Работа с родителями в объединении декоративно - прикладного творчества
методическая разработка

Чепкасова Наталья Павловна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНОТАЦИЯ

Учреждение дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, основной задачей которого является воспитание и развитие культурной, высоконравственной, творческой и социально зрелой личности. Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог — дети — родители – один из актуальных вопросов на сегодняшний день.

Данная методическая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования на базе учреждений дополнительного образования, с учетом возрастающей потребности обогащения теоретическими знаниями и практическими навыками при организации работы творческих объединений, в которых заняты дети, родители, педагог.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель.

В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года. Приоритетом государственной семейной политики Концепция провозглашает утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

При решении задач государственной семейной политики особое внимание будет уделено вопросам развития, воспитания и образования детей. Среди задач, которые можно связать с учреждениями дополнительного образования детей можно выделить:

  • обеспечение отдыха и оздоровления детей, развитие форм семейного отдыха;
  • внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • проведение семейных праздников, фестивалей и конкурсов на постоянной основе;
  • поддержку семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
  • повышение педагогической культуры родителей, в том числе путем создания сети родительских советов и семейных клубов, имеющих различную целевую направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение гражданских инициатив и др.);
  • разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, к конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к старшему поколению, к репродуктивному здоровью и поведению;
  • реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия в семье, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и услугах, доступных пострадавшим от насилия в семье, продолжение общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;
  • развитие форм межпоколенческой поддержки программ для людей пожилого возраста и их вовлечение в волонтерскую деятельность с детьми.

Семья, как социальный институт общества, обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким другим социальным институтом, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка; происходит овладение им социальных ролей необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, поэтому педагогу необходимо вести тесную работу с родителями обучающегося.

 Основная проблема в работе с родителями - это узкая направленность и ограничение в практическом внедрении родителей в жизнь образовательного учреждения. В связи с этим необходимо развивать работу с родителями, которая представляет собой социально-педагогическую помощь, включающую: образовательный аспект (обучение и воспитание), психологический аспект (поддержка и коррекция), посреднический аспект (организационная, информационная и координационная помощь).

Цель данных методических рекомендаций - оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в продуктивной систематической работе с родителями через внедрение и использование разнообразных форм взаимодействия.

Задачи разработки:

1. Раскрыть содержание форм взаимодействия с родителями обучающихся;

2.   Ознакомление педагогов с новыми формами работы с родителями обучающихся.

Основные формы работы с родителями обучающихся

в учреждении дополнительного образования детей

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.

Образовательное учреждение и семья ориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта учащихся. Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности учащегося.

Работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую  поддержку работы объединения.

Взаимодействие педагога дополнительного образования и семьи направлено на достижение двух основных целей:

- создание благоприятных и комфортных условий для воспитания и развития ребёнка;

- сплочение семьи, развитие взаимопонимания родителей и детей, развитие семейных отношений.

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В настоящий момент существуют самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, направленные на развитие творческого потенциала учащихся:

 Групповые формы:
• Дни открытых дверей;

•Родительские собрания;
• Конференция
;

• Мастер-классы для родителей;
• Творческие мастерские;
• Совместная досуговая деятельность;

Выставки творческих работ;

Праздничные программы;

• Конкурсы;

Круглый стол;

Концерты.

Индивидуальные формы:

• Индивидуальные консультации.
• Анкетирование, диагностика.
• Посещение семьи на дому.
• Индивидуальная консультация (беседа).
• Просветительская работа.

День открытых дверей. Его можно проводить в конце августа или в начале учебного года (сентябрь). Заранее следует оформить кабинет готовыми работами разных стилей и техник исполнения. Возможна демонстрация слайдов с фотографиями из жизни объединения (на занятиях, во время воспитательных мероприятий, участия в конкурсах, трудовых поручений). Подготовьте рассказ об учётах достижений, возможности участия в конкурсах различных уровней, формировании портфолио каждого обучающегося (или группы). В день проведения мероприятия расскажите, с какими материалами вы будете работать на занятиях, как будет развиваться обучающийся, посещая занятия (возможно это определит его будущую профессию, поможет развить психологические качества, что положительно скажется на школьном обучении; будет развиваться коммуникабельность, лидерские качества; расширится кругозор; появятся новые друзья; раскроются и будут развиваться творческие способности).

В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы с изготовлением элементарных изделий - подарков. Для этого необходимо заранее подготовить соответствующие материалы для изготовления и оформления работ.

Родительские собрания проводятся минимум 2 раза в год. Для того чтобы это мероприятие не стало скучным, «обычным», конечно, необходима тщательная подготовка. Сценарий собрания зависит от темы (повестки дня), которая диктуется планами учреждения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях), а также планами самого педагога. Проведение собрания (в зависимости от темы) заранее оформляется кабинет, подготовка презентации, видео - и фотоматериала, достижений (грамоты, кубки, подарки). На первом собрании можно вручить памятки, памятные сувениры родителям, отражающим специфику деятельности объединения. На этом собрании знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год. На итоговом возможно вручение благодарностей за совместную работу. Предъявляются результаты работы, планы на следующий год. Родительские собрания оформляются протоколом.

Памятка для родителей

• Уважаемые родители, дети – это лучшее, что есть в жизни. Вам необходимо сделать так, чтобы вашему ребенку было комфортно в нашем мире.

• Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

• Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

• Будьте терпеливы.

• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

• Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

• Занимайтесь с детьми совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

• Поощряйте любопытство.

• Не скупитесь на похвалу.

РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!

Совместные поездки на конкурсы, выставки – является важной формой работы, где налаживается тесная связь между педагогом и родителями, которые видят его «в деле». Они видят, чему научился их ребёнок, как он контактирует с педагогом, другими детьми, как реагирует на успех и неудачи. Родители, как правило, становятся активными помощниками, переживают за общее дело, проявляют свои педагогические таланты. Часто они откликаются на помощь педагога в подготовке к конкурсам (изготавливают атрибуты, костюмы, помогают с переодеванием, контролируют выход на сцену во время выступлений и т.д.).

Праздники, досуговые мероприятия (соревнования, конкурсы, КВН – массовые мероприятия, в которых могут участвовать как сами обучающиеся, так и совместно с родителями. Праздники проводятся по традиционным датам календаря (8 марта, Новый год и т.д.) или по инициативе педагога (праздник дружбы, праздник творческих идей, праздник талантов). Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые, порой неожиданные качества в результате выполнения заданий, участия в сценках, новые интересы и таланты.

Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Такое общение позволяет педагогу лучше понять причины возникающих проблем у обучающегося (при изучении нового материала, во взаимодействии со сверстниками). Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.

Родительские вечера – эта форма работы не предполагает присутствия детей на мероприятии. Она позволяет родителям лучше узнать друг друга, педагога, повышает мотивацию к деятельности объединения, учреждения. Вечера предполагают использование широкого спектра тем для обсуждения (они могут быть предложены родителями). Эффективность зависит от подготовки педагога, широты его кругозора, интересов, знаний особенностей, увлечений обучающихся. Желательно присутствие обоих родителей. Могут приглашаться бывшие выпускники учреждения, нынешние родители, в том числе достигшие определённых успехов в жизни благодаря знаниям и навыкам, полученным в учреждении.

Участие в проектной деятельности (семейные проекты по определённым проблемам, творческие проекты) – педагог предлагает родителям и обучающемуся тему проекта в соответствии с конкурсными требованиями. Участники совместно с педагогом разрабатывают план реализации и оформления проекта. Часто получаются интересные и неожиданные результаты  в процессе такой деятельности. Обучающиеся учатся навыкам планирования, исследования, статистической обработки, анализа полученных результатов. Родители проникаются интересами ребёнка, делают совместные «открытия», стремятся сделать качественно конкурсные работы, участвуют во всех этапах конкурсов.

Информационно-аналитические формы: экспресс-опрос, анкетирование. Экспресс-опрос  - может проводиться с целью изучения мнения, потребностей родителей. Анкетирование – метод исследования, включающий в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов. Можно использовать готовые анкеты либо разработать самостоятельно в соответствии с педагогическими требованиями.  «Почтовый ящик» - родителям предлагается написать актуальные для них вопросы в письменном виде с последующим обсуждением на родительских собраниях и других формах. Шкатулка предложений – родители анонимно кладут в шкатулку свои советы, предложения по вопросам воспитания и развития детей.

Наглядно - информационные формы: информационные листы, памятки, плакаты, буклеты, объявления, газеты, информационный уголок, презентации, видеофильмы. Они могут нести в себе разную информацию: о работе объединения, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей и т.д.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Семейный мастер-класс помогает родителям приобщиться к интересам ребенка. Родители и дети, совершая общее интересное дело, становятся ближе друг к другу, лучше понимают интересы друг друга. Тем самым родители поддерживают творческие начинания и увеличивают шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности.

Советы педагогу по работе с родителями:

1. В общении с родителями проявляйте интерес к занятиям, интересам, предпочтениям Вашего обучающегося.

2. Постарайтесь отвечать на все вопросы родителей. Если не знаете, что сказать, попросите дать Вам время на размышление, по истечении которого обязательно ответьте на вопрос.

3. Имейте в арсенале игры на все случаи жизни для детей и родителей.

4. Говорите конкретно и уверенно.

5. Не разглашайте информацию, с которой с Вами поделились.

6. Выбирайте доброжелательный стиль общения.

7. Тщательно планируйте и продумывайте каждое мероприятие.

8. Помогайте советами, но не занимайтесь наставничеством.

9. Привлекайте родителей к делам группы, объединения, чтобы родители почувствовали свою значимость.

10. Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с Вами было интересно и детям и родителям.

11. Помните: хорошую репутацию нелегко завоевать, но ещё сложнее – удержать.

Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении. Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. Родители активно участвуют в разнообразных мероприятиях, проводимых в учреждении.

Из личного опыта

За многолетнюю работу в дополнительном образовании, я поняла, что взаимодействие с родителями в учреждении дополнительного образования на сегодняшний день является актуальной проблемой для многих педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству. В этом случае мне, как педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Поэтому, я  начала взаимодействие с теми, кто желает участвовать в реализации программы, в жизни детского коллектива. Постепенно, вовлекая остальных родителей опираясь на единомышленников, активных родителей, учитывая интерес учащихся.

Конечно, многое зависит и от направления, выбранного ребёнком.  Например, в хореографическом объединении, вокала родители более активны, чем в объединениях прикладного, технического творчества. Поэтому большая ответственность  в достижении этих целей возлагается на нас - педагогов детского образовательного объединения. Именно в коллективе, где детей объединяет общий интерес,  увлечение, устанавливаются более тесные контакты педагога с семьёй. От него в значительной мере зависит, как будут относиться родители к занятиям ребёнка в системе  дополнительного образования, насколько заинтересованно они будут участвовать в делах коллектива, в решении проблем воспитания своего ребёнка.

 При приёме учащихся в объединение  я провожу индивидуальную беседу с родителями. Она помогает преодолеть беспокойство родителей, способствует созданию хорошего контакта между родителями и мной. Даю родителям возможность рассказать  все то, с чем они хотели бы познакомить меня в неофициальной обстановке. Так получаю важные сведения об учащихся.

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– что послужило мотивом для ребёнка при записи в объединение;

– моральные ценности семьи.

Первое родительское собрание я посвящаю сотрудничеству педагога и родителей. ( родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать

ошибки и неудачи детей).

 Обсуждаем с родителями не маловажные вопросы:

- нормативно – правовая база, регулирующая вопросы дополнительного образования учащихся, внутренних локальных актах, регламентирующие деятельность образовательного учреждения (так как обучение в нашей организации ведётся по сертификатам);

- учебные планы, программы, режим работы коллектива, учреждения, возможность участия родителей в дополнительном образовании детей, делах учреждения;

- польза совместного сотрудничества педагога и родителей;

- способы информирования родителей и переписка через Интернет (что позволяет оперативно информировать родителей о предстоящей совместной деятельности в объединении или учреждении дополнительного образования, поздравлять с праздниками и т. д.);

- в чём я могу помочь родителям, а родители мне?

- что нужно, чтобы взаимодействие моё и родителей было плодотворным?

- предлагаю формы сотрудничества, совместной работы;

- обсуждаем формы совместной деятельности, чтобы сдружить взрослых и детей в нашем коллективе.

- стимулирование участия родителей в различных делах коллектива, творческих работах и отчётах учащихся, подведения итогов.

Предлагается следующая работа:

- проведение дня открытых дверей, которое включает в себя мастер – класс либо открытое занятие с участием родителей;

- различные формы деятельности: КВН «юный модельер», смотр знаний, турнир – викторина, «Что? Где? Когда?», родительская гостиная «Мы вместе», выставки – ярмарки, семейные конкурсы, проекты;

- участие родителей в проведении занятий, проведение мастер – классов вместе с родителями  «Мир семейных традиций и увлечений»,  участие в оценке знаний и умений учащихся;

- создание совместных творческих мастерских в процессе реализации программ дополнительного образования.

Заключение

Оскар Уайльд отметил: «Если ребенка уважают, считаются с его правами, он обретает мужество быть самим собой». А это значит, он получает ряд возможностей.

Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности, поэтому педагогу необходимо вести тесную работу с родителями учащихся. Разнообразные формы взаимодействия помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга, содействовать развитию и воспитанию детей.

Данные рекомендации призваны оказать помощь при планировании и проведении различных мероприятий с родителями. Как показывает практика, в результате повышается ответственность родителей за воспитание детей, между всеми участниками образовательного процесса создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений, а, значит, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.

Литература

 

  1. Мастер – класс, открытое занятие. //Методист – 2005.-№4.– Стр37-39.
  2. Мастер – классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты/Сост.: Кленова Н.В., Абдухакимова С.А./Ред.: Постникова А.С., Прыгунова А.П.-М.:МГДД(Ю)Т,2009. -200с.
  3. Л.В. Третьякова.  Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009.

Интернет ресурсы

  1. https://studme.org/191860/pedagogika/osnovnye_napravleniya_sposoby_vzaimodeystviya_pedagogov_semi
  2. https://multiurok.ru/files/organizatsiia-raboty-pedagogov-dopolnitelnogo-obra.html
  3. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-osnovnie-formi-raboti-s-roditelyami-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-1283476.html
  4. https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-yurevna-bryushinina/vzaimodeistvie-s-roditeljami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Развитие творческих способностей обучающихся посредствам сочетания различных направлений и форм занятий в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры»

Программа "Фантазеры" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-ко...

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Развивать творческое мышление  необходимо с детства. Ччтобы развитие было эффективным, необходимо включать ребенка в активные формы различных видов творческой деятельности. Приобщение ребенка к х...

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни».

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Пасха – праздник весны и торжества жизни»....

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Кадры из любимых мультиков». «Фиксики».

Занятие в объединении декоративно-прикладного творчества «Кадры из любимых мультиков».  «Фиксики»....

«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования в объединении декоративно-прикладного творчества «Макраме»»

Большинство детей приходят на первые занятия в объединения учреждений дополнительного образования с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени, и у части детей падает интерес...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...