урок литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)

 Шакина Альбина Николаевна

Литературное образование в современной школе ориентировано на формирование литературоведческой компетенции ученика, которая предполагает знание теории литературы и умение применять эти знания в процессе анализа текста.
Художественное произведение – это отражение сознания писателя. Создавая его, писатель облекает свои мысли посредством специфики художественных средств языка.
Современное литературоведение предлагает разнообразные методы анализа произведения. Задача учителя - отобрать необходимые способы прочтения текста для ученика.
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока литературы  по теме:  «Своеобразие жанра  стихотворение в прозе.  Мир и человек в стихотворении "Природа” И.С.Тургенева». Цель урока: расширить представления учащихся  о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа».
Анализ литературного произведения – это исследовательское прочтение художественного произведения.  Для изучения авторского миропонимания нами был выбран метод ассоциативного восприятия текста.   Это позволило ученикам не замыкаться на  только что прочитанном, а связать свои социокультурные представления с текстом И.С.Тургенева.
Диалогический метод  стал основным при анализе текста. Учитель, путем постановки системы вопросов, подводит учеников к пониманию художественного замысла автора, при этом оставляет ребятам открытое пространство для размышлений над стихотворением.
Структура  урока носит традиционный характер, но не является  замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя  и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства. Эвристическая беседа позволила сделать урок творческим и познавательным.
В работе над текстом нет четкого расчленения на йдейно-тематическое содержание и художественные особенности внешнего характера, что характерно для метафизического, традиционного для школы анализа текста.
Подобные методы, при всей традиционности, способствуют формированию основных общеучебных навыков: активизируют сознание, развивают мышление, позволяют в свободной форме высказать ученикам своё видение  пространства произведения.
Подлинное воспроизведение произведения предполагает способность читателя понять автора-творца, а необходимым условием анализа текста выступает опора на читательское восприятие. Сотворчество читателя и писателя возможно при вхождении читателя в эстетическую природу произведения и постижение авторской концепции.
Данная методическая разработка является одним из опытов работы учителя над анализом художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • расширить представления учащихся  о жанровой форме стихотворение в прозе;
  • познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”;
  • формировать навык комплексного анализа текста.

Задачи:

  • Образовательные:
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • изучить особенности жанра стихотворение в прозе;
  • определить место «Стихотворений в прозе» в творчестве И.С. Тургенева.
  • Развивающие:  
  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • формировать ассоциативное мышление.
  • Воспитательные:
  • прививать любовь и интерес к классической литературе;
  • содействовать формированию духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

Оборудование:  портрет писателя  И.С.Тургенева; сборник ”Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева; «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Установка на работу.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит приоткрыть одну из граней таланта И.С.Тургенева, познакомившись с литературным циклом  писателя «Стихотворения в прозе». (Приложение 1)

2. Для более глубокого понимания темы вам  предложены индивидуальные задания:

1. Характеристика жанра  стихотворение в прозе (работа со словарем литературоведческих терминов).
2. Наблюдение над лексическим и грамматическим строем  стихотворения И.С.Тургенева «Природа».
3. Художественная интерпретация текста.
4. Исторический комментарий к стихотворению «Русский язык».

II. Изучение нового материала

1.
– Как вы понимаете термин «стихотворение в прозе»?
– Обратимся к  словарю, к объяснению данного понятия литературоведами.

Ученик зачитывает определение из словаря литературоведческих терминов. (Приложение 2)

Учитель: Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, – с ритмической прозой и свободным стихом. Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (1842). Термин "ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. [2.]

2. Запишем в тетрадь

Особенности жанра:

– преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный момент;
– большое значение приобретает эмоциональная окраска речи;
– характерно повторение ритмически подобных синтаксических конструкций;
– используются изобразительно-выразительные средства языка;
– небольшой объем;
– графически текст  представлен как проза.

3. История написания

Слово учителя: И.С.Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Стихотворения написаны в 1877-1882г.г. Общее настроение писателя в эти годы становилось все мрачнее. «Стихотворения в прозе» проникнуты усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти: «Уйди в себя, в свои воспоминанья…Но будь осторожен…не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878г).
Читая воспоминания современников о последних годах жизни И.С.Тургенева,  можно отметить, что писатель понимал под этим жанром  «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Стихотворения в прозе позволяют коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного:  молодости, красоты, свободы…». (Из письма  И.С.Тургенева  М.М.Стасюлевичу, 29.09.1882г.).
Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжал работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга писателя собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравственным величием подвига, увлечение пылким идеализмом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим – ощущение разочарования и одиночества, ужас перед ничтожеством человека и всемогуществом разрушительных сил смерти, усталое отвращение ко лжи, пошлости и глупости, к их неизбывному присутствию в человеческой жизни. И все это многообразие тем обрело эстетическую завершенность благодаря глубоко символическому обрамлению цикла. [1.]
Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. Генеалогию такого жанра он возводит к формам средневековой поэзии, для которой характерна исповедальность.
Первоначально цикл имел название  «Posthuma» («Посмертные»), в последующем «Senilia» («Старческое»). И в окончательном варианте  «Стихотворения в прозе».
Круг тем, затронутых в стихотворении, обширен.

3. Запись в тетрадях и на доске:

  • Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)
  • Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)
  • Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).
  • Философские размышления. («Молитва», «Монах»).
  • Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)
  • Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)

Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («...на тысячу верст кругом Россия – родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны.

III. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык»

1. Стихотворение «Русский язык» написано в 1882г. Чем ознаменовался этот год?

Историческую справку дает ученик, получивший задание на дом. (Приложение 3)

Ответ ученика: Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра I. В августе 1882г. приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия, специализирующаяся на агентурной деятельности. 1 июля 1887г. издан «Циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.

2. Внимательно прослушайте стихотворение.

Ученик читает стихотворение наизусть. (Приложение 4)

– Как Тургенев, не раскрывая конкретных реалий времени, определяет свои чувства?
– Какими эпитетами писатель характеризует русский язык?
– Каким пафосом проникнуто стихотворение?

IV. Философское понимание И.С.Тургеневым основ мировой гармонии

1. Слово учителя. Тема бога, роли человека и осознание им своего места на земле, тема природы являются основными  в стихотворном цикле.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.  Но природа и ужасала писателя  равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «...она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука – равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая – это жизнь, природа или Бог; называйте её, как хотите, но не поклоняйтесь ей... Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» – писал И. С. Тургенев 28 июля 1849 года Полине Виардо. Безразличие природы, воплощенное в незыблемости ее законов,– вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,– говорил он Полонскому в конце жизни.

2. Словарная работа.

Слова записаны на доске. (Приложение 5)

– Как вы понимаете семантику слов: гармония,  миропонимание, мироздание, миросозерцание? (После самостоятельного объяснения значения слов учащимися обращаемся к словарю русского языка  под редакцией С.И.Ожегова.)
– Прокомментируйте высказывание И.С.Тургенева. В чем, по-вашему,  писатель видел основы мироздания?

Грустным итогом  размышлений Ивана Сергеевича  стало стихотворение в прозе «Природа», которое написано в августе 1879г.

V. Работа над идейным содержанием произведения «Природа»

1. Установка на работу.

Учитель: Внимательно прослушайте стихотворение И.С.Тургенева.

Заранее подготовленный ученик читает произведение. Тексты лежат на партах. Дальнейшая работа по анализу стихотворения проводится непосредственно на листах с текстом.

2. Чтение текста. (глобальное слушание)

(Приложение 6)

3. Художественная интерпретация текста

– Перед вами лежат листы чистой бумаги, попытайтесь зарисовать на них ваше первичное восприятие стихотворения.(2 мин.)
– Обратимся к вашим работам. Прокомментируйте свое видение текста, отображенное в рисунках.
– Ученица самостоятельно выполнила подобную работу дома, познакомимся с её творческим раскрытием лирического произведения. 
(Ответ ученицы)

(Приложение 7)

4. Беседа по тексту.

Учитель: Попытаемся осознать  художественное пространство стихотворения. Сколько смысловых частей имеет текст?

А)

– Прочитайте I абзац. (Чтение текста)
– В каком состоянии находится герой? (
Герой находится в ирреальном состоянии сна)
– Какова метафизическая природа сна?
–  Какие образы возникают в стихотворении?
– Назовите эпитет,  характеризующий слово «храмина». Какой смысл вносит  это слово-образ для понимания идейного замысла писателя?
– Что мы можем сказать о природе света, освещающего храмину, откуда он возник?

Б)

– Прочитайте II абзац. (Чтение текста)
– Привычен ли образ Природы? Каким вы представляли его вне текста Тургенева, в своём сознании?
– Где находится женщина?
– В каком состоянии она пребывает?
– Посредством каких тропов писатель создает образ героини? Приведите примеры.
– Во что она одета?  Какого цвета одеяние женщины?
– Одежда простая, но как автор создает эффект значимости персонажа?
– Какова реакция человека на осознание того, кто перед ним?

В)

– Прочитайте III абзац. (Чтение по ролям)
– Какую форму речи использует автор? Почему?
– Объясните смысл диалога героев? Подтвердите свои суждения ключевыми словами из текста.
– Предсказуема ли реакция человека на слова женщины? Был ли он готов к такому ответу?
– Почему герой не возражает? С какой целью автор вносит знак умолчания в последних строках?
– Какими средствами словесной образности писатель создает портретную характеристику героев?
– Как расширяют смысловые  границы происходящего фигуры  речи?
– Какими словами заканчивается произведение? Возможна ли другая фраза, определяющая концовку стихотворения? Приведите свои варианты.
– Какова цветовая палитра лирической миниатюры?
– Слова какой части речи позволили писателю выразить смысловую гамму стихотворения?
– Есть ли в тексте динамика?

5. Работа над композиционными единицами текста.

– Составим схему, которая отражает последовательность изложения  сюжета.

В результате работы на уроке учащиеся составляют таблицу-схему, которая отражает последовательность изложения сюжета, определяя при этом идейный замысел писателя.
Ученик работает у доски

 развернуть таблицу

Человек

Природа

Психологическое состояние:
Состояние сна (ирреальность, абстракция)

Пребывает в состоянии покоя. Ровный свет освещает храмину.
«Величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета».
«Она казалась погруженной в глубокую думу».

Осознание того, кто перед ним («…сама Природа»)

«...Мгновенный холод»;
«…внедрился благоговейный страх»

Действия: почтительный поклон, приблизился к ней. Обратился к женщине с вопросом: о чем она думает? (Речь героя пафосна)

«Пролепетал…»
(Удивлен; себялюбие,  эгоизм не позволяют человеку понять, что он то, что и всё вокруг)

«Хотел было возражать…»
(Форма оборота предполагает желательность, но не возможность действия).
Глаголы: «снилось, вошел, приблизился, пролепетал, хотел было возражать» –характеризуют реакцию человека.

Не обратила внимания на появление  человека (равнодушна)
Реакция на слова человека

«Медленно обратила темные, грозные глаза;  раздался зычный голос, подобный лязгу железа»

«Наморщила лоб»

«Равновесие нападения и отпора нарушено…
Все твари мои дети». «Мне всё равно…»

 развернуть таблицу

6. Заключительный этап работы над текстом.

– Определите композиционные особенности  стихотворения.
– Обратимся к вашим рисункам, что бы вы внесли в них после осознанного прочтения текста?
– Каково идейно-философское содержание произведения? В чем заключается  его художественное своеобразие?
– Соотнесите теоретические сведения о жанре с текстом И.С.Тургенева.

V. Итог работы

– Мы попытались прочитать  одно из стихотворений И.С. Тургенева  литературного цикла “Стихотворения в прозе”. Какое место занимают лирические миниатюры цикла в творческой судьбе писателя?

VI. Домашнее задание

1. Сочинение-рассуждение: «Философские размышления Тургенева  о месте человека в мире, в природе».
2. Прочитать «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.

На втором уроке при изучении стихотворного цикла Тургенева  можно разделить ребят по группам. Деление на группы определяется тематикой стихотворений.

Литература:

  1. Николаев П.А. Библиографический словарь// Русские писатели. – М.: Просвещение, 1990. –326с.
  2. Кожевников В.М., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
  3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В.  Словарь литературоведческих терминов – М.: Просвещение, 1974.– 386с.
  4. www.ref.by/refs/33/6671/1.html
  5. ru.wikipedia.org/wiki/ Циркуляр о кухаркиных детях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....