Рабочая программа (чтение, 7 коррекционный класс VIII вида)
рабочая программа по литературе (7 класс)

Рабочя программа по чтению  для учащихся 7 класса VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._chtenie_7_klass_8_vid.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР_________________________

«____»____________201  г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ Л.В. Шабаева.

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.

Рабочая программа

По предмету (курсу и т.д.): Чтение и развитие речи

Уровень обучения: 7 специальный  (коррекционный)  класс VIII вида

Учитель (группа учителей): Васильева Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

Количество часов  по программе: 102 часа

п. Новобирюсинский

2019 – 2020 гг.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена:

  • на основании Закона РФ «Об образовании»,
  • в соответствии с Уставом, Программой развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 29., ее целями и задачами,
  • на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (далее - ФБУП 2004),
  • с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,
  • с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10
  • с учетом СанПиН  2.4.2.2821-10
  • в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196
  • Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник 1  под ред. В.В. Воронковой.

Продолжительность учебного года в 7 классе -34 учебных недели.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

        Рабочая  программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; приложения (нормы оценок).

       Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, ведущем при обучении в специальных классах.
      По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе, что является задачей специальных (коррекционных) школ.
      В 7   классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 7 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения        социального        опыта        учащихся.
Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих
целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению чтению:

 - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.

5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.

6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

8. Развивать нравственные качества школьников.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  • Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
  • Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Содержание курса 7 класса

  1. Техника чтения

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.

  1. Понимание читаемого

  • Развитие речи, мышления, памяти.
  • Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
  • Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
  • Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
  • Заучивание наизусть стихотворений.

  1. Внеклассное чтение
  • Знание основных сведений из жизни писателей.
  • Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
  • Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
  • Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
  • Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 5 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4

1

Устное народное творчество

8

8

2

Произведения русской литературы

XIX века

18

20

38

3

Произведения русской литературы XX

века

30

19

49

4

Внеклассное чтение

1

1

3

2

7

Итого

27

21

33

21

102

Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Т. Владимир

Д. Арина

Ш. Елена (полиморфная дислалия)

Б. Никита

Р.Рустам

К. Александра (дислексия)

Г. Зулиха (дислексия, нарушение зрительно-пространственной ориентировки)

Т. Елизавета (дислексия,)

Х. Ксения (дислексия)

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,
  • читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных действующих лиц;
  •  пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

наизусть десять стихотворений

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  • читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;
  • участвовать в обсуждении темы и текста;
  • оценивать поступки героев с помощью учителя;
  • отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

Учащиеся должны знать:

наизусть шесть-семь стихотворений

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.

V – IX классы

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

                               VII-IX класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Используемая литература

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений. VIII вида. 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. Чтение.  Учебник для 7 класса специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2011.
  3. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.
  4. Малышева, З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.

Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.

7 класс

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи; читать «про себя»;

 выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера главных действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8 стихотворений.

Навыки:

- сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения;

- деление текста на части;

- составление под руководством учителя простого плана;

- пересказ прочитанного по составленному плану;

- самостоятельное чтение с различными заданиями;

- заучивание наизусть стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело

Рабочая программа по В. В. Воронковой...

Рабочая программа для 5 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 7 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Комплект рабочих программ для коррекционной школы VIII вида 2 класс

Комплект рабочих программ по предметам  для коррекционной школы VIII вида 2 класс ...

Рабочие программы для коррекционных классов VIII вида

Рабочие программы для коррекционных классов VIII вида...