Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" для обучающихся 5-6 классов.
рабочая программа (5 класс) на тему

Алёшина Ольга Николаевна

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" составлена в рамках новых ФГОС ОО и рассчитана на два года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Образовательный центр № 11»

г. Череповца

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

   ПО   К У Р С У

«З А Н И М А Т Е Л Ь Н А Я    Г Р А М М А Т И К А»

5-6 классы

                                                                     

                                                             Автор: Алёшина Ольга Николаевна,

                                                                            учитель русского языка и литературы

2013 год

Пояснительная записка

 

     Курс «Занимательная грамматика» неразрывно связан с изучением учебного предмета «Русский язык», а значит, является основой развития интеллектуальных и творческих способностей, мышления, воображения обучающихся,  является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Специфика заключается в том, что для рассмотрения выбраны отдельные аспекты изучения русской грамматики (термин «грамматика» в широком понимании), а именно фонетика, морфемика, лексика, фразеология, словообразование, морфология.

Цели

  • Овладение практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
  • Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, стремления к речевому самосовершенствованию.
  • Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

     Задачи курса «Занимательная грамматика»:

  • углублять знания в области русской грамматики;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику, мышление;
  • развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку;
  • совершенствовать коммуникативные умения;
  • воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.

     Результаты изучения курса:

            Личностные        

  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • потребность сохранить чистоту русского языка;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;  
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.           

       Предметные

  • умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи;
  • пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными  и другими аспектными словарями;
  • умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного).   

     Способы определения результативности:

  • оценка творческой деятельности обучающихся (составление вопросов к языковой викторине, заданий к лингвистической игре);
  • оценка познавательной активности обучающихся при подготовке к занятиям (доклады, сообщения, в т.ч. с электронной презентацией);
  • оценка коммуникативных умений обучающихся на занятиях (устные монологические высказывания, работа над созданием текста в паре и группе)

     Содержание курса:

     Содержание занятий позволяет обучающимся ответить на вопросы: Что такое грамматика? Для чего нужно знать грамматику? Курс имеет практическую направленность: использование разнообразных грамматических средств в устной и письменной речи.

     Разработанный курс учитывает возрастные особенности обучающихся. Задания касаются тем по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, изучаемых на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Понятие грамматика рассматривается в широком понимании, поэтому в курс занятий включены помимо словообразования и морфологии фонетика и лексика).

     Курс «Занимательная грамматика» позволяет повторно обратиться к избранным вопросам с более глубоким погружением в тему. Формы работы предполагают занимательный характер (лингвистическая игра, викторина, грамматическая эстафета и др.), что позволит повысить интерес пятиклассников и шестиклассников к сложным теоретическим вопросам. Каждое занятие обучающиеся работают в составе временных групп или в парах.  

     Курс «Занимательная грамматика» разработан для обучающихся 5-6 классов с учетом закономерностей изучения русского языка и рассчитан на 68 часов (34 часа +34 часа) (1 час в неделю).    

Класс

Название раздела

Количество часов

5

Введение

1

Фонетика. Графика

12

Лексика

11

Морфемика

10

Итог:

34

6

Введение

1

Лексика. Фразеология

13

Словообразование. Орфография

12

Морфология. Орфография

8

Итог:

34

Тематический план

5 класс

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

           Введение (1)

1.

Из истории грамматики

Понятие грамматики; история русской грамматики.

Электронная презентация по теме занятия, игровые задания (в группе).

           Фонетика. Графика (12)

2.

1. История русского алфавита

Алфавит, азбука, история русского алфавита.

Электронная презентация по теме занятия, игровые задания (в группе).

3.

2. О звуках речи

Деление звуков на гласные и согласные, образование гласных и согласных звуков, группы гласных и согласных звуков.

Электронная презентация в виде викторины;

лингвистические игры: «Кто больше?», «Стань ведущим», вопросы-шутки.

4.

3. Немного о слоге.

Слог, виды слогов в русском языке, правила переноса слов.

Электронная викторина «Верите ли вы?»; лингвистические игры: «Кто быстрее?», «У кого хвост длиннее?», шарады.

5.

4. Велико умение ставить ударение.

Ударение.

Электронная презентация по теме; языковые состязания, работа с орфоэпическим словарём (в группах).

6.

5. Ударные и безударные.

Слабая и сильная позиция гласных звуков, правописание безударных гласных.

Электронная презентация по теме.

Анализ стихотворения А.Барто, загадки, составление аналогичных заданий (в группах).

7-8.

6-7. Какими бывают согласные?

Виды согласных звуков: звонкие, глухие, мягкие, твердые, парные и непарные.

Электронная викторина по теме занятия.

Лингвистические состязания, игра: «Мите помогите!»

9.

8. Долгие звуки.

Долгие согласные звуки, правописание удвоенных согласных в разных частях слова.

Электронная презентация по теме.

Метаграммы, викторина, вопросы «на засыпку».

10.

9. Можно ли произнести непроизносимые согласные?

Непроизносимые согласные, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Электронная викторина, конкурс: «Отгадай!», игра: «Грамотеи» (в группах).

11.

10. Буквы с двойной ролью.

Двойная роль букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и разделительных ь и ъ.

Электронная презентация по теме занятия. Языковые

состязания: «Мудрено сотворено?», «Фантазеры».

12-13.

11-12. Подготовка и проведение лингвистической игры: «Фонетика для любопытных»

Понятия изученные в теме: «Фонетика. Графика».

Составление заданий для лингвистической игры «Фонетика для любопытных», проведение игры.

           Лексика (11)

14.

1. Эти многоликие слова…

Лексика, лексическое значение слова

Электронная презентация «Верите ли вы?», Конкурс: «Кто лучше?», разгадывание кроссвордов

15- 16.

2-3. Слова, которые много значат.

Однозначные и многозначные слова.

Электронная презентация по теме занятия, работа с школьным толковым словарём русского языка (в группах)

17.

4. «Непрямое» значение слов

Переносное значение слова.

Работа с текстами любимых стихотворений, словесное рисование.

18-20.

5-7. Бывают ли слова одинаковыми?

Омонимы, омоформы, омофоны.

Электронная викторина «Отгадай слово», лингвистическая игра «Кто больше?»

21-22.

8-9. О словах, которые похожи.

Синонимы, роль синонимов в речи.

Игры и конкурсы, составление кроссвордов, анализ стихотворений.

23.

10. Слова-противоположности.

Антонимы.

Электронная викторина, конкурс  загадок, игра: «Поиграем в обгонялки?»

24.

11. Составление и решение лексических задач.

Понятия, изученные в теме «Лексика».

Творческая деятельность учащихся.

           Морфемика (10)

25.

1.Слова-родственники.

Морфема. Корень. Однокоренные слова.

Электронная викторина. Лингвистические игры: «Кто быстрее?», «У кого хвост длиннее?»

26.

2. Разговор о беглых буквах.

Беглые гласные.

Электронная игра: «Верите ли вы?»; языковые состязания: «Не учась, и лаптя не сплетёшь», «Раз, два, три - говори!» (в группах)

27.

3. Покажи знания о чередованиях.

Варианты морфем.

Историческая справка в виде электронной презентации, лингвистические игры: «По щучьему веленью», «Книгочеи».

28.

4. Снова об основе.

Основа слова.

Электронная викторина: «Верите ли вы?» Игры: «Раз, два, три - говори!», «Свои слова», «Кто больше?»

29-30.

5-6. Парад приставок.

Приставка. Правописание приставок.

Электронная викторина о приставках, игры: «Чемпионы», «Самый зоркий», «Кто больше?»

31-32.

7-8. Суффиксы знакомые и незнакомые.

Суффикс. Правописание суффиксов.

Электронная викторина: «Верите ли вы?», языковые игры; работа с текстами любимых стихотворений.

33-34.

9-10. Подготовка и проведение игры Брейн-ринг между 5-ми классами.

Повторение понятий, изученных в курсе «Занимательная грамматика» за 5 класс.

Творческая деятельность учащихся.

6 класс

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

       Введение (1)

1.

Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5 классе).

Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса.

Электронная викторина (работа в группах).

       Лексика. Фразеология (13)

2.

1. История лексики.  

    Родные слова.

Лексика. История Исконная лексика.

Электронная презентация по теме: «История лексики», работа с этимологическим словарем.

3.

2. Слова-«предки».

Старославянизмы.

Электронная презентация о словах-старославянизмах, игра: «Из глубины веков»; анализ стихотворения С. Крыжановского.

4-5.

3-4. Слова-«пришельцы»

Заимствованные слова.

Электронная викторина по теме занятия, лингвистические игры: «Мудрено сотворено»,  «За чем пойдешь, то и найдешь», анализ рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык»

6.

5. Диалектизмы… Какие они?

Диалектные слова.

Электронная презентация по теме занятия, составление кроссворда «Диалектное словечко», анализ стихотворения С.А.Есенина.

7.

6. Лексика профессионалов.

Профессиональные (специальные слова).

Лингвистические игры: «Кому что», «Профессионалы», составление словарика профессий (работа в группах)

8.

7. Почему стареют слова?

Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.

Электронная викторина «Верите ли вы?» Игра: «Берись дружно, не будет грузно», работа с толковым словарем, «Словарем живого великорусского языка» В.И.Даля (по группам).

9.

8. Какие слова считаются новыми?

Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.

Электронная викторина в картинках, игра: «Кто больше?», отгадывание кроссворда.

10-13.

9-12. В мире фразеологии.

Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.

Электронная викторина «А знаете ли вы?», лингвистические игры, работа с фразеологическим словарем, конкурс «Художники», составление рассказа с фразеологизмами.

14.

13. Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».

Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология»

Творческая деятельность обучающихся.

       Словообразование. Орфография (12)

15.

1. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)

Морфемы. Словообразование и формообразование.

Электронная презентация «В мире морфем», лингвистические игры «У кого хвост длиннее?», «Не учась и лаптя не сплетёшь», конкурс: «Стань ведущим»

16-17.

2-3. Как в русском языке образуются слова?

Способы словообразования.

Электронная викторина «А верите ли вы?», конкурсы «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Строители, за работу!»

18.

4. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые.

Приставка. Правописание приставок.

Электронная викторина, языковые игры «Наблюдатели», конкурс «Стань ведущим», «Кто быстрее и больше!»

19.

5. Приставки- нарушители «главного» правила.

Единообразное написание приставок.

Электронная викторина, лингвистические игры: «Кто первый?», «Приставка - не приставка»

20-21.

6-7. Самые «трудные» приставки.

Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.

Электронная викторина, лингвистические игры: «Писатели», «У кого хвост длиннее?», «Кто больше?»

22-23.

8-9. Корни слов: постоянство и измены.

Правописание гласных в корнях слов.

Грамматическая эстафета, игра: «Найдите корень», разгадывание чайнворда (на слайдах презентации).

24.

10. Орфография суффиксов.

Правописание суффиксов.

Электронная викторина в рисунках, игра «ЕЦ или ИЦ?», «Найди слово», «Кто это делает?»

25-26.

11-12.Подготовка и проведение игры «Жизнь и творчество морфем»

Понятия, изученные в теме: «Словообразование. Орфография»

Творческая деятельность обучающихся.

       Морфология. Орфография (8)

27.

1. Законы написания существительных.

Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных

Электронная презентация «В мире морфологии», игра «Исследователи», конкурс «Грамотейка».

28-29.

2-3. Как правильно писать числительные?

Правописание имен числительных.

Электронная презентация «Из истории числительных», лингвистическая игра «Поиграем в обгонялки?», «Математики».

30-31.

4-5. Местоимения, которые пишутся непросто.

Разряды местоимений. Правописание местоимений.

Электронная викторина «Какого роду-племени?»,  игры «Свои слова», «Третий лишний», «Исследователи», «Фантазеры».

32-33.

6-7.Глагольная орфография.

Глагол. Правописание глаголов.

Электронная презентация «В мире глаголов»,  игры «Чья радуга ярче?»,  «Отгадай слово», «Сочинители», «Режиссеры».

34.

8. Итоговое мероприятие за курс «Занимательная грамматика» 6 класса.

Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 6 класса.

Творческая деятельность обучающихся.

            Учебно-методическое обеспечение:

          Литература:

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
  • Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1965
  • Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994
  • Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
  • Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1980
  • Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987

     

          Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

  • Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» (М.: «Просвещение», 2013)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
  • Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
  • Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»

Рекомендуемая литература (для обучающихся и родителей):

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
  • Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
  • Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся 5-х классов

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по УМК С. М. Никольского  "Математика - 5" в соответствии с требованиями пункта 18.2.2 ФГОС...

Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 -х классов

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравстве...

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 9 класса

Данная программа разработана на основе:Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Минис...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Рабочая программа по математике для обучающихся 6 - А класса на 2014-15 уч. год.

Частное общеобразовательное учреждение  «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»  является частью образовательной системы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", оказывает помощь с...