урок литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс)

Коломбитова Васима Сафиуловна

тема урока "Мцыри" как романтическая поэма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Коломбитова Васима Сафиуловна

Класс: 8, МКОУ Михайловская СОШ

Тема урока: «Мцыри»  как романтическая поэма.

Тип урока: Заключительный урок.

Цель урока:

Предметные:  выявить особенности «Мцыри» как романтической поэмы, роль описаний природы и  показать Мцыри как  

                              романтического героя; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умения интерпретировать          

                             прочитанное.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению поэмы

Регулятивные: проектировать маршрут обучения через включение в новые виды деятельности, осознавать себя как движущую силу своего научения

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.

 

                                                                        Технологическая карта  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие УУД формируются

I. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас заключительный урок по произведению М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Разминка «Цитатный диктант»

- Начнем с разминки и проведем «цитатный диктант». Я читаю строки из текста, ваша задача определить, какое слово пропущено,  и записать его в тетрадь.

1) Я видел у других отчизну, дом, друзей (родных)

2) Уже хотел во цвете лет изречь монашеский (обет)

3) И ближе, ближе все звучал грузинки голос (молодой)

4) Там, где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи (Арагвы) и Куры

5) Как удручен своим венцом, такой-то царь в такой-то год, вручал России свой (народ)

6) Он был, казалось, лет шести, как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как (тростник)

7) Я никому не мог сказать священных слов отец и мать, конечно, ты хотел, старик, чтоб я в обители отвык от этих сладостных (имен)

8) Давно-давно задумал я узнать, прекрасна ли (земля)

9) Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой (монах)

- Если вы правильно записали все слова, то подчеркнув первые буквы, вы получите слово, связанное с темой нашего урока. (романтизм).

- Поднимите руки, у кого получилось это слово.

Подготовка к уроку.

Записывают слова в столбик, подчеркивают первые буквы записанных слов. Получается слово «романтизм».

Личностные: формирование познавательного интереса к самодиагностики изучения темы.

Регулятивные: проектировать маршрут обучения через включение в новые виды деятельности.

II. Сообщение темы и целей урока

- Тема нашего урока «Мцыри как романическая поэма».

- Литературовед Максимов писал: «Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма».

- А каких людей мы называем романтиками? (Те, которые смотрят на звезды,  мечтают о чем-то. Вот и мы сегодня о чем-то помечтаем и попытаемся определить наши цели-мечты).

- У вас на столах лежат звезды, запишите на них начало фразы и закончите ее. 

Отвечают на вопросы.

Дописывают фразы:

Мы докажем, что…. (Мцыри-это романтическая поэма)

Мы сможем……  (Определить признаки романтического произведения)

У нас получится…….. (Совместная работа в группе)

Регулятивные:  формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.

III. Ожидания и опасения

- У вас на столах у каждого лежит маршрутный лист, подпишите его и заполните графы: ваши ожидания от урока и опасения.

Записывают свои ожидания от урока и опасения

Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, осознавать себя как движущую силу своего научения.

IV. Работа в группах

Учитель  выслушивает ответы, подводит обучающихся к выводам

Группа 1

 Сюжет – ряд последовательных событий в художественном произведении.

Вопросы:

  1. Из каких событий складывается сюжет?
  2. Какое событие является кульминацией, идейным центром? (Побег, борьба за свободу)

Выводы: в основе сюжета отразилась романтическая ситуация: бегство из неволи. Это тема пронизывает все творчество Лермонтова. Лирический герой его стихотворений и драматических произведений несет на себе печать беглеца.

Группа 2

Пейзаж – описание природы в художественном произведении.

Вопросы:

1. Выписать  цитаты (гл.6), характеризующие природу Кавказа. (Природа открывает смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли). 

2.Как объяснить то обстоятельство, что мир природы то друг, то опасен и вызывает страх? (гл. 9, 10,11,15). (Природа–друг, появляется чувство родства, ликования, близости с природой, а враг – говорит о том, что Мцыри – дитя цивилизации, ему надо вернуться в монастырь). 

Выводы: пейзаж красивый, необыкновенный, причудливый.

- Романтический герой – это человек необыкновенный, а каков герой Лермонтова Мцыри? Слушаем 3 группу.

Группа 3

Романтический герой – «исключительный» человек.

Вопросы:

  1. Выписать из глав 3, 4, 5, 6, 8, 20, 21 вопросы, которые задает Мцыри. Нашел ли он на них ответы? Каков их смысл?
  2. Какова цель побега Мцыри? (гл. 8). К чему он стремился? Какая страсть его одолевала? (гл. 3,4). (Давно-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…. От  келий душных он стремится в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны как орлы) 

- Итак, Мцыри на свободе. Что же значит для него свобода? Даем слово 4 группе.

Группа 4

Романтический герой – «исключительный» человек.

Вопросы:

  1. Что значит для Мцыри свобода? (Привести цитаты). (3,5,6 главы).Что значит быть свободным? (Вырваться из плена монастыря и вернуться в родной аул). 
  2. Что узнал Мцыри о себе, о тех качествах, о которых даже не подозревал? (8гл.– о, я как брат обняться с бурей был бы рад, глазами тучи я следил, руками молнии ловил, 14 –я превозмог страданье голода, 16 – я ждал минуту битвы). Он бесстрашен, презрение к смерти, выносливость, целеустремленность.

Выводы: Свобода – это высшее благо, главная ценность человеческой жизни. Нужно бороться и побеждать. Это мы видим в сцене с барсом.

Чтение наизусть главы 18 заранее подготовленным обучающимся 

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, планировать общие способы работы.

Регулятивные:  сотрудничать в совместном решении задач.

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к коллективно-познавательной деятельности.

V. Рефлексия

1.  Синквейн

- Подведем итоги. Прочитаем, почему мы можем назвать «Мцыри» романтической поэмой.

- В. Г. Белинский говорил: «…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”.

И так же как Мцыри неуютно чувствовал себя в монастыре, так и М. Ю. Лермонтов чувствовал себя в окружающей его действительности. Потребность в действии – главный мотив поэзии Лермонтова, одно из составляющих его художественного и жизненного идеала.    Выражаясь метафорически, мечта поэта сбылась, и в ночных небесах можно увидеть его яркую звезду. В собрании лермонтовского музея в Пятигорске хранятся официальные документы, связанные с открытием малой планеты под номером 2222 и присвоением ей имени великого русского поэта. Открытие состоялось 19 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории, первооткрывателем стал ученый-астроном Н. С. Черных.

- Давайте посмотрим на нашу звезду желаний, сбылись ли наши желания-цели и ожидания? Заполнение  таблицы рефлексии.

Создание синквейнов о Мцыри.

Монологические ответы на вопрос: «Почему «Мцыри» можно назвать романтической поэмой?»

Проверка ожиданий и опасений урока: сбылись ли они.

Заполнение таблицы рефлексии.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности.

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности.

VI. Домашнее задание.

На выбор: 1. мини-сочинение «Это сладкое имя свобода», 2. Ответ на вопрос: «Почему «Мцыри» можно назвать романтической поэмой.

Запись домашнего задания.

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей проверкой.

Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: объяснять литературные явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...