Сценарий урока родной (русской) литературы в 5 классе по теме: «Обличение человеческих пороков в баснях С.В. Михалкова «Грибы», «Зеркало», «Две подруги»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Халилова Нияра Мусаевна

                                                     
           Одной из основных задач, стоящих перед школьным учителем при проведении уроков родного русского языка  и родной русской литературы, является, на мой взгляд, обеспечение культурной самоидентификации обучающихся, которая, в свою очередь, должна  стать отправным пунктом в   осознании значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития. Для  формирования потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, по моему мнению, необходимо знакомить обучающихся не только с произведениями, давно прошедшими проверку временем и прочно вошедшими в учебные программы, учебники и хрестоматии, но и с более близкими для нас по времени создания, по речевому оформлению произведениями. В этой связи, изучая в 5 классе тему «Русская басня», считаю целесообразным, наряду с изучением басенного творчества знаменитых русских баснописцев XVIII  и XIXвеков,   уделить внимание творчеству С.В. Михалкова, создававшего свои басни в XX веке.
             Изучение родной литературы  должно стать  для школьников одним из основных способов познания жизни и осознания основ национально-культурных ценностей народа. В этом отношении незаменимы по своей доступности и воспитательной ценности басни С.В. Михалкова. Чтение, анализ, обсуждение  его басен, написанных в доступной и близкой современному читателю  форме, поможет внести неоценимый вклад не только в гармонизацию отношений человека и общества и в  нравственное совершенствование юных граждан, но и дело воспитания квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, которое является одним из основных требований ФГОС.  По данной причине  мною выбрана для создания методической разработки сценария урока тема «Обличение человеческих пороков в баснях С.В. Михалкова  «Грибы», «Зеркало», «Две подруги»
        Басни С.В. Михалкова близки по тематике современному читателю. Они вызывают  живой интерес  и активное участие обучающихся в их  анализе и обсуждении. Их включение в учебный процесс способствует развитию творческих способностей и артистизма, повышает выразительность и технику чтения. Выработанное в процессе чтения и анализа басен С.В. Михалкова   умение создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера   даёт положительные результаты  в условиях подготовки к ОГЭ  и ЕГЭ. Данная методическая разработка   может быть широко использована учителями  общеобразовательных школ в процессе преподавания   родного русского зыка и родной русской литературы.
   

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    КОНКУРС ЛУЧШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ
                                  РОДНЫХ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ

Наименование номинации
: 
                     
номинация I «Лучшая методика и практика обучения родному языку»



Наименование конкурсной работы
:  
                 методическая разработка -
сценарий урока родной русской литературы в условиях поликультурной многоязычной среды в МБОУ «Славянская средняя общеобразовательная школа –детский сад» села Славянского Раздольненского района Республики Крым по теме
«Обличение человеческих пороков в баснях С.В. Михалкова  «Грибы», «Зеркало», «Две подруги»  

                               

                                               
Работа Халиловой Нияры Мусаевны, учителя русского                    

                                                 языка и литературы МБОУ «Славянская средняя            

                                                 общеобразовательная школа –детский сад »
                                                села  Славянского Раздольненского района
                                                 Республики Крым.


Субъект Российской Федерации:
 Республика Крым







             

 
           Село Славянское  Раздольненского района Республики Крым,2019 год.

                                           
                                                    Аннотация
 
         
 Одной из основных задач, стоящих перед школьным учителем при проведении уроков родного русского языка  и родной русской литературы, является, на мой взгляд, обеспечение культурной самоидентификации обучающихся, которая, в свою очередь, должна  стать отправным пунктом в   осознании значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития. Для  формирования потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и себя в этом мире, по моему мнению, необходимо знакомить обучающихся не только с произведениями, давно прошедшими проверку временем и прочно вошедшими в учебные программы, учебники и хрестоматии, но и с более близкими для нас по времени создания, по речевому оформлению произведениями. В этой связи, изучая в 5 классе тему «Русская басня», считаю целесообразным, наряду с изучением басенного творчества знаменитых русских баснописцев XVIII  и XIXвеков,   уделить внимание творчеству С.В. Михалкова, создававшего свои басни в XX веке.
            Изучение родной литературы  должно стать  для школьников одним из основных способов познания жизни и осознания основ национально-культурных ценностей народа. В этом отношении незаменимы по своей доступности и воспитательной ценности басни С.В. Михалкова. Чтение, анализ, обсуждение  его басен, написанных в доступной и близкой современному читателю  форме, поможет внести неоценимый вклад не только в гармонизацию отношений человека и общества и в  нравственное совершенствование юных граждан, но и дело воспитания квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, которое является одним из основных требований ФГОС.  По данной причине  мною выбрана для создания методической разработки сценария урока тема
«Обличение человеческих пороков в баснях С.В. Михалкова  «Грибы», «Зеркало», «Две подруги»
        Басни С.В. Михалкова близки по тематике современному читателю. Они вызывают  живой интерес  и активное участие обучающихся в их  анализе и обсуждении. Их включение в учебный процесс способствует развитию творческих способностей и артистизма, повышает выразительность и технику чтения. Выработанное в процессе чтения и анализа басен С.В. Михалкова   умение создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера   даёт положительные результаты  в условиях подготовки к ОГЭ  и ЕГЭ. Данная методическая разработка   может быть широко использована учителями  общеобразовательных школ в процессе преподавания   родного русского зыка и родной русской литературы.  

 
 
Практическая часть – описание   практики педагогической деятельности.
                      Сценарий урока  родной русской литературы  в 5 классе.
Тема  урока: «Обличение человеческих пороков в баснях С.В. Михалкова  «Грибы», «Зеркало», «Две подруги»
Цели урока: 

Образовательные: знакомство с баснями С.В. Михалкова, определение их тематики и проблематики  ,закрепление знаний о жанровых признаках басни, развитие  навыков  чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и   навыков творческого   письма; 

Развивающиепродолжение работы по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение басни, развитие логического мышления и умения анализировать, сравнивать, делать выводы, понимать иносказательные тексты с аллегорическим содержанием.

Воспитательные: воспитание критического взгляда на  свои и чужие недостатки, выработка умения быть терпимым к чужим недостаткам, но и принципиальным в осуждении пороков, воспитание культуры сотрудничества и выработка  умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностныеспособствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные:

Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно - следственных связей, писать аннотации к прочитанным басням.  

Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результаты своих действий.

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом, инсценировать басню.

Предметные:

Выявить позицию персонажей, обозначить их пороки и добродетели. определить художественную идею, тематику и проблематику басен; сформировать навыки выразительного чтения  и чтения по ролям, написать аннотацию к басне.

Оборудование: портреты И.А. Крылова и С.В. Михалкова, выставка книг   с баснями, иллюстрации к басням, рисунки обучающихся,  плакат с высказыванием о И.А.Крылове, карточки с вопросами, волчок с стрелкой, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

 Формы работы:
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, игра, устное рисование портрета литературного героя, исповедь героя ( глубокое проникновение в психологию характера), пресс-конференция героя прочитанного произведения, составление синквейна.
ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:          «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
                                                                                                И.А.Крылов.
                                     «Вот пишешь про зверей, про птиц и насекомых,
                                        а попадаешь всё в знакомых»      
                                                                                                   С.В. Михалков

Ход  урока:
1. Оргмомент. Настрой учащихся на урок. Подготовка к уроку. Проговаривание девиза:
Заливается звонок,                                ( текст  выведен на экран)
Он зовёт нас на урок.
Мы будем все внимательны,
Прилежны и старательны.
2.Актуализация  опорных знаний. Проверка домашнего задания.
   а)Прочитать выразительно  стихотворные строки и догадаться, какую фамилию необходимо вставить на месте пропуска
Стихотворение Михаила Исаковского

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения  …………………
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые  …………. слова!
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

б) Демонстрация иллюстраций, нарисованных обучающимися к басням И.А. Крылова с  цитированием  наизусть отрывков из его басен.
в)
Игра « Объясни крылатую фразу»
На карточках записаны крылатые выражения, карточки разложены по кругу на столе.
Обучающиеся по очереди крутят волчок и открывают каррточку, на которой записана крылатая фраза. Задание: назвать автора, название басни, на основе которой возникла крылатая фраза, разъяснить её значение.
Карточки:
1). «А Васька слушает, да ест»                                                ( «Кот и повар»)
2). «Слона-то я и не приметил!»                                              ( «Любопытный»)
3).Чем кумушек считать, трудиться.
  Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»                      («  Зеркало и обезьяна»)
4). « А ларчик просто открывался!»                                      («Ларчик»)
5). «Кукушка хвалит петуха
  За то, что хвалит он кукушку!»                                              «Кукушка и Петух»


3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
        
Какова тема сегодняшнего урока? Каковы цели урока? 
Формулирование темы, цели и задач урока
Обучающимся предлагается, прочитав эпиграфы к уроку и учитывая проделанную работу, отгадать и правильно сформулировать тему, цели и задачи урока:
Тема «Обличение человеческих пороков в баснях С.В. Михалкова  …»
Цели:
 знакомство с баснями С.В. Михалкова, определение их тематики и проблематики  ,закрепление знаний о жанровых признаках басни, развитие  навыков  чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и    составление аннотации к басне.
Задачи урока: прочитать выразительно предложенные учителем басни С.В. Михалкова, выявить позицию персонажей, обозначить их пороки и добродетели, определить художественную идею, тематику и проблематику басен, определить их основные идеи, сформулировать отношение к высмеиваемой ситуации и к пороку подготовить инсценированное чтение басни по ролям.
  4. А)Выявление места и причины затруднения Кто  такой С.В. Михалков?
Когда родился? Какие произведения написал?
      Б)   преодоление затруднения  - внимательный просмотр презентации о С.В. Михалкове.(См.: Презентация «С.В.Михалков» ( приложение к конкурсной работе)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

А)Выразительное чтение и анализ  басни  С.В. Михалкова « Грибы».

Грибы
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки. 
Бросался всем в глаза его нахальный вид: 
- Смотрите на меня! Заметней нет поганки! 
Как я красив! Красив и ядовит! 

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал. 
И потому его никто не замечал...
                                                     
Б)
Устное рисование. Нарисуйте устный портрет персонажей басни

Примерный ответ: 
Мухомор- ядовитый гриб с ярко-красной шляпкой, усеянной белыми бородавчатыми хлопьями. Он самоуверен, нахален, хвастлив, любит быть на виду, но его все обходят стороной.
 

https://c.pxhere.com/photos/a8/60/fly_agaric_forest_mushroom_toxic_symbol_of_good_luck_red_forest_red_fly_agaric_mushroom_toadstool-571132.jpg!d

Белый гриб скромен, у него тёмно-коричневая, по краю часто розоватая иногда зеленоватыми оттенками шляпка. Он  вкусен и полезен, однако найти трудно.

Грибы


   В)Каков иносказательный смысл басни «Грибы»?

Описывая грибы, автор имеет подразумевает людей, высмеивает их пороки.
Вот так всегда в жизни и происходит: самолюбивые люди не  устают сами себя  хвалить, громко к заявляют о себе и своей уникальности, преувеличивают свои достоинства, а по-настоящему хорошим людям не нужно кричать во все стороны о своих достоинствах, они обычно скромны.  

Г)Как называется такой литературный прием?
    Аллегория – иносказание.
- Что это значит?

Аллегория- это такое изображение предмета, за которым скрывается другое понятие, например, за лисой- хитрый человек. Авторы басен высмеивают человеческие пороки, приписывая их животным.

Д)Что такое « ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ»?

- Олицетворение- это перенос свойств живых людей на животных или на неодушевлённые предметы: животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют.

 Е)-Какая часть басни заставляет нас задуматься?  - Мораль.

Что такое мораль? Что такое «Эзопов язык»? Какова мораль данной басни?

( Примерные ответы учащихся:
«Мораль – правила нравственности, поучительный вывод из чего-нибудь нравоучения, наставление.»

Эзопов язык- речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.)

Ё)Какие пороки высмеиваются в басне?
 
Словарная работа: значение слова «ПОРОК», подбор антонима к слову.
Работа с толковым словарём: кто быстрее найдёт значение слова « ПОРОК»? и подберет к этому слову антоним?
 
«Порок – недостаток, позорящий человека» ( по словарю В.И. Даля)
Антоним – ДОБРОДЕТЕЛЬ.
Порок Мухомора- самоуверенность, бахвальство

 
 6. Реализация построенного проекта
 А)Самостоятельная работа:  Индивидуальное сообщение подготовленного ученика «Значение слов
бахвальство и самоуверенный»
Бахальство-неумеренное хвастовство. Самоуверенный- излишне уверенный в себе и в собственных возможностях.
  Б)Назовите пословицы и поговорки со словами : скромность, скромный.скромничать.         Например: Жадность унижает, скромность украшает.
                              Кто умнее ,тот скромнее.
                              Нет скромности -нет и чести.  
                             Скромность всякому к лицу.
В)
Ролевая игра: исповедь героя прочитанного произведения. Мы увидели  Мухомор с неприглядной стороны, заметили его отрицательные черты: его самодовольство, самоуверенность и бахвальство, отметили скромность Белого Гриба. А теперь представим себя на их месте, постараемся почувствовать их потаённые мысли и побуждения. Постарайтесь высказать то, что движет поступками данных героев.После минутного обсуждения от каждой команды выступит 1 ученик с исповедью героя: 1группа-исповедь Мухомора,2 группа- исповедь Белого гриба.

7. Групповое задание: чтение по ролям басни «Зеркало». Какая группа прочитает более выразительно, артистично  и точно? Подготовка к чтению по группам. (3м.)

Зеркало
 Зеркало

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
 
- Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда. 

- Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! 

- Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! 

- И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! 

- Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом. 

- Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф. 

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: 

- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! 

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. 

- Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам себя красавцем считаешь? 

- Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается? 

- Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. 

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
 
- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! 

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
                   

8.Фронтальная беседа по содержанию басни» Зеркало»

А)Какой человеческий порок  высмеивается в басне « Зеркало»?
Б)Какую знаменитую басню И.А.Крылова напоминает вам эта басня? Процитируйте отрывок из неё.
( Чем кумушек считать,  трудиться, Не лучше ль на  себя, кума, оборотиться?)
В)Чему  учат эти басни?
Мораль басни такова: прежде чем судить недостатки других, взгляни на себя. .Нет более отвратительного недостатка, чем осуждение или высмеивание чужих недостатков
10. Расширение полученных знаний.
Чтение и анализ басни « Две подруги»
А) Чтение басни в лицах.

«ДВЕ ПОДРУГИ»     С.В.Михалков.

Две подруги

"Красиво ты живешь, 
Любезная сестрица! 
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. 
На чем ты ешь и пьешь, 
На чем сидишь, 
Куда ни глянешь - все из-за границы!" 
"Ах, если б, душенька, ты знала, 
Со вздохом Крыса отвечала, 
Я вечно что-нибудь ищу! 
Я день-деньской в бегах за заграничным 
Все наше кажется мне серым и обычным, 
Я лишь заморское к себе в нору тащу. 
Вот волос из турецкого дивана! 
Вот лоскуток персидского ковра! 
А этот нежный пух достали мне вчера 
Он африканский. Он от Пеликана!" 
"А что ты ешь? - спросила Крысу Мышь 
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!" 
"Ах, душенька! - ей Крыса отвечала. 
Тут на меня ничем не угодишь! 
Вот разве только хлеб я ем и сало

Мы знаем, есть еще семейки, 
Где
наше хают и бранят, 
Где с умилением глядят 
На заграничные наклейки... 
А сало... русское едят!
                   

Б) Фронтальная беседа: Какие чувства вызывает у Мыши жизнь Крысы? Чем так восхищается Мышь? Чем гордится Крыса? Как она относится ко всему «нашему»? Почему Крыса ест только хлеб и сало? Прочитайте и прокомментируйте мораль басни. Можно ли сказать, что данная басня не утратила актуальность и в наши дни?

11. Повторение и закрепление изученного.
А)Почему жанр басни сохраняет популярность до сегодняшнего дня? (Басня будет сохранять популярность, пока  человечество не избавится от пороков и недостатков)
Б) Составление синквейна по басням С.В. Михалкова: обучающиеся о своему усмотрению выбирают одного героя басен Михалкова: Мышь, Крыса, Мухомор, Белый гриб, Носорог.
12. Творческая работа: написание краткой аннотации к одной из прочитанных на уроке басен С.В. Михалкова.
     Примеры аннотаций:
1.
 «Две подруги»-  это очень поучительная  басня Сергея Михалкова, которая еще долго не утратит своей актуальности. В ней описана встреча и беседа двух подруг: Крысы и Мыши. Небольшая зарисовка показывает, что в гостях у Крысы ее подруге все кажется необычным и экзотичным. Чем же угостит хозяйка свою восторженную гостью?  Оказывается, когда встаёт вопрос выбора качественной еды, Крыса предпочитает русское сало. Басня   заставила меня задуматься о тщеславии, гордыне, зависти, преклонении перед иностранным образом жизни и угодничестве.
2. «Грибы» -  коротенькая  басня Сергея Михалкова, в которой много интересного отыщет любой: и подросток, и взрослый. В произведении показана жизнь двух совершенно разных грибов — Мухомора и Белого Гриба. Ядовитый гриб гордо заявляет о себе посреди леса своим окрасом и говорливостью.  А его сосед Белый Гриб, спрятавшись под елкой,скромно молчит о  своих достоинствах. Мораль  басни заключается в том, что скромность всегда украшает, а кричать о собственных достоинствах и выдающейся внешности некрасиво. Надо быть скромным, но при этом реально полезным для окружающих.

3. «Зеркало» - басня Сергея Михалкова, с которой  полезно познакомиться всем, независимо от возраста. В ней Носорог высмеивает окружающих за их внешность и характерные особенности. Слон, Жираф, Верблюд  по своему отвечают забияке, но сильно обижаются на него. Все они пытаются избавиться от общества Носорога. Больше всех обижен  Страус.  . Басня учит принимать себя таким, какой вы есть, не впадать в отчаяние от глупой критики. Она напоминает, что бессмысленно заботиться о мнении посторонних людей, которые не видят собственных недостатков.
4.
 С.В. Михалков считал, что многие из его басен «скорее стихотворные фельетоны, притчи, юморески или просто шутки». В баснях, как и в стихах для детей, писатель неизменно остаётся воспитателем. Каждая из его басен озарена талантом педагога, талантом детского писателя, талантом гражданина. В его баснях всегда дается решительный бой всякому, кто стоит помехой на пути движения страны вперёд.  В басне С.В. Михалков не боится открыто высказать свою точку зрения, свою мораль, всегда предлагает краткий вывод из сказанного. Он находит своеобразные басенные концовки, неожиданные и очень смешные, которые помогают читателям лучше понять смысл всей басни. Басни С.В. Михалкова — замечательное явление отечественной литературы. Со временем они не утратили своей злободневности. Они так же современны, как и в момент своего рождения.

13.Домашнее задание.
А) Индивидуальное задание: лексическая работа. Найти пословицы, поговорки, афоризмы со словами «скромность, самоуверенность».
Б)Выразительное чтение басен «Зеркало» или «Грибы» (по выбору обучающегося)
В)Прочитать другие басни С.В.Михалкова, подготовить выразительное чтение одной понравившейся басни.
Г)Нарисовать иллюстрацию к одной из басен С.В.Михалкова ( по выбору обучающегося) и озвучить её: заставить заговорить всех, кто изображён на иллюстрации.
14. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…













Список использованной дополнительной литературы, интернет-ресурсы:


1.
https://vsebasni.ru/mihalkov/griby.html

2.
 https://nukadeti.ru/basni/mikhalkov-zerkalo

3.
 https://nukadeti.ru/basni/mikhalkov-dve-podrugi

4.
 https://nukadeti.ru/basni/mikhalkov-griby

5.
 https://yandex.ru/collections/user/kuznetsova-katk/foto-gribov-mukhomorov-v-lesu/

 
























1.
 «Две подруги»-  это очень поучительная  басня Сергея Михалкова, которая еще долго не утратит своей актуальности. В ней описана встреча и беседа двух подруг: Крысы и Мыши. Небольшая зарисовка показывает, что в гостях у Крысы ее подруге все кажется необычным и экзотичным. Чем же угостит хозяйка свою восторженную гостью?  Оказывается, когда встаёт вопрос выбора качественной еды, Крыса предпочитает русское сало. Басня   заставила меня задуматься о тщеславии, гордыне, зависти, преклонении перед иностранным образом жизни и угодничестве.
2. «Грибы» -  коротенькая  басня Сергея Михалкова, в которой много интересного отыщет любой: и подросток, и взрослый. В произведении показана жизнь двух совершенно разных грибов — Мухомора и Белого Гриба. Ядовитый гриб гордо заявляет о себе посреди леса своим окрасом и говорливостью.  А его сосед Белый Гриб, спрятавшись под елкой,скромно молчит о  своих достоинствах. Мораль  басни заключается в том, что скромность всегда украшает, а кричать о собственных достоинствах и выдающейся внешности некрасиво. Надо быть скромным, но при этом реально полезным для окружающих.

3. «Зеркало» - басня Сергея Михалкова, с которой  полезно познакомиться всем, независимо от возраста. В ней Носорог высмеивает окружающих за их внешность и характерные особенности. Слон, Жираф, Верблюд  по своему отвечают забияке, но сильно обижаются на него. Все они пытаются избавиться от общества Носорога. Больше всех обижен  Страус.  . Басня учит принимать себя таким, какой вы есть, не впадать в отчаяние от глупой критики. Она напоминает, что бессмысленно заботиться о мнении посторонних людей, которые не видят собственных недостатков.
4.
 С.В. Михалков считал, что многие из его басен «скорее стихотворные фельетоны, притчи, юморески или просто шутки». В баснях, как и в стихах для детей, писатель неизменно остаётся воспитателем. Каждая из его басен озарена талантом педагога, талантом детского писателя, талантом гражданина. В его баснях всегда дается решительный бой всякому, кто стоит помехой на пути движения страны вперёд.  В басне С.В. Михалков не боится открыто высказать свою точку зрения, свою мораль, всегда предлагает краткий вывод из сказанного. Он находит своеобразные басенные концовки, неожиданные и очень смешные, которые помогают читателям лучше понять смысл всей басни. Басни С.В. Михалкова — замечательное явление отечественной литературы. Со временем они не утратили своей злободневности. Они так же современны, как и в момент своего рождения.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Владимирович Михалков – писатель, поэт, баснописец, драматург, автор текста гимна нашего государства Составила Халилова Нияра Мусаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Славянская школа – детский сад»

Слайд 2

Сергей Владимирович Михалков ( 1913 – 2009)

Слайд 3

С.В. МИХАЛКОВ - советский русский писатель , поэт , драматург , публицист , военный корреспондент , сценарист, баснописец, общественный деятель . Наибольшую известность Михалкову принесли его произведения для детей.

Слайд 4

В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы — поэма « Дядя Стёпа» CD-диск с записью голоса С.Михалкова

Слайд 7

Книги Сергея Михалкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"

Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"...

Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"

Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"...

Конспект урока. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с указанием формирования УУД на каждом этапе урока И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличие человеческих поро...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».»

Разработка урока по русской литературе для 5 кл.Технологическая карта по теме: «. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.  Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под ду...

Урок литературы в 6 классе.Обличение человеческих пороков в баснях И.А.Крылова.

Цели:познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен; а) образовательные: - учить осознанному выразительному чтению; - находить главную мысль басни, мораль, - со...