Контрольно-измерительные материалы по литературе для 9 класса
тест по литературе (9 класс)

Стукан Оксана Анатольевна

Оценочные средства включают темы сочинений, контрольные роботы в формате ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_po_literature_9_klass.docx762.33 КБ

Предварительный просмотр:

     ФОНД   ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ
для осуществления текущего контроля успеваемости по литературе

Приложение к рабочей программе по литературе

для  9  классов

на 2019/2020  учебный год

Учитель: Стукан Оксана Анатольевна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задания составлены в соответствии с изученными темами и с учетом требований  ФГОС к знаниям и умениям обучающихся 9 классов.

Задания составлены на основе пособий:

Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.

КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся.

Материалы пособия помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ОГЭ в 9 классе в качестве повторения пройденного материала

На выполнение заданий отводится 40-45 минут.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов.

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 91%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 90% - 76 % от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 60%-75% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-59%правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ В ФОРМАТЕ ОГЭ

Система оценивания заданий, требующих развернутого ответа на вопрос

Критерии оценивания выполнения заданий, требующих написания связного ответа объёмом

2–5 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний обучающийся может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли обучающийся может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается, по критерию 3 выставляется 0 баллов.


           

6 баллов – «5», 5 баллов – «4», 4-3 балла - «3»

Критерии оценивания выполнения сопоставительных заданий,

требующих написания связного ответа объёмом 5–8 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний обучающийся может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли эобучающийся может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается, по критерию 3 выставляется 0 баллов.


           

 

8 баллов «5»

7-6 баллов «4»

5-4 балла «3»

Критерии оценивания выполнения заданий, требующих

написания сочинения (в объёме не менее 200 слов)

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

В инструкции к заданию указано: «В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений». В зависимости от формулировки темы участник может раскрывать её на примере стихотворений или лирических поэм. При оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.


         


         


         

 

12 -13 баллов – «5»

9 -11 баллов – «4»

8-6 баллов – «3»


КОНТРОЛЬНО_ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Домашнее сочинение-рассуждение № 1

«Какие нравственные ценности я извлек(-ла) из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Домашнее сочинение № 2

  1. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
  2. Каким предстаёт в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город? Чем смешон и страшен чиновничий город в изображении Н. В. Гоголя?
  3. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
  4. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
  5. Что приводит к омертвлению души? Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
  6. В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

Классное сочинение-рассуждение № 1
по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума»

1. В чём общечеловеческое звучание образов фамусовского общества?
2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого?
3. Почему образ Софьи получил разноречивые оценки в критике?
4. Каковы причины конфликта между Фамусовым и Чацким?
5. Против чего протестует Чацкий?

Классное сочинение-рассуждение № 2
по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»?
  2. Почему не находит счастья Онегин?
  3. Могла ли Татьяна Ларина ответить на любовь Онегина?
  4. Чем роман «Евгений Онегин» интересен читателям XXI века?
  5. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
  6. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
  7. Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

Классное сочинение-рассуждение №3
по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. Почему Печорин одинок и несчастлив?
  2. Как развивается в романе «Герой нашего времени» тема смысла жизни?
  3. Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  4. Как раскрывается личность Печорина в его самооценке «Я никогда ничем не дорожу»?
  5. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»?
  6. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений
    с Верой?
  7. Каким предстаёт  Печорин в главе «Тамань»?

Контрольное классное сочинение-рассуждение по рассказу М.А Шолохова «Судьба человека»

  1. Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»?
  2. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?
  3. Почему, по Вашему мнению, свой рассказ М.А. Шолохов назвал «Судьба человека»?
  4. Как раскрывается тема подвига в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?
  5. Какой предстаёт война в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?

Контрольная работа за 1 четверть

Задания I - III выполняются всеми учащимися, из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Вариант 1

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями. Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

Определения:
1. Жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

2. Литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века, в основе которого: — признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений Античности художественной нормой; принцип рационализма и «подражания природе»; культ разума; активное обращение к общественной, гражданской проблематике; подчёркнутая объективность повествования; строгая иерархия жанров.

3. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.

4. Жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай; наличие элементов загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Термины:
Классицизм (1), историзм (2), баллада (3), ода (4).

II. Установите соответствие между героями комедии «Горе от ума» и их отношением к службе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

III. Прочитайте строфу из стихотворения Г. Р. Державина

«Властителям и судиям»:

И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт!

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

1) анафора; 2) гипербола; 3) метафора; 4) эпитет; 5) сравнение.

IV. * Проанализируйте эпизод из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (со слов «Молодой человек поклонился ей так учтиво…» до слов «Лиза не договорила речи своей...»), выполнив следующие задания (объём ответов на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

1. Какими способами автор показывает душевное состояние Лизы?

2. С какой целью автор обращает внимание на такую деталь:«…и нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее»?

3. Какие черты сентиментализма проявились в этом фрагменте?

4. Сравните финальный абзац этого эпизода с фрагментом из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (гл. III со слов «Мы сели обедать» до слов «Мне стало жаль её, и я спешил переменить разговор…»). В чём сходны причины переживаний матери Лизы и Василисы Егоровны?

V. * Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» и выполните следующие задания (объём ответа на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

1. Почему поэт убеждён, что состояния души нельзя передать словами?

2. Почему в стихотворении так много вопросительных конструкций?

3. Как понять последнюю строчку стихотворения?

4. Сравните стихотворение «Невыразимое» со стихотворением поэта-символиста В.Соловьёва «Милый друг, иль ты не видишь…». В чём сходство мироощущений лирического я каждого стихотворения?

* Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Вариант 2

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями. Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

Определения:

1. Жанр лирики: стихотворение медитативного или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

2. Один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

3. Переосмысление, развитие традиционных мотивов, образов, композиционных схем и художественных средств устного народного творчества в канве авторского художественного текста.

4. Литературное направление второй половины XVIII — начала XIX века, признающее основой человеческой природы чувство, стремящееся исследовать личность в движениях души, мы-

слях, чувствах, переживаниях.

Термины: 

Сентиментализм (1), фольклоризм (2), элегия (3), комедия (4).

II. Установите соответствие между героями повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


III. Прочитайте фрагмент стихотворения В. А. Жуковского «Море»:

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте:

1) анафора; 2) гипербола; 3) олицетворение; 4) эпитет; 5) антитеза.

IV. * Проанализируйте эпизод из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (д. III, явл. 21 со слов «Ученье — вот чума, учёность — вот причина…» до слов «Забрать все книги бы да сжечь»), выпол-

нив следующие задания (объём ответов на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

1. Почему гости Фамусова единодушно видят причину человеческого безумия в книгах и образовании?

2. Чем близок Чацкому князь Фёдор?

3. Какие исторические факты легли в основу таких цитат фрагмента, как «от ланкартачных взаимных обучений» и «там упражняются в расколах и в безверьи / Профессоры!»?

4. Сравните эпизод из комедии А. С. Грибоедова с фрагментом пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» (д. IV, явл. 8 со слов «Без наук люди живут...» до слов «...всякий того и смотрит, что на покой»). Чем близки взгляды представителей фамусовского общества и госпожи Простаковой?

V. * Проанализируйте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник», ответив на вопросы (объём ответов на вопросы 1—4 — это 2—5 предложений):

— В чём поэт видит свою заслугу перед Отечеством и залог своего бессмертия?

— Что дало поэту право воскликнуть: «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить»?

— Какая лексика и синтаксические обороты демонстрируют высокий слог стихотворения и придают ему торжественность?

— Сравните стихотворение Г. Д. Державина «Памятник» с одноимённым стихотворением

В. Я. Брюсова. Чем близко и чем отличается отношение каждого поэта к славе?

* Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Контрольная работа за 2 четверть

Письменные ответы на вопросы и тестирование

Вариант 1

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями. Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

1. Двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

2. Созданный Пушкиным лиро-эпический жанр, в котором помимо эпических средств изображения действительности используются лирические.

3. Пьеса, в которой изображаются острые, неразрешимые жизненные противоречия, непримиримый конфликт сильной личности с надличными силами (судьбой, государством, стихией

и др.) или с самим собой. Герой пьесы, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу, что должно вызвать в зрителях потрясение, породить в них скорбь и сострадание.

4. Череда событий в эпическом или драматическом произведении, выстроенная хронологически и положенная в основу сюжета.

Роман в стихах (1),    трагедия (2),    фабула (3),    хорей (4).

Ответы: 4; 1; 2; 3.

II. Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и деталями их портретов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

III. Прочитайте строфу из стихотворения А. С. Пушкина:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Как называется это стихотворение? Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

1) анафора; 2) параллелизм; 3) метафора; 4) эпитет; 5) сравнение.

Ответы: 1; 3; 4.

IV. Проанализируйте эпизод из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Последнее объяснение Татьяны и Онегина» (гл. VIII, стр. XLII—XLVII), выполнив следующие задания (объём ответа на

вопросы 1—3 — это 3—4 предложения, а на вопрос 4 — 5—6 предложений):

1. Какими способами автор показывает душевное состояние Татьяны?

2. Как вы понимаете слова автора, предшествующие данному эпизоду?

Простая дева,

С мечтами, сердцем прежних дней,

Теперь опять воскресла в ней.

3. В чём данный эпизод является «зеркальным» отражением первого объяснения Татьяны и Онегина?

4. Сравните монолог Татьяны с монологом Алёны Дмитриевны из «Песни про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова (со слов «Государь ты мой, красно солнышко…» до

слов «Дитя малое, неразумное...»). Что сближает и различает героинь этих произведений?

V. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» и выполните следующие задания (объём ответа на вопросы 1—4 — это 3—5 предложений):

1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной?

2. С какой целью поэт изменяет ритмический рисунок и длину стиха во второй половине стихотворения?

3. Какой хочет видеть поэт свою Родину в будущем?

4. Сравните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» со стихотворением А. А. Блока «Россия». В чём общность и различия мироощущений лирического я каждого стихотворения?

Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Вариант 2

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями. Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

1. Трёхсложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.

2. Совокупность событий в эпических и драматических произведениях, порядок и развитие которых позволяют писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

3. Поэтический жанр, представляющий собой стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к комулибо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

4. Большое эпическое произведение, всесторонне изображающее жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни и характеризующееся многолинейностью сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличием системы равнозначных персонажей; охватом большого круга жизненных явлений, постановкой общественно значимых проблем; значительной временной протяжённостью действия.

Роман (1), послание (2), амфибрахий (3), сюжет (4).

Ответы: 3; 4; 2; 1.

II. Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и их высказываниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца:

Ответы: А—2; Б—1; В—4.

III. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;

И отзыв мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Как называется это стихотворение? Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте:

1) сравнение; 2) анафора; 3) олицетворение; 4) эпитет; 5) гротеск.

Ответы: 1; 3; 4.

IV. Проанализируйте сцену дуэли из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. VI, стр. XXVII—XXXI), выполнив следующие задания (объём ответа на вопросы 1—4 — это 3—5 предложений):

1. Почему Онегин и Ленский не смогли помириться и «разойтиться полюбовно»?

2. Почему в сцене дуэли автор многократно повторяет слово «враги»?

3. Почему изменилось внутреннее состояние Онегина после убийства Ленского?

4. Сравните сцену дуэли из романа «Евгений Онегин» со сценой дуэли Гринёва и Швабрина из романа «Капитанская дочка» со слов «Я дожидался недолго…» до слов «Я упал и лишился чувств». В чём сходство и различия двух изображённых дуэлей?

V. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина «Бесы», ответив на следующие вопросы:

1. О чём размышляет поэт в стихотворении «Бесы»?

2. Почему его лирический герой испытывает тревогу и смятение?

3. Какой смысл придаёт стихотворению многократное повторение первого стиха?

4. Сравните стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно». Чем близки и чем различаются душевные состояния каждого лирического я?

Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Контрольная работа за 3 четверть

Выполняется часть I или часть II по выбору обучающихся.

Часть I

1 вариант

Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2).

Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

Вариант 1. Прочитайте эпизод встречи Печорина и Веры из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (запись в журнале Печорина от 16 мая) со слов «Сегодня я встал поздно…» до слов «…радости забываются, а печали никогда» и выполните задания 1.1.1.–1.1.4.

Запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.3 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.1.1. Каково психологическое состояние Печорина в этом эпизоде?

1.1.2. Какими способами его показывает автор?

1.1.3. Как с душевными переживаниями героя связан пейзаж?

Запишите номер задания 1.1.4.

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.1.4. Сравните фрагмент записи из журнала Печорина с фрагментом из рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи» со слов «Приезжий сбросил на лавку шинель…» до слов «…а любовь — другое дело». Что общего в описании встречи двух любящих людей

после долгой разлуки?

Вариант 2.

Прочитайте стихотворение С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!..» и выполните задания 1.2.1–1.2.4.

Запишите номера заданий 1.2.1 и 1.2.3 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.2.1. Какие картины связаны у лирического героя с образом Родины?

1.2.2. Почему ему «не надо рая»?

1.2.3. Какую роль в стихотворении играют метафоры и сравнения?

Запишите номер задания 1.2.4.

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.2.4. Сравните стихотворение С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!..» со стихотворением В. В. Маяковского «Прощанье».

В чём сходство отношения к Родине у лирических героев этих стихов?

2 вариант

Часть I

Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2).

Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

Вариант 1. Прочитайте эпизод «Смерть прокурора» из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (гл. X со слов «Все эти толки, мнения и слухи…» до слов «Где выход, где дорога?») и выполните задания 1.1.1.–1.1.4.

Запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.3 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.1.1. Как эпизод смерти прокурора связан с авторской идеей о живой и мёртвой душе?

1.1.2. О каком «прямом пути» человечества размышляет автор?

1.1.3. Какое средство комического использовано автором в эпизоде?

Запишите номер задания 1.1.4.

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста (можно обращаться и к другим эпизодам этих же произведений), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.1.4. Сравните эпизод «Смерть прокурора» с фрагментом рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника» со слов «Когда генерал кончил беседу с последним просителем…» до конца рассказа. Что сближает гоголевского прокурора и чеховского чиновника Червякова?

Вариант 2. Прочитайте стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…» и выполните задания 1.2.1–1.2.4.

Запишите номера заданий 1.2.1 и 1.2.3 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

1.2.2. Почему его лирический герой принимает жизнь во всех проявлениях?

1.2.3. Какую роль играет в стихотворении приём антитезы?

Запишите номер задания 1.2.4.

Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений), аргументируйте свои суждения, опираясь на оба текста, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1.2.4. Сравните стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю…» со стихотворением А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». В чём общность мироощущений лирического я каждого стихотворения?

Часть II

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (2.1–2.4)

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение

аккуратно и разборчиво.

1. В чём новаторство изображения «маленького человека» в рассказах А. П. Чехова?

2. Почему А. А. Блок считал главной темой своего творчества «тему о России»?

3. Чем близки стихи С. А. Есенина фольклору?

4. Почему невозможно «воскрешение» любви Надежды и Николая Алексеевича? (По рассказу И. А. Бунина «Тёмные аллеи».)

Итоговая контрольная работа.

Письменные ответы на проблемные вопросы

Напишите ответ объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В ответе по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию ответа, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите ответ

аккуратно и разборчиво.

Примерная тематика проблемных вопросов:

1. Каков символический смысл двух операций профессора Преображенского? (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».)
2. В чём поэтическое новаторство лирики М. И. Цветаевой?

3. Почему Андрей Соколов оказался способен на жизненный подвиг? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

4. Как в судьбах героев рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» отразились события истории России в послевоенное время?

5. *В чём философский характер отношения к жизни и природе в лирике Б. Л. Пастернака и Н. А. Заболоцкого?

6. *Каковы способы создания трагического пафоса в лирике А. А. Ахматовой и А. Т. Твардовского?

7. *Что сближает Матрёну и Андрея Соколова? (По рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матрёнин двор»). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по литературе 10 класс

Тесты использовать для промежуточной аттестации по литературе...

Контрольно-измерительные материалы по литературе 7 класс

Проверить знания учащихся в конце года...

Контрольно - измерительные материалы по литературе (6 класс)

Назначение   работы    –   оценить    уровень   подготовки    учащихся    по...

Контрольно - измерительные материалы по литературе (10 класс)

Назначение   работы    –   оценить    уровень   подготовки    учащихся    по...

Контрольно-измерительные материалы по литературе. 5 класс Учебник Т.Ф.Курдюмовой

В соответствии с требованиями ФГОС (ов) учителя должны приложить к рабочим программам КИМы. Предлагаю тесты по таким темам : " Мифы", "Фольклор", "Руслан и Людмила", "Муму","Васюткино озеро", итоговые...

Контрольно -измерительные материалы по литературе 6 класс.

          1 Назначение  – оценить уровень достижений учащихся  по темам....

Контрольно-измерительные материалы по литературе (7 класс)

Дидактические материалы можно использовать на уроках литературы в 7 классе. Они позволяют определить уровень овладения учебным материалом....