Конспект урока «Любовь в жизни Базарова»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Уляшева Неля Егоровна

Цель урока: раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети» и понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине. Используется технология проблемного обучения. В начале урока организована работа по актуализации изученного материала,  урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий учителем; взаимоконтроль учащихся. Для достижения поставленных задач мною были выбраны: работа с текстом романа, работа с раздаточным материалом, работа в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_lyubov_v_zhizni_bazarova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

          Уляшева Неля Егоровна

Предмет: литература

Класс:  10 класс

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы «Любовь в жизни Базарова»

Тема

Любовь в жизни Базарова

Цели

Обучающая: углубление представлений учащихся о характере главного героя, формирование умений анализировать художественный текст, доказывать свое мнение.

Воспитывающая: воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям.

Развивающая: развитие умения высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения; способствовать развитию творческих способностей.

Планируемый результат

Предметные:  выяснить, как раскрывается Базаров в любви.

Знать сюжет произведения, литературоведческие термины

Уметь анализировать произведение, сопоставлять, отстаивать свою позицию.

Личностные: Воспитание  серьезного отношения к жизненным ценностям, осознание важности любви в жизни человека

Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.

Основные понятия

Самоуважение, чувство собственного достоинства, цинизм, испытание любовью,

Методы и формы работы

Технология проблемного обучения, работа в группе, анализ текста, сопоставительный анализ, беседа

Оборудование. Литература.

Роман «Отцы и дети», статья Д.И. Писарева «Базаров», раздаточный материал, доска.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

                                        Структура урока

Этапы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный этап

Здравствуйте! Сегодня нам предстоит с вами интересная и непростая работа.  Мы будем говорить о любви, думаю, эта тема никого не оставит равнодушным.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учебной деятельности.

Желают приобретать новые знания.

Познавательные : принимают познавательную задачу

Формулирование темы урока, постановка цели

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Обратите внимание на вопросы, написанные на доске.

  1. Каким сердцем наделил своего героя Тургенев – страстным или холодным и равнодушным?
  2. Победой или поражением заканчивается для Базарова испытание любовью?

На них мы ответим в конце урока. Сформулируем тему урока по вопросам.

Слушают учителя, Формулируют тему урока

Познавательные: понимают познавательную задачу, определяют круг своего незнания

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, самостоятельно формулируют тему.

Личностные:  формируют потребности в самовыражении

 Введение проблемной ситуации (актуализация знаний)

  У Тургенева нет такого романа, повести, где герои не проверялись бы любовью.

Почему Тургенев именно любовью испытывает Базарова? Что значит она для самого писателя?

(«Любовь длиною в целую жизнь» к Полине Виардо.

В романе любовь является одним из основных моментов раскрытия характера, она может все).

     Цель нашего урока -  раскрытие образа Базарова через испытание любовью.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Коммуникативные УУД: слушают ответы учащихся,  высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные УУ: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: имеют мотивацию к учебе, развивают чувственное, эмоциональное восприятия мира

 Изучение нового, усвоение новых знаний

Работа с текстом

Работа в группах

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ. Ответы обучающихся.

Учитель. Свой жизненный путь, испытание любовью проходит  демократ-нигилист Евгений Базаров. Материалист, естествоиспытатель, Базаров не признает ничего возвышенного, романтического.

Давайте вспомним, какой  Базаров до встречи с Одинцовой? Мне бы хотелось, чтобы в вашем монологе о Базарове прозвучало его отношение к искусству, природе, поэзии.  И, конечно, отношение к любви.

Учитель. Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. И он никого серьезно не любил.

 И вот на балу у губернатора Базаров с Аркадием встречают Анну Сергеевну

Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе)

Можно ли судить о героине только по внешности?

Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

Первые впечатления Базарова об Анне Сергеевне?

Чем же привлекла Одинцова Базарова?

Какие чувства испытывает  Базаров, находясь рядом с Одинцовой?

Почему прелестная и умная женщина, добившаяся признания от сурового отрицателя любви, не ответила ему тем же?

Могла ли счастливо сложиться совместная жизнь Базарова и Одинцовой?

Работа в группах

Сопоставим истории любви Базарова и Павла Петровича.

  1. Что каждого из тургеневских героев привлекает в любимой женщине?

  1. И Базаров, и Павел Петрович терпят крах в любви. Как каждый из них воспринимает поражение?

Чем занимается Базаров у родителей? Что чувствует?

Скажите, когда происходит последняя встреча с Одинцовой? Как ведет себя Базаров?

Зачем же перед смертью Б. необходимо видеть А.С.Одинцову?

 

Почему Одинцова поцеловала умирающего от тифа Базарова? (Ведь не снимает перчаток и боится дышать). Это прощание, жалость, любовь???

Выдвижение гипотез на проблемные вопросы об-учающимися, часто противоположных

Ответы учащихся

Читают текст, выделяют главное в облике героини, пытаются понять ее характер, отношение к другим людям

Сообщение о прошлом Одинцовой ученика,  все слушают

Отвечают на вопросы

Формулируют собственные мысли

Работают в группах, сопоставляют истории любви

главных героев по предложенным вопросам

Отвечают на вопросы

 

Коммуникативные УУД: сотрудничают в группах обмениваются мнениями, учатся понимать позиции других.

Оформляют свои мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Познавательные УУД: решают познавательную задачу,

читают и слушают, извлекая нужную информацию.

 

Регулятивные: организовывают учебное сотрудничество, взаимодействуют и работают в группе.

Личностные: развитие нравственных качеств

Систематизация знаний и умений.

(закрепление знаний)

НАПОМИНАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА 

  1. Каким сердцем наделил своего героя Тургенев – страстным или холодным и равнодушным?
  2. Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

Отвечают на вопросы, предложенные в начале урока. Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы

 Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать и преобразовывать информацию.

 Коммуникативные УУД:  понимать и принимать точку зрения другого.

Личностные: формировать  потребности в самовыражении

Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.

 

Подобрать материал об отношении Базарова к родителям, вопросы: 1. Почему Тургенев умертвил своего героя 2. Нужен ли Базаров России?

Записывают домашнее задание

 

Регулятивные: использовать при выполнении задания различные средства: литературу, Интернет.

Познавательные: отбирать необходимые источники информации.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Составление синквейна

Синквейн. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действие в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 Тема: любовь Базарова.

Составляют синквейн по теме, озвучивают на уроке, делятся впечатлениями

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на

уроке ЗУН, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают результаты своей работы.

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют словесную презентацию итога работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Любовь в жизни Базарова" презентация к уроку литературы 10класс

Презентация- сопровождение к уроку по роману И.С. Тургенева " Отцы и дети"...

конспект урока "Любовь"

материалы предназначены для старшей ступени (уроветь upper-intermediate)...

Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)

Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти"  поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева...

"Песнь торжествующей любви" (Любовь в жизни Базарова)

Конспект урока литературы для 10 класса по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Целью урока является углубление представлений учащихся о характере главного героя на основе его взаимоотношений с други...

Любовь в жизни Базарова

План-конспект урока...