Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
рабочая программа по литературе (6 класс)

Гордеева Лидия Федоровна

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura._6_klass.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Новоакшинскаясредняя  общеобразовательная школа»

Старошайговского муниципального района РМ

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО_________________

                               /Л.Ф. Гордеева /

Протокол № ____от _________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________

/Е.Р.Лушкина/

«____» ___________2019 г.

«Утверждено»

Директор школы _________________

/ С.В.Старостина./

«____» ___________2019 г.


 
 

Рабочая программа

учебного предмета  «Литература»

в 6 классе

( всего 102 часа, 3 часа  в неделю)

Составитель:                                                                     Гордеева Лидия Федоровна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

  2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Закон «Об образовании в Республике Мордовия» (август 2013 г.);

3. Федеральный   компонент   государственного   образовательного   стандарта   общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального   компонента   государственных   стандартов   начального   общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования»);

4. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по   русскому   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   образовании Министерства образования  и науки  Российской Федерации  от 07.06.2005 г. № 03-1263, http:// www. mon.gov.ru/edu - politic/standart.);

      5.Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

    6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

     7. Приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

8. Приказ Министерства образования РМ от 16 августа 2011г. №904 «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ»

9. Приказ Управления образованием Старошайговского муниципального района РМ от 30 августа 2011г. №70 «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ»

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

11. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009.

12. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5 – 11 классы Составитель Коровина В.Я.. и др.-М.:«Просвещение»,2010.

Структура документа.

Рабочая программа  включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование учебных часов,  основное содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, содержание практической деятельности (КИМ), материально-техническое обеспечение учебного предмета, список литературы.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе — художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

1.  Устное народное творчество.

2.  Древнерусская литература.

3.  Русская литература XVIII.

4.  Русская литература XIX века.

5.  Русская литература XX века.

6.  Литература народов России.

7.  Зарубежная литература.

8.  Обзоры.

9.  Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе

Личностные результаты:

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей  XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•  умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского языка,его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.

Место курса «Литература»в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Литература» в 6 классе на базовом уровне отводится  102  часа    из расчета 3 часа неделю (с учётом 34 учебных недели по учебному плану МОУ "Новоакшинская средняя общеобразовательная школа").

Для реализации программы используется УМК под редакцией В.Я.Коровиной. Учебник Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. учреждений с прил. на электрон.носитете. В 2 Ч. / В.П.Полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин: М.:  «Просвещение»,    2012 г.

Тематический план

Раздел

Кол-во

р\р

Вн\ч

 1. Введение

1

2.Устное народное творчество.

4

1

1

3.Из древнерусской литературы

1

-

-

4.Из литературы 18 в.

1

5.Из русской литературы 19 в.

46

7

5

6.Из русской литературы 20 в.

27

4

3

7.Из зарубежной литературы

17

-

3

Итоговые уроки

4

2

Итого

102

14

12

Содержание учебного предмета

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века. Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

'Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. ,

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике..

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Из русской литературы XX века

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ О писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

"Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа— честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России. (Обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

 Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борь ба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведения зарубежных писателей

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен.  «Приключения Гекльберри Финна».

Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ  ЗАУЧИВАНИЯ  НАИЗУСТЬ:

                                1. И.А.Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». «Осел и соловей» (на выбор).

   2. Пушкин. «Узник», «И.И.Пущину», «Зимнее утро» (на выбор)

   3.  Лермонтов. «Тучи».«Утёс». Листок». «На севере диком…». «Три пальмы» (на выбор)

    4. Некрасов. «Железная дорога» (фрагменты на выбор).

  5. Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..». А.А. Блок «Летний вечер», А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» и др (на выбор).

 6. По теме «Великая Отечественная война»: 1 - 2 стихотворения по выбору учащихся (К.М. Симонов, Н.М. Рыленков, Д.С.Самойлов).

Календарно - тематическое планирование учебного  предмета  

«ЛИТЕРАТУРА» 6 класс.

№п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол – во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение (1 ч.)

1

Художественное произведение, автор, герои.

1

Устное народное творчество (4 ч.)

2

 Обрядовый фольклор.         

1

3

 Пословицы и поговорки.

1

4

Вн. чт (1). Загадки.

1

5

Р.р. (1)Урок – посиделки «Русский фольклор». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1

Древнерусская литература (1 ч.)

6

Русская летопись.

1

Из литературы XVIII века (1 ч.)

1

7

Русские басни.  И.И.Дмитриев.«Муха».

1

Из литературы XIX века (46 ч.)

8

И. А Крылов.  "Осел и соловей».

1

9

И. А Крылов. "Листы и корни», «Ларчик».

1

10

Р.р. (2) Русские басни. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1

11

А. С. Пушкин. «И.И.Пущину».

1

12

А.С.Пушкин. «Узник».

1

13

А.С. Пушкин. "Зимнее утро".

1

14

Вн. чт.(2). А.С.Пушкин «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике А.С.Пушкина.

1

15

Р.р. (3). А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха.

1

16

А.С. Пушкин. "Дубровский". Дубровский – старший и Троекуров.

1

17

 "Дубровский": бунт крестьян.

1

18

 "Дубровский": история любви.

1

19

 "Дубровский":  протест Владимира Дубровского.

1

20

«Дубровский»: композиция романа.

1

21

«Дубровский»: мое понимание романа Пушкина.

1

22

Р.р.(4). Классное контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1

23

А.С.Пушкин. «Барышня – крестьянка»: сюжет и герои.

1

24

«Барышня – крестьянка» - особенности композиции повести.

1

25

Вн. чт. (3). «Повести Белкина»: проблемы и герои.  

1

26

М.Ю. Лермонтов.  "Тучи".         

1

27

 М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

1

28

М.Ю. Лермонтов. "Листок».

1

29

М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко…»

1

30

Р.р. (5). М.Ю. Лермонтов. Лирика.        

1

31

Р.р.(6). Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.

1

32

И.С. Тургенев. "Бежин луг": образы автора и рассказчика.

1

33

  "Бежин луг": образы крестьянских детей.         

1

34

«Бежин луг»: картины природы.

1

35

Вн. чт. (4). «Хорь и Калиныч» и другие рассказы  из «Записок охотника».

1

36

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело».

1

37

Ф.И. Тютчев. "С поляны коршун поднялся...", «Листья».

1

38

А.А. Фет.  "Ель рукавом мне тропинку завесила...".

1

39

А.А. Фет. "Учись у них - у дуба, у берёзы...", "Ещё майская ночь".

1

40

Р.р.  (7). Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Лирика. Подготовка к анализу стихотворения.

1

41

Н.А. Некрасов. "Железная дорога": автор и народ.  

1

42

Н.А. Некрасов. "Железная дорога": своеобразие композиции стихотворения.

1

43

Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.

1

44

Н.С. Лесков. "Левша": народ и власть.

1

45

Н.С. Лесков. "Левша": язык сказа, понятие об иронии.

1

46

Р.р. (8).  Н.С.Лесков. «Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.  

1

47

Вн. чт.  (5). Н.С. Лесков "Человек на часах".

1

48

А.П. Чехов. "Толстый и тонкий»: герои рассказа.

1

49

А.П. Чехов. "Толстый и тонкий": источники комического в рассказе.

1

50

Вн. чт.  (6). А.П.Чехов. Рассказы.

1

51

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла».

1

52

Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся под омутом лозы».

1

53

Романсы на стихи русских поэтов.

1

Из русской литературы XX века ( 27)

54

А.И. Куприн.«Чудесный доктор»: герой и прототип.

1

55

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

1

56

А.С. Грин "Алые паруса": мечта и действительность.  

1

57

А.С.Грин. «Алые паруса»: Ассоль и Грей.

1

58

А . П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы – символы в сказке.

1

59

Вн.чт. (7). А.П.Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и другие рассказы.  

1

60

 К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

1

61

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1

62

В.П.Астафьев. "Конь с розовой гривой": сюжет и герои.

1

63

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

1

64

Р.р.(9). В.П.Астафьев.»Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

1

65

В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

1

66

«Уроки французского»: стойкость главного героя.

1

67

В.Г. Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.

1

68

В.М. Шукшин.«Критики»: образ «странного героя»..

1

69

Вн. чт. (8). В.М. Шукшин. «Критики», «Срезал».

1

70

Ф. И. Искандер."Тринадцатый подвиг Геракла": школа, учитель, ученики.

1

71

Ф. И. Искандер."Тринадцатый подвиг Геракла": юмор в рассказе.

1

72

Р.р. (10). Классное сочинение  по произведениям В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.И. Искандера.

1

73

А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном».

1

74

С.А.Есенин. «Мелколесье, степь и дали», «Пороша».

1

75

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие».

 Н.М.Рубцов. «Звезда полей».

1

76

Вн. чт. (9). Н.М.рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа.

1

77

Р.р. (11). Урок – праздник. родная природа в лирике поэтов XIX и  XX веков.

1

78

Р.р. (12). Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX о родине и родной природе.

1

79

Г.Тукай. " Родная деревня", "Книга".

1

80

К.Кулиев. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой народ..."

1

Из зарубежной литературы (17)

81

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

1

82

Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя.

1

83

Вн. чт. (10). Гревнегреческие мифы.

1

84

Геродот. Легенда об Арионе.

1

85

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1

86

Гомер. «Одессея» как героическая эпическая поэма

1

87

Вн. чт. (11). Гомер. «Одессея».

1

88

М.Сервантес Сааведра. "Дон Кихот": жизнь в воображаемом мире.

1

89

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1

90

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.

1

91

"Дон Кихот": вечные образы в искусстве.

1

92

Ф.Шиллер.  Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

93

П.Мериме. Новелла  "Маттео Фальконе": природа и цивилизация.

1

94

П.Мериме. Новелла  "Маттео Фальконе":отец и сын Фальконе, проблема чести и предательства.

1

95

Антуан де Сент-Экзюпери.  "Маленький принц": дети и взрослые.

1

96

 "Маленький принц" как философская сказка.  

1

97

Вн. чт. (12). «Маленький принц»: вечные истины в сказке.

1

Итоговые уроки (4 ч.)

98

К.р. Письменный ответ на вопрос "Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?" Тест.

1

99 - 100

Р.р. (13 – 14).Урок-праздник "Путешествие по стране Литературы  6 класса".        

2

101

Задания для летнего чтения. Итоговый урок

1

102

Резерв.

1

Норма оценок по литературе

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Печатные издания.

Для учащихся:

  1. Литература 6 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений.

В двух частях. Под редакцией В. Я. Коровиной. - М.:      

Просвещение, 2014. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П.      

  Журавлёв, В.И. Коровин.Рекомендовано Министерством образования и науки  

Российской Федерации.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.:

Просвещение, 2013.

Мультимедийные пособия.

  1. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс. Электронное учебное пособие  на CD-ROM.  Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.:  Просвещение, 2014.
  2. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Дополнительная литература:

1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.

Москва «ВАКО» 2011

К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение);

Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)

2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы:

В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.

М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011

3) В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание

Москва «Просвещение» 2012

4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.

Москва «Просвещение» 2011

5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по

литературе. 6класс.

Москва «Просвещение» 2009

6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-

литературные очерки.

Москва «Классик Стиль» 2011

7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для

учителя

Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996

8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко  Литература. Русские и зарубежные произведения.

Игровые уроки. 5 – 6 классы

Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Программа с пояснительной запиской,УМК....

Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной

Рабочая программа составлена на основе  авторской  программы основного общего  образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....

Рабочая программа по литературе 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)

Данная рабочая программа рассчитана на двухчасовое изучение литературы в 8 классе...

Рабочая программа по литературе 5 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования  и программы общеобразовательных учреждений «Ли...

Рабочая программа по литературе 7 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений &la...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева. 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования  и программы общеобразовательных учреждений &la...

Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Коровиной ( 2 часа в неделю)

Программа содержит Пояснительную записку, список литературы, тематическое планирование....