урок литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Коломбитова Васима Сафиуловна

тема урока "Сказки как вид народной прозы. виды сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_5_klass.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в условиях реализации ФГОС

 «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок». (5 класс)

 

Учитель: Коломбитова Васима Сафиуловна.

Место работы: МКОУ Михайловская СОШ  Чулымского района, Новосибирской области.

Должность: учитель литературы.

Предмет: литература.

Класс: 5

Учебник Литература. 5 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

 

Тема: «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок».

Цели урока:

  • развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ.
  •  показать своеобразие сказочного жанра.
  •  дать представление о различных видах сказок.
  • ввести понятие «композиция сказки».

Личностные:

 

  • Создать условия для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
  • Развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умения слушать и слышать, участвовать в дискуссии.

 

Метапредметные:

  • Умения принимать решения и осуществлять осознанный выбор.
  • Техника смыслового чтения.
  • Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и с учителем.

 

Предметные:

 Методическая: поделиться с коллегами опытом проведения урока с применением ЭОР.

 

Задачи урока:

  • Обобщить  и систематизировать  знания обучающихся;
  • Совершенствовать  навыки работы с текстом;
  • развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы.
     

Тип урока: Комбинированный

 

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная              

                                                     работа

 

 

 

Необходимое техническое оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

https://docs.google.com/presentation/d/1dRqfyEkpFVCMDnmHBgPKsjcEfn4Ufu-oJI1DWm2ABbI/edit#slide=id.p3

 

 Структура урока:         

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Время

1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня. И надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

1 минута

2Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка учебной цели

Вопрос к классу:

-«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

-Это начало…?

-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока?  С какими  сказками мы будем знакомиться?

-Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок».

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

(слайд  2)

-Правильно, в ходе урока мы познакомимся с основными  признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему

 

 

Учащиеся записывают в тетради число, «Классная работа», тему урока.

 

 

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

5

минут

 

4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физ.минутка.

(пауза релаксации)

(2 минуты)

  1. Слово учителя о сказках.

Что такое сказка? – таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детства занимательные истории.

-Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

 - Дадим определение сказке. (Введение литературоведческого термина (слайд 3)

2.  Основные признаки сказки(присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) (слайд 4)

Демонстрация признаков на примерах из сказки.

Беседа с объяснением:

1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, присказка, а сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба." (слайд 5)
2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве"(слайд 6)
3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец) (слайд 7)
4)Привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);
5)Постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец (слайд 8)).

6) Назвать повторы слов (жили-были, ехали-ехали (слайд 9).

3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок» (слайд  10)

Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии )

Приведите примеры

Сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство)); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми

Приведите примеры

Социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты).

Приведите примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа)

Запись информации в тетрадь

 

Ученики записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся приводят примеры

 

 

 

Учащиеся приводят примеры

 

 

 

Учащиеся приводят примеры

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания, совершенствовать технику чтения.

 

20

минут

6. Закрепление изученного материала

1.Конкурс знатоков( Из какой сказки эти строки? Определите вид сказки) (слайд 11).

1.-Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок», о животных.) (слайд12)

2.Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь(«Каша из топора», бытовая) (слайд13)

3.-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко», волшебная) (слайд14)

4.В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.( «Сивка-бурка». Волшебная) (слайд15)

5.-Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?  («Как мужик гусей делил», бытовая) (слайд16)

6.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов..
Стало множество жильцов. 
(«Теремок», о животных) (слайд17)

2. -Главным героям помогают волшебные предметы. Какие?

Игра по рядам. «Кто больше всего назовет сказочных волшебных предметов?»

 

Определяют виды сказок, приметы сказок, отвечают на вопросы

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

13 минут

7.Рефлексия деятельности.

 

 

Значение сказки?

Достигли ли цели и задач урока?

Обобщение по пройденной теме.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление оценок

Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа)

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

3 минуты

Домашнее задание.

 

Прочитать сказку «Царевна-лягушка». (слайд18)

Запись учащимися задания в дневники.

 

1 минута

 

Источники:

 

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009

2.М.А.Снежневская. Методические советы  к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000

3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово,  2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...