АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ» для 4 класса
рабочая программа по литературе

Примерная адаптированная рабочая программа  по чтению составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» и ориентирована на учебник: 4 класс: С.Ю. Ильина,   «Чтение», Москва  «Просвещение» 2017.г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ЧТЕНИЕ»

для 4   класса

                                                                                                           Составитель программы –

                                                                                                          учитель начальных классов          

                                                                                                                         Зайцева   О.С.

Москва 2019

Пояснительная записка

       Примерная адаптированная рабочая программа  по чтению составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» и ориентирована на учебник: 4 класс: С.Ю. Ильина,   «Чтение», Москва  «Просвещение» 2017.г.  

Изучение  чтения   и развития речи  в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач.

Цель предмета «Чтение»: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимися сама жизнь. 

Основными задачами обучения чтения являются: 

  • формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; 
  • развивать познавательный интерес, познавательную деятельность детей к прочитанному произведению; 
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; 
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме; 
  • воспитание у обучающихся интереса к чтению и родному языку, элементарной читательской культуры, нравственных качеств, развитие целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля. 

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.   воспитывать нравственные качества. 

Основные направления коррекционной работы: 

1.Совершенствование работы артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания. 

2.Развитие зрительного восприятия и узнавания; 

3.Развитие пространственных представлений и ориентации; 

4.Развитие основных мыслительных операций; 

5.Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; 

6.Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 

7.Обогащение словаря; 

8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

     Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей: развития интереса к чтению; знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы; формирования навыков самостоятельного чтения книг; умения выбирать книгу по интересу. 

Общая характеристика предмета

В программу по чтению подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. 

 В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. 

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. 

Продолжается систематическая работа по обучению чтению про себя, 
отработка навыка выразительного чтения.  

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования обучающихся. 

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. 

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. 

 

 

Описание учебного предмета в учебном плане

     В соответствии с Федеральным примерным базисным учебным планом и учебным планом образовательной организации предмет «Чтение» изучается в 4 классе по 4 часа в неделю (136 ч в год).

В соответствии с этим реализуется «Примерная  адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»    

Содержание учебного предмета 

Содержание чтения: произведения устного народного  творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях. Рождественские рассказы. 

статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др. 

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады»,  «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».  

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход  на чтение целыми словами.  

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.  

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи  эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. 

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку.  Установление причинности событий и  поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. 

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.) Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. 

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения. 

 

 

Наименование разделов и тем 

Количество часов 

1. 

«Школьная жизнь» 

11 

2. 

 «Время листьям опадать» 

17 

3. 

«Делу- время, потехе- час» 

4. 

«В мире животных» 

13 

5. 

«Жизнь дана на добрые дела» 

6. 

«Зима наступила» 

23 

7. 

«Весёлые истории» 

8.  

«Полюбуйся, весна наступает» 

13 

9. 

«В мире волшебной сказки» 

12 

10. 

«Родная земля» 

10 

11. 

«Лето пришло» 

13 

 

Итого: 

136 часов 

 

Планируемые результаты освоения программы: 

В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться следующие базовые учебные действия: 

  1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением. 
  1.  Самостоятельность в выполнении учебных заданий  
  1. Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).  
  1. Умение обращаться за помощью и принимать помощь. 
  1. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. 
  1. Умение входить и выходить из учебного помещения со звонком. 
  1. Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)  
  1. Умение работать с учебными принадлежностями (инструментами, учебниками)  
  1. Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание). 

Личностными результатами изучения предмета «Чтение» в 4-м классе является формирование следующих умений:  

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;  

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;  

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;  

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;  

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;  

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;     

13) проявление готовности к самостоятельной жизни. 

 

Предметные  результаты освоения программы представлены двумя уровнями требований к усвоению содержания учебного материала. 

Минимальный уровень: 

- осознанно и правильно читать текст по слогам и целыми словами; 

- пересказывать прочитанное по вопросам; 

- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; 

- выразительно читать наизусть 5—7 коротких стихотворений перед учениками класса. 

Достаточный  уровень: 

- читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи); 

- отвечать на вопросы по прочитанному; 

- читать про себя, выполняя задания учителя; 

- выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; 

- читать диалоги по ролям; 

- пересказывать прочитанное по частям; 

- выразительно читать наизусть 7—8 стихотворений перед учениками класса. 

 

Критерии оценивания 

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. 

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.  

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом, некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно. 

Оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании экспертной оценки, основанной на мнении группы специалистов (экспертов). В группу экспертов будут входить учитель, воспитатель и родители. Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Результаты оценивания суммируются и выводится средний балл. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка. 

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программы по чтению и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  

Разработанных и общепринятых критериев оценки знаний, обучающихся с различной степенью умственной отсталости, нет. Критерии оценки знаний учащихся разработаны педагогом самостоятельно.  Наряду с повседневным, текущим контролем учитель-логопед проводит проверку техники чтения 3 раза в год.  

Критерии оценки на уроках чтения в 4 классе: 

 

Оценка «5» ставится ученику, если он:  

- читает целыми словами (трудные по слоговой структуре слова читает по слогам), правильно, с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками.  

- темп чтения не менее 35-40 слов в минуту; 

- читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; 

-отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 

- твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает выразительно.  

Оценка «4» ставится ученику, если он:  

- читает целыми словами. Некоторые трудные слова по слогам.  

- темп чтения не менее 25-35 слов в минуту. 

- допускает две-три ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз; 

- допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; 

- допускает при чтении наизусть одну – две самостоятельно исправляемые ошибки; 

Оценка «3» ставится ученику, если он:  

- читает, в основном, по слогам, даже лёгкие слова.  

- темп чтения от 15 до 25 слов в минуту; 

-допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;  

-отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания; 

-обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.  

Оценка « 2 » 

- затрудняется в чтении по слогам.  

- темп чтения менее 15 слов в минуту. 

- допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; 

- в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; 

- не знает большей части текста, который должен читать наизусть. 

Данные мониторинга, получаемые в результате комплексного наблюдения за процессом обучения ребенка фиксируются в соответствующей документации.  

 

Учебно-методическое обеспечение 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
-устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
-наизусть 5—8 стихотворений.

Учебно – методический комплект (УМК):

Учебник 4 класса .В 2 ч. С. Ю. Ильина,  М.: Просвещение, 2017.  Рассчитан на один год обучения детей сограниченными возможностями.

Учебно – тематическое планирование

Список литературы для обучающихся:

Учебник 4 класса.В 2 ч. С. Ю. Ильина  М.: Просвещение.

Календарно-тематическое планирование 

 по чтению 4 класс (136 часов) 

 

 

 

 

п/п 

 

 

Тема урока 

Основные виды деятельностиобучающихся 

  часы  

По Н.Носову «Скоро в школу». 

Знакомятся с учебником. Беседа "Здравствуй, школа!" Рассматривают иллюстрации. Составляют рассказ по картинке. Знакомятся с произведением. Беседуют по содержанию прочитанного. 

Э.Мошковская «Жил – был учитель».  

Знакомятся с содержанием рассказа. Беседуют о прочитанномЧитают по ролям. 

М.Пляцковский «Чему учат в школе».  

Беседуют о школе. Словарная работа.

Выполняют словесное рисование картинки к тексту. 

Заучивают стихотворение наизусть

По Ю.Ермолаеву «Поздравление».  

Беседуют о школе.

Словарная работа.

Читают слова сложной слоговой структуры способом наращивания. Работают над содержанием прочитанного. 

По Е.Шварцу «Как Маруся дежурила».  

Беседуют о школе. Читают произведение, работают над содержанием прочитанного.

Составляют рассказ о дежурстве в классе. 

По Е.Ильиной «Шум и Шумок».  

Беседуют о школе.

Словарная работа.

Работают над содержанием прочитанного. 

Пересказывают по картинкам.

Составляют правила поведения в классе. 

В.Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок».  

Беседуют о школе. Читают произведение, работают над содержанием прочитанного. 

Работают над выразительным чтением. 

По  Л.Каминскому «Три желания Вити».  

Беседуют о школе. Словарная работа.

Работают над содержанием прочитанного. Выборочное чтение.Работа над основной мыслью произведения. 

В.Берестов «Читалочка».  

Беседуют о пользе чтения. Читают стихотворение выразительно. Заучивают наизусть. 

10 

По М.Бартеневу «Зарубите на носу». 

Беседуют об изобретении письменности, первых печатных книгах. Знакомятся с произведением. Словарная работа. Работают над содержанием прочитанного. 

11 

Загадки. Обобщение по теме: «Школьная жизнь» 

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учебника. 

Объясняют смысл пословиц. 

Иллюстрируютпонравившееся произведение. 

12 

Н.Антонова «Желтой краской кто-то…». 

Беседуют о признаках осени. Рассматривают иллюстрации.

Словарная работа.

Работают по картинке. 

Читают произведение, называют приметы осени.  

Работают над выразительным чтением.  

13 

По Н.Абрамцевой«Осенняя сказка».  

Беседуют о признаках осени. Рассматривают иллюстрации.

Словарная работа.

Работают по картинке. 

Читают произведение, делят текст на части, пересказывают по плану. 

14 

Е.Благинина «Подарки осени». 

Беседуют о признаках осени. Рассматривают иллюстрации.

Словарная работа. 

Называют названия грибов.

Рисование картинки к произведению. 

15 

По Л.Воронковой «Лесные подарки».  

Беседуют о признаках осени.

Рассматривают иллюстрации.

Словарная работа. 

Делят текст на части, пересказывают по плану. 

16 

А.Твардовкий «Лес осенью».  

Беседуют о признаках осени.

 Рассматривают иллюстрацию.

 Словарная работа. 

Читают произведение, работают над выразительностью чтения. 

Рисуют картинку к произведению. 

17 

По В.Путилиной «В осеннем лесу».  

Беседуют о перелётных птицах.

Рассказ учителя о журавле, перепёлке.

Словарная работа. 

Читают вслух, по цепочке

Делятся впечатлениями о прогулке по лесу. 

Рисуют картинку к произведению. 

18 

Н.Некрасов «Славная осень». 

Беседуют о признаках осени.

Словарная работа. Читают произведение, работают над выразительностью чтения. Заучивают

наизусть. 

19 

По Ю.Шиму «Отчего Осень грустна».  

Беседуют о признаках осени. Рассматривают иллюстрации.

Словарная работа. 

Читают произведение, называют приметы осени.

Выборочное чтение. 

Чтение по ролям. 

20 

К.Бальмонт «Осень». 

Рассматривают картины природы ранней и поздней осени.

Сравнивают

пейзажи.

Словарная работа. 

Читают произведение, работают над выразительностью чтения. 

21 

По Ю.Ковалю «Три сойки» . 

Называют признаки поздней осени. Беседуют о жизни птиц в лесу осенью.Словарная работа. Читают произведение, работают над содержанием прочитанного. 

22 

По Н.Сладкову «Холодная зимовка».  

Беседуют о перелётных и зимующих птицах. Словарная работа. Читают произведение, работают надсодержанием.  

23 

А.Плещеев «Скучная картина». 

Рассматривают картины природы ранней и поздней осени. Сравниваютпейзажи. Словарная работа. Читают произведение, работают над выразительностью чтения. Заучиваютнаизусть

24 

По О.Иваненко «Сказка про маленького жучка».  

Беседуют об изменениях в живой природе с наступлением осени. Читают произведение, работают над содержанием. Составляют рассказ по картинкам. 

25 

По К.Ушинскому «Пчелы и мухи».  

Беседуют об изменениях в живой природе с наступлением осени. Читают произведение, работают над содержанием. Работа над интонацией. 

26 

По Г.Граубину «Время листьям опадать».  

Беседуют об изменениях в живой природе с наступлением осени. Читают произведение, работают над содержанием. Составляют рассказ «Как деревья готовятся к зиме». 

27 

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о природе, о временах года. К. Ушинский «Четыре желания». 

Рассматривают подобранные по выбору библиотекаря и учителя книг. 

Знакомят со своей книгой. 

Читают

понравившуюся книгу.  

28 

Загадки. Обобщение по теме: «Время листьям опадать» 

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учебника. Иллюстрируют

понравившееся произведение. 

29 

«Пекла кошка пирожки…» (русскаяпотешка). 

Беседуют об УНТ. Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарная работа.Работают над выразительностью чтения. Заучивают наизусть

30 

«Сенокос». (чешскаяпотешка). 

Беседуют об УНТ. Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Подбирают заголовок (строки из произведения) к картинке. Работают над выразительностью чтения. Разыгрывают сценку. 

31 

По Л.Пантелееву «Карусели».  

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарная работа. Составляют рассказ «Как я катался на карусели». Играют в игру «Карусель». 

32 

По Н.Носову «Прятки».  

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарная работа. Пересказывают по картинкам. Определяют идею произведения. 

 

 

 

п/п 

                     

                    

                      Тема урока 

Основные виды деятельности учащихся 

  часы  

33

Считалки 

Беседуют об УНТ. Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарная работа.Заучивают наизусть. 

34

По М.Булатову «Жмурки».  

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарная работа. Сравнивают игру русскую и белорусскую. Повторяют правила игры в «Жмурки». Играют в игру. 

35

Обобщение по теме:«Делу - время, потехе- час». 

Отвечают на вопросы учебника.Читают понравившееся произведение. Вспоминают изученные игры. Играют в игру. 

36 

По К.Ушинскому «Бодливая корова».  

Беседуют о домашних животных.Чтение и анализ произведения.Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Словарная работа.Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. 

37 

По В.Бирюкову«Упрямый котенок». 

Беседуют о домашних животных.Чтение и анализ произведения.Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Восстанавливают последовательность картинок. Пересказывают по серии картинок. 

38 

По В.Гаранжину«Пушок».  

Беседуют о домашних животных.Чтение и анализ произведения.Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение.Восстанавливают последовательность картинок. Пересказывают по серии картинок. 

39

По Е.Чарушину«Томка».  

Беседуют о домашних животных.Чтение и анализ произведения.Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. 

40 

По Б.Житкову «Охотник и собаки».  

Беседуют о домашних животных.Чтение и анализ произведения.Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. 

41 

По Л.Матвеевой «Чук заболел».  

Беседуют о домашних животных.Чтение и анализ произведения.Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Составляют рассказ «Как нужно ухаживать за щенком». 

42 

Г.Снегирев «Хитрый бурундук».  

Беседуют о диких животных. Чтение и анализ произведения. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Подбирают к картинке название. Пересказ по плану. 

43 

По А.Баркову «Барсучья кладовая». 

Беседуют о диких животных. Чтение и анализ произведения. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Словарная работа. Объясняют название рассказа. 

44 

По А.Дорохову «Гостья».  

Беседуют о диких животных. Чтение и анализ произведения. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Подбирают другое название к рассказу. 

45 

Г.Корольков «Игрушки лисят».  

Беседуют о диких животных. Чтение и анализ произведения. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.Словарная работа. Подбирают заголовок к картинке. Выборочное чтение. 

4 5

По Ю.Дмитриеву «Лиса». 

Беседуют о диких животных. Чтение и анализ произведения. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. 

46 

Внеклассное чтение.стихи и рассказы о животных.  Е.Чарушин"Томкины сны" 

Рассматривают выставку книг.Знакомят со своей книгой. Читаютпонравившуюся книгу. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.  

47

Загадки. Обобщение по теме: «В мире животных». 

Отвечают на вопросы учебника.Отгадывают загадки о животных. 

48 

Г.Ладонщиков «Миша-мастер». 

Беседуют по теме урока. Отвечают на вопросы по содержанию. Объясняют название стихотворения. Словарная работа. 

49 

По Е.Пермяку «Пичугин мост». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарная работа. Определяют идею произведения. 

50 

В.Хомченко «Михаськинсад». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарная работа. Пересказывают по плану. Определяют идею произведения. 

51

По С.Баруздину «Когда люди радуются».  

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарная работа. Пересказывают. Определяют идею произведения. 

52 

По Ю.Ермолаеву «Про каникулы и полезные дела». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарная работа. Пересказывают. Определяют идею произведения. 

53 

Е.Благинина «Котенок». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарная работа. Подбирают к картинкам заглавие. Определяют идею произведения. Работают над выразительностью чтения. 

54 

В.Голявкин «Птичка». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Словарнаяработа. Словесное рисование картинки к тексту.  

55 

Обобщение по теме:«Жизнь дана на добрые дела» 

Отвечают на вопросы учебника. Пересказывают понравившеесяпроизведение. Объясняют пословицы и поговорки о труде. Составляют рассказ «Как я помогаю в школе и дома». 

56 

По Л.Воронковой «Снег идет».  

Беседуют  о признаках зимы. Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Устанавливают причинно-следственные связи. Рисуют снежинку. 

57-58 

А.Слащев «Снегурочка».  

Рассказ учителя о сказочных персонажах: Снегурочке и Дедушке Морозе. Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение.Словарная работа. Устанавливают причинно-следственные связи.Подбирают заглавие к каждой части сказки. Пересказывают по картинкам. 

59 

И.Суриков «Зима». 

Беседуют о зимней природе. Слушают чтение учителя. Первичное восприятие. Анализируют содержаниестихотворения. Выразительно читают.  

60 

С.Маршак «Декабрь». 

Беседуют о зимних месяцах. Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарная работа. Работают над выразительностью чтения. Заучиваютнаизусть

61-62 

По В.Сутееву «Елка». 

Беседуют  о празднике. Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение. Пересказывают по плану и картинкам. 

63

По Л.Клавдиной «Вечер под Рождество». 

Беседуют  о празднике. Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение. Выборочное чтение. 

 

 

 

 

п/п 

                     

                    

                      Тема урока 

Основные виды деятельности учащихся 

  часы  

64 

М.Садовский «Где лежало спасибо ?» 

Беседуют  о признаках зимы.Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. 

65-66 

По Н.Носову «На горке». 

Беседуют  о зимних играх и забавах.Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение.Анализируют поступок героя, дают ему характеристику. Пересказ по картинкам. 

67-68 

«Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка). 

Беседуют  о УНТ. Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение. Выборочное чтение.Пересказывают по картинкам. 

69

А.Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились». 

Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. 

70

П.Головкин «Зимняя сказка».  

Беседуют о детских играх и забавах зимой. Слушают чтение учителя. Выборочное чтение. Пересказывают по картинкам. Работают над идеей произведения. 

71-72 

Г.Скребицкий «Митины друзья».  

Беседуют о жизни животных зимой в лесу. Слушают чтение учителя. Словарная работа. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. Рассказывают по картинкам. 

73 

В.Бирюков «Снежнаяшапка». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарнаяработа. Работают над выразительностью чтения. 

74 

По А.Тумбасову «В шубах и шапках».  

Беседуют о природе зимой. Слушают чтение учителя.  Словарная работа. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. Рассказывают по картинкам.Подбирают заголовок к рассказу. 

75 

Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором». 

Знакомятся с содержанием. Читают и анализируют произведение. Словарная работа. Работают над выразительностью чтения. Заучиваютнаизусть

76 

По В.Бианки «Находчивый медведь». 

Беседуют о диких животных медведях, их образе жизни. Слушают чтение учителя.  Словарная работа. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. Отвечают на вопросы учебника. 

77 

По А.Спирину «Зимние приметы». 

Знакомятся с произведением. Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. Отвечают на вопросы учебника. 

78 

Загадки. Обобщение по теме: «Зима наступила» 

Отгадывают загадки о зиме. Отвечают на вопросы учебника. Пересказывают понравившееся произведение.Объясняют пословицы и поговорки по теме. Составляют рассказ по серии картинок. 

79-80 

По Н.Носову «Как Винтик и Шпунтиксделали пылесос». 

Беседуют о творчестве писателя. Знакомятся с книгой Н.Носова «Приключения Незнайки» Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Словарная работа.Отвечают на вопросы учебника. 

 2

81 

Г.Остер «Одни неприятности».  

Беседуют о творчестве писателя. Знакомятся с книгой Г.Остера«Котёнок по имени Гав» Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Словарная работа. Отвечают на вопросы учебника. 

 1

82 

М.Пляцковский«Однажды утром».  

Беседуют о творчестве писателя. Рассматривают выставку книг. Читаюти анализируют произведение.Выборочное чтение. Словарная работа. Пересказывают по плану. 

 1

83 

В.Бирюков «Почему комары кусаются».  

Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Словарная работа.Рассказывают сказку по картинкам. 

 1

84 

С.Маршак «Вот какой рассеянный». 

Беседуют о творчестве писателя.Читают и анализируют произведение.Словарная работа. Отвечают на вопросы учебника. Учатся находить смешное в содержании текста. 

 1

85 

По О.Кургузову «Две лишние коробки».  

Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Словарная работа. Анализируют поступок героя. 

 1

86 

Внеклассное чтение: «Смешные истории»."Затейники" Н.Носов. 

Рассматривают выставку книг. Знакомят с книгой, иллюстрациями.Пересказывают содержание прочитанного. Анализ читательских дневников. 

 1

87 

Г.Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Обобщение по теме: «Весёлые истории» 

Отгадывают загадки. Отвечают навопросы учебника. Пересказывают понравившееся произведение.Отгадывают произведение по иллюстрации. 

 1

88 

В.Алферов «Март». 

Беседа о признаках весны. Слушают чтение учителя. Составляют рассказ по картинке. Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа.Объясняют народные приметы. 

89-90 

По М.Фроловой «Восьмое марта». 

Беседа о празднике. Составляют рассказ по картинке. Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Словарная работа.Рисуют открытку к 8 Марта. 

91 

Е.Благинина «Забота». 

Беседа о членах семьи. Слушают чтение учителя. Составляют рассказ по картинке. Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа.Работают над идеей произведения. 

92 

По А.Соколовскому «Бабушкина вешалка». 

Беседа о том, как дети помогают по дому. Читают и анализируют произведение. Дают характеристику герою. Озаглавливают рассказ. 

93 

По В.Бианки «Последняя льдина». 

Беседа о признаках весны. Читают и анализируют произведение. Объясняют значение трудных слов. Выборочное чтение. Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости. 

94 

А.Плещеев «Весна». 

Беседа о признаках весны. Читают и анализируют произведение. Работают над выразительным чтением.Заучивают наизусть. 

95 

По А.Баркову «Скворцы прилетели». 

Беседа о перелётных птицах. Читают и анализируют произведение.Пересказывают по картинкам. Составляют рассказ по своим впечатлениям. 

96 

По Э.Шиму «Всему свой срок». 

Беседа о признаках весны. Читают и анализируют произведение. Читают по ролям. Подбирают строки из сказки к картинкам. Объясняют значение трудных слов. 

97 

И.Никитин «Полюбуйся, весна наступает». 

Беседуют  о признаках весны.Знакомятся с произведением. Анализируют содержание. Составляют описательный рассказ о весне.Работают над выразительностью чтения. Заучивают наизусть. 

98 

По Ю.Ковалю «Весенний вечер».  

Беседа о признаках весны. Читают и анализируют произведение. Объясняют значение трудных слов. Составляют рассказ по своим впечатлениям. 

99 

По Ю.Дмитриеву  «Опасная красавица». 

Читают и анализируют произведение.Выборочное чтение. Объясняют значение трудных слов. Составляют рассказ по своим впечатлениям. 

100 

Загадки. Обобщение потеме: «Полюбуйся, весна наступает» 

Отгадывают загадки. Отвечают навопросы учебника. Пересказывают понравившееся произведение.Объясняют пословицы и народные приметы о весне. 

101-102

103 

«Хаврошечка». Русская народная сказка.  

 

Беседуют о русском народном творчестве. Читают и анализируют содержание сказки.  Словарная работа. Дают характеристику героям сказки. Выборочное чтение. Пересказ сказки. 

 

 

 

 

п/п 

                     

                    

                      Тема урока 

Основные виды деятельности учащихся 

  часы  

104-105

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская народная сказка. 

 

Беседуют о русском народном творчестве. Читают и анализируют содержание сказки.  Словарная работа. Дают характеристику героям сказки. Работают над основной мыслью произведения. Пересказывают по картинкам. 

106 

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый». 

 

Беседуют  об авторских сказках.Знакомятся с произведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения.Заучивают наизусть. 

107-108

По Ш.Перро «Подарки феи».  

Беседуют  об авторских сказках.Знакомятся с произведением. Анализируют содержание. Объясняют значение трудных слов и выражений. Рассказывают по плану. 

109 

Братья Гримм «Горшочек каши». 

 

Беседуют  об авторских сказках.Знакомятся с произведением.Анализируют содержание.Пересказывают. 

110 

По В.Порудоминскому«Наши сказки». 

Беседуют  о сказках. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Словарная работа. Выборочное чтение. 

111

Внеклассное чтение. Моя любимая сказка. 

Рассматривают выставку книг. Знакомят с книгой, иллюстрациями.Пересказывают содержание прочитанного. Анализ читательских дневников. 

112

Обобщение по теме: «В мире волшебной сказки» 

Отвечают на вопросы викторины.Пересказывают понравившиеся сказки.Отвечают на вопросы учебника. 

113 

М.Ильин «Царь - колокол».  

Беседуют  о стране, о столице.Знакомятся с произведением.Словарная работа. Выразительно читают. Отвечают на вопросы учебника. Рассказывают о своих впечатлениях. 

114

С.Васильева «Город на Неве». 

 

Беседуют по теме урока. Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника.  

115

Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле». 

 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

116

С.Вербова «Сочинение на тему». 

 

Беседуют по теме урока. Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника. Работают над идеей произведения. 

117 

По Л.Кассилю «Какое это слово?». 

 

Беседуют по теме урока. Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника. Устанавливают простейшие причинно-следственные связи. 

118

По Б.Никольскому «Главное Дело». 

 

Беседуют по теме урока. Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника. Устанавливают простейшие причинно-следственныесвязи. 

119 

А.Усачев «Защита». 

 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

120

По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все». 

 

Беседуют по теме урока. Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника. Устанавливают простейшие причинно-следственные связи. 

121 

Т.Белозеров «День Победы». 

Беседуют  о Дне Победы. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

 

122 

Обобщение по теме:«Родная земля» 

Отвечают на вопросы учебника.Пересказывают понравившееся произведение. Объясняют пословицы. 

123

С.Козлов «Ливень».  

Беседуют  о признаках лета.Знакомятся с произведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

124

Г.Граубин «Тучка». 

 

Беседуют  о признаках лета.Знакомятся с произведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

125-126-127 

Н.Павлова «Хитрый одуванчик». 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Пересказывают. 

128 

Е.Благинина «Одуванчик» 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

129-130

По А.Дорохову «Встреча со змеей». 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника. Пересказывают поплану. 

131 

А.Бродский Летний снег». 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Работают надвыразительностью чтения. 

132 

В.Голявкин «После зимы будет лето» 

Знакомятся с произведением.Словарная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учебника. Пересказ близкий к тексту. 

133 

О.Тарнопольская«Хозяюшка» 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Работают над выразительностью чтения. 

134

По А. Спирину «Летние приметы» 

Беседуют по теме урока. Знакомятся спроизведением. Анализируют содержание. Объясняют приметы. Выборочное чтение. 

135-136

Обобщение по теме:«Лето пришло» 

Отвечают на вопросы учебника.Отгадывают загадки. Пересказывают понравившееся произведение.Объясняют пословицы. 

2

 

 

Учебно-методическое обеспечение 

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект:  

1.Чтение 4 класс. Учебник   для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  В 2 частях .  /авт.-сост. С.Ю.Ильина  А.А. Богданова. – 4-е изд.  - М.: «Просвещение», 2017 ч.3. Пособие для учителя.   

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011. 

 

Материально-технические оснащение учебного процесса 

  1. Разрезная азбука                                                                                          
  1. Звуко-буквенная лента 
  1. Слоговые карточки. 
  1. Набор «Буквы»   
  1. Презентации. 
  1. Документкамера 
  1. Проектор. 
  1. Художественная литература для внеклассного чтения 
  1. Иллюстрации по темам: Времена года, животные, растения, птицы, профессии, школа и др. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению (5 класс)

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по чтению (7 класс)

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по чтению (8 класс)

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная образовательная программа по чтению 5 класс школы для обучающихся с ОВЗ

Адаптированная рабочая учебная программа индивидуального обучения на дому по учебному предмету «Чтение» составлена на основании нормативно-правовых документов....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому) составлена на основе Прграммы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...

Адаптированная рабочая программа по чтению 5 класс

Адаптированная  рабочая программапо учебному предмету «Чтение»для обучающегося 5 класса для детей с ОВЗ,находящегося  на индивидуальном обучении...

Адаптированная рабочая программа по чтению 6 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающего 6 класса...