План-конспект урока "Борис Годунов. Царь-убийца. Тема больной совести в трагедии"
план-конспект урока литературы (9 класс) на тему

На уроке подробно разбирается главная фигура трагедии- образ Бориса Годунова как человека, пошедшего против нравственных и христианских законов, придавшего эпохе трагическое содержание, положившего начало историческому конфликту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_urokov.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Борис Годунов. Царь-убийца.
Борис и его судьба в трагедии. Тема больной совести
».

Цели:

1)

помочь учащимся овладеть навыками анализа текста драматического произведения;

2)

развивать речь и логику в оценке поступков и событий;

3)

воспитывать патриотизм, уважение к истории своего народа, формировать нравственные черты характера

Ход урока.

Беседа по вопросам:

  1. Как названа трагедия? (Б.Г.)
  2. Почему? (Центральная фигура трагедии Б.Г. Он придал содержание эпохе. От его характера и действий зависело историческое развитие. Он определил веря. Именно он положил начало неожиданному и трагическому повороту событий).
  3. Какому? (Смуте)
  4. Как это отразилось на самом Борисе Годунове? ( Жертвой такого поворота стал он сам. Погибли его жена и сын, воцарился самозванец) Самозванец выступил отрицанием
    не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории.

Таким образом, отрезок, взятый Пушкиным, внутренне завершен и исчерпан. События,
в нем происходящие объективно неизбежны. Одно событие с неумолимой силой влечет
за собой другое.

Д

Л-Д

Борис

(для того, чтобы встать у власти, убил Дмитрия)

это породило появления Дмитрия – самозванца, что, в конечном итоге, явилось трагедией для самого Бориса.

История совершает круг – трон законного наследника не остается пустым, но во второй раз он похищен уже именем Димитрия.

I вывод: Неотвратимость возмездия, расплаты за грехи.

Далее.

  1. С чего начинается трагедия? (разговор В.Ш. с Воротынским) Зачитывать.
  2. Общее впечатление от диалога? (они недовольны Борисом и его правлением)
  3. Чем заканчивается? (преступлением других бояр)
  4. Случайно ли это? (Нет. Оппозиция вылилась в новое убийство)

История замкнута между двумя правлениями Бориса и Самозванца, и оба приходят
к власти после гибели невинных деток.

Выходит, одно убийство вызывает возмездие Борису, семье, народу, государству.

Убийство

Борис

семья

государство

народ

II вывод: Страдает не только Борис и его близкие, но и народ, государство.

  1. Как в конфликт трагедии втянут народ?

Борис – царь-убийца

слухи

клевета

измена

заговоры

доносы

Чем живет народ?

Самозванец

Русь – хаос, смута

  1. Почему так происходит? (Преступление Бориса и мысль о нем касается сущностных, коренных основ мироустройства Руси и образа мыслей и чувств каждого человека)

Читаем монолог Бориса (сцена «Царские палаты»). «Я думал свой народ…»

  1. Почему же народ на благие дела, совершенные Борисом, отвечает черной неблагодарностью? (Народ не может простить Борису нечистой совести. Царь оказывается жертвой собственного преступления. Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. И народ, почувствовав нравственным внутренним чутьем грех, уже не хочет принимать милости
    и щедроты Бориса, отвергает их. Так вызревает народное мнение, что, пока Борис сидит на троне, государство осуждено на погибель).

Совесть перестает быть моральной категорией, перерастает в категорию государственную.

  1. В истории господствует мнение о том, что Борис – сильный царь и сильная личность. Как вы относитесь к нему?

Да, он сильный человек, но он своим преступлением нарушил древний порядок престолонаследия, утолив свое честно- и власто– любие, он вверг Русь в пучину раздоров и смуты, он подал пагубный пример сонму честолюбцев, которые, может быть никогда бы не решились покуситься на царский венец.

  1. Какой вывод мы можем сделать?

Записываем:

Забвение совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних ценностей, Разрушительную силу, колеблет государство.

Критерий правды и лжи, совести и бессовестности извратился, потому государство гибнет.

  1. Как в народе трансформируется пробуждающаяся совесть? (алогичностью Легендой
    о спасшемся Димитрии)

Совесть

С другой стороны вызывает ненависть, злобу, мстительность

Заставляет поверить в Лже-Димитрия

(сцена Кремль. Дом Бориса Годунова). Читать.

Добро еще не победило зло, но мнения так различны.

Разрушительная сила имеет своим основанием чувство вины, греха, совести.

  1. Когда обман перестает быть истиной? (Когда заставляют провозгласить здравицу в честь Самозванца, т. к. не может новое преступление – убийство невинного отрока Феодора – вершиться ради спасенного Провидением Димитрия)

Записываем: «Борис Годунов» - трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка. Она названа именем правителя, дерзнувшего предпочесть интересам страны личное властолюбие.

Смута – результат духовного помрачения всего народа. Поэтому изживание Смуты означает пробуждение совести, не позволяющей славить ложь и обман, преступление и грех

  1. Актуально ли произведение сегодня? Почему?

Дом/задание: читать «Моцарт и Сальери»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

План-конспект открытого урока по физической культуре на тему: "Совершенствование технических действий в баскетболе"

Задачи урока: Образовательные:совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении;совершенствовать умения в бросках мяча в корзину в движении с отражением от щита, подб...

план-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол"

конспект открытого урока в 6 классе по теме "Баскетбол", цель, задачи, ход урока....

План-конспект интегрированного урока ИЗО и МХК на тему «Замысел архитектурного проекта и его осуществление».

План-конспект интегрированного урока  ИЗО и МХК, в 8 классе, по программе Б. М. Неменского.Цель урока: Создать условия для формирования представлений об искусстве модерн (на примере архитек...

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме “Глаголы to be и to have . Активизация лексики по теме «Животные»"

Цель урока: Совершенствование навыков устной речи Основные задачи Образовательные: • Развитие умений и навыков устной речи: а) монологической: пользоваться различными типовыми фразами при описании; б)...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...