Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни».
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Акальмаз Ольга Михайловна

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_k_pashe.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пасха – праздник весны и торжества жизни».

Цель:

Освоение техники вязания яиц.

Задачи:

- обучающие:

  • познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями;
  • познакомить детей с основными приёмами вывязывания яиц;

- развивающие:

  • развивать способность самостоятельного мышления, внимание, память;
  • развивать мелкую моторику рук, художественный вкус;

- воспитывающие:

  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Оборудование, наглядные материалы:

 образцы пасхальных яиц, пряжа, ножницы, тесьма отделочная, крючки, ножницы, иголки, нитки.

План занятий:

  1. Организационный момент.
  2.  Рассказ о празднике Пасха.
  3.  Практическая работа.
  4.  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Тема нашего сегодняшнего занятия «Пасха – праздник весны и торжества жизни».

Сегодня мы узнаем о христианском празднике «Пасха», о народном празднике «Красная горка», свяжем яйцо, разгадаем кроссворд.  

        Начало апреля – начало мая – в этих границах, в разные годы по-разному, могла быть Пасха – великий праздник христианина, который отмечался целую неделю, начиная со Светлого Воскресенья (не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая). По-другому этот праздник называют Светлое Христово воскресенье. Пасха – главный христианский праздник в честь Воскрешения Иисуса Христа. Народ, почитая Пасху, не забывал и свой обычай – отмечать в это время праздник воскрешения природы. Назывался этот праздник Красной горкой, проводился он на возвышенном месте возле села, раньше всего освободившегося от снега, где появлялись зеленая трава и цветы. Красная горка, т.е. красивая горка. Молодежь водила хороводы, играла, каталась на качелях.

  А сейчас послушайте рассказ о празднике «Пасха». Откуда он пришел к нам? И что же в это время празднуется?

2. Пасха – Светлое Христово Воскресение – самый торжественный, радостный и великий праздник из всех праздников на Руси.

А что же такое Пасха? Что означает это слово? Почему её празднуют? Почему этот праздник самый великий? Какие события связаны с этим праздником?

 Христианская Пасха празднуется в честь Воскресения Иисуса Христа из мертвых. Иисус Христос родился в Израиле в городе Вифлееме. Родила его пресвятая Дева Мария от непорочного зачатия, т.е. от духа святого.

В последний день своей жизни, т.е. в день, когда Иуда предал Христа, он со своими учениками совершал Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что он будет предан в эту ночь, пришел с 12 апостолами своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли на трапезу, Иисус Христос сказал: «Очень желаю Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием».

После вкушения ветхозаветной пасхи Иисус Христос установил на этой вечери Таинство Святого Причастия. Потому и называется она «Тайною Вечерею».

Когда Иисус Христос со своими учениками молился в Гефсиманском саду, Иуда привел воинов и слуг и указал на Иисуса Христа. Воины схватили Иисуса Христа и стали вершить над ним суд. Его мучили, били, истязали, надсмехались над ним, но Иисус Христос молча переносил все страдания. Он сказал: «Я не могу теперь умолить Отца моего, чтобы Он послал мне множество Ангелов. Неужели мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?».

После того, как Иисус Христос был отдан на распятие, воины опять били с поруганиями издевательствами. Осужденным на распятие полагалось нести свой крест, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на гору Голгофу.

За Иисусом Христом шло множество народа.

Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста.

Но вот и Голгофа. Воины поставили крест и начали своё злодеяние. Они сорвали с Христа одежды и Его руки и ноги прибили к кресту большими острыми гвоздями. Для насмешки надели Ему на голову корону из колючего терна, а сверху прибили дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Страшные боли переносил Спаситель, но ни одним словом Он не оскорбил мучителей. Напротив, Он молился за них и говорил: «Боже, прости им, они не понимают, что делают». Такие мучения претерпел Сын Божий, чтобы и нас научить прощать обиды и любить всех людей.

Между тем во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, солнце померкло, и наступила тьма по всей земле и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Около девятого часа Иисус Христом громко воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего ты меня оставил?». Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что он есть истинный Христос, Спаситель мира.

Господь же Иисус Христос, зная, что уже всё совершилось, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил её уксусом, надел на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя. Вкусив уксуса, Спаситель сказал: «Совершилось», то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. И в тот час Иисус Христос умер. К вечеру этого дня благочестивый человек по имени Иосиф снял тело Господа с креста, завернул его в плащаницу (полотно для погребения) и похоронил в новой пещере в своем саду, в Гефсимании, рядом с горой Голгофой.

Еврейские начальники слышали, как Спаситель говорил, что Он после трёх дней воскреснет. Поэтому они приставили к гробу Христа Воинов-сторожей, а саму пещеру запечатали своей печатью. Так прошло двое суток и настали третьи. Вдруг среди ночи яркий свет осиял пещеру, камни рассыпались, и Христос встал из гроба. Воины в ужасе разбежались, а вместо них к воскресшему Господу явились служить ангелы.

Наступило утро. В это время несколько святых женщин направились к гробу помазать тело Господа душистым маслом. Женщин этих Церковь именует мироносицами. Подходя к пещере, они толковали между собой: «Как же нам отвалить камень от входа, ведь он очень велик и нам не сдвинуть его». Но вдруг они видят: камень отброшен и на нем сидит ангел в белоснежной одежде. Он сказал им: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его здесь нет. Он воскрес, как говорил об этом раньше. Скажите об этом ученикам Его и идите в землю Галилейскую, там вы увидите воскресшего Господа». Увидев и услышав это, женщины от испуга убежали.

Спустя немного времени Мария Магдалина вернулась к гробу Спасителя. Вдруг она услышала знакомый голос: «О чем ты плачешь, Магдалина? Кого ищешь?» Она взглянула и видит – перед ней Сам воскресший Христос. «Учитель!» - воскликнула она в восторге и бросилась к нему. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко мне, иди же к Моим братьям, ученикам и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему. Сорок дней являлся Христос ученикам своим и апостолам, а на сороковой день он вознесся в небеса.

Сама же ветхозаветная Пасха прообразовала собою нашу новозаветную, христианскую Пасху. Как тогда смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, воскресение Христово смерть вечная прошла мимо нас. Воскресший Христос, освободив нас от рабства Диавола, дал нам вечную жизнь.

Христос умер на кресте в день, когда закалывали пасхального агнца, а воскрес непосредственно после еврейской Пасхи. Вот почему Воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи и называется также Пасхою.

Слово «Пасха» означает – переход от смерти к жизни вечной.

 Прежде, чем приступить к практической работе, дети, скажите мне, почему на Пасху красят яйца?

Я уже говорила вам, что у Иисуса Христа было 12 апостолов, т.е. 12 учеников, которые проповедали слово Божие. И была ещё женщина проповедница, звали её Мария Магдалина. Когда она встретилась с воскресшим Спасителем, она пошла всем сообщать, что Иисус Христос воскрес. Магдалина пришла к императору и сказала ему, что Иисус Христос воскрес. На что от ответил: «Невозможно мертвому человеку воскреснуть!» -на столе у императора лежали белые яйца - «Это равносильно тому, что эти яйца сейчас покраснеют!». И они действительно покраснели.

Мы обмениваемся на Пасху красными яйцами, говоря: «Христос воскреси!» Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. Окрашивается же оно в красный цвет потому, что Христос своей кровью освятил жизнь. Вот и начали на Пасху приветствовать друг друга красными яйцами, как знаком вечной жизни.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Наряду с натуральными крашеными яйцами дарили деревянные и костяные, резные и расписные, фарфоровые, стеклянные, из папье-маше.

        Одним из первых соединить яйцо с ювелирным украшением попытался русский ювелир Фаберже. Он довел искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства и изящества.

В настоящее время яйца Фаберже ценятся чрезвычайно высоко и являются достоянием престижных коллекций.

3. Практическая работа:

Для изготовления вязанного яйца необходимы следующие инструменты и материалы: пряжа разных цветов, крючок, тесьма, бусины для отделки.

  1. Вывязываем яйцо столбиками без накида.
  2. Украшаем яйцо тесьмой, бусинами.
  3. Изготавливаем подставку для яйца из картона и тесьмы.

Перед началом практической работы учащиеся  повторяют правила   безопасной работы с крючком, ножницами, иголкой.

 

 

  1. Итог занятия:

 Мы с вами сегодня очень хорошо потрудились! Смотрите, какие замечательные  яйца получились, какая чудесная выставка!

 А теперь давайте попытаемся вспомнить о том, что мы сегодня узнали нового и интересного. Поможет нам в этом кроссворд «Пасхальное яйцо». Яйцо это не простое, а волшебное. И если мы с вами правильно всё разгадаем, то там появится удивительное, чудесное слово! Итак приступили…

Вопросы кроссворда «Пасхальное яйцо».

  1. Что мы сегодня использовали для окрашивания яиц? (воск).
  2. Как называется пересказ учения Иисуса Христа его учениками и последователями. Это не рассказ, а … (проповедь).
  3. Как называется праздник, к которому мы сегодня готовились? (Пасха).
  4. Как называется стишок, песенка – приговорка, которой что-нибудь призывали? (закличка).
  5. Как называется яйцо, окрашенное в один цвет? (крашенка).
  6. Каким считают воскресенье, в которое празднуется Пасха? (Светлым).
  7. Как называются яйца, на которых разрисованы узоры? (писанки).
  8. Что означает слово «Пасха»? (переход).
  9. Название воскресенья за неделю до Пасхи? (Вербное).
  10.  Как называется четверг, в который красят яйца? (Чистый).
  11. В какое время года празднуется Пасха? (весна).

  У нас получилось замечательное, чудесное слово «Воскресение».

Наше занятие подошло к концу. Большое спасибо всем участникам сегодняшнего занятия. И в заключение хочется сказать:

        Испокон века наши предки почитали яйцо как символ жизни, плодородия, святого воскрешения. Яйцами обменивались, чтобы только добро и свет передавались душам нашим, чтобы темное, злое, под стать яичной скорлупе, отпало, а очистилось и вышло наружу истинное, чистое и доброе, что есть в человеке.

Список используемой литературы.

  1. Божко Л. Изделия из бисера – Тверь, 2005.
  2. Воздвиженский П.Н. «Священная История» в рассказах для детей – Москва, 2004.
  3. Дмитриев Н.В. Чудотворные иконы Божией Матери – изд. Сретенский монастырь, 2004.
  4. Детская библия – изд. «Международный православно- просветительский центр при Московской Патриархии», Москва, 2001.
  5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта – Москва, 2003.
  6. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 кл.  – Москва, 2004.
  7. Петров В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей – Москва, 2000.
  8. Русский народ. Книга 1. Праздники, обряды и обычаи на Руси. Составитель М. Забылин – Москва, 2004.
  9. Славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов «Коловорот-2004». Составители А. Резунков, С. Ермаков. – Москва, 2004.
  10. Соколова Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях – Москва, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Развивать творческое мышление  необходимо с детства. Ччтобы развитие было эффективным, необходимо включать ребенка в активные формы различных видов творческой деятельности. Приобщение ребенка к х...

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Кадры из любимых мультиков». «Фиксики».

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Кадры из любимых мультиков».  «Фиксики»....

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»

Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...