Формирование и развитие читательского интереса у учащихся. Авторы: Рябова И.С., Мухаметдинова Р.Ф.
статья по литературе

Мухаметдинова Резеда Фаритовна

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм.

В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.И вот мы решили  попробовать такой метод, как  Book Slam, что дословно обозначает  – своеобразное книжное соревнование.

Эта форма продвижения книги была придумана доктором филологии Стефани Джонтгенс (Dr. Stephanie Jentgens), занимающейся исследованием детской и юношеской книги в современном обществе.

 И сейчас мы хотим продемонстрировать этот  метод. Этот метод мы стали использовать в начале этого учебного года, и уже есть положительные результаты.

По каким признакам мы выбираем книгу?

Предположительные ответы…..

Сначала мы обращаем внимание на название

Вот  сейчас мы вам предложим название книг, а вы выберите смайлик, то которая понравилась.

Следующий этап  восприятие книги – ее презентация

3 этап – аннотация

4 этап визуальный, согласитесь, обложка книги играет огромную роль, увидев ее, возникает чувство неприятия или восхищения.

И последний этап это подведение итогов, победившая книга анализируется на следующем уроке.

 

  Вывод:  Успех Book Slam прежде всего у молодёжной аудитории связан с игровым характером мероприятия, скоростью и захватывающим эффектом «книжных ралли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие читательскогого интереса у учащихся.

В начале лета 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам – культуры и образования – нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян не читают книг вообще! о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив!

Международный контроль уровня подготовки школьников из 31 страны в возрасте 15 лет проверяли умение читать и воспринимать текст. Россия заняла 25 общее место, по чтению – 27 (впереди нас Сингапур, Южная Корея, Китай, Гонконг, Япония, Бельгия, Венгрия и т. д.).

Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер.

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм.

В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.

И перед нами стал вопрос: как нам, учителям  русского языка и литературы, заинтересовать ученика читать?

И вот мы решили  попробовать такой метод, как  Book Slam, что дословно обозначает  – своеобразное книжное соревнование.

Эта форма продвижения книги была придумана доктором филологии Стефани Джонтгенс (Dr. Stephanie Jentgens), занимающейся исследованием детской и юношеской книги в современном обществе.

 И сейчас мы хотим продемонстрировать этот  метод. Этот метод мы стали использовать в начале этого учебного года, и уже есть положительные результаты.

По каким признакам мы выбираем книгу?

Предположительные ответы…..

Сначала мы обращаем внимание на название

Вот  сейчас мы вам предложим название книг, а вы выберите смайлик, то которая понравилась.

Следующий этап  восприятие книги – ее презентация

3 этап – аннотация

4 этап визуальный, согласитесь, обложка книги играет огромную роль, увидев ее, возникает чувство неприятия или восхищения.

5 этап – краткая биография писателя

И последний этап - это подведение итогов, победившая книга анализируется на следующем уроке.

  Вывод:  Успех Book Slam прежде всего у молодёжной аудитории связан с игровым характером мероприятия, скоростью и захватывающим эффектом «книжных ралли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Критерии изучения читательских интересов у учащихся 5-11 классов"

Анкета содержит ряд вопросов,которые помогут  выяснить интерес учащихся к книгам....

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ .

Данная работа направлена на формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, так как занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, множество...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Из опыта работы по организации и проведению уроков внеклассного чтения в 5-8 кпассов...