Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов
рабочая программа по литературе (7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна
Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию. Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarenkova_oosh_n.bykovka.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа с. Нижняя Быковка

муниципального района Кошкинский Самарской области

446806, Самарская область, муниципальный район Кошкинский,

село Нижняя Быковка, ул. Центральная, д. 10 Г.

РАССМОТРЕНО                        ПРОВЕРЕНО                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО                       и.о.зам.директора по УВР                    директор школы            

протокол № 1                                 _______/Н.В.Татаренкова/                   ________/Л.М.Сычева/

от 30.08.2019г.                               30.08.2019г.                                           пр.№1 от 30.08.2019г.

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Развиваем дар слова»

для обучающихся 7-9 классов

Направление развития личности школьника: духовно-нравственное

                                        

                            Составила:

                                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                                  высшей квалификационной категории

                                                                                  Татаренкова Наталья Викторовна

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа  курса внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов является модифицированной, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Планируемых результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования и в соответствии c рекомендациями Примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов - авторы: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л.А. Тростенцова. - М.: «Просвещение», 2017, а также с учетом Концепции школьного филологического образования и согласно Положению ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

В Концепции школьного филологического образования особое внимание уделяется развитию языковой личности, ее духовному приобщению к красоте и богатству художественного слова. Целью изучения русского языка становится «обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие грамматического строя речи учащихся, развитие у них всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей».[1] Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые тайны и загадки, свою историю. Жесткие рамки урока и достаточно большой объем программного материала не позволяют в полной мере удовлетворить языковую потребность детей в разгадывании незримой связи явлений, запечатленных в слове, показать всю красоту и богатство русского языка, раскрыть его секреты.  

                         

Цель данной программы:  создание необходимой речевой среды для творческой самореализации, социализации обучающихся.

  Задачи курса:                                                                                                                                                          

Обучающие

  • Развивать и формировать языковую личность.
  • Развивать интерес к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности.
  • Формировать понимание важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
  • Формировать умения интерпретировать текст.
  • Создавать ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности.
  • Расширять знания, умения, навыки по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису).
  • Развивать творческие способности школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения.
  •  Выявлять литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста.

Воспитывающие

  • Воспитывать патриотическое сознание, чувство любви и уважения к родному языку и краю.
  •  Воспитывать потребность в речевом самосовершенствовании.

Развивающие

  •  Дать возможность учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, познавательную самостоятельность, творческий потенциал.
  •  Совершенствовать коммуникативно-речевые навыки, умения свободно владеть русским литературным языком.
  •  Способствовать развитию представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.).
  • Развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете.
  • Развивать представления о прекрасном в языке и речи.

Особенности программы

В программе выделяются три смысловых блока:

1. «Путь к слову» для обучающихся 7 класса.

2. «От слова к тексту» для обучающихся 8 класса.

3) «От готового текста – к собственному тексту» для обучающихся 9 класса.

Блок «Путь к слову» подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.

Изучаются слова по тематическим направлениям, например: «Слово о Родине» («...о космосе», «...о детстве», «о мире...», «...о жизни», «...о человеке», «...о памяти», «...о совести»). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.

Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.

Блок «От слова к тексту» даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.

Следующий блок программы «От готового текста – к собственному тексту» способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.

Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».

Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.

Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.

Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах: 

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
  • принцип вариативности;
  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип творчества.

       Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

      Формы организации учебных занятий 

  • лекции, беседы, тренинги;
  • экскурсии в библиотеку;
  • игры-конкурсы, викторины, КВН;
  • творческие мастерские;
  • практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, «Притча о талантах»), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку «Зарыл талант в землю»), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.

         Основные виды учебной деятельности 

  • поисково-исследовательская;
  • игровая;
  • познавательная;
  • коллективно-творческая;
  • проблемно-ценностное общение.

       Основные методы и технологии 

  • проектное обучение;
  • саморазвитие личности;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа «Развиваем дар слова» для обучающихся 7 – 9 классов рассчитана на 3 года (102 часа), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: 

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  • формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
  • проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
  • извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.

Содержание курса

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Виды учебной деятель-ности

Формы организации учебных               занятий

7 класс

Раздел «Путь к слову»-34ч.

1

Вводное занятие.                      Слово о нас.

1

О задачах курса и планах работы на учебный год.

Аналитическая,

познавательная

Диагностики словарного запаса учащихся.

2-3

Слово о слове.

2

Что есть слово? («Солнце языковой системы»).

Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и ученые о богатстве и выразительности русского слова.

Познавательная, игровая

Тренинг «Слово-это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».

4-5

Слово о словарях.

2

Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.

Познавательная, игровая

Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями».

Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.

6-7

К истокам слова.

2

Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.

Познавательная, игровая

Лингвистическая игра «Происхождение слов»

8-9

Культура слова и яд сквернословия.

2

Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Расширение знаний о вредных привычках, воспитание отрицательного отношения к порокам человека.

Познавательная, игровая

Анкетирование «Сквернословие в моей жизни».

Викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).

Памятка «Как избавиться от сквернословия».

10-13

Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова».

4

Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни. Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Групповая, поисково- исследовательская, игровая  

Групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например, родник, родня, что общего?

Индивидуальный проект

«Определи значение иностранных слов».

 Игра

«Третий лишний»

14-15

Слова-омонимы и многозначные слова.

2

Рассказ о свойстве «Многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков.

Познавательная, игровая

Индивидуальный проект «Слова-близнецы», игра «Прямое и переносное значение слов».

16-17

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.

2

Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со словарем антонимов русского языка. Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Групповая, поисково- исследовательская, игровая  

Игра                           «На карнавале слов»,                   групповой проект «Слова-друзья».

18-19

Слово во фразеологических оборотах.                    Откуда прилетели «крылатые слова»?

2

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Познавательная, игровая

Фразеологический КВН

20

Интерактивная игра-тренажер               «В мире фразеологии».

1

Данный ресурс позволит оценить уровень усвоения обучающимися материала по теме «Фразеология», закрепить полученные знания.

Игровая

Интерактивная игра-тренажер              

21-23

Роль слова в тексте. Слова-волшебники, слова-помощники.

3

Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

Групповая, поисково- исследовательская, игровая  

Нахождение строк народной речи в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники».

24

Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах»

1

В игре участвуют 2 команды. Задания: «Разминка»; шарады «Составь слово»; эстафета «Состав слова»; «Загадочная надпись»; конкурсы «Кто больше?» «Наоборот», «Кто быстрее?»

Групповая, игровая

Лингвистическая игра-соревнование

25-26

Выпуск социального плаката «За чистоту русского языка».

2

Профилактика употребления в речи ненормативной лексики, жаргонизмов и излишнего подросткового сленга

Коллективно-творческая

Творческий проект

«За чистоту русского языка».

27

«Особое мнение». Написание заметки в школьную газету «Класс».

1

Создание статьи на актуальную тему в школьную газету «Класс».

Коллективно-творческая

Деловая игра

28

Памятка начинающему  автору

«Как правильно оформить литературно-творческую работу».

1

Знакомство с правилами оформления литературно-творческих работ.

Просмотр презентации.

Познавательная

Работа с памяткой по оформлению письменных творческих работ по литературе.

29

Обзорная  экскурсия в школьную библиотеку «Литературный час «Золотые страницы классики».

1

Литературный час, включающий в себя элементы экскурсии на абонемент, обзор книжной выставки «Читайте и перечитывайте классику» и литературную игру в интерактивной форме «Внимательный читатель».

Познавательная, игровая

Экскурсия в школьную библиотеку,

интерактивная игра «Внимательный читатель».

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня.

Художественно-творческая

Творческая мастерская

8 класс

Раздел «От слова-к тексту» - 34 ч.

1-3

В глубь текста.

Особенности языка поэта-земляка                 И.Ф. Акулиничева.

3

Лингвостилистичес-кий анализ поэтического текста поэта-земляка                  И.Ф. Акулиничева.

Учебно-исследовательская

Исследование поэтического текста поэта-соотечественника И.Ф. Акулиничева. Создание буклета «И.Ф. Акулиничев-самобытный мастер слова».

4

Творческая мастерская.

Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

1

Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

Коллективно-творческая

Работа над созданием «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

5-6

Типология текстов.

2

Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

Аналитичес кая работа с текстом

Типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.

7-8

Стили текста. Основные черты.

2

Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Аналитичес кая работа с текстом, игровая

Определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.

9-10

Языковые особенности разных стилей речи.

2

Характеристика каждого функционального стиля: а)сфера применения; б)основные функции; в)ведущие стилевые черты; г)языковые особенности; д) специфические формы (жанры).

Аналитичес кая работа с текстом

Определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.

11-12

Жанр текста

2

Жанры:                                    1)художественного стиля-рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2)публицистического стиля-статья, репортаж, очерк; 3)научного стиля-статья, лекция, монография, учебник; 4)официально-делового-приказ, заявление, служебная записка.

Аналитичес кая работа с текстом, игровая

Дидактическая игра                           «Узнай жанр литературного произведения».

13-14

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Функции абзаца. Основания абзацного членения текста. Выделение значимых частей текста

Аналитичес кая работа с текстом, коллективная

Практикум «Членение текста на абзацы».

15-16

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

2

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Аналитичес кая работа с текстом, коллективная

Практикум «Средства выразительности языка».

17-18

«В жизни всегда есть место подвигу…»

2

Создание творческих работ о защитниках Отечества.

Художественно-творческая

Творческий проект «Защитники Отечества».

19-20

Школьная газета «Класс». Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты.

2

Композиционная модель школьной газеты, ее основные тематические разделы и рубрики

Анализ материалов школьной газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

21-22

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Определение темы.

2

Актуальность выбора темы публикаций школьной газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

23-24

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Сбор фактов, анализ фактов и составление плана.

2

Сбор материала, анализ фактов и составление плана текущего номера газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

25-26

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Подбор и обработка иллюстраций к газете.                    Написание черновика и корректирование плана.

2

Дизайн-графика, подбор иллюстративного материала, графическое и цветовое оформление школьной газеты.

Коллективно-творческая

Мастер-класс «Создание школьной газеты».

27

«Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов.

1

Создание сочинений-миниатюр по личным впечатлениям в природе.

Коллективно-творческая

Сочинение-описание по личным наблюдениям.

28-29

Выпуск сборника «Проба пера»,                  его презентация.

2

Создание литературных произведений разных жанров собственного сочинения. Презентация продуктов совместной деятельности.

Коллективно-творческая

Творческий проект

«Проба пера»

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня

Художественно-творческая

Творческая мастерская

9 класс

Раздел «От готового текста – к собственному тексту» - 34 ч.

1-2

Модель создания речевого высказывания.

2

Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.

Коллективно-творческая

Создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов.

3-4

Творческое изложение.

2

Сжатое изложение текстов публицистического характера.

Анализ текста, его интерпретация, вычленение главной, существенной информации

Изложение с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

5-6

Обучение написанию сочинения-миниатюры.

2

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

Коллективно-творческая

Написание сочинения-миниатюры на тему: «Мое отношение к слову».

7-8

Сочинение-анализ поэтического текста.

2

Восприятие и анализ художественного текста.

Коллективно-творческая

Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (по выбору).

9-10

Сочинение-анализ эпизода.

2

Восприятие и анализ художественного текста.

Коллективно-творческая

Комплексный анализ прозаического текста.                       Анализ рассказа (на выбор).

11-12

Нетрадиционные жанры сочинений.

Письмо.

«Я к вам пишу…»

2

Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.

Коллективно-творческая

Письмо реальному адресату.

13-14

Дневниковые записи.

2

Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).

Коллективно-творческая

Составление дневника литературного персонажа.

15-16

Отзыв как жанр.

2

Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.

Коллективно-творческая

Отзыв на прочитанное произведение.

17-18

Аннотация.

2

Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися ее актуальности и ценности в общественной жизни.

Коллективно-творческая

Составление аннотации к художественному произведению                 (по повести                        В. Железникова «Чучело» или по повести                             Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»).

19-20

Эссе как жанр сочинений.

2

Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.

Коллективно-творческая

Создание эссе на тему: «О времени и о себе», «Что значит быть патриотом?» Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»

21-22

Школьная газета:   от идеи до печати.

Жанры газетной публицистики.

Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия).

2

Знакомство с жанрами публицистики; закрепление полученных на практике знаний о жанрах газетной публицистики, чтобы уметь моделировать свою творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете.

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики.

23

Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз).

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики.

24

Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…).

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики.

25

Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот).

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики.

26

Эпистолярный  жанр как труд души  (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ).

1

Коллективно-творческая

Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики.

27

Презентация «Галерея творческих работ».

1

Презентация своей творческой работы. Определение жанра творческой работы, его особенностей. Выявление недостатков, правка творческих работ. Отбор материала для очередного номера школьной газеты

Коллективно-творческая

Презентация творческих работ публицистического стиля.

28-29

Конкурс красноречия

 «Как наше слово отзовется…»

2

Выступление учащихся с речью собственного сочинения

Индивидуа-льная

Турнир юных ораторов

30-32

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

3

Написание литературно-творческих работ на конкурсы различного уровня.

Художественно-творческая

Творческая мастерская

33-34

Коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».  Публикация работ учащихся на Интернет-портале для одаренных детей социальной сети работников образования              «Алые паруса».     https://nsportal.ru

2

Творческая работа    над созданием электронного сборника литературных работ учащихся «Мастерская слова».  

Коллективно-творческая, проектная

Коллективный проект

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы программы/

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки

Планируемые образовательные результаты

7 класс

Раздел «Путь к слову»-34ч.

1

Вводное занятие.                      Слово о нас.

1

06.09.

Предметные: научиться определять проб-лемные зоны в предметной, метапред-метной, личностно-ориентированной дея-тельности; научиться извлекать необхо-димую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться высту-пать перед аудиторией.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению;  формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей.

2-3

Слово о слове.

2

13.09,20.09

4-5

Слово о словарях.

2

27.09,04.10

6-7

К истокам слова.

2

11.10,18.10

8-9

Культура слова и яд сквернословия.

2

25.10,08.11

10-13

Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова».

4

15.11-06.12

14-15

Слова-омонимы и многозначные слова.

2

13.12,20.12

16-17

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.

2

27.12, 17.01

18-19

Слово во фразеологических оборотах.

Откуда прилетели «крылатые слова»?

2

24.01,31.01

20

Интерактивная игра-тренажер               «В мире фразеологии».

1

07.02

21-23

Роль слова в тексте.

Слова-волшебники, слова-помощники.

3

21.02-28.02

24

Лингвистическая игра-соревнование «Слово о словах»

1

06.03

25-26

Выпуск социального плаката «За чистоту русского языка».

2

13.03,20.03

27

«Особое мнение». Написание заметки в школьную газету «Класс».

1

03.04

28

Памятка начинающему  автору

«Как правильно оформить литературно-творческую работу».

1

10.04

29

Обзорная  экскурсия в школьную библиотеку «Литературный час «Золотые страницы классики».

1

17.04

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

24.04-22.05

8 класс

Раздел «От слова-к тексту» - 34 ч.

1-3

В глубь текста.

Особенности языка поэта-земляка                 И.Ф. Акулиничева.

3

05.09-19.09

Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме; научиться извлекать необходимую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться выступать перед аудиторией.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению;  формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей.

4

Творческая мастерская.

Создание «Словаря живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева».

1

26.09

5-6

Типология текстов.

2

03.10,10.10

7-8

Стили текста. Основные черты.

2

17.10,24.10

9-10

Языковые особенности разных стилей речи.

2

07.11,14.11

11-12

Жанр текста

2

21.11,28.11

13-14

Абзац как средство смыслового членения текста.

2

05.12,12.12

15-16

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

2

19.12,26.12

17-18

«В жизни всегда есть место подвигу…»

2

16.01,23.01

19-20

Школьная газета «Класс». Рубрики школьной газеты. Темы газетных публикаций. Просмотр материалов школьной газеты.

2

30.01,06.02

21-22

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Определение темы.

2

13.02,20.02

23-24

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Сбор фактов, анализ фактов и составление плана.

2

27.02,05.03

25-26

Практикум по выпуску школьной газеты «Класс». Подбор и обработка иллюстраций к газете.                    Написание черновика и корректирование плана.

2

12.03,19.03

27

«Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов.

1

03.04

28-29

Выпуск сборника «Проба пера»,                  его презентация.

2

09.04,16.04

30-34

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

5

23.04-21.05

9 класс

Раздел «От готового текста – к собственному тексту» - 34 ч.

1-2

Модель создания речевого высказывания.

2

07.09,14.09

Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме; научиться извлекать необходимую информацию; применять правила коллективного решения творческой задачи, отбирать материал для создания речевого высказывания; научиться выступать перед аудиторией.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей; определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммы; извлекать нужную информа-цию из различных источников.

Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель, находить необходимую информацию; овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; совершен-ствовать собственную речевую дея-тельность; уметь грамотно задавать вопросы и четко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ, историю, интерес и уважение к другим народам; формиро-вание знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России; формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоя-тельному и коллективному исследованию текста; формирование устойчивой мотивации к творческому самовы-ражению;  формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе; формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации; формирование нрав-ственно-этических ценностей.

3-4

Творческое изложение.

2

21.09,28.09

5-6

Обучение написанию сочинения-миниатюры.

2

05.10,12.10

7-8

Сочинение-анализ поэтического текста.

2

19.10,26.10

9-10

Сочинение-анализ эпизода.

2

09.11,16.11

11-12

Нетрадиционные жанры сочинений.

Письмо.

«Я к вам пишу…»

2

23.11,30.11

13-14

Дневниковые записи.

2

07.12,14.12

15-16

Отзыв как жанр.

2

21.12,27.12

17-18

Аннотация.

2

11.01,18.01

19-20

Эссе как жанр сочинений.

2

25.01,01.02

21-22

Школьная газета:   от идеи до печати.

Жанры газетной публицистики.

Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия).

2

08.02,15.02

23

Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз).

1

22.02

24

Художественно-публицистические жанры (очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…).

1

29.02

25

Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот).

1

07.03

26

Эпистолярный жанр как труд души  (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ).

1

14.03

27

Презентация творческих работ.

1

21.03

28-29

Конкурс красноречия

 «Как наше слово отзовется…»

2

04.04,11.04

30-32

Творческая мастерская.

Подготовка к конкурсам литературного творчества:

школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам» и др.

3

18.04-08.05

33-34

Коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».  Публикация работ учащихся на Интернет-портале для одаренных детей социальной сети работников образования              «Алые паруса».     https://nsportal.ru

2

16.05,23.05

Портфель достижений школьника

За время прохождения курса внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие работы разного формата. Результатом творчества становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:  

  •   индивидуальные проекты: «Путешествие в мир слова», «Определи значение иностранных слов», «Слова-близнецы» «Русские сказочники», сочинения-миниатюры «Мое отношение к слову», «О времени и о себе», «Что значит быть патриотом?»;
  •   групповые проекты: «Секреты родственных слов», «Слова-друзья»;
  •   коллективные творческие проекты: памятка «Как избавиться от сквернословия», «За чистоту русского языка», буклет «И.Ф. Акулиничев-самобытный мастер слова», «Словарь живого языка поэта-земляка И.Ф. Акулиничева», проект «Защитники Отечества», электронные сборники «Проба пера», «Мастерская слова»; школьная газета «Класс».

Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования

при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне славянской письменности, школьной научно-практической конференции, районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку - путь к успеху!»

Выход за пределы аудитории

Участие в конкурсах литературного творчества школьного, районного, окружного, регионального, межрегионального, международного уровня: школьный этап Всероссийского конкурса сочинений; окружной этап конкурса «Под маминым крылом»; Всероссийский конкурс «Зимняя сказка»; областной конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»;  районный конкурс «Поклонимся Великим тем годам», окружные конкурсы «Письмо ветерану», «Профессии военных лет», «Весна сорок пятого года», «Певцы родной земли», «Куйбышев-запасная столица»; Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению»; межрегиональный конкурс «Юные таланты пера»; районные краеведческие чтения; Кирилло-Мефодиевские чтения; Рождественские чтения; конкурс исследовательских проектов «Взлет»; Открытые Международные Славянские чтения.


[1] Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf (дата обращения: 12.09.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" для обучающихся 5-6 классов.

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" составлена в рамках новых ФГОС ОО и рассчитана на два года....

Кроссворд "10 словарных слов" для обучающихся 5-9 классов коррекционной школы 8 вида

кроссворды для 5-9 классов составлены в соответствии с учебниками русского языка для коррекционных школ 8 вида Галунчиковой, Якубовской....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Развитие внимания к звучащему слову у обучающихся 5-9 классов с ТНР.

Работа на лексическом уровне с обучающимися с ТНР имеет свои особенности. У обучающихся снижены интерес, внимание к звучащей речи, нарушено восприятие6 слова как синтеза фонем, слогов, морфем и семант...