"Песнь торжествующей любви" (Любовь в жизни Базарова)
план-конспект урока по литературе по теме

Крупнова Татьяна Ивановна

Конспект урока литературы для 10 класса по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Целью урока является углубление представлений учащихся о характере главного героя на основе его взаимоотношений с другими персонажами романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazarov_i_odincova.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Песнь торжествующей любви»

(Любовь в жизни Базарова).

Цели урока:

Обучающая – углубление представлений учащихся о характере главного героя на основе его взаимоотношений с другими персонажами романа; выявление принципа «тайного психологизма», проявляющегося в применении средств и приёмов косвенного изображения внутреннего мира героя (через детали внешнего поведения, детали пейзажа, портрета, интерьера).

Воспитывающая – воспитание культуры чувств, серьёзного отношения к жизненным ценностям.

Развивающая – формирование умений находить в тексте произведения ключевые сцены, отражающие взаимоотношения Базарова и Одинцовой и комментировать их, обобщать результаты наблюдений и делать выводы.

Эпиграфы к уроку.

И душа ликовала моя…

Разгоралась потухшая кровь,

И цвела, расцветала земля,

И цвела, расцветала любовь.

И. С. Тургенев

Страсть сама по себе есть чудо…

И. С. Тургенев

Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.

В. Г. Белинский.

Оборудование: иллюстрации, портрет И. С. Тургенева, использование презентации.

Содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

Любовь – прекрасное мгновение, подчиняющее себе человека помимо его желания… Любовь – всегда испытание, потому что она требует самопожертвования… Любовь – высшее проявление трагической красоты мира…  Именно так изображается любовь в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Да, ему, для кого любовь к Полине Виардо стала и счастьем, и мукой до последних его дней, было что сказать своим читателям.

Ситуацию «испытания любовью» переживают все герои Тургенева, но не каждый это испытание выдерживает. Любящий герой прекрасен, духовно окрылён, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка. Ведь любовь, по мнению Тургенева, трагична потому, что перед её стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Вот и Базарову пришлось столкнуться с силой посерьёзнее Павла Петровича Кирсанова. И сила эта – любовь, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой.

2. Постановка учебной задачи.

- Обращаясь к теме любви в романе И. С. Тургенева, на какие вопросы мы с вами сегодня постараемся найти ответы? (Как складываются взаимоотношения Базарова и Одинцовой? В чём сложность этих взаимоотношений? Почему эти отношения «не сложились»? Как раскрывается Базаров в этих отношениях?)

3. Актуализация знаний учащихся.

- Что вы можете сказать об отношении Базарова к любви до встречи с Одинцовой?

«…человек, который всю свою жизнь положил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец».

«Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество».

- Чем объяснимо такое отношение?

(Базаров сам никогда не испытывал любви, для него все отношения между мужчинами и женщинами основаны только на физиологии, поэтому он не может понять, уважать или хотя бы быть справедливым к старшему Кирсанову.)

Но все представления Базарова о любви рушатся, когда он встречает Одинцову.

4. Образ Одинцовой в романе.

В своих произведениях Тургенев не раз пытался запечатлеть летящие мгновенья, о которых можно сказать: «Мгновенье, остановись, ты прекрасно!» Одно из его стихотворений в прозе так и называется – «Стой!».

Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Стой!» (подготовленным учеником).

«Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда такою                                                                                       в моей памяти…

 Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды?

  Какой бог своим ласковым дуновением откинул назад твои рассыпанные кудри?..

  Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви!.. В это мгновение ты бессмертна…»

- Найдите и зачитайте описание Одинцовой на балу у губернатора. Что привлекает в её облике? (красота, благородство, изящество, спокойствие)

«Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». (гл. 14)

(Обратите внимание: Тургенев «заставляет» героиню остановиться в дверях залы. О чём говорит эта деталь? Дверной проём как рамка портрета. «Вот она – тайна, тайна поэзии, жизни, любви!»)

- Какие же отзывы об Одинцовой мы слышим из уст Базарова?

«- Это что за фигура? На остальных баб не похожа».

«- … у ней такие плечи, каких я не видывал давно».

«Эта госпожа – ой-ой-ой».

«Этакое богатое тело!.. Хоть в анатомический театр».

«Я тебе говорю: богатое тело».

- Что хочет всем этим сказать Базаров? Что Одинцова красива? Что отличается от остальных женщин дворянского круга? (В достаточно грубой форме выражена мысль о женской красоте, к которой Базаров оказывается неравнодушен, несмотря на то что считает себя противником всякой красоты. Старается убедить себя в том, что Одинцова интересует его лишь с точки зрения физиологии, поэтому и говорит о ней столь цинично.)

- Так кто же такая Одинцова? (сообщение учащегося)

5. Анализ эпизода «Базаров в Никольском. Объяснение Базарова с Одинцовой».

Насмешливое отношение ко всем «сентиментальностям», убеждённость, что каждый человек должен заниматься серьёзным делом и не отвлекаться на пустяки, нежелание придавать какое-либо значение человеческим чувствам – таким мы видим главного героя в начале романа. Но роман о нигилисте, чуть ли не революционере, с появлением на его страницах образа пленительной молодой женщины становится повествованием о влюблённом юноше. С Базаровым случилось то, что рано или поздно происходит с каждым из нас и именуется «первой любовью».

- Убедителен ли на страницах романа влюблённый Базаров? Давайте перечитаем некоторые страницы романа, связанные с взаимоотношениями Базарова и Одинцовой.

- Что вас тронуло как-то особенно в этом эпизоде?

- Не меняется ли наше представление о Базарове в целом? В начале романа автор изображает его «рационалистом», которому недоступно чувство прекрасного. А сейчас?

- Какую роль играет пейзаж в сцене признания Базарова?

(Светский разговор принимает интимный оттенок благодаря романтическому пейзажу. Порыв ветра, ночь, тёмное небо – всё располагает к признанию.)

- Признание в любви – необходимая часть многих романов (вспомните, в «Евгении Онегине» Татьяна «стыдом и страхом» замирала, признаваясь Онегину в своих чувствах). Что испытывает Базаров, когда у него вырывается признание в любви? («страсть, похожую на злобу», он повинуется инстинктам, не случайно у него почти «зверское лицо»)

Д. Писарев в статье «Базаров» так говорит о роковой встрече с Одинцовой:

«Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает её к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся»

Д. Писарев

- Виновата ли Одинцова, не ответившая на чувства Базарова?

Для материалиста Базарова единственным убедительным аргументом являлся опыт.

- Как повлияла любовь на убеждения Базарова? (На основании собственного опыта он убедился в том, что любовь не романтическая сказка, а реально существующее явление. Он убедился, что чувства не исчерпываются физиологией и в самом себе обнаружил тот самый «романтизм», который осмеивал в других, называя дурью и слабостью.)

Вообще, как ни странно, любовная история Базарова очень похожа на любовную историю Павла Петровича. Чем? ( Оба несчастны в любви, оба раньше были «великие охотники до женщин и до женской красоты», для обоих любовь оказывается чувством, далёким от простого увлечения, для обоих любовь становится мукой. Нигилист Базаров оказывается человеком, способным любить по-настоящему страстно, глубоко.)

Обобщение.

В чём же причина того, что отношения Базарова с Одинцовой не сложились?

Давайте обратимся к мнению профессиональных читателей.

«Одинцова, которую Базаров, несомненно, привлёк своей незаурядностью, очень скоро поняла, что он герой не её романа. Она почувствовала в нём отсутствие той духовности, без которой для неё не могло быть любви».

В. Троицкий

«Новый человек», нигилист Базаров способен к любви истинно большой и  самоотверженной. Одинцова же, при всей незаурядности своей натуры, боится сердечных тревог и жизненных осложнений… Одинцова принадлежит к числу необычных и даже редких людей своего круга, но Базаров превосходит её глубиной и сердечностью своего чувства. Это, может быть, самая его большая победа, несмотря на то, что имеет видимость поражения».

Г. Бялый

- Какая из приведённых точек зрения представляется вам более верной и почему?

- Победой или поражением заканчивается для Базарова испытание любовью?

При встрече Базаров и Одинцова были поставлены в равные условия: ни он, ни она никогда до этого не любили. Но Базаров оказался способным на сильные чувства, а Одинцова нет, она боится жизненных тревог и осложнений. И в этом отношении герой выше её. Да, страсть стала для Базарова роковой, он полюбил именно такой любовью, в существование которой не верил. Жизнь оказалась сильнее теории.

Вывод.

- Какие уроки для себя мы можем извлечь?

Произведения Тургенева обогащают нас раздумьями о сложности жизни и человеческих отношений, о многообразии характеров, о красоте и хрупкости любовного чувства, о необходимости бережного и чуткого отношения к каждому человеку. Несколько часов общения с тонким, мудрым, талантливым художником, каким был Иван Сергеевич Тургенев, делают нас духовно богаче и счастливее.

 

Домашнее задание.

Литературный герой существует в нашем воображении. И каждая новая черта, новая деталь делает его портрет яснее, рельефнее, понятнее.

Самостоятельно сделайте письменные выводы по уроку:

- Победой или поражением заканчивается для Базарова испытание любовью?

Перечитайте главы 20-21 (Базаров и его родители).

- Отношение отца и матери к сыну. Отношение к ним Базарова. Осуждает ли автор своего героя? Какое чувство вызывают у вас взаимоотношения Базарова и его родителей?

- Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» о. Муром

«Песнь торжествующей любви»

(Любовь в жизни Базарова).

(конспект урока по литературе в 10 классе)

Учитель: Крупнова Т. И.

Муром

2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Любовь в жизни Базарова" презентация к уроку литературы 10класс

Презентация- сопровождение к уроку по роману И.С. Тургенева " Отцы и дети"...

Конспект урока литературы в 10 классе по произведению И.С.Тургенева "Песнь торжествующей любви"

Урок по произведению И.С.Тургенева "Песнь торжествующей любви" в 10 классе является внеклассным чтением. На уроке большую роль играет музыка, учащиеся вглядываются в портреты, созданные разными художн...

Урок семейной любви "Любовь в нашем доме"

Урок семейной любви для учащихся 1-11 классов и их родителей....

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни».

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни»....

Любовь в жизни Базарова

План-конспект урока...

Конспект урока «Любовь в жизни Базарова»

Цель урока: раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети» и понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине. Используется технология проблемного обучения. В нача...