Главные вкладки

    рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Литература. 7 кл. Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2014
    рабочая программа по литературе (7 класс)

    Антонина Константиновна Халбаева

    Пояснительная записка

    Рабочая программа  по литературе  для 7 класса составлена на основе

    1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»,
    2. примерной программы основного общего образования по предмету «Литература»;
    3. авторской программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы/ М.: «Просвещение», - 2016 год;
    4. образовательной программы МБОУ Эрхирикская СОШ;
    5. учебного плана МБОУ Эрхирикская СОШ: 68 часов за учебный год (2 часа в неделю)

    Программа ориентирована на учебник Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2014

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura_7_klass_rabochaya_progr.docx76.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАИГРАЕВСКИЙ РАЙОН"

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Эрхирикская средняя общеобразовательная школа»

    Согласована                                                                Утверждена

    протокол МО                                                         приказом МБОУ

    «___»  ________2018г.                                                «Эрхирикская средняя

    № _____                                                                общеобразовательная ______________                                                        школа»

    подпись                                                        «31» августа 2018г. №65

    ________М.Р.Ринчинова

    подпись

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

    ЛИТЕРАТУРА

    для ___7___класса

    на период 2018-2019 уч. год

    УМК Литература. Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2016

    Автор: ХАЛБАЕВА АНТОНИНА КОНСТАНТИНОВНА (учитель русского языка и литературы)

    (фамилия имя отчество, должность квалификация)

    2018 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа  по литературе  для 7 класса составлена на основе

    1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»,
    2. примерной программы основного общего образования по предмету «Литература»;
    3. авторской программы по литературе  под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы/ М.: «Просвещение», - 2016 год;
    4. образовательной программы МБОУ Эрхирикская СОШ;
    5. учебного плана МБОУ Эрхирикская СОШ: 68 часов за учебный год (2 часа в неделю)

    Программа ориентирована на учебник Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2014

    Результаты освоения курса по литературе

    Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

    • осознание российской  гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
    • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

    • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
    • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
    • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
    • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

    Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

    1. в познавательной сфере:
    • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
    • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные  в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
    • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
    • определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно  - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
    • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
    1. ценностно-ориентированной сфере:
    • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
    • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
    • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
    • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
    1. коммуникативной сфере:
    • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
    • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
    • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
    1. эстетической сфере:
    • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
    • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

    Содержание учебного предмета

    Устное народное творчество

    Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

    Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

    Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

    Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

    «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

    Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

    Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

    Сборники пословиц. Собиратели,пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

    Теория литера туры. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

    Из древнерусской литературы

    «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

    Теория литературы. Поучение (начальные представления).

    «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

    Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

    Из русской литературы XVIII века

    Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

    «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

    Теория литературы. Ода (начальные представления).

    Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

    Из русской литературы XIX века

    Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

    «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

    (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

    Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

    «Борис Годунов» (сцена в Пудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

    «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

    Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

    Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

    Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

    «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

    Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

    Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

    Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

    «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

    Особенности изображения людей и природы в повести.

    Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

    Литературный герой (развитие понятия).

    Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

    «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

    Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

    Теория литературы. Стихотворения в прозе.

    Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

    «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

    «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

    Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

    Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

    Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

    Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

    «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

    Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

    Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

    «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

    Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

    Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

    «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

    «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

    Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

    Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

    «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

    Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

    «Край ты мой, родимый край!»

    Стихотворения русских поэтов XIX века о родной

    природе.

    В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

    Из русской литературы XX века

    Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

    «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

    «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

    Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

    Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

    «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

    Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

    Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

    «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

    Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

    «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

    «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

    Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

    На дорогах войны

    Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

    Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления),     i

    Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

    Теория литературы. Литературные традиции.

    Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

    «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

    Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

    «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

    «Тихая моя Родина»

    Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

    Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

    «Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

    Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

    Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная»

    (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

    Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

    Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

    М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

    Песни на слова русских поэтов XX века

    А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

    Из литературы народов России

    Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

    «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

    Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

    Из зарубежной литературы

    Роберт Бернс. Особенности творчества.

    «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

    Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

    Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

    Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

    О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

    Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

    Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

    Календарно-тематическое планирование по литературе.  7 класс. 2018-2019 уч.год.

    дата

    Тема урока

    теория

    Вид урока.

    наглядность

    Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

    Дом.задание

    Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема.

    жанр

    Беседа.

    Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

    Коммуникативные:уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

    Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению

    Стр.3-6

    Предания. Садко.

    предания

    Беседа.

    Илл-ции

    Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

    Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

    Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

    Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий

    Стр.7-10 пересказ

    Былины.

    Былины, гипербола

    Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств

    Илл-ции

    Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

    Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации

    Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор

    Стр.11-17. изложение

    Эпос народов России (СССР, мира)

    эпос

    Урок внеклассного чтения.

    презентация

    Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

    Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

    Коммуникативные:уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности

    Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

    Стр.38

    Эпос Гэсэр. Джангар. Бурятия. Калмыкия.

    Урок внеклассного чтения.

    Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

    Эпос  «Манас», «Олонхо».

    Контроль.

    Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

    РР

    Урок – обобщение.

    Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

    Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

    Коммуникативные:уметь определять общую цель и пути её достижения

    Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

    Илья Муромец

    Внекл.чтение

    Пословицы, поговорки народов мира

    Пословицы, поговорки

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

    60-68 стр.

    Повесть временных лет. Мономах. Учение Чингизидов.

    Летопись, Алтан тобшо

    Рассказ учителя. Эвристическая беседа Работа над выразительным чтением..

    Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

    69-72 стр.

    Повесть о Петре и Февронии

    Комментированное чтение

    Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное

    73-82 стр.

    Алтан хайша. Бурятская сказка

    Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

    М.В.Ломоносов. оды.

    ода

    Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

    портрет

    Стр.84-88

    Г.Р.Державин. Поэт и гражданин.

    стихи

    Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста

    Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст

    Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

    Стр.89-92

    памятник

    А.С.Пушкин. Медный всадник.

    Поэма, повесть

    Урок контроля

    презентация

    Стр.93 пересказ

    анализ

    Песнь о Вещем Олеге

    Жанр, летопись, баллада, хар-ка героев

    Лекция. Практикум анализа стихотворения.

    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

    Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

    Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

    Стр.103-108

    Анализ эпизода

    Пушкин-драматург. Борис Годунов.

    Драма, трагедия

    Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа

    Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала

    Коммуникативные:уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    Стр.111. индивид.проект

    Станционный смотритель.

    Повесть, вымышленный автор

    Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.

    Илл-ции

    Найти ответы

    Станционный смотритель.

    Лекция Обучение устному рассказу.

    М.Ю.Лермонтов. Песня про Ивана Васильевича

    Биография, фольклор

    Анализ изобразительных средств.

    Тархановы, Репин

    Конспект 141-158

    Когда волнуется желтеющая нива

    Молитва

    Ангел

    Лирика, эпитет

    Эвристическая беседа.

    Рисунки Лермонтова

    Анализ 162-166 стр.

    Н.В.Гоголь. Тарас  Бульба.

    деталь

    Составление плана. Подбор цитатного материала.

    План, анализ

    Тарас Бульба

    Повесть, история, эпос

    Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

    Илл-ции

    Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

    Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

    Коммуникативные:уметь читать вслух,  понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

    Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

    Разные виды пересказа

    Родители и сыновья

    Сравнение, сопоставление, градация

    Эвристическая беседа.

    С.180-185. Разная характеристика героев

    РР. Тарас Бульба

    Лекция. Беседа по иллюстрациям.

    портрет

    Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

    Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

    Коммуникативные:уметь читать вслух,  понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

    Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

    И.С.Тургенев. Бирюк.

    Рассказ, очерк

    Эвристическая беседа.

    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

    Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

    Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

    Стр.240-248. Роль пейзажей. сообщения

    Характеристика героев. Рассказы.

    очерк

    Практикум. Работа над выразительным чтением.

    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

    Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

    Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

    Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

    Гоголь. Тургенев. Пейзаж.

    Характеристика героев. Рассказы.

    Эвристическая беседа.

    Стихотворения в прозе.

    Проза, рифма

    Слово учителя. Эвристическая беседа. Беседа по иллюстрациям.

    Стих-я наизусть

    Н.А.Некрасов. Русские женщины.

    поэма

    Диспут. Слово учителя. Рассказ по картине.

    Познавательные:        уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

    Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

    Коммуникативные:уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы

    Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

    Написать по биографиям стр.256-272

    Русские женщины. Сибирь за Байкалом.

    Урок развития речи

    Познавательные:        уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

    Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

    Коммуникативные:уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы

    Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

    Устный рассказ

    Размышления у парадного подъезда

     Беседа по иллюстрациям.

    Наизусть 273-276

    М.Е.Салтыков-Щедрин.

    Гротеск, аллегория

    Эвристическая беседа

    Стр.289. Дикий помещик

    М.Е.Салтыков-Щедрин.

    Практикум.

    Внекл.чтение

    Практикум

    Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану

    Коммуникативные:задает вопросы, слушает,  отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

    Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы.

    Л.Н.Толстой. Детство.

    Лекция

    Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

    Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

    Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности

    Л.Н.Толстой. Детство.

    Урок внеклассного чтения

    конспект

    А.К.Толстой.

    Практикум

    Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

    Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

    Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

    Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности

    Устный рассказ, 279-288

    А.П.Чехов. Хамелеон

    Псевдоним

    Говорящие фамилии

    деталь

    Практикум

    Познавательные:        самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

    Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа

    Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    325-332. чтение, работа, повторение

    Рассказ «Злоумышленник»

    жанр

    Составление плана характеристики

    Познавательные:        самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

    Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа

    Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    Стр.333-337

    Внекл.чтение

    Эвристическая беседа

    Край ты мой..

    Лирич.портрет

    Лекция.

    Познавательные:        самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

    Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа

    Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    наизусть

    И.А.Бунин. Цифры. Лапти

    рассказ

    Эвристическая беседа.

    Хар-ка героев

    М.Горький. Детство.

    Эвристическая беседа.

    М. Горький. Детство

    автобиография

    Диспут

    Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

    Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    Повесть, анализ

    М. Горький. Данко

    Легенда, роман, реализм

    Слово учителя. Эвристическая беседа.

    Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану

    Коммуникативные:задает вопросы, слушает,  отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

    Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы.

    83-90

    Л.Н.Андреев. Кусака

    рассказ

    Урок развития речи.

    Стр.91-100

    В.В.Маяковский

    Урок внеклассного чтения

    Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

    Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

    Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    А.П.Платонов. Юшка

    Урок контроля

    Стр.110-125

    В прекрасном и яростном мире

    Урок контроля

    127-140 стр

    Б.Л. Пастернак

    метафора

    лекция

    Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста,        

    Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст

    Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное

    Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи

    Стихотв.наизусть

    А. Твардовский

    Практикум анализа эпизода.

    148-154

    Ф.А.Абрамов

    рассказ

    Эвристическая беседа

    Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием        

    Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

    Коммуникативные:уметь читать вслух и понимать прочитанное

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    166-172

    Е.Н.Носов. Кукла

    Рассказ, тема

    Обучение выразительному чтению

    Упр.

    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

    Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

    Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

    Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

    174 стр

    Песни. Стихи

    Рассказ учителя.

    Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

    Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

    Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

    Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства

    231-237 стр.

    Ю.П.Казаков.

     Д.С.Лихачев

    Практикум анализа эпизода

    186-202 стр.

    Расул Гамзатов

    Эвристическая беседа. Составление плана.

    203-210 стр.

    М.Зощенко. Беда

    Урок-лекция.

    Эвристическая беседа

    211-218 стр.

    Тихая моя родина

    Эпитет, тропы

    Эвристическая беседа

    Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

    Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

    Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    наизусть

    Сочинение

    Эвристическая беседа; пересказ эпизодов

    Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    Р.Бернс

    Урок контроля

    Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель

    Дж. Г.Байрон

    Три стиха

    Эвристическая беседа.

    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст)

    Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

    Коммуникативные:уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

    Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

    Хокку

    лекция

    ОʹГенри

    Эвристическая беседа

    Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

    Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

    Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    Р.Брэдбери

    фантастика

    Эвристическая беседа

    Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения

    Коммуникативные:ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

    Бурятская литература

    Беседа, обучение устному рассказу.

    Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием

    Регулятивные: уметь анализировать прозаический  текст

    Коммуникативные:уметь читать вслух,  понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

    Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

    Бурятская литература

    Эвристическая беседа

    Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам)

    Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    Коммуникативные:формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

    Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

    практикум

    Практикум Инсценировка рассказов

    Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

    Коммуникативные:уметь ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы

    Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

    Задания на лето

    Итого: 68  

    68

    Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. – 3 –е изд., - М. «Просвещение», 2016 .
    2. Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
    3. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., – М.: Дрофа, 2010.
    4. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
    5. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
    6. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
    7. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
    8. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
    9. Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 5 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Данная программа может быть использована при работе по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 6 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Данная программа может быть использоваана учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 7 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Данная программа разработана и может быть использована учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 8 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Программа предназначена для работы  по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 9 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Программа предназначена для  работы по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 8 класса по литературе

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе д...

    Рабочая программа для 9 класса по литературе

    Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....