Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок литературы в 9 классе "Поэзия Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор литературы

периода Великой Отечественной войны.

Военная поэзия.

Цели урока: 1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
3.Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны.

Тип урока: Урок обзорного изучения нового материала.

Форма проведения: Урок-проект с использованием презентации.

Оборудование:

  1. Сборники стихотворений военных лет
  2. Распечатки стихотворения  А. Суркова «В    землянке»
  3. Презентация
  4. Записи песен военных лет
  5. Макет книжки «Поэзия военных лет»
  6. Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны».

           

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.

Ход урока.

  1. Оргмомент.  Сообщение  учителем  темы, проблемы  и  цели урока.

Здравствуйте, ребята!  Садитесь. Тема нашего урока: «Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия» (оформление тетрадей).

 Долгие 70 лет отделяют  нас от той грозной поры. Три поколения выросли, не зная, что такое война, всё меньше среди нас тех, кто с лихвой познал все ужасы и тяготы войны. И, может быть,  поэтому стало притупляться в нас чувство благодарности и уважения к ветеранам, чувство ответственности за всё, что происходит вокруг.  Сегодняшний урок даст нам возможность духовно приблизиться к тем чувствам и переживаниям, которые испытывали люди, познавшие войну.  А поможет нам в этом русская литература.

 Начать наш урок мне хотелось бы строчками стихотворения А. А. Ахматовой, в которых отразились героизм  и  мужество русского человека, готового любой ценой сохранить свободу  и  независимость родной страны, родного языка:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.

Учитель.  Цель нашего урока – охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать, что это самый оперативный, популярный жанр военного периода. Итогом нашей работы должен стать макет книги «Поэзия  Великой  Отечественной  войны».

Готовясь к уроку, вы собрали материал  к   страницам книги и определили наиболее удобный  и  интересный способ его представления своим одноклассникам.  Содержание двух страниц книги будет определено  непосредственно на уроке.  Итак, вашему вниманию предлагается титульная страница будущей книги (показать).

Первую страницу нашей книги «Из истории Великой Отечественной войны» представит Беляк Дмитрий.

 

(Устное выступление учащегося)

     Зачитать эпиграф. 22 июня 1941 г. началась Великая  Отечественная  война.  Фашистская Германия вероломно   напала на СССР  (слайд 1). В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь  нашей страны  (слайд 2). Под угрозой оказалась столица  (слайд 3).  В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии  (слайд 4). 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала (слайд 5). Цена победы очень велика:  погибло около 27 млн. человек.
        В годы военных испытаний
1215 писателей  ушли воевать с врагом.  Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

(Ученик садится на место, продемонстрировав классу и вручив учителю макет первой страницы).

  1. Вступительное  слово учителя о поэзии военных лет.

«Когда грохочут пушки, молчат музы», -  гласит старинный афоризм.  Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. И прежде всего звучали  стихи,  доходившие до самого сердца читателя.

Почему в годы войны ведущие позиции в литературе занимала  именно  поэзия?

Размышления над проблемой  урока  начнём с разговора  об особенностях поэзии военных лет.  Вашему вниманию предлагается выступление учащихся с результатами самостоятельных исследований литературоведческих источников по данному вопросу.

 В процессе  прослушивания составьте план выступления и запишите его в тетради.

(Презентация проекта учащихся)

 

                                                    Особенности поэзии военных лет.

 (слайд 7)    «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны»,- заметил Алексей Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.

 (слайд 8)    Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.

(слайд 9)     Поэзия 1941 – 1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Степана Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…

  (слайд 10)   Своеобразную и углубленную разработку получает  тема Родины, родной земли, нации, народа. В довоенной лирике Родина трактовалась в революционном плане. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение в поэзии. Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве, о Ленинграде, о Смоленщине и т.д. Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских проселках, о зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил, о трех березках, что стоят на родном, до боли с детства знакомом клочке   земли, где ты родился и рос.  Особенности раскрытия этой темы ярко прослеживается в стихотворении Константина  Симонова «Родина».

Ученик читает стихотворение  К.Симонова «Родина».

  (слайд 11)   Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя. Прежде всего он стал более земным, интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. В стихах А.Твардовского, А.Прокофьева, К.Симонова, С.Щипачева и других поэтов конкретные, личные чувства и переживания несли общенародное значение.   

(слайд 12)      «Жди меня» - наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова. Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

 Прослушивание  стихотворения  К.Симонова «Жди меня»  в  авторском исполнении.

Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди», « ты». Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня, и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призыв. Анафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.

- Вы услышали 2 стихотворения одного автора - Константина Симонова.
Чем отличаются они друг от друга?

 (В первом стихотворении лирический герой выражает переживания общенародного характера, а во втором – он  более  земной, близкий.)

     (слайд 13)  В лирике военных лет можно выделить три основные группы стихов: собственно лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая (надписи под карикатурой, басня), лиро-эпическая (баллады, поэмы).

  • Ода: Михаил Исаковский «Наказ сыну», Павел Антокольский «Мщение», Демьян  Бедный «1942».
  • Элегия: Александр Твардовский «Я убит поло Ржевом», Константин Симонов «Жди меня».
  • Песня: Василий  Лебедев-Кумач «Священная война»,  Алексей  Сурков «Песня смелых», «В землянке»,  Алексей  Фатьянов  «Соловьи», Михаил  Исаковский  «Огонек».

    Наряду с собственно лирическими и сатирическими жанрами в поэзии военного времени получили развитие различные жанры стихотворного эпоса: эпические миниатюры, поэмы, баллады. Особое значение имела поэма – самый универсальный лиро-эпический жанр. История советской поэзии не знает другого такого периода, когда бы за 4 неполных года было создано столько значительных сюжетных поэм: Вера  Инбер «Пулковский меридиан», Мария Алигер «Зоя», Ольга Берггольц «Февральский дневник», Александр  Твардовский «Василий Теркин» и другие. Таким образом, русская поэзия военных лет носит многожанровый характер.

     Поэзия, как и вся литература, стремилась передать настроения и переживания современников. Поэзия – самый оперативный, самый популярный жанр военных лет.

Ученики демонстрируют классу и передают учителю макет 2 страницы книжки.

(14 слайд) ВЫВОД по составлению тезисов. Подведение итогов:

Учитель.  А теперь я попрошу вас представить на обсуждение план, составленный вами по ходу рассказа  

(Один ученик зачитывает план. Ученики, готовившие выступление, представляют свой вариант плана и оценивают работу одноклассника. Оценка выставляется по ходу занятия)

  1. Военная песня (15слайд).


Учитель.
 Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием. Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню». Многие стихотворения  уже в первые  дни-месяцы войны стали песнями.  Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

Звучит звукозапись песни «Священная война» (1 куплет).

Cтихи, положенные на музыку, помогали  людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше. Об этом песня на стихи М. Исаковского «Огонёк».

Звучит звукозапись песни  «Огонёк»(1 куплет).

(слайд 16) В часы короткого отдыха солдат думал о доме, о том, что его там ждут, помнят, любят, и поэтому он должен непременно вернуться. Об этом песня на стихи А.Суркова «Землянка».

Учащиеся исполняют песню.

  Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.

(17 слайд) На основе текста стихотворения А.Суркова «Землянка»
заполните таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств (пустые клетки в шахматном порядке).

У доски работает 1 ученик; по окончании работы проводится проверка (оценка выставляется по ходу занятия).


Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства и богатый духовный мир лирического героя. 

Учитель.  «Имена на поверке». Так называется сборник, в котором собраны стихи 24 молодых поэтов, ушедших на войну и е вернувшихся… Одни упали в снег или выжженную полынь, не выпуская из рук автомата, другие сгорели в самолёте, умерли в фашистских застенках. Кого-то расстреляли во время оккупации, кто-то умер от ран после войны.

…это наша судьба, это с ней мы ругались

и пели,

подымались в атаку и рвали над Бугом

мосты.

...Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б

не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время

чисты.

Семён Гудзенко.

Четвёртую страницу нашей книги представит Дементьева Светлана.

  1. Поэты, не вернувшиеся с фронта (слайд 19). Презентация страницы.

(Выступление учащихся)

         Среди тех, кто умирал, не дописав неровных строчек, недолюбив, не досказав, не доделав, были Михаил Кульчицкий, Г. Суворов, Николай Майоров, Борис  Смоленский, Муса  Джалиль  и многие другие.

Я знаю, никакой моей вины
В  том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский.

 

Павел Давидович Коган 1918 -1942.  Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.


      Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете  

Второй такой не отыщу!

Михаил  Валентинович  Кульчицкий  1919 – 1943 

Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.

Война ж совсем не фейерверк,
           А просто – трудная работа,
          Когда –
                                  Черна от пота-
                                                              Вверх
          Скользит по пахоте пехота.

Николай Петрович Майоров 1919 – 1942.  Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.


            Пусть помнят те, которых мы не знаем:
             Нам страх и подлость были не к лицу.
             Мы пили жизнь до дна
             И умирали
             За эту жизнь.
             Не кланяясь свинцу.

Муса Мустафович  Джалиль  1906 -1944 , будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит  и  в  1944 г.  казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза.

             Сердце с последним дыханием жизни
             Выполнит твердую клятву свою:
             Песни всегда посвящал я Отчизне,
             Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Иосиф  Павлович Уткин   1903- 1944. Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с  переднего края в 1944г.


 На улице полночь. Свеча догорает.
  Высокие звезды видны.
 Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
  В пылающий адрес войны.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.

5. Учитель (слайд № 20).  Говорят: «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. Они были  медсестрами -  выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Последнюю страницу нашей книги представит Данилина Светлана.

«У войны не женское лицо».

 Сообщение учащихся (слайд № 21)

 Анна Ахматова

 Ольга Берггольц

Вероника Тушнова

 Юлия Друнина.

 В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

Сообщение о Юлии Друниной.  

  Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Их семью эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области.  Едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении.  В её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь, никакой силой.

Я ушла из детства в

                                                                       грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

                          в санитарный взвод.

Дальние разрывы

                          слушал и не слышал

Ко всему привыкший

    41-й год.

   Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которого многие не возвратились… Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой -  была посвящена  поэма Юлии Друниной  «Зинка».

(чтение по ролям)

Учитель. Ребята, давайте почтим память павших минутой молчания.

(минута молчания)

  1. Итоговое слово учителя.

Ребята, сегодня мы многое узнали о поэзии военных лет. Посмотрите, какая книжка у нас с вами получилась (демонстрирует книжку).  Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока: «Почему в годы войны голоса муз перекрывали грохот пушек?». Составьте ответ на этот вопрос, используя опорные слова, помещённые на слайде (слайд № 22) .

Ответы учащихся

Проделана большая работа. Хочется поблагодарить вас за активное участие в разработке нашего коллективного проекта. Отличной оценки заслуживает работа   ……………………………………   Хорошо могут быть оценены работы   …………………………………………… 

Домашнее задание.

На выбор: анализ стихотворения  или  отзыв об уроке.

  1. Рефлексия. 

Учитель. Я надеюсь, что урок не оставил вас равнодушными, вызвал эмоциональный отклик в ваших сердцах.

Хотелось бы узнать, какие моменты урока оказались для вас неожиданными или удивительными и почему?

Какие проблемы возникли у вас на протяжении работы?

 Что нового узнали на уроке?

 Какой отклик вызывают у вас строчки из стихотворения, взятые в качестве эпиграфа урока?

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный журнал "Подвиг русской литературы в годы Великой Отечественной войны".

Цель интерактивного журнала - формировать у учащихся знания о литературе периода Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. через нравственно-патриотическое воспитание уважения к историческому прошл...

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

Литература в годы Великой Отечественной войны

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Поэзия несёт в себе нравственное начало. Стихи о войне- это школа мужества....

Внеклассное мероприятие на тему: «Тӑван ҫĕр-шывӑн аслӑ вӑрҫӑ вӑхӑтĕнчи чӑваш литератури» («Развитие чувашской литературы в период Великой Отечественной войны»).

Разработка внеклассного мероприятия на тему: "Развитие чувашской литературы в период Великой Отечественной войны"....