"Две правды". Урок литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Кулешова Лилия Викторовна

Урок строится на сопоставлении «правды» Раскольникова и «правды» Сони. Указанное сопоставление предполагает активное использование знаний, полученных ранее, мобилизует внимание учащихся к тексту, вызывает активную работу мысли, требует делать выводы, обобщать материал, оценивать события, поступки, явления, с которыми сталкиваются герои романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravda_soni_marmeladovoy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Две правды»

 План урока по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Домашнее задание к данному уроку:

1. Перечитать эпизоды: первое посещение Раскольниковым Сони (ч. IV, гл. 4), второй визит героя к Соне (ч. V, гл. 4).

2. Ответить на вопросы:

а) В чём «правда» Сони?

б) Что показалось Раскольникову «странным» у Сони и почему?

3. Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

Цель урока: показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтобы изменить существующий миропорядок, сосредоточив мысль учащихся на постижении «правды» Сони Мармеладовой.

Оборудование:

1. Портрет Ф. М. Достоевского.

2. Иллюстрации к роману «Преступление и наказание».

3. Текст романа «Преступление и наказание».

                                              Ход урока.

I. Краткое вступительное слово учителя. Формулировка целей и задач урока.

– В центре нашего внимания на предыдущих уроках были эпизоды, в которых звучит протест Достоевского против бесчеловечного буржуазного общества. Цель сегодняшнего урока – выяснить, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок. Наша мысль будет сосредоточена на постижении «правды» Сони Мармеладовой. Запишите тему урока.

II. Запись учащимися темы урока в своих тетрадях.

«Правда» Сони Мармеладовой.

III. Слово учителя:

– В романе «Преступление и наказание» две «правды»: «правда» Раскольникова и «правда» Сони. Сопоставление двух «правд» поможет нам выявить общественные и моральные проблемы, поставленные в «Преступлении и наказании», глубже уяснить характер конфликта в романе Достоевского. Для начала выясним, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки. Обратимся к сцене «Первый визит Раскольникова к Соне (ч. IV, гл. 4).

IV. Анализ сцены «Первый визит Раскольникова к Соне (ч. IV, гл. 4) в процессе беседы.

– Как мотивировал Раскольников свой первый визит к Соне? (Мотивировка первого посещения Сони Раскольниковым: «Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!.. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!)»).

– Сначала Раскольников не замечает разницы между своим преступлением и преступлением Сонечки. Вспомните хотя бы, какие чувства испытывает герой после третьей встречи с Порфирием (ч. VI, гл. 3). Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так: «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут – или её дорога, или его». Возникает вопрос, в чём «правда» Сони, по каким законам она живёт.

– Начнём с выяснения вопроса: «Во имя чего переступила Соня?» Для анализа возьмём эпизод, рисующий начало встречи, когда Раскольников задаёт Соне вопросы, пробуждающие в ней мучительные, унизительные воспоминания, рисующие безвыходные тупики, в которые могут попасть близкие ей люди. Со слов: «Соня молча смотрела на своего гостя, так внимательно и бесцеремонно осматривавшего его комнату, и даже начала, наконец, дрожать в страхе, точно стояла перед судьёй и решителем своей участи» и до слов: «И тут только понял он вполне, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткою и со стуканьем об стену головою». Анализируя сцену встречи Раскольникова с Соней, вдумаемся в рассуждения Сони о Катерине Ивановне. В них безграничное уважение, понимание, сочувствие и сострадание к бедной, замученной женщине. Обратим внимание на авторское замечание: «какое-то ненасытимое страдание, если можно так выразиться, выразилось вдруг во всех чертах лица» Сони, когда речь зашла о Катерине Ивановне. Соня раскрывается перед Раскольниковым как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой. Это рождает в его душе вопрос:

«Да скажи мне наконец, – проговорил он почти в исступлении, – какой этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»

Раскольникову кажется, что «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить». Ответ Сони: «А с ними-то что будет?», её взгляд, в котором герой романа прочёл, до какой чудовищной боли истерзала её мысль о бесчестном и позорном её положении, заставили Раскольникова понять, что «значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткою и со стуканьем об стену головою». (На позор и унижение Соня идёт ради спасения других. Она наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые страдания.)

– Сопоставьте поведение Раскольникова и Сони в этой сцене.

Раскольников задаёт Соне мучительные и унизительные для неё вопросы:

– Вы гуляли?

– Катерина Ивановна ведь вас чуть не била у отца-то?

– Не каждый день получаете-то?

– Ну а коль вы… заболеете и вас в больницу свезут, ну что тогда будет?

Беспощадно и безжалостно рисует он Соне безвыходные тупики, в которые может попасть она сама и близкие ей люди:

– С Полечкой, наверно, то же самое будет…

За поведением Сони можно проследить по авторским ремаркам: «дрожит в страхе», «точно стояла перед судьёй и решителем своей участи», «испуганно и безотчётно повторяла она», воскликнула Соня почти в отчаянии и схватилась за голову», «лицо Сони искривилось страшным испугом», «она слушала с мольбой, смотря на него и складывая в немой просьбе руки, точно от него всё и зависело», «Соня стояла, опустив руки и голову, в страшной тоске», «лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нём пробежали судороги», «с невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо». (Сопоставление позволяет сделать вывод: Раскольников ведёт себя самоуверенно, бесцеремонно, безжалостно по отношению к Соне, в поведении же Сони – кротость, готовность подчиниться, она отвечает смиренно, смотрит с испугом. В ней чувствуется какая-то беззащитность. Она слишком открыта и уязвима для зла.)

– Одинаково ли понимают жизненную правду герои? (Раскольников протестует. Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. «Идея» и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других людей, считая это проявлением слабости.

Соня идёт другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам самопожертвования. Она хочет прежде всего сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идёт на позор и унижение.

V. Проверка домашнего задания. Беседа.

– Что показалось Раскольникову странным у Сони и почему? (Герою романа кажется «странным», что Лизавета имеет какую-то связь с Сонечкой: «Лизавета! странно!.. какие-то таинственные сходки с Лизаветой». Раскольникову кажется «странным», что на комоде у Сонечки он видит Новый завет, принадлежащий Лизавете. «Странным» кажется Раскольникову и отношение к нему Сонечки, когда он признаётся ей в убийстве старухи процентщицы: «Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я сказал тебе про это». Можно вспомнить и ещё один интересный в этом плане эпизод. Он происходит тоже в комнате Сони после смерти Катерины Ивановны: «После службы Раскольников подошёл к Соне. Та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением; даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в её руке!»)

– Почему Раскольникову показалась странной и связь между Лизаветой и Сонечкой, и отношение Сони к нему? (При знакомстве с Сонечкой Раскольникову открылся мир людей, живущих по иным законам. «Странное» для Раскольникова естественно для мира, в котором живут Лизаветы и Сонечки: не разобщение, а единение, человеческое братство, не равнодушие, ненависть и жестокость, а чуткость, любовь, сострадание. Человеконенавистническим законам общества, разъединяющим людей, Достоевский противопоставляет человеческое братство, основанное на уважении и взаимном сострадании.)

VI. Слово учителя.

– Так в романе встаёт сопоставление, столкновение двух миров: мира людей, живущих по законам бесчеловечного буржуазного общества, «сильных мира сего» и мира людей, живущих по «правде» Сонечки Мармеладовой.

В романе противопоставляются две «правды»: теория Раскольникова, не освещённая любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия. Правду и силу человечности писатель оставляет за Сонечкой с её обаянием, чуткостью, душевной силой, любовью к человеку. В этом сопоставлении раскрывается глубокая мысль Достоевского о том, что основу для единения людей нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в народных глубинах, что спасёт людей братское отношение друг к другу.

Достоевский мечтал о человеческом братстве, о счастливом обществе, основанном на уважении и взаимном сострадании, но где же, в чём он видел путь к такому общечеловеческому братству.

Мысль писателя станет понятной, если мы проанализируем эпизод из первой встречи Сони и Раскольникова.

VII. Анализ эпизода из первой встречи Сони и Раскольникова (со слов: «Всё-таки для него составляло вопрос: почему она так слишком уж долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду?» и до слов: «Юродивая! юродивая! – твердил он про себя»). Комментарий учителя с элементами беседы.

– В начале этого разговора Соня предстаёт тихой и покорной, готовой подчиниться. Но упоминание о боге мгновенно преобразило Соню. (Раскольников спрашивает: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?»)

«Что же бы я без бога-то была?» – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку».

На вопрос Раскольникова: «А тебе бог что за это делает?» она «вскрикнула», «строго и гневно смотрела на него»: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..»

Кроткие глаза Сони сверкали «огнём», «суровым энергическим чувством», она дрожала «от негодования и гнева». Перед нами уже не тихая, покорная Соня, а решительная, гневная, сильная, уверенная.

Обратимся к эпизоду второй встречи Раскольникова с Соней.

VIII. Анализ эпизода из сцены «Второй визит Раскольникова к Соне (ч. V, гл. 4) со слов: «Вот мне именно интересно было бы узнать, как бы вы разрешили теперь один «вопрос»…» и до слов: «…Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю». Беседа.

– В чём убеждает вас ответ Сони? (Ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… и к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» – приводит нас к выводу, что Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в бога. Именно «в отходе от бога» видит Соня причину преступления Раскольникова: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»

– Достоевский хочет убедить читателя, что сохранить в позоре и унижении детский взгляд на мир и чистую душу помогла Соне христианская религия; только вера в бога даёт ей силы. Раскольников живёт разумом. Соня руководствуется не разумом, а сердцем и религиозной верой. Следовательно, сознательную мысль, «диалектику» Раскольникова Достоевский противопоставляет чувству.

Вспомните эпизоды из эпилога, передающие размышления Раскольникова на каторге о той «страшной пропасти, которая лежит между ним и всем этим людом». Эти размышления привели Раскольникова к мысли, что презрение, недоверие и ненависть народа к нему – следствие не только социального неравенства («Ты барин!»), но и противоположности народного миросозерцания и его атеизма: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо!»

И эти же люди с нескрываемой любовью и уважением относятся к Сонечке Мармеладовой: «Матушка, Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная!» – говорили эти грубые клеймёные каторжные…»

По мысли Достоевского, христианская религия, вера в бога – основа народной жизни.

– На основании наблюдений над тем, как реагирует Соня на страшные обстоятельства, в которые ставит её жизнь (насилие над собою, незаслуженное оскорбление Лужина и др.) сделайте, пожалуйста, вывод: что же является определяющим в поведении Сони. (Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.)

– Такое смирение, беззащитность, в которой есть что-то детское, уязвимость для зла характерны для людей, живущих по «правде» Сонечки Мармеладовой. Не случайно, когда Раскольников смотрел на Сонечку, в его душе возникало знакомое ощущение: «…он смотрел на неё, и вдруг в её лице как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняют назад, и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать».

Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, – в смирении, в способности к страданию и состраданию.

Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на вопрос: «Что делать?»

IX. Беседа по последнему вопросу домашнего задания. Попутный комментарий учителя.

– Докажите, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

– В качестве одного из аргументов вы приводите тот факт, что Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. Действительно, «заря обновлённого будущего» для Раскольникова связана с принятием этой «правды»: «…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь…»

Эта же авторская мысль раскрывается и через сцепление других эпизодов, показывающих, какое воздействие на Раскольникова оказывает Сонечка Мармеладова.

Раскольников поддаётся обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в её лице. «Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу…

– Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Религиозность Сони «заражает» его: «Тут и сам станешь юродивым! заразительно!»

Раскольникова истерзала пустота одиночества, отсутствие мира и любви в своей душе и в людях, его окружающих. Он просит Соню прочесть легенду о воскрешении Лазаря. Чудо воскрешения ждёт теперь от Сони и сам Раскольников: «Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждой минутой». На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «…одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего – с телом и мыслию… он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения… Всё разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы… он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Приобщиться к христианской «правде» Сони, к законам жизни по нормам человечности и человеколюбия мешает Раскольникову его теория. Но вопреки всем сомнениям и колебаниям героя увлекает к действию уже не теория, а «правда» Сони.

X. Подведение итогов. Возможная запись выводов в тетрадях учащихся.

– Утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить читателя, что источник обновления мира, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте. Уничтожение зла Достоевский видел не в перестройке общества, а в нравственном усовершенствовании личности. В «Дневнике писателя» за июнь – август 1877 года Достоевский писал: «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из неё самой». В нравственном единении людей на основе христианских идеалов писатель ищет опору, противостоящую буржуазному аморализму. Возвышает и очищает, открывает путь к богу и внутренней свободе человека страдание.

Итак, сопоставление двух «правд» – Раскольникова и Сони – заставляет нас задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир (бунт, протест или смирение и сострадание)? В чём нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни – разумом или верой? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, за своё поведение?

Домашнее задание

1. Перечитать:

1) Эпизоды третьей встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч. VI, гл. 2).

2) Страницы романа, рассказывающие о Лебезятникове (ч. V, гл. 1).

3) Эпилог романа.

2. Ответить на вопросы:

1) Какие противоречия в решении проблемы общество и человек в романе Ф. М. Достоевского вы обнаружили?

2) Что отличает Ф. М. Достоевского от революционной демократии в решении главного вопроса эпохи – что делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Урок литературы. Пасхальные мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1866-2016 К 150-летию написания романа

К 150-летию написания романа. Евагельские мотивы в осмыслении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»....

Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"

В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....