Любовь- величайший дар судьбы.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Черепанова Аэлита Николаевна

Интегрированный урок литературы и химии в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_o_lyubvi_otkr.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

«Любовь – величайший дар судьбы».

Открытый урок по литературе и химии

В 10 классе

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Гладких Аэлита Николаевна.

Бинарный  урок в 10 классе по литературе и химии.

«Любовь – величайший дар судьбы».

Цели:

Воспитательные:

Воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство;

 воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение в группе;

воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы

Развивающие: 

Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;

развивать эмпатические способности учащихся;

развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и глубокому  пониманию ее;

развивать навыки выразительного чтения;

расширять кругозор;

развивать умение работать с литературой.

 

Образовательные:

Сформулировать понятие «любви»;

познакомиться с разнообразием стихотворений о любви у поэтов  XIX-  XX  веков и прозы XX века;

рассмотреть с точки зрения химии и биологии различные стадии развития любви;

познакомить с действиями химических веществ и гормонов, отвечающих за развитие чувства любви;

показать взаимосвязь физиологических процессов и внутренней культуры человека.

Применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

Приобретение знаний о любви на примере  лучших образцов любовной лирики XIX-  XX  веков и прозы XX века;

формирование представления о любви на основе интеграции знаний по литературе, химии и биологии;

овладение способами выразительного чтения наизусть;

совершенствование навыков свободного владения монологической и диалогической речи;

Слайд. А.Н.

Сегодняшний урок у нас необычный. Тема прозвучит в стихотворении М.Скребцовой.

Чтение учителями стихотворения М.Скребцовой в обрамлении музыки «Лунная соната».

                                                                                         

А.Н. Глаза в глаза увидевшие чудо,
Душа души вернувшая покой,
Свой вещий свет она (любовь) разбудит всюду,
Она во всём и всех зовёт с собой.
                                             

        Ученик1.Она одна божественно целебна,
       Она одна все души утолит

Своим прикосновением волшебным
Она мгновенно землю озарит.

И серый мир с ней станет совершенным,
Осмысленным, таинственно иным,
Она своим дыханием волшебным

Наполнит души, суть откроет им.

Ученик2.  Она ворвётся в звуки старых песен,
Она слова сияньем растворит.
Мир лишь тогда божественно чудесен.
Когда она (любовь) глазами говорит.

Слайд.

   А.Н. Каждый человек в своей жизни обязательно встречается с этим чувством. Во имя чистой любви преодолевались самые непреодолимые препятствия. Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. Бунин сказал, что в литературе есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщины знает о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать.

Учитель химии.

Химиками была выведена её формула, а если уж быть совсем точным, то вещество под названием 2- фенилэтиламин, которое синтезируется в теле на начальных стадиях влюблённости. Энергетический подъём, повышенная сексуальная возбудимость, высокий эмоциональный подъём – это ещё далеко не полный перечень симптомов, вызываемых «любовным веществом».

- Как вы думаете, что же обладает таким волшебным могуществом, говорит глазами, и при этом мир становится «божественно чудесен»? (Любовь)

-Давайте посмотрим, как соответствуют наши мысли теме урока. (До этой  минуты на доске закрыто название, открываем только первое слово «любовь).

- Почему именно сегодня хочется говорить о любви?

 

Слайд.

II. Работа по теме урока.  Великие истории любви…

А.Н. Любовь существует столько же, сколько существует человечество. О любви сложено множество стихов, написано огромное количество повестей и романов. Нет ни одного писателя и поэта, который бы не обращался к этой теме в своём творчестве.

 Учитель химии.  А что такое любовь?

Послушник обратился к учителю с вопросом:

А.Н. - Что такое любовь?

 Учитель химии - Представь себе воду. Морская стихия может быть тихой гладью, ласкающей глаз, отражающей солнечные лучи и рождающей игривые блики. Может быть и бушующей смертью, топящей корабли, смывающей с лица земли маленькие деревеньки и большие города. Может обрушиться с небес и возродить пустыню, а может погубить всё живое на многие мили вокруг жестоким потопом. Может оказаться той каплей влаги, способной сохранить жизнь в пустыне, а может оказаться последней каплей терпения. Всё это и есть любовь.

Слайд.

 А. Н.  Когда бушуют страсти, но ещё не хватает смелости сделать первый шаг, рождаются стихи, подобные тем, какие написал А.С.Пушкин. 

 Ученица 10 кл.. Сложна и увлекательна его жизнь. Любая неизвестная страница в не так притягивает всех, кто когда-либо замирал от восторга, читая его бессмертные произведения. Взаимоотношения Пушкина с женщинами – для многих малоизвестная страница, которую мы сегодня хотим приоткрыть. Что нам известно? Несколько блестящих имён… Но, оказывается, Пушкин пользовался огромным успехом у представительниц прекрасного пола. При далёко  от совершенства внешности он покорял сердца…

 « Натали – моя сто тринадцатая любовь»,- говорит Пушкин княгине Вяземской о Наталье Гончаровой, своей жене. Кто же были эти сто двенадцать женщин? Пушкиноведам  известны лишь некоторые имена.

Это Калипсо Полихрони. Бежав из Турции, она поселилась в Кишинёве, где и познакомилась с Пушкиным. Ей он посвятил стихотворение «Гречанке».

А.Н. чтение отрывка из презентации.

Ты рождена воспламенять

 Воображение поэтов,

 Его тревожить и пленять

 Любезной живостью приветов,

 Восточной странностью речей,

 Блистаньем зеркальных очей

 И этой ножкою нескромной...

 Ты рождена для неги томной,

 Для упоения страстей.

 Скажи — когда певец Леилы

 В мечтах небесных рисовал

 Свой неизменный идеал,

 Уж не тебя ль изображал

 Поэт мучительный и милый?

 Быть может, в дальной стороне,

 Под небом Греции священной,

 Тебя страдалец вдохновенный

 Узнал, иль видел, как во сне,

 И скрылся образ незабвенный

 В его сердечной глубине?

 Быть может, лирою счастливой

 Тебя волшебник искушал;

 Невольный трепет возникал

 В твоей груди самолюбивой,

 И ты, склонясь к его плечу...

 Нет, нет, мой друг, мечты ревнивой

 Питать я пламя не хочу;

 Мне долго счастье чуждо было,

 Мне ново наслаждаться им,

 И, тайной грустию томим,

 Боюсь: неверно все, что мило.

 А.Н. «Она была нехороша собой: маленького росту, с едва заметной грудью, с длинным сухим лицом, всегда нарумяненным, с большим носом и огромными огненными глазами», - вспоминает её современник.- «Но голосу неё был нежный и увлекательный, не только когда она говорила, но даже когда с гитарой пела ужасные, мрачные турецкие песни».

Слайд.

Ученица 11 кл.

Амалия Ризнич была дочерью австрийского банкира, полунемкой, полуитальянкой, с некоторой примесью еврейской крови. Она была высока, стройна и необыкновенно красива. Одесским старожилам особенно запомнились огненные глаза, шея удивительной белизны и чёрная коса более двух аршин длинною. Пушкин познакомился с нею летом 1823 года. О развитии их романа мы можем судить лишь по его поэтическому наследию, в котором «молодой негоцианке» посвящено несколько страстных стихотворений, а в 6-й главе «Онегина» Пушкин, описывая вспышку ревности у Ленского, вспоминает и свои собственные переживания.  По рассказам брата, это чувство доводило поэта порой до немыслимых поступков. Так, однажды в припадке бешеной ревности он пробежал пять вёрст при 35 градусах жары. Их роман закончился с её отъездом за границу, в Италию. Но воспоминания о чувствах, внушённых этой женщиной, долго ещё будоражили воображение поэта.

НОЧЬ

 Мой голос для тебя и ласковый и томный

 Тревожит позднее молчанье ночи темной.

 Близ ложа моего печальная свеча

 Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

 Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

 Во тьме твои глаза блистают предо мною,

 Мне улыбаются, и звуки слышу я:

 Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя...

 26 октября 1823

Слайд.

Ученица 10 кл.

В середине лета 1827 года в Тригорском появляется красавица Анна Петровна Кёрн. Именно ей Пушкин посвятил ставшие очень известными строки «Я помню чудное мгновенье…» , которые вскоре стали романсом.

Прослушивание романса «Я помню чудное мгновенье…»

Ученица 10 кл.

Согласно распространённой версии, Пушкин посвятил написанное в 1825 году стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» Анне Керн. Через пятнадцать лет композитор Глинка положил эти строчки на музыку и посвятил романс её дочери — Екатерине Керн, в которую был долго влюблён.

Но не только этим памятна Кёрн. После себя она оставила прекрасные, простые и искренние воспоминания о взаимоотношениях с поэтом и даже сохранила его письма, чего не пожелала сделать ни одна из возлюбленных Пушкина.

Как только осенью 1826 года Пушкин попадает в Москву, героини прежних его романов меркнут для него, теряют свои прежние привлекательные черты, и он

лишь иногда вспоминает об их существовании.

Ученица 11 кл.

Встреча с Натальей Николаевной Гончаровой перевернула всю жизнь поэта и совпала с апогеем его прижизненной славы. Пушкин и супружество – тема для целого романа. Можно сказать только одно: насколько поэт был ветрен и влюбчив, настолько же стал ревнив и требователен в соблюдении верности со стороны жены. Его взгляды на семейную жизнь и на обязанности замужней женщины очень старомодны и, в сущности, недалеко ушли от Домостроя. Жена должна слушаться мужа и следовать его указаниям как в важных вопросах, так и в мелочах. Безукоризненная верность супругу, даже старому и нелюбимому, является наилучшим украшением молодой и прекрасной женщины. Таков идеал, раскрытый в «Евгении Онегине» и «Дубровском».

Слайд.

Л.В. Берцелиус и Иоганне-Елизабете (Бетти). 

Йенс-Якоб Берцелиус (1779—1848) — гениальный шведский химик, профессор, барон. Он родился в семье директора школы, который умер вскоре после его рождения; мать Якоба вторично вышла замуж, но после рождения ребенка заболела и умерла. Отчим сделал все, чтобы и Якоб, и его брат получили хорошее образование. Химией Якоб Берцелиус увлекся в двадцатилетнем возрасте; уже в 29 лет он был выбран членом Шведской королевской

академии наук, а двумя годами позднее — ее президентом. На протяжении своей двадцатилетней научной деятельности Берцелиус, работая по 12—14 часов в сутки,

проанализировал более 2000 соединений с целью определения их состава, установил атомные массы элементов для известных тогда 43 простых веществ, открыл четыре новых

химических элемента, разработал систему символов химических элементов, используемую до сих пор, впер­вые стал применять химические уравнения и формулы веществ.

Лаборанткой у Берцелиуса работала одно время Анна Бланк, которая помогала ему по хозяйству и скрашивала вечерами в часы досуга одиночество Якоба интересными беседами. Однако любовь Анны осталась неразделенной... Берцелиус только в 56 лет женился на двадцатичетырехлетней Иоганне-Елизабете (Бетти), старшей дочери государственного канцлера Швеции Поппиуса, старого друга Берцелиуса. Брак их был счастливым, но детей у Якоба и Бетти не было.

К 1845 г. состояние здоровья Берцелиуса ухудшилось, участились приступы подагры. К тому же он с двадцатитрехлетнего возраста страдал периодическими головными болями. После одного, особенно сильного приступа подагры у Берцелиуса оказались парализованы обе ноги. В августе 1848 г. на семидесятом году жизни Берцелиус умер. Он похоронен на маленьком кладбище вблизи Стокгольма.

Слайд.

А.Н.

Любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это вечная тема искусства, литературы, музыки…

 Учитель химии. Одно из самых знаменитых в истории музыкальных произведений великого, непревзойдённого Бетховена, получившее название «Лунная соната», было посвящено юной Джульетте Гвиччарди.  Девушка покорила сердце молодого композитора и затем жестоко разбила его. Но именно Джульетте мы обязаны тем, что можем слушать столь глубоко проникающую в душу музыку лучшей сонаты гениального композитора. Прослушивание.

Слайд.

Александр Сергеевич Грибоедов и Нина Чавчавадзе.

 

А.Н.

Несколько ярких, как пламя огня, мгновений счастья порой могут перевесить спокойно прожитые годы. Любовь 33-летнего известного русского поэта, композитора, дипломата,

который владел 10 языками,  и 15-летней грузинской аристократки продлилась считанные месяцы, но память о ней «черная роза Тифлиса», как прозвали не снимающую траурного платья вдову, хранила всю жизнь. После гибели мужа Нина воздвигла памятник Александру

Грибоедову на горе Мтацминда — пьедестал из черного мрамора и изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест, с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Ученица 10 кл.

«Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу» — так писал Александр в последнем письме. Но этой надежде не суждено было сбыться. Через несколько дней в Тегеране вспыхнул бунт, и бесчинствующая толпа захватила дом русской миссии. Русского посла и его свиту просто растерзали. Грибоедов погиб героически, с саблей в руке, но персы постарались максимально надругаться над врагом. Несколько дней тело поэта таскали по улицам, а потом сбросили в общую яму.

Грибоедовский вальс. Прослушивание.

Ученица 11 кл.

Страшную весть скрывали от беременной Нины, как могли. Супруга Грибоедова долго отказывалась ехать в Тифлис, все ждала письма от мужа. Наконец удалось убедить ее, что Александр серьезно болен и пока лучше уехать на родину. Однако в пути Нина случайно подслушала разговор, из которого и узнала о трагедии. Эта новость вызвала трагические преждевременные роды. «Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания», — писала Нина друзьям о сыне, которого успела окрестить Александром в честь любимого мужа.

Ученица 10 кл.

С того дня как Нина узнала о смерти мужа, она ни разу не снимала траур. Она тратила огромные суммы на благотворительность, помогала всем, кому требовалась помощь, и прозвище Ангел, которым ее когда-то окрестил несчастный влюбленный, теперь повсюду следовало за ней. Она по-прежнему была прекрасна, и предложения руки и сердца сыпались со всех сторон. Но напрасно. Нина видела перед собой лишь одного мужчину, и его образ, пусть постепенно меркнущий в памяти, не мог затмить ни один из живущих на этой земле.

Ученица 11 кл.

Умирая от холеры в возрасте сорока шести лет, Нина скажет с улыбкой кому-то невидимому: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушел. Мы скоро свидимся, свидимся... и я расскажу тебе обо всем. И мы уже навеки будем вместе, вместе...» С ее последним вздохом их вечная любовь переместилась в другое измерение, став символом для всех влюбленных.

Ученица 10 кл.

А за гибель российского посланника, по преданию, персидский шах принес России официальные извинения и преподнес императору один из самых известных в мире драгоценных камней — алмаз «Шах». Цена крови и цена любви — было ли это на самом деле или это просто красивая легенда, историки спорят до сих пор. Но прозрачные отблески алмазных граней очень напоминают слезы.

Слайд.

 Учитель химии .О гормоне любви – окситоцине.

Говорить о любви всегда сложно. Ведь не зря говорят: чтобы понять – нужно пережить! Что же  происходит с человеком, когда он влюблён?

Давно известно, что от любви человек теряет не только покой, но и вес. Однако влюбленные худеют не только потому, что забывают о десертах. Им в этом помогает особый гормон – окситоцин, вырабатываемый организмом в состоянии влюбленности. Окситоцин часто так и называют – «гормон любви». Функции окситоцина еще не до конца изучены, однако известно, что именно он управляет схватками во время родов, а также – что он играет важную роль в межличностных отношениях, способствуя возникновению эмпатии, привязанности к партнеру и доверия. 
 
Раньше возникновение любви и процессы её протекания были для людей чуть ли не священным таинством. Сейчас в пору технологического прорыва человек захотел знать больше об этом магическом чувстве и разложил его « по полочкам» на стадии и химические процессы, происходящие в нашем организме.

Любовь с точки зрения химии - это целый арсенал различных химических реакций происходящих внутри нас. У влюблённого человека повышается уровень гормонов допамина, адреналина и норадреналина, которые ответственны за возникновение чувства «невесомости» и лёгкой эйфории. Этот «коктейль любви» провоцирует учащённое сердцебиение, возникновение чувства приятного волнения из за которого потеют ладони, ускоряется кровообращение и на лице появляется здоровый румянец.

Влюблённость находится в тесной взаимосвязи с участком мозга, отвечающим за получение удовольствия. Фраза «любовь слепа» несёт в себе не только образный, но и научный смысл. Объяснить это можно тем, что человек находясь в состоянии влюблённости очень уязвим перед возникновением психозов и неврозов, потому как в первое время не способен думать о чём либо другом кроме своего партнёра и не замечать ничего вокруг.

Слайд.

А.Н.

Тадж махал - история любви индийского принца.

Ученица 11 кл.

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз  Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его горема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз  Махал не пережила тяжелых родов 14-го. Мавзолей строили более 20.000 человек в течение  22-х лет.

Ученица 10 кл.

История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт... Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к своей жене - сказочной красавице Мумтаз  Махал. Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого

восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но...

Ученица 11 кл. Настя

 Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало... Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей

возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который по замыслу Шаха Джахана должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги...

 Слайд.

А.Н.

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих стокоперстый,

клянусь —

люблю

неизменно и верно

 Ученица 10 кл.

Эти стихи, как и все остальные о любви посвящены

Лиле Брик, музе  и возлюбленной  поэта Владимира Маяковского. Она была самым огромным счастьем в его жизни и самой большой трагедией в его судьбе. Она, став его «дамой сердца» и «королевой», смогла так сильно повлиять на его творчество, что до сих пор считают, что именно Лиля подняла известного поэта на вершину славы и создала из него того Маяковского, какого мы знаем.

Ученица 11 кл.

Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло тех восхищаться этой удивительной женщиной. Лиля это прекрасно осознавала и использовала свои чары при встрече с каждым понравившимся ей мужчиной. «Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно», — вспоминал один из её современников. А другой знакомый так описывал Лилю: «У неё торжественные глаза: есть наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и тёмными волосами… эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной»

А.Н. Маяковский подарил своей возлюбленной Лиле Юрьевне Брик кольцо с её инициалами — «Л  Ю Б». Будучи расположенными по кругу, эти буквы складывались в бесконечное «ЛЮБЛЮ».

Слайд.

 Учитель химии  Любовь - физика или химия?

  Чувства имеют в себе множество компонентов, которые подчиняться всемирно известным научным законам. Физика утверждает, что противоположные полюса магнитов притягиваться так же, как и мужчин тянет к любимым женщинам. Химики заявляют, что любовь это всего лишь простой компонент, который можно изобразить схематически в виде структурной формулы. Несмотря на это и до теперь никто не смог разгадать тайну зарождения нежных чувств, а значит, любовь и по сей день остаётся лишь загадочной силой притяжения двух сердец.

Слайд.

А.Н.  Эдуард Асадов. 

Очень просто и жизненно рассказывает в своих стихотворениях о любви поэт Эдуард Асадов, герой Советского Союза, прошедший Великую Отечественную войну. В 1944г. поэт был тяжело ранен и потерял зрение, но не любовь к жизни. Его книги выходили стотысячными тиражами и мгновенно раскупались. Литературные вечера поэта шли с неизменными аншлагами не только в провинции, но и в самых крупных концертных залах, вмещавших три тысячи человек. На этих вечерах постоянно присутствовала жена Асадова, Галина Разумовская, замечательная актриса Москонцерта.

Эдуард Аркадьевич писал стихи о любви, диктуя другим людям свои строки, был уверен, что только любовь способна удержать человека на самом краю, спасти и дать новую цель в жизни

                                                   

Прослушивание  стихотворения «Слово о любви» Инна Мень,

«Я могу тебя долго ждать» прослушивание песни на стихи Э.Асадова,

Слайд.

Л.В. Наука о любви - аморология. 

   Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин ( ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий  возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А.Гухман

(автор учебного пособия “Естествознание”) пишет: “ Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях

одни и те же”.       Aмфетамины: фенилэтиламин и адреналин - эти вещества влияют на появление чувства влюбленности.

   Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно?

   Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец,

мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Этим обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

   Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состояния влюбленности к возникновению глубокого чувства любви обеспечивается выработкой в организме конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого “отрезвления”, который часто приводит к разрыву любовного союза? Но, безусловно, автор этой статьи права, говоря о том, что любовь всегда остается чем-то большим, чем простая сумма химических веществ: “Это связь души, и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!”.

Слайд.

                                                                                                           

А.Н. Любовь русского солдата. 

 В глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк. Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. В его планшетке лежали фотография любимой девушки и неотправленное письмо:

 В глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк. Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. "Здравствуй, моя Варя!

 Нет, не встретимся мы с тобой.

 Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

 Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трех танкистов остался один.

 

В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по

нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям.

Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

 Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.

 У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

 А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

 Твой Иван Колосов

 25 октября 1941 г".

Три танкиста. – прослушивание.

Слайд.

А.Н.  Лариса Рубальская и её муж.

Личная жизнь поэтессы сложилась поздно, но от этого не стала менее счастливой. Замуж она вышла после тридцати, а муж Ларисы Рубальской Давид Иосифович Розенблат, с которым она прожила в любви и согласии более тридцати лет, был ее поддержкой и вдохновителем во многих начинаниях. Именно с его легкой руки Лариса Алексеевна стала писать стихи к песням, ставшим «золотым» фондом российской эстрады.

А.Н.  Со своим мужем Лариса Рубальская  познакомилась благодаря подруге. Сначала высокий блондин, стоматолог по профессии совсем ей не понравился, но отец Ларисы Рубальской «надавил» на дочь, сказав, что ей уже стукнуло тридцать, и пора создавать семью. Позже Лариса Алексеевна была бесконечно благодарна ему за это, ведь если бы не отец, она, возможно, и не обрела бы счастье со своим мужем. Давид Иосифович к моменту знакомства с Ларисой Рубальской разошелся со своей первой женой и был совершенно свободен. Через несколько месяцев после знакомства он сделала Ларисе предложение.

Лариса Рубальская является неотъемлемой частью нашей музыкальной культуры, как поэт она подарила нашей стране множество песен, которые знают абсолютно все. Песни на стихи Ларисы Алексеевны посчастливилось спеть многим звездам нашей эстрады. Давайте вместе вспомним самые любимые из них.

«Напрасные слова» А.Малинин – прослушивание романса

                                                                                          Слайд.

             

 Учитель химии. Стадии любви. 

   Итак, подробно рассмотрим 1 стадию - стадия влюбленности. 

   Амфетамины – вещества, относящиеся к катехоламинам – классу органических веществ, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами. Что означает “биогенный”? (биогенный – происходящий от живого организма, связанный с ним; оказывающий стимулирующее влияние на организм). Катехоламины в одних тканях служат нейромедиаторами, а в других – гормонами. Обучающимся предлагается вспомнить, что нейромедиаторы – это физиологически активные вещества, при помощи которых осуществляется взаимосвязь между нейронами, а регуляция с помощью гормонов – гуморальная (продукты желез внутренней секреции выделяются непосредственно в кровь).

   Вывод: 2-фенилэтиламин вызывает ощущения, сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса. Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, очевидно, наличием аминогруппы.

 Но, как ни прискорбно, пребывание в состоянии влюбленности долгое время вредно для организма. Связано это с химическими свойствами амфетаминов. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ. Установлено: чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется.

   В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит и прочее. Правда, при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии.

   Но, тем не менее, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле это переход к стабильным, может быть, семейным отношениям, сопровождающимся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. В отличие от первой стадии вторая лишена надрыва, нервного истощения, полна спокойствия и умиротворенности, что связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов.

2 стадия.

   На данной стадии чувства любви развиваются под действием эндорфинов и окситоцина.

   Эндорфин – общее название эндогенных (внутреннего происхождения) пептидов, обладающих опиоидной активностью. Эндорфин – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют “ природным наркотиком” или “ гормоном радости”. Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими

другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.

 

 Таким образом, биологические функции эндорфина - это обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция сокращений мышц полового тракта. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.

 

3 стадия. Гармония любви. Воспитание чувств.

   Эта стадия связана с угасанием выработки эндорфина. Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. Но это уже другая история…

   Итак, с выработкой каких веществ в организме связано появление чувства влюбленности?

   С помощью какого вещества осуществляется переход на стадию зрелой любви?

Эти вещества обладают наркотическими свойствами. Однако, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесенных извне.

   Если концентрация 2-фенлэтиламина в организме не может повышаться постоянно, это не означает, что любовь угасла, потому что в отсутствие стрессов мозг поставляет достаточное количество эндорфина, который обеспечивает ощущения душевного комфорта, радости, счастья от близости любимого человека. А если мы все-таки нуждаемся в тех ощущениях, которые щедро “дарил” нам 2-фенилэтиламин? В наших силах стимулировать его выброс в организме любимого с помощью конкретных элементов, которые доставляют ему удовольствие, вызывают трепетные воспоминания, позволяют видеть в нас того человека, на свидание к которому стремился когда-то.

   Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям – вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной.

Поэтому гармоничная любовь формируется не только с помощью химических веществ. Для этого необходимы еще и взаимная симпатия, общность интересов, соответствие уровня интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию, чувство ответственности друг перед другом. Эти качества могут стать залогом долгой, счастливой, взаимной любви. Но, к сожалению, так бывает не всегда.  

ФОРМУЛА ЛЮБВИ

Слайд.

А.Н. Как важна в жизни Любовь.  Притча.

Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.

Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.

Л.В.Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.

Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.

А.Н.Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо... Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.

 Учитель химии.С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.

«О, Любовь, - ответила Грусть, - мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».

А.Н.Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.

 Учитель химии. Вдруг Любовь услышала голос:

«Иди сюда, Любовь, я возьму тебя с собой».

А.Н. Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше.

И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась... ведь она даже не поблагодарила старца.

Любовь обратилась к Познанию:

 Учитель химии    .«Познание, скажи мне, кто спас меня?».

А.Н. «Это было Время», - ответило Познание.

 Учитель химии. «Время?» - удивилась Любовь. – Отчего Оно мне помогло?»

А.Н. Познание ответило:

«Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь».

 Учитель химии .Немного в жизни найдётся понятий более сложных для постижения, чем любовь.

- Попробуйте сами дать определение любви. (На сердечках напишите, что такое, по вашему мнению, любовь?)

Прикрепить определения на доску.

Слайд.

 

А.Н. Любовь – прекрасное чувство. Мы бы очень хотели, чтобы ваши сердца были открыты для любви. Пусть у вас будет талант любить, даже страдая. Если надо, боритесь за любовь. Ждите любовь настоящую, а если есть она, «любовью дорожить умейте». Цените её, как величайший дар судьбы.

Любовь подобна цветам.

 Учитель химии . Не копите вашу любовь и не считайте ее. Не будьте скупыми, иначе все потеряете. Наоборот, позвольте вашей любви цвести, делитесь ею, раздавайте ее, пусть она растет.

Притча.

А.Н.

 У великого короля было три сына, и он хотел выбрать одного в наследники. Это было очень трудно, потому что все трое были очень разумными и храбрыми. Невозможно было решить, кто достойнее. Тогда король обратился к великому мудрецу за советом, и тот дал ему идею.

 Учитель химии  Король вернулся домой и попросил всех троих сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал, что собирается совершить паломничество: «Оно займет несколько лет – это испытание для вас. Отдайте мне семена, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником». И король отправился в паломничество.

А.Н.

 Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами?». Он стал держать их в железном сейфе – когда отец вернется, они будут такими, как были.

 Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мертвые семена вообще не семена». Он пошел в магазин, продал их и получил деньги. И

при этом подумал: «Когда придет мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были».

 А третий сын пошел в сад, посеял семена, и стал ухаживать за ростками, пока из них не выросли прекрасные цветы.

 Учитель химии

 Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и высохли. Отец сказал: «Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат – а эти семена абсолютно сухие! Это не мои семена!» Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал: «Ты – материалист».

Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. «Это не те же самые семена!… Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе. Ты – психолог».

Он пошёл к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что он сделал?».

 Третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал: «Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе.

 Отец сказал: «Ты – мой наследник. Вот так и нужно было поступать!»

А.Н.

 Запасающий ум не понимает жизнь, подсчитывающий ум теряет ее, но только творящий ум может понять ее суть. В этом красота цветов – они не могут быть запасены. Они олицетворяют истину, а ее нельзя накопить. Они символизируют любовь.

Слайд. «Музыка дождя» - заставка.

 Учитель химии 

 Это не случайно, что цветы являются символом любви – во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам – если она зацвела в тебе – тебе нужно делиться ею, отдавать ее.

А.Н.

 И чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет в тебе. Если

ты продолжаешь отдавать, придет день, когда ты станешь неизменным, бесконечным источником любви.

Спасибо всем!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа - любовь, судьба и жизнь моя! (приложение №5 к самоанализу)

Я расскажу всем о том,как плодотворно в РДО «Надежда» мы живём. Школа – любовь, судьба и жизнь мояУчу  своих детей любить солнце и Землю,Друзей и врагов, родителей и самих себя.Не боят...

Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"

Буклет о необходимости охраны природы....

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

«Любой судьбе любовь дает отпор» Открытый урок по литературе по повести М. Шолохова «Судьба человека»

Тема урока «Любой судьбе любовь дает отпор»Общая тема: Публицистика военных лет Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

конспект классного часа "Любовь.. Любовь? Любовь!"

В ходе беседы с подростками освещена тема любви, проведена параллель и выявлены отличия любви и физического влечения....