Конспект внеклассного мероприятия М.В.Исаковский 8 класс
план-конспект занятия (8 класс)

Зыбенкова Надежда Викторовна

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством М.В. Исаковского;
2. Развивать мышление и речь, формировать навыки выразительного чтения;
3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_m.v.isakovskiy_-_poet-pesennik.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «М.В.Исаковский – поэт-песенник»

 Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством М.В. Исаковского;
    2. Развивать мышление и речь, формировать навыки выразительного чтения;
    3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ.

Форма проведения: устный журнал.

Класс: 8 «Б». Учитель Зыбенкова Н.В.

Оборудование: портрет М.В.Исаковского, выставка сборников стихов поэта, аудиозаписи песен на слова Исаковского, на партах тексты стихотворений, презентация.

Ход урока

Страница первая “Я вырос в захолустной стороне …”

Аудиозапись.

Я вырос в захолустной стороне,
Где мужики невесело шутили,
Что ехало к ним счастье на коне,
Да богачи его перехватили.

Я вырос там, где мой отец и дед
Бродили робко у чужих поместий,
Где в каждой хате – может, тыщу лет
Нужда сидела на почетном месте.

Я вырос там, среди скупых полей,
Где все пути терялися в тумане,
Где матери, баюкая детей,
О горькой доле пели им заране.

Клочок земли, соха да борона –
Такой была родная сторона.
И под высоким небом наших дней
Я очень часто думаю о ней.

Я думаю о прожитых годах,
О юности глухой и непогожей,
И все, что нынче держим мы в руках,
Мне с каждым днем становится дороже.
 

Учитель: Эти строки принадлежат нашему земляку, известному поэту Смоленщины Михаилу Васильевичу Исаковскому. Исаковский родился 20 января 1900 года в деревне Глотовке Ельнинского уезда Смоленской губернии фамилия его отца была Исаков. Старший брат будущего поэта, имевший отношение к волостному правлению, удлинил фамилию для большей солидности. Родители поэта были бедняками из бедняков. Михаил был предпоследним, двенадцатым ребенком. Он много работал дома и в поле, помогал старшим. Грамоте выучился с помощью отца, который будучи “почтарем” нередко привозил домой газеты и журналы, привлекавшие внимание пытливого и любознательного мальчика.

Осенью 1910 года Михаил идет в школу, во второй класс. Уроки посещал охотно, но иногда приходилось оставаться дома, потому что нечего было надеть. Была еще одна тяжёлая причина: с семилетнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за второй класс, и Михаил стал заниматься дома.

(Чтение стихотворения “Детство” по ролям.)

Детство

1.

Давно это, помнится, было со мною, –
В смоленской глухой стороне,
В поля, за деревню, однажды весною
Пришло моё детство ко мне.

Пришло и сказало: – Твои одногодки
С утра собрались у пруда,
А ты сиротою сидишь на пригорке,
А ты не идёшь никуда.

Ужели ж и вправду тебе неохота
Поплавать со мной на плоту,
Ручей перепрыгнуть с разбегу, с разлёту,
Сыграть на лужайке в лапту;

На дуб, на берёзу вскарабкаться лихо
Иль вырезать дудку в лесу?..
– Мне очень охота, – ответил я тихо, –
Да, видишь, свиней я пасу.

Такое они беспокойное племя,
Что только гляди да гляди.
И бегать с тобой, понимаешь, не время, –
Ты как-нибудь после приди...

2.

Пришло моё детство, пришло золотое
Июльской порою ко мне,
И так говорит, у завалинки стоя:
– Ты, что же, – опять в стороне?

Наверно, забыл, что поспела малина,
Что в лес отправляться пора?
Наверно, не знаешь – какого налима
Ребята поймали вчера?..

– Я знаю, – со вздохом сказал я на это, –
Да только уйти не могу:
Все наши работают в поле с рассвета,
А я вот избу стерегу.

Двухлетний братишка со мною к тому же, –
Не смыслит ещё ничего:
Уйдёшь – захлёбнется в какой-нибудь луже
Иль бык забодает его.

И куры клюют огурцы в огороде, –
Хоть палкой их бей по ногам!
Сгоню их – они успокоятся вроде,
А гляну – опять уже там...
Так я говорил – деловито, печально,
Желая себя оправдать...
И, палочкой белой взмахнув на прощанье,
Ушло моё детство опять.

3.

Пришло оно снова холодной зимою
В наш бедный нерадостный дом,
Взяло меня за руку жаркой рукою:
– Идём же, – сказало, – идём!

Могу я придумать любую забаву,
Любую игру заведу:
С тобою мы вылепим снежную бабу
И в бабки сразимся на льду;

На санках с горы пронесёмся, как ветер,
Сыграем с друзьями в снежки...
– Мне б очень хотелось, – я детству ответил,
Да руки, видать, коротки.

Ты разве забыло, что нынче – не лето,
Что не в чем мне выйти за дверь?
Сижу я разутый, сижу я раздетый,
И нет у нас хлеба теперь.

Ты б лучше весной... – попросил я несмело, –
Тогда и в рубашке тепло... –
Безмолвно оно на меня посмотрело
И, горько вздыхая, ушло.

Ушло моё детство, исчезло, пропало, –
Давно это было, давно...
А может, и вовсе его не бывало
И только приснилось оно.

Учитель: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была “Просьба солдата”, напечатанная в московской газете “Новь”. Так уже подростком будущий поэт приобрёл первую публикацию.

Страница вторая «По ступеням времени».

Учащийся: В 1921 году Исаковский переехал в Смоленск и сразу издал маленькие книжки стихов: “По ступеням времени”, “Взлёты”, “Борьба с голодом”, “Боевые лозунги дня”, “Четыреста миллионов”. В стихах, вошедших в эти первые сборники, Исаковский писал о трудовых буднях советских людей. Но автору явно не хватало художественного мастерства. В ряде случаев стихи были риторичны, отвлечены и несовершенны по форме.

Сам Исаковский считал, что нашёл свой путь в поэзии в 1924 году. Именно с этого времени больше всего на страницах “Рабочего пути”, но иногда и в Москве, стали появляться стихотворения, составившие позже костяк книги “Провода в соломе”. Название книги содержит незамысловатый образ. Солома здесь представляет традиционную деревню, а провода представляют советскую власть, которая пришла в деревню после революции и принесла ей электричество, новую жизнь.

Чтение стихотворения “Родное”.

 Второй учащийся: Со второй половины 30-х годов Исаковский становится одним из популярных и любимых в народе поэтов. С 1935 года он переводит стихи белорусских и украинских поэтов (Я.Купалы, М. Богдановича, Я. Коласа, а также Т. Шевченко, И. Франко). Поэт перевёл для театра пьесу Леси Украинки “Лесная песня” .

Раньше других вспоминается имя Исаковского , когда речь заходит о поэзии периода Великой Отечественной войны. Не имея возможности по здоровью принять участие в войне с оружием в руках, он всю страсть своей души, всю свою неизбывную ненависть к врагу, посягнувшему на советскую землю, вложил в свои стихи, подчинив их единой цели – победе над врагом. Он нашел те именно слова, которые укрепляли нравственные силы фронтовиков. Стихи приравнивались к оружию.

В годы войны Исаковский разрабатывает тему притяжения родной земли, главном источнике духовной силы человека.

Аудиозапись. Стихотворение “Наказ сыну”.

Мой сын родной! Прильни к земле скорей,
Услышь
Слезами залитое слово.
Мой сын родной! У матери твоей
Теперь – ни хлеба, ни земли, ни крова.
Пришли они, как чёрная чума,
Пришли
И кровью нашей умывались,
Угнали скот и подожгли дома,
Над старым и над малым надругались…
Услышь, мой сын, и первым будь в бою, –
Круши, карай неистовую силу! –
За всех за нас, за Родину свою,
За эту безответную могилу.
Уничтожай поганое зверьё,
Пали огнём, дави его машиной! –
И в том благословение моё,
Которое навеки нерушимо.
“Наказ сыну” 1941.

 Третий учащийся: В ряде произведений военных лет то и дело встречаются приметы “малой родины”. Отчасти это связано с тем, о чём Исаковский говорил: “Для того, чтобы писать, я должен был ясно представлять себе то, что происходит, где происходит и как происходит. И – это понятно – я каким-то внутренним зрением прежде всего видел те места, которые знал с детских лет. И всё, что касалось войны (то есть, бои, походы, привалы), я в своём воображении переносил, естественно, на те места, которые знал, которые мне были близки и дороги”.

Чтение стихотворения “Освободителям Ельни”.

Четвертый учащийся. Радостью наполнялось сердце поэта при известии об освобождении городов и деревень родной Смоленщины. Была радость, но была и неизбывная горечь: города и сёла лежали в руинах, всюду были видны следы неслыханных разрушений. Не высохли слёзы матерей, сестёр…Война еще продолжалась. И в них остаётся прежний мотив: призыв к мести врагу

Поэзия Исаковского военных лет была, как воздух, нужна людям. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Стихи и песни поэта послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: “Славься, Россия!”, “Пробилась зелень полевая…”

Страница третья “Смоленский соловей России”.

 Пятый учащийся: С середины 1930-х годов Исаковский приобретает широкую известность как поэт-песенник. Его стихи и песни звучат по всей стране. Стихотворение “Вдоль деревни” стало первой широко известной песней.

“Однажды (было это в 1934 году или 35-м году), – вспоминал Исаковский в автобиографии, – в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён. Это была песня “Вдоль деревни”.

Аудиозапись.

Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, –
Мы такого не видали никогда;
Нам такого не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого – звезда под потолком.
Небо льётся, ветер бьётся всё больней,
А в деревне – частоколы из огней,
А в деревне и веселье и краса,
И завидуют деревне небеса.
“Вдоль деревни” 1925.

Шестой учащийся: Очень многие стихи Исаковского, положенные на музыку В. Захаровым, М. Блантером, И. Дунаевским стали известными песнями. Песни военной поры – настоящая летопись войны. Среди них “До свиданья города и хаты”, “Ой, туманы мои, растуманы…”, “В прифронтовом лесу”, “Враги сожгли родную хату”, “Огонек”. Они летели ласточками на фронт и поднимали дух бойцов, поддерживали друзей, родных погибших. Поэзия Исаковского военных лет была, как воздух, нужна людям. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

 Седьмой учащийся: Необычайную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня “Катюша”. Созданная в 1938 году в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. В те мирные, но уже пахнущие порохом времена “Катюша” была самой популярной из всех песен. Сам Исаковский вспоминал о написании “Катюши” в книге “О поэтах, о стихах, о песне”: “Стихи, ставшие впоследствии песней под названием “Катюша”, я начал писать в начале 1938 года… весной – в самом конце апреля или в начале мая – по каким-то делам я поехал в редакцию “Правды”. Там… впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером… Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно бы написать музыку. Я вспомнил про начатую “Катюшу”… Вскоре Блантер написал музыку, а Исаковский, следуя совету композитора, закончил стихи песни. “Катюша” очень точно выразила свое время, о котором М.Исаковский писал: “Время тогда было тревожное. Мы как бы предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти… по этой причине тема Родины, тема защиты её была самой важной. … и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне”.

Аудиозапись  песни “Катюша”.

Страница четвёртая“Каким ты был, таким ты и остался”.

Учитель. Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: “Летят перелётные птицы…”, “Песня о Родине”, “Славься, Россия!”, “Пробилась зелень полевая…”, “Ой, цветёт калина…”, “Каким ты был” и другие.

Звучит песня “Каким ты был”.

В статье “О “секрете” поэзии” М.Исаковский писал: “быть в поэзии по-настоящему оригинальным и самобытным, не похожим на других, – это прежде всего значит оставаться самим собой… Это значит проявить в поэзии те человеческие чувства, те духовные силы, которые в тебе заложены.”. Исаковский был предельно искренен в своих стихах. Он бесконечно верил в то, о чём писал. И не смог бы писать иначе. Он писал – как жил. И жил – как писал: широко, открыто, талантливо.

Аудиозапись. Стихотворение “В дни осени”.

Учитель. В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не “облетает цвет” с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песня, и любовь народа к своему великому поэту не пройдёт никогда.

Памятник поэту-песеннику, Герою Социалистического труда, дважды Лауреату Государственной премии М. Исаковскому в Смоленске установлен к 100-летию со дня рождения поэта в январе 2000 г. (открыт 19.I.2000).

Скульптор – народный художник РФ А. Сергеев. Работу над образом поэта скульптор начал в 1989 г. В 1996 г. на Всероссийской выставке показал композицию “М.В.Исаковский”, выполненную в дереве. Эта скульптура легла в основу памятника.

На невысоком постаменте стоит молодой поэт, слегка прислонившись к дереву – своему ровеснику, рука бережно лежит на его стволе. Дерево – символ природы, которую так любил и воспевал поэт.

Автор стремился подчеркнуть главное качество поэта – его пронзительный лиризм.

По словам А.Г.Сергеева, “Исаковский любил Смоленщину и свою родную деревню Глотовку, в которую приезжал при малейшей возможности, чтобы пройтись по ее окрестностям. Именно в момент пребывания поэта на родине мне и хотелось его представить”.

Памятник установлен на тенистом тихом бульваре с широкой аллеей (ул. Октябрьской революции посередине между улицей Дзержинского и Николаева) у Дома работников просвещения, где до революции была гимназия Воронина, в которой учился М. Исаковский.

За литературную работу поэт был награжден четырьмя орденами Ленина и Золотой медалью "Серп и молот" Героя Социалистического Труда, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета", был лауреатом двух Государственных премий первой степени.

Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не всё сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснётся рукой:
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.

Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!

Итог урока. Учащиеся отвечают на вопросы:

- С чем я сегодня уйду с урока?

- Что нового узнал? О чем задумался впервые?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.В Исаковского (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

План – конспект внеклассного  мероприятия  по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...»  Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Конспект внеклассного мероприятия «Устаревшие слова» (6 класс)

Данная разработка поможет провести внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие слова"....

План-конспект внеклассного мероприятия для 5-ого класса

План проведения праздника « Women`s Day» 5-ом классе...

Конспект внеклассного мероприятия в 7-8 классе "Все начинается с любви…"

Тема: «Все начинается с любви…»Интегрированное мероприятие с включением музыкальных и литературных композиций. Посвящено празднику День святого Валентина....