Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Абсалямова Гульсум Гайзулловна

Теория литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stihotvornye_razmery.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Теория литературы. Стихотворные размеры

(закрепление понятия)»

Цель: познакомиться со стихотворными размерами;

Задачи.

1. Предметные:

-Дать знания о двусложных и трехсложных размерах стиха.

-Научить самостоятельно формулировать термины по образцу.

-Показать на примере метрический анализ стихотворения.

2. Метапредметные:

-совершенствовать коммуникативные навыки учащихся при работе в паре;

- развивать речь, внимание, память, творческие способности учащихся.

3. Личностные:

- прививать интерес учащихся к поэтическому творчеству;

Формирование УУД.

1.Личностные:

-формирование желания выполнять учебные действия;

-формирование интереса к себе и окружающему миру;

1.Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия:

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Универсальные логические действия.

-способность и умение учащихся производить простые логические действия(анализ, сравнение, обобщение).


Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями  коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу,  слышу, слушаю, отвечаю. спрашиваю;

-формирование умения работать в паре.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество с учителем и со сверстниками, адекватно передавать информацию.

Регулятивные УУД:

-развитие умения ставить цель, планировать работу, прогнозировать результат, контролировать способ действия  и сравнивать его с заданным эталоном.

Тип урока.

Изучение нового материала.

Урок изучения теории литературы.

Словарь урока.

Стих Стопа Ритм Размер Метр Хорей Ямб Дактиль

Амфибрахий Анапест Двусложные размеры стиха Трехсложные размеры стиха

Ход урока

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С. Пушкин

I. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку

- объявление темы урока

- формирование цели урока

II. Актуализация знаний

- Давайте для начала вспомним, о чем мы говорили на уроках литературы до сегодняшнего дня.

- Какие стихотворения вы изучали?

- Если сравнить внешне все стихотворения, они чем-нибудь отличаются? Полистайте учебник.

- А если сравнить строки у этих стихотворений?

- Как и у вас, у стихов тоже есть размер. А хотите узнать, почему размер у стихотворений разный?

III. Целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Что вы хотите узнать на уроке?

Чему в хотите научиться?

IV. Изучение новой темы

Сегодня мы поговорим о том, что такое строфа в стихотворении и в каком виде она употребляется в тексте стиха.

Строфа – несколько стихотворных строк, которые объединены рифмой и сочетаются друг с другом по интонации.

Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеряемые между собой. Каждый из таких отрезков называется «стихом» и на письме выделяется в отдельную строку:

Мчатся тучи, вьются тучи; 

Невидимкою луна 

Освещает снег летучий; 

Мутно небо, ночь мутна.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. 

Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. 

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога. 

Условные обозначения: ударный слог _/

безударный слог _

Примеры строф в стихотворениях

Представьте дом, в нем каждая комната нужна для чего-то определенного, в каждой – свой интерьер, который вызывает определенные чувства. Тем не менее, каждая комната в доме необходима, только все комнаты вместе создадут определенную атмосферу и целостность в доме.

Если подумать, то стихотворение можно сравнить с домом. Строфы в стихотворении похожи на комнаты в доме, каждая уникальна и необходима для завершенности стихотворения. Строфы в стихотворении располагаются в определенном порядке.

В песнях строфы чаще всего созданы при помощи синтаксического параллелизма. Это наиболее интересный вариант, так как синтаксис совершенно отделен от строфики. Говоря о количестве строф можно сказать, что наиболее часто встречаются от двустишия до пятистишия, реже от шестистишия до десятистишия.

Рассмотрим основные размеры стихосложения. 

Двусложные размеры стиха:

1) ХОРЕЙ

ВЕтер, вЕтер, тЫ могУч

ТЫ гонЯешь стАи тУч

_/_ _/_ _/ _ _/

_/_ _/_ _/ _ _/

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ДАКТИЛЬ

  1. ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
  2. СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
  3. МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на первом слоге, например, зОлото.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко

На гОлой вершИне соснА

И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим

ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. 

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных

РоковАя о гИбели вЕсть.

Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,

ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

V. Закрепление изученного материала. 

Попробуйте самостоятельно определить размер стиха. 

Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.

Мчатся тучи, вьются тучи;                         Последняя туча рассеянной бури! 

Невидимкою луна                                 Одна ты несёшься по ясной лазури,

(Хорей)                                                (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой                                 Подруга дней моих суровых, 

Влажную землю в лесу...                         Голубка дряхлая моя

(Дактиль)                                                        (Ямб)

На севере диком стоит одиноко                 Ты, солнце святое, гори! 

На голой вершине сосна,                         Как эта лампада бледнеет 

(Амфибрахий) (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий                         По синим волнам океана, 

В тумане моря голубом!                         Лишь звёзды блеснут в небесах,

(Ямб)                                                        (Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,                         Зреет рожь над жаркой нивой,

В окно повеяло весной…                         И от нивы и до нивы…

(Ямб)                                                        (хорей)

VI. Итоги урока:

- С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?

В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.

1. На уроке я работал: активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен

3. Урок для меня показался: коротким / длинным

4. За урок я: не устал / устал

5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным 

VII. Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как определять стихотворные размеры"

Памятка помогает правильно определять стихотворные размеры  и запомнить их...

«Поэзия и информатика» Сравнительный анализ ритмической пульсации стихотворений разных стихотворных размеров с использованием инструментария информатики

Предлагаемая проектно-исследовательская работа была создана в 2012-2013 учебном году ученицей 10 класса 107 гимназии Санкт-Петербурга Свистельник Оксаной под руководством учителя информатики Пугаевой ...

Презентация к уроку литературы "Стихотворные размеры"

В данной презентации кратко и с примерами представлены определения стихотворных размеров. Эта тема одна из самых сложных в курсе литературы. Определить размер стихотворения подчас бывает нелегко, но с...

Технологическая карта урока литературы по теме "Стихотворные размеры"

Тема урока: Стихотворные размерыТип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.Технология(-и) урока: дифференцированное обучение...

Памятка для обучающихся по литературе "Стихотворные размеры"

Данную памятку можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах при анализе стихотворений....

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Стихотворные размеры"

Данная презентация разработана для наглядности и первичного закрепления....

Дидактический материал к урокам литературы в 6 классе по теме "Стихотворный размер"

Данный материал будет полезен при закреплении темы "Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры". Дети будут особенно заинтересованы работой, так как проверить себя они могут сами сразу же...