Статья "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8 класс)

Из опыта работы по организации и проведению уроков внеклассного чтения в 5-8 кпассов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_._petrova_n.v.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Надежда Васильевна

Тюменская область, Ярковский район,

с.Новосёлово,

                                            Филиал МАОУ«Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.»

                                                                                 «Новосёловская СОШ им.А. Т. Колчанова»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. Телевидение, Интернет, доступность разнообразной печатной продукции – все это не может не играть роли в жизни человека. По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и, как результат, отказывается от чтения художественных книг.  Хорошую, умную, добрую книгу заменило так называемое лёгкое «чтиво».  Как следствие этого - не развивается духовно – чувственная сфера ребёнка.

В приобщении ребёнка к печатному слову многое зависит от взрослого, главным образом от педагога. Помощь учителя в развитии у школьников желания, умения и устойчивой привычки читать чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления. Помочь погрузиться в неповторимый мир книги, обрести высокий смысл своего личного бытия, продолжать традиции русской и мировой культуры, определить своё отношение к жизни, природе, искусству – в этом заключается смысл деятельности педагога – словесника.

 Основой для работы по формированию у обучающих навыков чтения, интереса к книге является комплексный подход, позволяющий рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития читательского интереса в их совокупности через:

- учебную деятельность (уроки литературы);

- организацию внеклассного чтения;

- внеклассную работу по предмету, создание в школе речевой среды;

- работу с родителями по приобщению детей к чтению.

Организацию работы в этом направлении можно представить в виде схемы:

Постоянный рост интереса к книге невозможен без значительного расширения круга чтения школьников. В своей учительской практике значительное внимание уделяю организации чтения внеклассных художественных произведений, ведь постоянное внимание к тому, что читают подростки, как они воспринимают прочитанное, активизирует знания, полученные на уроках литературы.

  При планировании и проведении уроков внеклассного чтения в 5 -  8 классах предусматриваю:                                                                                                                                

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;                                                                                                                                            - тематическое разнообразие («Любимые страницы русской классики», «В мире фантастики», «Читаем книги о приключениях», «Человек и природа», «Книги о моих сверстниках», «Дети и война» и т.д.);                                                                                                                                  - сочетание произведений разных жанров;                                                                                        - чередование разных видов уроков и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся;

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.)

Начиная внеклассную работу с книгой, большое внимание уделяю составлению списков произведений для самостоятельного чтения. При этом за основу беру рекомендации, данные в учебнике – хрестоматии, в сети Интернет, в школьной и сельских библиотеках, а также учитываю личные пристрастия учащихся.  Работа со списком чрезвычайно важна и в том отношении, что даёт возможность постоянно усложнять задания, переходя от лёгкого к трудному: от чтения по рекомендации учителя - к самостоятельному выбору книг, от составления списка книг на ту или иную тему - к выбору наиболее интересной из них для обсуждения, от ответов на подготовленные вопросы – к самостоятельному составлению и т. д.

     На уроки внеклассного чтения в своей рабочей программе по литературе для 5 – 8 классах отвожу по 8 часов в каждом классе. Возможности таких уроков чрезвычайно велики. Они готовят учащихся к самостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческие способности.  Основную работу по подготовке таких уроков обычно проводит инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, участвуют в создании сценария и оформления урока.

Содержание уроков и их организация разнообразны. На одних уроках в центре внимания может быть одна книга по определённой теме, книга – юбиляр, книга, связанная с юбилеем самого писателя и т.д. Успех такого урока во многом зависит от выполнения учащимися заданий, которые они выбирают заранее. Например, готовясь к обсуждению книги В. Каверина «Два капитана», учащиеся 7 класса, разделившись на группы, по желанию выполнили самые разнообразные задания: написали отзывы о книге в читательских дневниках, нарисовали иллюстрации к произведению, подготовили презентацию о писателе, сообщения об исторической основе произведения, о прототипах героев романа, драматическую инсценировку эпизода. Кроме этого, на самом уроке обсудили предложенные учениками вопросы по содержанию романа, поделились впечатлениями о фильме по роману Каверина и мюзикле «Норд- ост».

На других уроках бывают представлены книги разных писателей по определённой тематике или творчество одного писателя.  В задачи уроков такого типа входит формирование у учащихся потребности в систематическом ежедневном чтении. Развитие умений, связанных с выбором книг, планированием их чтения, осознанием результатов проделанной работы, рекомендации понравившейся книги товарищам.

В каждом классе есть книголюбы, которые заранее готовят небольшие отзывы – аннотации на указанные произведения, используют такую форму рекомендации, как чтение с продолжением, показ рекламного ролика о книге, оформление стенда «Поделимся впечатлениями». Это вызывает особый интерес к чтению у других учащихся класса. К самому уроку придумывают литературные игры, викторины, составляют кроссворды, чтобы придать ему тем самым яркую, занимательную форму. Например, на одном из таких уроков учащиеся 7 класса знакомились литературой о своих сверстниках. Ребята рекомендовали своим товарищам книги В. Железникова «Чучело», В. Киселёва «Девочка и птицелёт», Р. Фраермана  «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

В ходе подготовки к занятию ребята сняли фильм «Мы – читатели», провели акцию «Я – издатель» (нарисовали обложки книг), каждая группа подготовила презентацию выбранной книги. Такие уроки, конечно же, мотивируют учащихся на дальнейшее самостоятельное чтение.

В практике моей работы - урок-рекомендация произведения, урок–дидактическая игра, урок–праздник, интегрированный урок, урок–конференция, урок–презентация творчества писателя, презентация книги и т. д. Для проведения уроков широко использую компьютерные технологий, ресурсы Интернет.

 Контроль над самостоятельным чтением осуществляю на уроках литературы. Дети в течение 5- 10 минут читают произведения из рекомендованного списка. Начиная с пятого класса, мои учащиеся ведут читательский дневник. Такая форма работы даёт возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, литературным развитием. В 5—7 классах — это чаще всего тетради, альбомы, в которых основное место занимают аннотации к прочитанным книгам, составленные учениками, красочно оформленные иллюстрации; в 8 -9 классах – отзывы о прочитанных произведениях. Регулярно (1 раз в четверть) проводим защиту читательских дневников, причём ученики по желанию могут выступать перед классом с рассказом о прочитанной книге или просто сдать дневник на проверку. Учащиеся регулярно заполняют «Экран читателя», который вывешен в кабинете. В конце учебного года подводим итоги и определяем победителя конкурса «На лучшего читателя»  

Уроки внеклассного чтения, как правило, становятся основой всей внеклассной работы по литературе. Мои ученики активно участвуют в подготовке и проведении декады гуманитарных наук, различных районных и региональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, выпускают литературные бюллетени, оформляют сменный стенд «Проба пера», создают презентации, снимают фильмы, проводят рекламные акции. В рамках Недели детской книги в школе проходят литературные праздники, вечера, литературно – музыкальные гостиные.

         Самыми активными читателями в нашей школе являются учащиеся 5 и 7 классов. С их участием прошли литературные праздники «Путешествие в Читай – город», «Прогулки по Книжному бульвару», «Книжная ярмарка», в ходе подготовки к которым ребята выполняли различные творческие задания: занимались исследовательской работой, создавали памятники литературным героям, готовились к показу книжного дефиле, «живых картин» из произведений, создавали социальную рекламу. Такие мероприятия помогают раскрыться каждому ученику, развивают творческие способности.                                                                                                                       

В школе я веду клуб любителей словесности «Вдохновение». Его посещают те дети, которые хотят создавать творческие работы, участвовать в литературных конкурсах.  На заседаниях клуба ребята встречаются с увлечёнными людьми, с местными писателями и поэтами районного литературного объединения «Лад», обучаются простейшим навыкам поэтического мастерства. Выезжаем на экскурсии в города нашей области с целью посещения литературных музеев, выставок, театральных постановок, литературных фестивалей, присутствуем на встречах с деятелями литературы нашей области.                                

Показателем эффективности данной работы по привитию любви к чтению можно считать:                                                                                                                                            

- устойчивость знаний большинства учащихся по русскому языку и литературе;                                   - познавательный  интерес к чтению и изучению литературы;                                                                          - желание участвовать в различных мероприятиях, самим создавать творческие работы;                         - победы учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах.

 Качество знаний по предмету в 5 и 7 классе составляет 80% и 65% соответственно. В этих классах наблюдается положительная динамика развития интереса детей к чтению. По результатам анкетирования 80% от общего числа учащихся являются активными читателями. Из них регулярно посещают библиотеку 65%. У многих ребят есть домашние библиотеки, которые также являются ресурсами для организации внеклассного чтения.

        Таким образом, организация работы по внеклассному чтению показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизацию мыслительной деятельности и общий рост эстетического и интеллектуального образования.

Литература

1. Лейдерман, Н.Л. Система работы по изучению Советской литературы в 8 – 10 классах средней школы [Пособие для учителя] /Н.Л.Лейдерман, М.А.Богусловская, К.Д.Кузнецова, А.М.Сапир// Москва: Просвещение. – 1885. – С.18.

2. Зепалова, Т.С. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература для 6 класса»/ Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова// Москва: Просвещение. Изд. 2-е, перераб. – 1976. – С.32 – 36.

3. Снежневская, М.А. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 7 класса. / М.А.Снежневская, П.А.Шевченко, Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, и др.// Москва: Просвещение. Изд. 4-е перераб.и доп. – 1990. – С.56 – 58.

4. Гришина, Л.Я. Уроки внеклассного чтения в 5 классе. (Подготовка учащихся к самообразованию) [Статья] / Литература в школе// Методический журнал. Изд-во: Просвещение. - №4. – 1987 г.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Критерии изучения читательских интересов у учащихся 5-11 классов"

Анкета содержит ряд вопросов,которые помогут  выяснить интерес учащихся к книгам....

Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности

В работе раскрываются проблемы и пути решения развития читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.Это итоговая работа по курсам повышения квалификации ФГОС НО...

Развитие читательского интереса у младших школьников.

Проблема отсутствия читательского интереса особенно остро проявляется в настоящее время, когда книги заменили телевизор,компьютер.Уровень детского читательского интереса неуклонно падает. В обществе с...

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у ребенка

Как вернуть книгу в жизнь ребенка? Как раскрыть необходимость и пользу чтения? Как привлечь его внимание к книге? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в этой работе....

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...

Формирование и развитие читательского интереса у учащихся. Авторы: Рябова И.С., Мухаметдинова Р.Ф.

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным игр...