А.С. Пушкин "Борис Годунов"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С. Пушкин "Борис Годунов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

 А.С. Пушкин. «Борис  Годунов

Автор: Хакимова Элла Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания

8 класс

Цель: знакомство учеников с содержанием трагедии Пушкина; определить конфликт трагедии; показать значение проблем, поставленную Пушкиным в трагедии.

Методические приемы: лекция учителя; реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Оборудование: иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова, С. Галактионова, ЗГ. Перова; фрагмент оперы «Борис Годунов» Мусоргского; словари.

Эпиграф:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

                            А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Проверка  домашнего задания.
  3. Лекция учителя

Трагедия «Борис Годунов» создавалась как воплощение мысли Пушкина об «истинном романтизме», т.е. О таком описании жизни, которое сегодня принято называть реализмом. Пушкин воплотил себя не только как поэт, но и как историк.

В 1854 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошел его сын Фёдор, отличавшийся своим кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и очень мало подходивший на роль правителя огромной страны, раззоренной опричниным террором и продолжавшийся четверть века войной за земли в Прибалтике. Подлинным правителем  страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей») играя с ребятишками в ножички (?), неожиданно стал биться, кататься по земле — и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти Димитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После того, как в 1598 г. царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушенный и умелый правитель, был избран на царство. Многие  сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод,, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

- В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведенное расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

• Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке. Возможно, он какие-то связи с оппозицией Годунова в боярской среде. Известно во всяком случае, что он был как-то близок к Романовым. Как написал В.О. Ключевский, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

С начала Х века в России резко «возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С. Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошел после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова. Нам предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой мы познакомимся с двумя персонажами трагедии: Григорием Отрепьевым,  будущим Димитрием Самозванцем, и старцем Пименом, монастырским летописцем.

  1. Чтение фрагмента «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»

 Читает учитель.

  1. Словарная работа

Задание: Найдите в словаре (Даля или Ожегова) или вспомните определение архаизмов днесь, присно смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.

  1. Характеристика героев

Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 119—120).

дополнительные вопросы:

1. Вопросы по образу Пимена.

— С помощью каких средств автор рисует образ летописца?

— Как характеризуют Пимена его собственные слова?

— Как Пимен относится к своему труду летописца? (Пимен воспринимает свой труд как «... долг,  завещанный от Бога» понимает необходимость памяти: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу...».)

— Свойственны ли  были Пимену в молодости грехи? -

— Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена?

— Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «дела, кровавого греха» —убийства царевича Димитрия, он «мало вникал в дела мирские».)

— Как Пимен относится к Григорию?

— Как характеризует Пимена отношение к Григорию?

— Как характеризует Пимена раздумья и размышления Григория?

— Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не - ведает ‘ни жалости, ни гнева»?

  • Каковы особенности речи летописца?

Вопросы по образу Отрепьева

— Только ли царей винит в преступлениях Пимен? («Прогневали мы Бога, согрешили...»)

— Чем для вас интересен облик и характер  летописца?

2. Вопросы по образу Отрепьева. -

— Можно ли назвать сон Григория вещим?

— Как сои Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает как обитателей «муравейника».)

— Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Димитрий — ровесник Григория.)

— Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?

— Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

( ..Зачем и мне не тешиться в боях,

Не пировать за царскою трапезой?

«А мой покой бесовское мечтанье тревожило

И враг меня мутил...»

— Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем?

 (Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдешь ты от суда мирского, / Как не уйдешь от Божьего суда». В этих словах — желание восстановить справедливость, но способ, выбранный Григорием, уже изначально неправеден.)

— Какие черты мы замечаем в Григории? Подтвердите текстом (Жажда власти, стремление к богатству неразборчивое честолюбие.)

— Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им? (Нет, самозванство по Пушкину, безнравственно и жестоко.)

 - Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству?

Задание:

Подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: (“простодушие”, «умилительная кротость», мудрость и усердие.

  1. Итог урока

«Борис Годунов» — пьеса не тёлько о личной трагедии царя и народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.

Послушаем музыкальную иллюстрацию фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов».

  1. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение отрывка сцены в Чудовом монастыре.

2. Написать сочинение  по любой иллюстрации к пьесе: «Характер Пимена в моем представлении и в представлении художника»

З. Перечитать повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).

Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....

Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Своеобразие композиции трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».  ...

План-конспект урока "Борис Годунов. Царь-убийца. Тема больной совести в трагедии"

На уроке подробно разбирается главная фигура трагедии- образ Бориса Годунова как человека, пошедшего против нравственных и христианских законов, придавшего эпохе трагическое содержание, положившего на...

Урок в 7 классе . А.С.Пушкин "Борис Годунов"(сцена в Чудовом монастыре).

Открытый урок в 7 классе. Тема: А.С.Пушкин "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре)....

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

А. С. Пушкин. "Борис Годунов" сцена в Чудовом монастыре.

Презентация может быть использована на уроке литературы при изучении отрывка из трагедии "Борис Годунов" А. С. Пушкина...

Урок литературы в 7 классе по теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» ( по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

Урок литературыТема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.Цели урока: Образовательная: углубление и примение на практике знания художе...