Конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок знакомит  с историей создания повести « Капитанская дочка», также с историей написания труда о Е. Пугачёве;

помогает учащимся  исследовать маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва на основе архивных документов и материалов учебника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы.

Тема: А. С. Пушкин. История создания  повести « Капитанская дочка»

Цели:

 - знакомство с историей создания повести « Капитанская дочка», также с историей написания труда о Е. Пугачёве;

- исследовать маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва на основе архивных документов и материалов учебника;

Класс 8

Ход урока:

1. Орг. момент:

- деление класса на 4 группы;

2 минуты - постановка целей урока (слайд № 2)

- мотивация к обучению (нам предстоит познакомиться с одним из крупных произведений А. С. Пушкина, по окончании изучения которого мы с вами проведем литературный вечер)

2. Актуализация знаний учащихся:

Поэма « Полтава», драма «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге» - что объединяет эти произведения Пушкина? (Писатель использовал принцип историзма).

Интерес А. С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и всё русское общество. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел « Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин начал работать над «Историей Пугачёва». 2 минуты (слайд № 3)

Обратить внимание на слова «совесть», « долг».

3. Проверка домашнего задания (слайд № 4): Ещё раз повторим, какие произведения на историческую тему написаны Пушкиным?

А о какой исторической личности писал Пушкин, но только в стилистике фольклора? (о Степане Разине)

Итак, проверим домашнее задание. Вы должны были выбрать для характеристики одну из песен о Степане Разине. Подтвердите тезис о том, что любая из них соответствует стилистике фольклора.

( 7 минут), оценки.

Стеньку Разина народ считал своим заступником, защитником. Таким же предстал в народном сознании и Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского движения в конце 18 века.

4. Изучение материала (слайд № 5)

18 век- это век царствования Екатерины 2-ой.

- выступление ученика (2 минуты) (слайд № 6)

- выступление ученика (1 минута) ( слайд № 7)

 - Кто такой Емельян Пугачёв? Просмотрите краткие биографические данные (учитель читает) (слайд № 8)

- Как было уже сказано, народ поверил в своего царя и пошел за ним!

Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.

В начале 30-х годов 19 века после подавления кровавого бунта Пушкин начал изучать архивные материалы. 1 минута (слайд № 9)

- сейчас мы начнём путешествие по местам восстания Емельяна Пугачёва (слайд № 10)

Просьба открыть учебники, найти творческую историю повести «Капитанская дочка» на стр. 199 по 202. Дополнительно вам предоставлены архивные документы о восстании Пугачёва. 1 минута

1) Итак, город Казань. Казань в 1830 году соединяла в себе черты восточного и европейского города. Это университетский город, культурная столица огромного края. Для Пушкина Казань - арена крестьянской войны (чтение из учебника про пребывание Пугачёва)- 2 минуты (слайд № 11)

Чтение из учебника и из архивного материала о пребывании Пушкина и Пугачёва в Казани.

2) следующий пункт на пути Пушкина – Оренбург, село Берды, найдите об этом материал, прочитайте. 5 минут (слайд № 12)

3) По дороге в Оренбург Пушкин также побывал в Симбирске. 1 минута (слайд № 13, 14)

4) Емельяна Пугачёва и его соратника повезли в Москву и там…(слайд № 15)

5) А Пушкин… (слайд № 16) 1 минута

5. Закрепление:

- самостоятельная работа (работа с картой, начертить маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва с самого начала) 2 минуты

- представитель каждой команды выходит по очереди к доске и чертит маршрут на карте 3 минуты

Вывод: исследовательская работа Пушкиным проведена огромная, вложено столько времени, сил, терпения, и нам интересно будет читать повесть « Капитанская дочка».

6. Итог урока:

- дать односложные ответы на 6 вопросов (2 минуты)

- взаимопроверка (1 минута)

Вывод: усвоили материал или нет.

- возвращение к целям урока (1 минута)

1. Что же побудило Пушкина написать о Емельяне Пугачёве?

Интерес к истории своего Отечества. Наверное, ответить на вопрос: Нужны такие народные заступники как Пугачёв, способны они на самом деле избавить народ от крепостничества? 2 минуты. Оценки

7. Домашнее задание: после нашего урока вы, наверное, с большим удовольствием прочитаете первые главы повести « Капитанская дочка» (слайд № 19)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....