А.С.Пушкин "Капитанская дочка".
методическая разработка по литературе (8 класс)

Игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _igrovkapit_dochk_8.docx129.23 КБ

Предварительный просмотр:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

8 класс

Тема: «Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:Расширить представления учеников о героях произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».Развивать навыки анализа текста.

Развивать творческую деятельность учащихся.Воспитывать нравственные качества учащихся.

Задачи урока: 

Обучающая: познакомить с историей создания произведения; проследить как в повести отражена историческая ситуация России середины XVIII века.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной поисковой работы, умения делать выводы; развивать устную связную речь учащихся. 

Воспитательная: воспитывать нравственно-духовные качества личности, содействовать интересу учащихся к истории.

Технологии: игровая технология.

Ученики работают в группах .2команды.

На доску вывешивается условная карта, по которой

эмблема команды двигается вперёд, обгоняя соперника или

отставая от него. Эмблемы команд с каждым верно данным ответом продвигаются вперёд. Они могут быть на

магнитах или двигаться по бумажной ленте, нитке.

У игроков могут быть: (по 1 набору на группу),

листки, ручки для черновых записей, текстпроизведения.

Ход урока.

Сегодня у нас литературная игра по рповести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Каждый из игроков должен будет пройти большой путь -тысячи вёрст.

И в тоже время интересный.Начнем.

. Блиц-опрос

1. Имя отца Гринева? 
2. Отец служил ли при графе... 
3. Сколько детей было в семье Гриневых? 
4. Сыну был пожалован в дядьки... 
5. Для обучения Петруши был нанят француз

 6. ... который в Отечестве своем был 
7. ... в Пруссии 
8. На каком уроке батюшка застал Бопре спящим невинным сном? 
9. В это время Петруша… 

10. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» 

11. Шаматон - это... 

12. Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый.... 
13. слова Гринева: «В Марье Ивановне «я нашел...» 
14. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стихов подари ей...» 
15. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?» 
16. Гринев скажет о словах Швабрина в адрес Маши: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах....» 

17. Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,..» 

18. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...» 
19. Что такое – ходатай? 
20. Что такое – погост? 
21. Что такое – призреть? 


22. что такое – наперсник? 

23. Что такое – челобитье? 
24. Что такое – обедня? 
25. Что такое ментор? 
26. Что такое острог? 
27. Что такое – алтын? 

 2.Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем? 

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.) 

3. Каждая группа получает проблемный вопрос, на который нужно найти ответ в процессе обсуждения.

Какой урок А. С .Пушкин даёт будущим поколениям?

Как автор относится к Пугачёву и «русскому бунту»?

4. Как известно, Гринёв был арестован, обвинён в государственной измене и предстал перед Следственной комиссией. Разбирательство носило чрезвычайно суровый характер. Мы проведем символический судебный процесс. На воображаемом заседании суда выступят: обвинение, защита. Чьи доводы окажутся более весомыми? Осужден или оправдан, будет поручик Гринёв?

 

(1-ая команда-прокурор) 

(2-я команда-Защитник )

 

 5.  В течение 1-2 минут учащиеся восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова

 

а) «Береги…, а честь смолоду» (известная русская пословица. Этими словами Гринёв – старший напутствовал своего сына перед отъездом на военную службу в Белогорскую крепость

в) Лучше раз напиться живой крови, чем всю жизнь…» (питаться падалью) (Это высказывание принадлежит Пугачёву, он рассказывает сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя)

Физкультминутка

Упражнение «Буратино». 

Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр», и др.

6.Пронумеруйте письма, отрывки из которых даны ниже, в том порядке, в котором они представлены в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

● «Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый к услугам

Иван Зурин».

● «Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить ещё недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его великую милость.

Отец твой А. Г.»

● «На запрос вашего превосходительства касательно прапорщика Гринёва, якобы замешанного в нынешнем смятении и вошедшего в сношения с злодеем, службою недозволенные и долгу присяги противные, объяснить имею честь: оный прапорщик Гринёв находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он из города отлучился и с той поры уже в команду мою не являлся. А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачёва в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую крепость, в коей прежде находился он на службе; что касается до его поведения, то я могу…»

● «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний, – а я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за её здоровье Бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь о четырёх ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Верный ваш холоп Архип Савельев».

● «Милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство… не забыло… и … когда… покойным фельдмаршалом. Мин… походе…также и… Каролинку… Теперь о деле… К вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах… и не давать ему воли… При сем… его паспорт… Отписать в Семеновский… Позволишь без чинов обнять тебя и… старым товарищем и другом…»

● «Господину коменданту Белогорской крепости

капитану Миронову.

По секрету.

Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачёв, учиняя непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению упомянутого злодея и самозванца, а буде можно, и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению». 

● «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтобы это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережёте и не думаете о тех, которые за вас со слезами Бога молят. Я долго была больна, а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачёвым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я её племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мной очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать ещё три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Пётр Андреевич! вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота 

Марья Миронова».

● «Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили». 

7. Перечислите все письма, в том числе и те, текст которых не был приведён автором.

Подведение итогов.

Выводы  урока.
Роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

А.С. Пушкин .Творческая история повести "Капитанская дочка"

Вводный урок  перед изучением повести "Капитанская дочка"....

Литература. Презентация "Капитанская дочка". А.С. Пушкин. 8 класс

Это 1и 2 части материала, посвященного произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Данные иллюстрации комментируют основные направления рассматриваемые учителем в данном произведении. Это "Воспитан...

Внеклассное мероприятие по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Мероприятие построено по типу игры "Счастливый  случай"....

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...