«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»
учебно-методический материал на тему

Булдакова Вероника Юрьевна

Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес к занятиям. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс интересным на протяжении всего периода обучения? Как добиться психологической комфортности на занятиях? Давайте размышлять вместе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ps_2017.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Доклад на тему:

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»

 Подготовила п.д.о. Булдакова В.Ю.

Железногорск 2017 г

Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес к занятиям. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс интересным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым педагогом, и я тоже не стала исключением.

Как изучить мотивацию обучающихся?

По мнению А.К.Марковой, наиболее реальными для педагога методами изучения мотивации являются:

-  наблюдение за поведением обучающихся во время занятия и вне его, за учебной общественно-полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения обучающихся;

- результаты этих наблюдения фиксируются в дневниках у педагога, в педагогических характеристиках;

-  использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной, самостоятельной работы, заданий;

-  индивидуальная беседа с обучающимися, предполагающая прямые и косвенные вопросы педагога о мотивах, смысле, целях обучения;

-  анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал  об отношении обучающихся к обучению.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели степени освоения тем и разделов программы, результативность, участие в выставках и конкурсах различного уровня, т.е. показатель сформированности учебной деятельности обучающихся, а так же посещаемость занятий.

Занятия в объединениях учреждений дополнительного образования – это особый мир, куда учащиеся приходят после основных занятий в школе. Основная задача педагога заключается в том, чтобы сделать жизнь ребёнка ярче и интереснее. На занятиях в объединении «Макраме», дети получают удовольствие от деятельности, результат деятельности – готовый продукт,  который так приятно подарить родным, друзьям или украсить свою комнату. Здесь главное не лишать детей радости открытия, не сводить обучение к однообразному, шаблонному выполнению одних и тех же  заданий. Принуждающее давление на личность на моих занятиях полностью исключено. Занятие в  творческом объединении я рассматриваю как процесс активного сотворчества учителя и ученика. А сотворчество появляется тогда, когда педагог может чувствовать каждого из своих учеников и сможет вовремя прийти на помощь. Поэтому важнейшим на занятии считаю благоприятный психологический климат в коллективе, который создает положительную мотивацию не только для деятельности обучающихся, но и для их педагога.

Перед началом занятия в объединении, часто использую «минутку вхождения в занятие», для того чтобы настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь, снятие тревоги в период адаптации.  «Минутку вхождения в занятие» - это момент встречи, когда особое внимание уделяется наблюдению, раздумью, любованию. Выбор темы может быть любой, это и погода за окном, интересное событие, новая поделка, самочувствие ученика и педагога, музыка и т.п. Такие «минутки», помогают формировать навыки социального поведения, способствуют повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышают общий эмоциональный настрой.   На занятиях нельзя допустить развитие у детей комплексов, неуверенности в себе. В объединении нет деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”, каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. А ситуации успеха (я могу), обязательно присутствуют на занятии в нашем объединении, ведь каждая поделка, сделанная своими руками, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, а значит, формирует у ребенка веру в себя.

Педагогу необходимо быть очень внимательным к успехам обучающихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ребенок, которого хвалят, испытывает к педагогу особое чувство доверия. Слова одобрения и поддержки, в разных ситуациях и преследуя различные цели, я всегда использую на своих занятиях:

  1. Снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься»)
  2. Педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь…»);
  3. Авансирование («У тебя получится, так как …»);
  4. Персональная исключительность («Без тебя мы не справимся…»);
  5. Усиление мотива («Нам это так нужно», «Мне это очень важно»);
  6. Высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается…»).

Формируя положительную мотивацию на занятиях «Макраме», я стараюсь дополнить его содержание интересными фактами из истории макраме и различных ремесел, рассказать о необычных профессиях,  современных исследованиях и достижениях человечества. Это очень увлекает обучающихся, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализации, они так же стараются узнать, что-то новое, и поделится этим с друзьями и педагогом.

Интерес  к занятию во многом зависит от того, как проходят занятие. Даже на самых хороших занятиях элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на занятиях  использую смену видов учебной деятельности: слушание, рассказ, опрос, плетение, просмотр наглядных материалов, игра, рисование и т.д. Скучные правила техники безопасности запоминаются легко, если дети слушают стихотворение и пробуют продолжить рифму:

Чтобы мастером мне стать,

Надо правила узнать:

Перед работой свет…включите.

К нему спиною не …сидите.

Не кланяйтесь игле сто раз,

Иначе повредите…глаз

Зубами ниточку не …рвите,

А в руки ножницы …берите.

Будьте внимательны в работе!

В ней радость творчества …найдете.

Игра «Объясни пословицы» помогает предупредить поспешность в работе, лень и недобросовестность; способствует положительному настрою в творческом труде, позволяет взглянуть на мир иначе:

Длинная нитка – ленивая швея.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

У ленивой пряхи про себя нет рубахи…

Работать спустя рукава…

​ Больше дела – меньше слов.

Не боги горшки обжигают.

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

​ Маленькое дело лучше большого безделья.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Кто поет, у того работа скоро заканчивается.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

И чем сложнее смысл пословицы, тем интереснее игра, дети раздумывают сами, подключают родителей и близких. Использую «древние письмена» педагога И.В. Ярковой. Она предлагает обучающимся ознакомиться с так называемыми «древними письменами», в которых отсутствуют гласные буквы, например:

Тк-ч-ств-(ткачество), пр-д-н- (прядение), п-р-пл-т-н - (переплетение),

Б-л-в-к- (булавка), -т-г(утюг).

Приступая к практическим упражнениям, использую мотивацию «создание предмета своими руками для себя». Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или  своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

1. Я показываю детям, какую – либо поделку, раскрываю ее преимущества и спрашиваю, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.

2. Далее показываю и рассказываю, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Но, мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его с последовательностью работы, но нельзя навязывать ребенку свое видение способов решения (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

Соблюдая эти правила, я даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

Еще один способ  мотивации – помощь взрослому – «помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

я сообщаю детям, что собираюсь мастерить что - либо и прошу детей помочь мне. Интересуетесь, как они могут мне помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце важно подчеркнуть, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Так же в смешанных группах (дети разного уровня подготовки), использую мотив «активный метод», ученики в роли учителя. Детям важно осознание своей социальной необходимости, важно быть полезным обществу. Есть обучающиеся, увлеченные предметом, - почему бы не позволить им  выступить в роли педагога? Ведь она может быть учителем не обязательно для всей группы, может быть только для своего соседа по парте, друга, сестры или брата. Главное чтобы «работа» «учителем» была посильной.    

Важнейшим на занятии является физическая комфортность. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Как добиться физической комфортности на занятиях?

  • соблюдение питьевого режима;
  • соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.

Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья занятии:

  • Отсутствие усталости у детей и педагога
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу.

Итак, как добиться психологической комфортности на занятиях?

  • используйте в своей работе просьбы, а не требования;
  • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  • используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
  • добейтесь четкой организации занятия, а не жесткую дисциплину;
  • не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
  • создайте "домашнюю" атмосферу занятия для полного раскрепощения учащихся;
  • используйте на занятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Практика показала, что занятия декоративно-прикладным искусством обладают большим педагогическим потенциалом. Они позволяют воспитывать вкус детей на примерах народного декоративного искусства, развивать творческую активность, привить трудолюбие и уважение к труду, создавать красивые и функциональные изделия. А использование положительных мотиваций на занятиях позволяет сделать процесс работы по созданию декоративной композиции увлекательным и эмоционально окрашенным.

Используемые ресурсы:

http://www.informio.ru/publications/id1879/Motivacija-kak-sredstvo-aktivizacii-poznavatelnoi-dejatelnosti-obuchayushihsja

http://cdt-raduga2012.ucoz.ru/publ/razvitie_tvorcheskogo_potenciala_lichnosti_na_zanjatijakh_dekorativno_prikladnogo_tvorchestva/1-1-0-49

http://www.openclass.ru/node/475764

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/piedsoviet-na-tiemu-psikhologhichieskii-komfort-v-kruzhkakh-ddt-kak-usloviia-razvitiia-lichnosti-riebienka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

презентация к проведению педагогического совета "Учебная мотивация как средство повышения качества образования"

Презентация  "Учебная мотивация как средство повышения каечства образования" поможет провести пегогичексий совет на важную для любой организации тему....

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»...

Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».

Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»

Данное методическое пособие содержит теоретический и практический материал по проблеме мотивации, а также накопленный опыт педагогов Центра по формированию положительной мотивации обучающихся.  П...