовите главную черту характера Тома.

- Каким вы представляете себе автора после прочтения рассказа?

Перед вами иллюстрации по произведению Грина «Алые паруса». А вы предложите вариант обложки книги «Гнев отца».

Обобщим материал и запишем одним предложением ответ на вопрос:

- Почему в отличие от других взрослых отец понял состояние сына? (1 колонка)

- Какова главная мысль рассказа А.Грина «Гнев отца»? (2 колонка)

- Почему вы считаете, что Беринг любил своего сына?

Зачитаем варианты ответов.

-Кому бы вы порекомендовали прочитать данный рассказ: родителям, детям или тем и другим вместе? Почему?

Подводит итог урока

Комментирование домашнего задания.

Письменно по выбору одно задание:

1. Стр. 171, в. 5

2.Написать письмо-воспоминание отцу от лица взрослого Тома об ошибке детства

3. Написать рассказ-воспоминание о детской ошибке взрослого Тома своему маленькому сыну.




Дополняют кластер 

Словесно рисуют
Обобщают материал в группах

Делают выводы по материалу урока


Записывают домашнее задание


5 мин


2 мин



Приложение к плану-конспекту урока

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе Александра Грина «Гнев отца»


Примерный вариант кластера

Александр Грин (Гриневский)

произведения герои личность автора

«Алые паруса» «Бегущая по волнам» добрые смелые мечтает о море верит в добро

«Блистающий мир» благородные романтик
Таблица 3.http://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_45cf3d91.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_723c15c.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_57ae547.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_79b2769f.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_m294b5e27.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_57fd0fcc.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_m5aa6adf7.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_m5afdc040.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_m294b5e27.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_m6dae7b6f.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_4c493f79.gifhttp://biogr.znate.ru/pars_docs/refs/1/192/192_html_6ed331d6.gif


Поступки Тома


Причина поступка


Реакция взрослых


Выпил вина


От одиночества


Тетя три раза шлепнула и закричала на Тома


Попытался украсть пистолет


Не хотел сдаваться без боя


Дядя запер в кабинете, оставил без завтрака


Сбежал из дома


Холодное отчаяние погибшего существа


Не заметили


Расстрелял гнев


Хотел снять давящую сердце тяжесть


Отец пожалел сына




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Александр Грин

"Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице.  Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно  во...

Рассказ Александра Грина "Зеленая лампа"

Урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина "Зеленая лампа" построен по технологии "Развитие критического мышления". Использованы приемы: "чтение с остановками", "Ромашка Блума", "Древо предсказаний"...

Анализ рассказа Александра Грина «На досуге»

Анализ рассказа А.Грина "На досуге", написанного в 1907г. Сам автор был осужден за членство в эсеровской организации и пропагандистскую работу, дважды был в ссылке. Действие происходит в конторе тюрьм...

«Ну вот мы и дома!» (урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»)

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина "Новогодний праздник отца и маленькой дочери" для учащихся 7-8 классов....

Презентация к уроку "А.Грин. Гнев отца"

Презентация для интерактивной доски...

Урок русской родной литературы в 10 классе по рассказу Александра Грина «По закону»

Знакомство с рассказом А. Грина, анализ текста, поиск проблем, которые ставит писатель в произведении;  развитие самостоятельного мышления, приобщение учащихся к исследовательской работе...