Инновационная программа курса внеурочной деятельности "Первая проба пера"
элективный курс по литературе (9, 11 класс)

Гарькавская Ольга Геннадьевна

Сегодня в мире информационных технологий и технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе –к гуманитарным ценностям в целом. Обучающиеся используют  сленговые выражения, пиктограммы, что приводит к снижению качества устной и письменной речи.

Кроме того, изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку (итоговое собеседование и итоговое сочинение) заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности обучающихся старших классов. Именно поэтому программа курса внеурочной деятельности «Первая проба пера» является особенно актуальной.

Курс предполагает систематическое изучение текстов художественной литературы и публицистики, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи филологического образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную  работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств,  на воспитание читающего, грамотного гражданина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervaya_proba_pera_.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Программа филологического курса внеурочной деятельности  «Первая проба пера»

 учителя русского языка и литературы

Гарькавская О.Г.

Пояснительная записка

Сегодня в мире информационных технологий и технического прогресса, всеобщей компьютеризации, связи с Интернетом наблюдается значительный спад интереса к книге, к художественной литературе –к гуманитарным ценностям в целом. Обучающиеся используют  сленговые выражения, пиктограммы, что приводит к снижению качества устной и письменной речи.

Кроме того, изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по литературе и русскому языку (итоговое собеседование и итоговое сочинение) заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности обучающихся старших классов. Именно поэтому программа курса внеурочной деятельности «Первая проба пера» является особенно актуальной.

Программа является многоаспектной. Составлена на основе программы Н.Н.Глебовой «Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Современная литература» («Профильное образование). Сборник элективных курсов. Литература 10-11классы. Составитель Г.М.Вялых.

Курс предполагает систематическое изучение текстов художественной литературы и публицистики, знакомство с новинками современной литературы, публицистики. Разнообразие форм подачи материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и его результативность, позволяет активизировать деятельность учащихся и самого учителя. Данная программа помогает решать задачи филологического образования, связанные как с читательской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией литературы, она направлена на совместную  работу ученика и учителя, совместную работу ума, воли, чувств,  на воспитание читающего, грамотного гражданина.

Отбор произведений подчинен этим задачам, а также помогает учащимся успешно принимать участие в предметной олимпиаде по русскому языку и литературе, сдавать государственные экзамены по русскому языку и литературе в различных формах.

Особенностью текстов, включённых в программу, является то, что по жанровой природе это очерки, рассказы и небольшие повести, стихотворения. Такие произведения удобны для текстуального анализа. Программа допускает сокращение или увеличение материала.

В программе указано примерное распределение учебного времени по блокам, однако на занятиях возможно варьирование материала: углубление, сокращение и их замена, использование освободившегося времени на различного рода практические литературные работы, встречи, поездки и т.д.

Учащимся рекомендовано вести тетрадь «Мудрые мысли писателя, высказывания и цитаты из произведений».

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий и других форм.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 9-11 класса.

Цель: становление духовного мира ученика, создание условий для непрерывного совершенствования и развития творческих возможностей обучающихся старших классов, формирование навыка глубокого смыслового чтения.

Задачи программы:

  • воспитать читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки;
  •  развивать  творческие способности учащихся через  разные формы работы с текстом;
  • подготовить учащихся к более качественному выполнению творческой части  экзаменов по русскому языку и литературе;
  • повысить качество публичных выступлений на разных ученических конкурсах, конференциях.

Общая характеристика курса

Содержание занятий включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам – русскому языку и литературе, но и знакомит учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения материала, выходящего за рамки школьной программы.

              Особенности ведущих форм, методов и средств обучения

Формы обучения, используемые в процессе работы с учащимися, могут быть как академическими, так и инновационными: лекционные занятия, практикумы, моделирование учебных ситуаций, работы с заданиями тестового характера, выполнение творческих работ индивидуального и группового характера и т.п. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, творческие конкурсы, развивающие самостоятельность и инициативу учащихся. Эффективным средством обучения будет являться и применение групповых технологий как способа развития учащихся, пробы их сил, активного накопления опыта и адаптации к среде.

Основные виды деятельности учащихся

 В освоении  материала формы организации работы учащихся должны носить деятельностный характер, практический, что позволит совершенствовать общеучебные умения  учащихся, формировать коммуникативную компетенцию, усиливать мотивацию и способствовать овладению словом. Это обсуждение, дискуссия, запись и анализ собственных высказываний, выступлений; подготовка публичных выступлений, сообщений, докладов; работа с текстами, словарями, создание собственных и рецензирование чужих текстов и т.д.

Формы занятий:

-групповые;

-индивидуальные.

Основной формой работы является учебное занятие, которое включает теоретическую и практическую часть.

Дополнительные формы занятий:

- свободная творческая дискуссия;

- выполнение творческих заданий;

- практическая работа.

Методы:

-словесный;

-исследовательский;

-наглядно-демонстрационный;

-проблемный.

Межпредметные связи:

-русский язык;

-литература;

-история;

-живопись, музыка;

-английский, немецкий, украинский языки.

Внутрипредметные связи:

-история развития литературы;

-теория литературы.

Место занятий в учебном плане

  В 9-11 классах учащиеся обязаны сделать выбор - продолжить обучение в средних или высших учебных заведениях  или получить рабочую  специальность. Курс  «Первая проба пера» нацелен на оказание помощи выпускникам основной школы и средней школы, решивших связать свою жизнь с филологическими специальностями или с журналистикой. Он содержит разделы, изучение которых способствует приобретению знаний и навыков, необходимых для решения практических, жизненных задач, возможности повышения образовательного и культурного уровня и продвижения на рынке труда, подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в 9-11 классах по русскому языку и литературе.  

Содержание курса

Раздел 1.  Школьное сочинение как один из видов самостоятельной творческой деятельности. Жанры школьных сочинений. Основные требования к сочинению. Сочинения в жанре дневника или писем.
Сочинения от лица одного из персонажей произведения. Сочинения по драматическим произведениям. Нетрадиционная форма сочинения при традиционной формулировке темы. Схемы — анализы прозаического произведения, лирического произведения. Анализ эпизода эпического произведения. Сочинение на тему нравственно-этического, философского характера. Анализ лирического произведения. Сочинения в жанре литературно-критической статьи. Тема и основная мысль сочинения, заглавие. Способы раскрытия основной мысли. Эпиграф. Собирание и систематизация материала для сочинения: простой и сложный план; тезисы и конспекты; цитаты, ссылки, их оформление; собирание материала по литературным источникам; аннотация. Технология написания сочинения. Вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое); заключение, виды. Типы сочинений по видам анализа художественного произведения: индивидуальная характеристика героев,  сравнительная характеристика героев; групповая характеристика героев,  общий анализ литературного произведения; анализ нескольких литературных произведений, анализ эпизода литературного произведения; образ автора, проблемно-обобщающий анализ литературного произведения. Классификация ошибок. Критерии оценок. Условия успешной подготовки к сочинению. Влияние работы с учебниками на качество сочинений.

  Раздел 2.  Создание прозаического текста.

Литературное творчество и творческая деятельность. Виды творчества. Творческий продукт. Малые жанры фольклора и современные речевые жанры. Считалка как малый жанр фольклора. История происхождения считалки. Роль считалки в старину и в наши дни. Многообразие русской считалки. Речевые клише, характерные для считалок. Рифмованный характер считалок. Загадка как жанр фольклора. Значение загадки в быту и практике наших предков. Тематические группы загадок. Способы построения загадки. Метафора и сравнение. Образность. Переносный смысл слова. Скороговорка и её значение в жизни человека. Народные и авторские скороговорки. Особенности жанра. Небылица. Принципы и приёмы создания небылиц. Каламбур как составная часть небылицы. Рекламный ролик как жанр современного речевого творчества. Характерные признаки рекламного объявления. Структура рекламного объявления. Рассказ. Виды рассказа по типу речи (повествование, описание, рассуждение). Особенности повествования как типа речи. Структурные компоненты повествования. Отличительные особенности описания как типа речи. Прилагательные как средства описания. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Структура текста-рассуждения. Тезис, аргументы, вывод. Особенности жанра «дневниковая запись», эпистолярного жанра. Сказка и её виды. История возникновения жанра «сказка». Народные и авторские сказки. Сказки русских писателей, сказки народов мира. Сказки о животных (анималистические), их характерные признаки. Аллегория. Бытовая сказка, её признаки, герои, события. Бытовая сказка и народная мудрость. Дидактизм бытовых сказок. Волшебная сказка. Волшебные герои, предметы, ситуации. Структурные компоненты волшебных сказок. «Штампы» на уровне сюжета, персонажей, языка. Идейное содержание волшебной сказки.

Раздел 3. Создание поэтического текста.

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Стили речи. Художественный стиль.  Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Создание стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета). Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс Работа над выпуском газеты «Донцы». Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, юбилею школы, памятным датам). Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"). Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной. Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность). Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему. 

Раздел 4. Создание публицистического текста.

Жанры журналистики и их особенности. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Результаты освоения материала занятий и система их оценки

  В результате  изучения курса учащиеся должны  уметь:

  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • составить конспект критической или литературоведческой статьи;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.
  • создавать прозаические, поэтические и публицистические тексты разных жанров.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Изучение курса обеспечивает:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;

-  развитие литературного вкуса;

-  осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;

-  способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

Ожидаемые результаты

Занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, использовать литературоведческие термины при написании сочинений разных жанров, анализировать литературное произведение. Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь.  Учащиеся должны самостоятельно создавать и совершенствовать собственные творческие работы. Повышение  духовной  культуры учащихся. Творческие задания, диалоги, исследования стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формируют творческую личность учащихся.

Формы итогового контроля по освоению программы.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

1)текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

2)промежуточный (проводится в форме тестов и практических работ);

3)итоговый (в конце курса, проводится в форме тестов и практических работ ).

Печень методического обеспечения

Интернет - издания

  1. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
  2. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
  3. http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)
  4. http://www.poezia.ru/ (поэзия)
  5. http://www.uroki.net/ (уроки, сценария)
  6. http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека)
  7. http://www.k uroku.ru (опыт учителей)
  8. http://newlit.ru/ (новая литература)

Учебная литература

  1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
  2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
  3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
  4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
  5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». – «Просвещение», М., 2000.
  6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11 класс». – «Дрофа», М., 2002.
  7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
  10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
  11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
  12. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
  13. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
  14. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
  15. В мире литературы. Пособия с 7-11 класс. М., Дрофа, 2018 г.
  16. Литература. Нестандартные уроки 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2017.
  17.  Сборник элективных курсов. Литература 10-11 классы. Составитель Вялкова Г.М. Волгоград: Учитель -2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа литературно-творческой студии "Проба пера"

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес к литературному творчеству: проза, стихи, публицистика....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проба пера"

Рабочая программа для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...

Программа внеурочной деятельности"Проба пера"

Программа внеурочной деятельности по литературе "Проба пера"...