Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_k_-_kopiya.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 »  села Бешпагир

Грачёвского  муниципального района Ставропольского края.

Урок литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб»

  Тема: Дорога добра в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

   Полупанова Татьяна Валентиновна

                                                 учитель  русского языка и литературы.    

Бешпагир, 2015 год.

Цели:

Метапредметные:

Развивать личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Развивать коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.

Формировать познавательные УУД: уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.

Формировать регулятивные УУД: уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.

Предметные цели:

-Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;

-Совершенствовать навыки выразительного чтения;

-Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

  1. Участие в целеполагании учебной деятельности.
  2. Формулирование и письменная фиксация цели урока.
  3. Слушание, устная и письменная работа по произведению.
  4. Выразительное чтение вслух фрагментов художественного текса.
  5. Анализ прочитанного..
  6. Рефлексия обучающихся по итогам урока, самооценка.

Виды деятельности учителя на уроке:

  1. Направление в целеполагании.
  2. Направление в овладении знаниями.
  3. Контроль над выполнением заданий.
  4. Стимулирование учебной деятельности обучающихся.

Планируемые личностные результаты:

-Совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся (умение сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим, чуткость к миру живой природы).

-Повышение уровня ответственности за свои поступки.

-Осознание своей положительной роли в обществе.

-Готовность к сотрудничеству и умение сотрудничать со сверстниками и с учителем.

-Формирование живого интереса к творчеству К. Паустовского и осознание ценности творчества писателя в русской литературе.

Планируемые метапредметные результаты:

-Умение анализировать поступки героев, вырабатывать собственное отношение к ним, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои поступки;

-Умение ставить цель,формулировать её, оценивать результаты своей деятельности, рефлексировать;

-Умение работать в группе, строить общение с классом,учителем, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;

-Уметь отбирать материал и работать с ним.

Планируемые учебные результаты:

-Развитие навыков анализа художественного текста;

-Совершенствование навыков выразительного чтения;

Конспект урока:

Эпиграф урока:

Когда метель кричит, как зверь,-
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Б.Окуджава.

  1. Организационный момент.:

 Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас на уроке литературы,  который предлагаю   начать с пословицы:

Плох обед, коли хлеба нет.

- Как вы понимаете смысл этой мудрости?

(Чтобы мы не ели, мы не можем обойтись без хлеба)

Учитель: Мы привыкли  к  хлебу, он каждый  день  лежит перед  нами  на  столе. А каким  он бывает?  Давайте выберем из предложенных на экране слов те, которые употребляются со словом  - ХЛЕБ.

(Белый  хлеб,  вкусный  хлеб,  мягкий  хлеб,  горячий  хлеб,  тёплый  хлеб).

Какое  из  словосочетаний  является  названием произведения  К.Г.Паустовского,  которое  вы  прочитали  дома?

ДЕТИ: «Тёплый хлеб» К.Г.Паустовский.

- К какому литературному жанру относится это произведение? (повесть-сказка)

- Как вы это определили? (Ответы детей)

Учитель: Хорошо, молодцы, ребята. А есть ещё одна народная мудрость. Я начну её, а вас попрошу продолжить. Итак: Сказка – ложь, да в ней намёк, …… ДЕТИ ПРОДОЛ ЖАЮТ: добрым молодцам урок.

Да, в каждой сказке есть свой урок, а иногда и не один. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт наш с вами разговор? (об уроках этой сказки) ((Это же сказка и в ней есть свои уроки))

II. Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы: По горизонтали.

Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).

Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

Где пряталась сила Черномора? (Борода).

Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).

Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

http://festival.1september.ru/articles/516917/img1.gif 

Ответ по вертикали: “Добро”.

Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово добро?

Ответ: По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.

-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (о тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока?(Варианты учащихся.Учитель выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)

-Тему добра мы рассмотрим в движении.

Итак, тема нашего урока - «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…

( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…)

3.Совместная постановка проблемы урока.

-Можем ли мы сразу раскрыть замысел автора? (нет)Следовательно, нам нужно найти ответ на этот вопрос.

II. Актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения.

III.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами сами попытаемся найти и сформулировать добрые уроки, необходимые для жизни каждому человеку. Для этого обратимся к произведению.

IV. Реализация построенного проекта.

Учитель:

     - Скажите, в какое время  происходили события? (в тяжёлые послевоенные годы)

- Где происходили  события? (в деревне Бережки)

     - Назовите  героев сказки Паустовского "Тёплый хлеб"? (Панкрат, конь, Филька, его бабушка)

-Давайте дадим краткую характеристику  каждому герою.

(Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.

Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя»).

- Кто из этих героев является главным? (Филька)

- Как  прозвище « Ну тебя» характеризует главного героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).

- Какое событие является завязкой этой сказки? (Филька обижает коня)

- Что же он сделал? (Ударил наотмашь коня по губам, обозвал, бросил хлеб в снег, на землю)

- Какой  ещё  проступок  совершил  Филька?

(Он  бросил  хлеб  на  землю.Удар  хлеба  о  землю  есть  оскорбление  того,  что  выращено  этой  землёй.)

- Что случилось после того, как Филька обидел коня? Найдите подтверждение в тексте стр_1_(2) (Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.)

Работа над образом главного героя:

-Обратимся вновь к теме и цели нашего урока. С каким же героем они связаны? Чей путь мы должны проследить.( с Филькой).

Задания по группам.

1 группа.

-  Пересказ эпизода «Как Филька обидел коня»

- В каком значении Филька употребляет слово «христарадник»?

- Объяснить значение и слов «христарадник», «дьявол» (по словарю )

-  Почему Филька обидел коня? Какие качества проявляются в герое ?

Фронтальная работа с классом:

Беседа, позволяющая выявить отношение к герою, оценить отношение детей к моральным ценностям

Вопросы:

-Как вы оцениваете этот поступок?

-Какое ещё моральное преступление совершил герой? (осквернение хлеба).

-Филька оступился, он потерял дорогу добра. А что же дальше?

2 группа.

-  Выразительное чтение эпизода «Что случилось после того, как Филька обидел коня»

-  Какая часть речи  используется в пейзажной зарисовке и почему?

-   Какова взаимосвязь поступка человека и природы?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в пейзажной зарисовке? С какой целью?

-  Какова взаимосвязь поступка человека и природы?

3 группа.

-  Прочитать по ролям эпизод «Разговор Фильки с бабкой»

-  Какие фразы являются ключевыми в этом отрывке?

-  Как вы понимаете фразу «охлаждение сердца»?

Беседа с классом:

-Мог ли Филька умереть от «охлаждения сердца»? В каком случае? (рассуждение детей)

-Что решает сделать Филька? (исправить свой поступок).

-Легко ли было Фильке вернуться на дорогу добра? Докажите текстом.

-С чего начал Филька? (отправился за советом к Панкрату).

4 группа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Чтение и анализ эпизода о пути к Панкрату и разговора с мельником.

-Легко ли было Фильке идти?

-Какие тропы использовал автор, описывая путь Фильки? Какова их роль?

-Что испытывал герой по дороге, в каком душевном состоянии пришёл к Панкрату?

-Как вы понимаете слова мельника «бессмысленный ты гражданин», «будешь ты чистый человек, весёлый»?

Вопросы классу

- Слова Панкрата очень важны. Что желает сказать нам автор этими словами Панкрата? Как должен жить человек, чтобы быть чистым, весёлым?(Отчёт группы о работе, слайд.)

Размышление детей, небольшие монологи-ответы (Человек не должен творить зло, нужно жить по совести, делать добро. Тогда совесть будет чиста. Человеку необходима связь с окружающими его людьми. Он не может жить вне общества…)

-К кому обращается Филька за помощью? (к деревенским  ребятам).

-Во что верил герой? (ребята хорошие, помогут).
Физминутка:

«Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.»

Учитель:  Продолжаем урок.

-Чему посвящены последние строки рассказа? (покаянию Фильки.Примирению с конем).

(Ученик читает заключительные эпизоды_

Вывод: Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

Учитель: Скажите, можем мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит радость окружающим людям.  Она как волшебное лекарство вылечивает от многих  недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться»,  ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства).

 - Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели  делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно  лишь немногим.Цель писателя – помочь в этом.)

Давайте с вами составим портрет Доброты (совместно составляем портрет доброты).

ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА

- Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

Ученики (по очереди примерно).

1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

2.Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Учитель: Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? (Ответ учащихся:   добрые слова).

Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый                                    

Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим ... (извините, пожалуйста)

И в России и в Италии

На прощанье говорят ... (до свидания)!

Учитель:  Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках  и о сказанных словах.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.

 Я хочу Вам, ребята, оставить каждому на память  «ПРАВИЛА ДОБРОТЫ», вложите в  свои дневники и хотя бы один раз в день перечитывайте. (Раздаю каждому ребёнку)

ПРАВИЛА  ДОБРОТЫ

1. Уважай старших.

2. Нужно быть добрым, отзывчивым.

 3.    Не бойся предлагать помощь  в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

4. Будь вежливым, внимательным к другим, не причиняй другим вреда, обиды.

5.Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

6.Умей слушать  людей, не перебивай говорящего человека.

7.Не бойся  просить прощения и прощать.

8.Учись размышлять о своих поступках и сказанных словах и отвечать за них.

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

- Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.

5.Анализ учебной деятельности совместно с учащимися.

Вернёмся к нашей теме «Дорога добра в сказке…»

-Удалось Фильке вернуться на эту дорогу? (Да.Хотя было не просто…)

-В начале урока вы определили для себя цель нашей работы. Вернитесь к этой цели (проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор).

-Что же самое важное хотел сказать нам автор?

(Нельзя жить со злом в душе, зло убивает, каждый должен уметь отвечать за свои поступки, нужно уметь прощать, человек только тогда может быть «чистым», «весёлым», когда живёт с добром в душе…)

  1. Рефлексия:

Я доволен (не доволен своей работой)…

-Мне было особенно интересно…

-Я понял, что…

-Я испытываю чувство…

7. Итоги урока. Домашнее задание:

Базовый уровень: Сочинение-миниатюра на тему «О чём заставляет задуматься сказка Паустовского»? Или написать телеграмму бабушке от лица Фильки, отразив в ней самое главное.

Уровень повышенной сложности: Проследить, как менялась погода на протяжении сказки и как это связано с происходящими событиями (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Постигая трудность добром…» (сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)

материал о проведении урока литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"...

Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб »  Учитель:  русского языка и литературы Мыгыш  Н.Г.Класс:  5 .Тип урока: урок-м...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"

Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло  в  сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...

Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...