Урок "Война в изображении Л.Н.Толстого"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Веселова Ирина Анатольевна

Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_sevastopolskie_rasskazy.docx31.45 КБ
Office presentation icon sevastopolskie_rasskazy.ppt2.54 МБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОГО УРОКА

Сценарный план авторского урока (в формате Word или Pdf) должен включать в себя:

Требования к описанию

1.

Тема авторского урока

Война в изображении Л. Н. Толстого (по произведению «Севастопольские рассказы»).

2.

Место урока:

в системе уроков;

в системе профориентационной работы

Урок внеклассного чтения по плану проходит после изучения рассказа Л.Н.Толстого «После бала»,  завершая  тему «Л.Н.Толстой – писатель и гуманист». 

3.

Профессиональные ориентиры, направленность на приоритеты рынка труда (предприятие, отрасль экономического развития)

Поле для заполнения: Воспитание нравственных ориентиров – основа урока литературы.

4.

Цель и задачи авторского урока (не более 1000 знаков с пробелами)

Поле для заполнения: Цель урока: формирование понимания нравственных основ творчества Л.Н.Толстого на основе анализа и интерпретации его произведения.

Задачи:

  • Продолжать формирование анализа эпизодов литературного текста, его интерпретации, организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем в произведении.
  • Развивать умения по выделению в тексте существенного, сравнивать, обобщать, делать логические выводы.
  • Содействовать формированию гуманистических ценностей, интереса к истории своей страны, патриотизма.

5.

Ключевые тематические акценты авторского урока (не более 1000 знаков с пробелами)

  • Поле для заполнения: Л.Н.Толстой показал правду об обороне Севастополя.
  • Л.Н.Толстой писал о патриотизме и героизме простых солдат, изображая подвиг русского народа.
  • Л.Н.Толстой описывал не только простых солдат, но и офицеров, показывая ложный патриотизм и героизм.
  • Война несет людям боль и страдания.
  • Вывод: в изображении Толстого война – самое противоестественное для человека явление.

6.

 Используемые приемы, методы, образовательные технологии

Поле для заполнения: ИКТ- технологии, здоровьесберегающие  технологии, технологии проблемного обучения, элементы технологии  развития критического мышления Прием аналитического чтения, прием эвристической беседы.

Фронтальная работа на уроке.

7.

Формирование образовательной среды урока (средства, инструменты,  

информационные и методические материалы, инфраструктура,

система управления, способы коммуникации)

Поле для заполнения: Использование материалов уроков истории, литературы, использование информационных порталов для получения нужной информации,

8.

Развитие ключевых компетенций учащихся (познавательные, социальные, коммуникативные, информационные и др.)

Поле для заполнения: Развитие у учащихся ценностно-смысловой компетенции (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций);

·  развитие общекультурной компетенции (владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей);

·  развитие учебно-познавательной компетенции (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; формулировать выводы);

·  развитие информационной компетенции (владение навыками работы с различными источниками информации)

·  развитие коммуникативной компетенции (владение навыками работы в  коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности);

·  развитие компетенции личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)

9.

Предполагаемые результаты

Поле для заполнения: Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории.

 Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции, участвовать в коллективном диалоге, выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа.

10.

Содержательная часть (подробное описание урока, не более 6000 знаков с пробелами)

Поле для заполнения:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Мотивационно-целевой этап.

II. Осмысление содержания.

III. Размышление. Рефлексия.

IV. Домашнее задание.

Проверяется готовность обучающихся к уроку. Создаётся  эмоциональный настрой.

- Ребята, наш урок я хочу начать с эпиграфа. Ответьте на вопрос: «Сколько стоит человеческая жизнь?»

Так ли это? Глядя на то, что нас окружает в современном мире, можем ли мы утверждать, что человеческая жизнь бесценна?

Запишите эпиграф как две реплики. Но оставьте ответ без знака препинания, его мы поставим в конце нашего урока.

 А сейчас посмотрите на слайд и скажите, какую часть нашей страны вы видите.

Есть в Крыму древний, основанный еще финикийцами город Севастополь (слайд)

Я хочу вас познакомить с некоторыми достопримечательностями этого города.

(на слайдах фотографии военных памятников Севастополя).

С каким событием связаны эти памятники?

С какой войной?

 

Мы сегодня буде говорить о войне. А поможет нам вот этот человек (портрет Л.Н.Толстого в офицерской форме) Вы узнали его?

А почему он в военной форме?

Будучи участником тех событий, он не мог не написать  о них.  

Давайте сформулируем тему урока.

Война в изображении Л.Н.Толстого.

Постановка проблемного вопроса.

Что двигало этим человеком?

Зачем?

Цель нашего урока – ответить на вопрос…

В рабочих листах по ходу урока делайте записи, что вы увидели в произведении Толстого.

-Каково ваше впечатление от произведения Л.Н.Толстого?

  •  «Севастополь в декабре месяце»
  • «Севастополь в мае»
  • «Севастополь в августе 1855 года»

-Какая часть, на ваш взгляд, самая трагическая?

Почему?

-Как уезжали солдаты?

-Что двигало этими людьми?

-Но только ли для этого писатель пишет правду о войне?

-В чем заключается героизм?

-Какое слово подчеркивает героизм солдат?

-Именно в этом скромном неприметном существовании на войне и заключается героизм. ((((

(

(-Закончите фразу:

"Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, который героем был..."

-Но только ли о героизме пишет Толстой?

-Ими движет не патриотизм, а тщеславие. (Словарная работа)

-Зачем автор пишет о таких людях?

-Приятно нам знать нам эту правду?

-Цель Толстого – показать, как это было на самом деле. Были не только герои, но и лжегерои и лжепатриоты. Война выявила всех.

-Какой самый страшный эпизод в этом произведении?

-Почему нам так страшно читать об этом?

-Много ли таких страшных моментов в произведении? С чем они связаны?

-Найдите описание Володи Козельцева в 23 главе третьей части.

-А теперь найдите сцену его же смерти в 26 главе.

-Что-то, что осталось от молодого красивого юноши. Что противопоставляет Толстой?

-Что еще он противопоставляет в эпизоде 14ой главы?

-Принимает природа войну?

-Зачем писатель так подробно останавливается на жестоких сценах, ему нравится смаковать подробности?

-Что такое война в изображении Толстого?

- Давайте ответим на вопрос, который мы задавали при постановке цели урока.

-Что вы увидели в этих рассказах? Зачитайте ваши записи.

-Так сколько же стоит человеческая жизнь?

-Поставьте в конце этой реплики точку, или, восклицательный знак, или вопросительный знак, или многоточие. Подумайте, какой из этих знаков препинания лучше всего определит ваше отношение к людям.

-Что двигало пером Л.Н.Толстого, когда он писал о бесчеловечности войны, о жестокости таких людей, как полковник Б. из рассказа «После бала»?

-Такие люди называются гуманистами.

-Лев Николаевич  не только писатель, но и величайший гуманист.

-Напишите небольшое эссе на тему «Л.Н.Толстой – писатель и гуманист».

Приветствуют учителя.

Ответы учащихся. Должен прозвучать ответ: «Бесценна».

Обучающиеся предполагают, что так должно быть.

-Крымский полуостров.

Определение темы и постановка целей урока обучающимися.

-С войной.

-С Великой Отечественной войной и с Крымской войной.

   

-Это писатель Л.Н.Толстой

Обучающиеся говорят о биографии писателя, о том, что он был участником обороны Севастополя. 

Толстой написал произведение, состоящее из трех частей, объединив под названием «Севастопольские рассказы».

Выдвигают свои версии

В ходе беседы формулируют тему и цель урока в виде вопросов или гипотез.

  • «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда...»

Он хотел показать правду об этой войне.

Затрудняются с ответом.

Постановка проблемного вопроса

Зачем Толстой писал правду о войне?

(начало работы в рабочих листах)

Запись темы урока

-Страшное произведение (трагическое, было тяжело читать).

- Последняя.

-Наши войска оставили Севастополь.

Зачитывают эпизод.

  • «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине.»

- Любовь к Родине, к павшим товарищам. Л.Н.Толстой показывает нам патриотизм простых русских солдат. Они готовы отдать жизнь за свою Родину.

-Автор показывает нам героизм этих простых людей.

-В том, как солдаты ведут себя на этой войне. Для них это обыденная жизнь (зачитывают эпизод).

  • Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки... Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство..., следы сознания своего достоинства и высокой мысли... 

-Слово «живут». Они не думают о том, что совершают каждодневный подвиг, живя на войне.

(физкультминутка)

-Народ. Истинный герой войны – народ.

- Он рассказывает об офицерах, которые участвуют в этой воне из-за денег или чтобы прославиться.  Слова князя Гальцина: "Вот этого я не понимаю и признаться не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры".

-Он пишет правду.

-Нет. Но писатель противопоставляет настоящий патриотизм и героизм фальшивому, ненастоящему.

Высказывают предположения. Называют эпизод, в котором мальчик собирает цветы на поле боя.

-Толстой показывает нам, насколько это противоестественно: ребенок и война.

-Сцены в госпитале, где показаны страдания, боль, кровь.

Обучающиеся зачитывают: «Начальник бастиона … не мог не полюбоваться на этого хорошенького мальчика… с разгоревшимся лицом и глазами…»

«Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя».

-Жизнь и смерть, молодость и боль, красоту и уродство смерти.

-Войну и природу.

-Нет, не принимает, она противоестественна для мира природы.

 -Он показывает противоестественность войны, ее жестокую сущность.

-Война – это безумие, сумасшествие.

-Л.Н.Толстой написал правду о войне, чтобы показать ее противоестественность, безумие.

-Мы увидели патриотизм простых солдат.

-Толстой показал истинный героизм и лжегероизм.

-Он показал жестокость войны, не ее парадную сторону, а открыл истинную сущность.

-Она бесценна.

-Восклицательный

-Толстой говорил о своей любви к человеку.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность.

Самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностное самоопределение

Познавательные: анализ, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, вести диалог

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностное самоопределение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее

личностное самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сколько стоит человеческая жизнь?

Слайд 3

Имя, данное городу при его основании, в переводе с греческого означает "величественный, достойный поклонения, героический город

Слайд 12

Война -

Слайд 15

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда...»

Слайд 16

«Севастополь в декабре месяце» «Севастополь в мае» «Севастополь в августе 1855 года»

Слайд 17

«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине.»

Слайд 18

"Так вот он, четвертый бастион, вот оно, это страшное, действительно ужасное место!.. Но разочаруйтесь: это еще не четвертый бастион. Это Язоновский редут - место сравнительно очень безопасное и вовсе не страшное".)

Слайд 19

Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки... Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство..., следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства .

Слайд 20

Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно, он не заблудится в этой разнородной толпе, которой для него и не существует, но что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было - поить лошадей или таскать орудия,- так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…»).

Слайд 21

"Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, который героем был..."

Слайд 22

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Слайд 23

"Вот этого я не понимаю и признаться не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры".

Слайд 24

«…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе,…а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти.»

Слайд 25

Л.Н. Толстой – писатель, философ, гуманист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основатель Санкт-Петербурга и строительство города в изображении А.С. Пушкина и А.Н. Толстого

Интерес к теме возник в связи с изучением романа «Петр Первый» А.Н.Толстого, рассказа «День Петра», пьесы «На дыбе», ранее прочитанных произведений А.С. Пушкина....

Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".

Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....

Урок - модуль "Наполеон и Кутузов в изображении Л.Н.Толстого"

Урок помогает понять отношение Л.Н.Толстого к историческим деятелям, совершенствовать умения осознавать авторскую позицию...

Методическая разработка "Война в изображении Л.Н. Толстого. От "Севастопольских рассказов" к роману "Война и мир".

Данная работа представляет собой осмысление традиций Л.Н. Толстого в изображении войны. Работа состоит из вступления, двух глав, заключительной части и дидактического материала....

Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".

Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод...