Программа внеурочной деятельности"Проба пера"
рабочая программа (7 класс)

Программа внеурочной деятельности по литературе "Проба пера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subrakova_e.v._proba_pera.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ

«Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова»

Рекомендована:

Учебно-методическим советом

Протокол № 1

«29» августа 2019

Утверждена

приказом ГБОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова

от «31» августа 2019 № 154

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса «Проба пера»

Направление: духовно-нравственное  для 7-х классов

Составитель рабочей программы

Субракова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

г. Абакан 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Программа  «Проба пера» направлена на реализацию идеи   того, что большая  роль в формировании «портрета выпускника основной школы» (любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;  осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и т.д.) принадлежит литературе. Она,  как и русский язык, основа современного школьного образования, формирующая самосознание  народа и отдельной личности, средство сохранения и передачи исторического опыта поколений.

Новизну дополнительной общеобразовательной программы «Проба пера» определяет  понимание того, что формирование и воспитание полноценной личности возможна на основе знания и принятия  нравственных и эстетических традиций русской и хакасской культуры.

Актуальность программы. В 2012  опрос, проведенный Российской  государственной  детской  библиотекой, показал, что много читают всего 24% школьников. Следовательно, одной из важнейших проблем является вопрос о пробуждении  у детей интереса к чтению, при котором впитывается душу читателя – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Цели  программы:

  • Организация работы литературной студии;
  • Поэтапное формирование культуры читателя через приобщение к  чтению художественной литературы русских писателей, писателей Республики Хакасия,
  • развитие умение анализировать произведения  русских и хакасских авторов;
  • формирование потребности находить прекрасное в художественном произведении;
  • передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской, хакасской  и мировой культуры,

Задачи программы

  • формировать отношения к литературе как к одной из основных ценностей народа;
  • обеспечить через чтение и изучение русской и хакасской литературы  формирование нравственных качеств личности; 
  • сформировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества ;
  • формировать и развивать представления о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста;
  • воспитать у учащегося как читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого характера

Отличительная особенность  программы - взгляд на литературу как средство становления нравственных принципов.  Программа дополняет аналогичную дополнительную образовательную программу «Проба пера» (Карасева Н.М., автор-составитель, г. Черногорск). Указанная программа  направлена на  совершенствование универсальных учебных действий, начальной подготовкой к сдаче учащимися ОГЭ и ЭГЕ по предмету «русский язык» и «литература».

Программа  предназначена для учащихся 7 классов (13-14 лет), количество часов на учебный год - 34.

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской поэзии и поэзии других стран;
  • приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предметные результаты

  • формирование представления о роли поэзии в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о поэзии;
  • знание основных законов стихосложения,
  • умение анализировать лирическое произведение,

Метапредметные результаты

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих поэтических возможностей;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания художественных образов;  
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Всего

Теория

Практика

Знакомство с высказываниями о сущности труда писателя, с отрывками, анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.

1

Вводное занятие. «Литература – это совесть общества, его душа»

1

Проблемно-ценностное общение

Основы стихосложения

2

Содержание стихотворения. Тема и идея.

1

Знакомство с алгоритмом анализа произведения; определение темы и идеи в стихах русских поэтов.

Познавательная деятельность

3

Чтение и анализ любимых стихов учащимися

1

Слушание объяснений учителя, анализ и систематизация полученных знаний на основе наблюдения за поэтическим текстом

Познавательная деятельность

4

Знакомство с жанрами поэзии «Где жизнь, там и поэзия»: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

1

Знакомство с лирическими жанрами, чтение поэтических текстов,

Познавательная, поисковая деятельность

5-6

Двусложные размеры стиха, трехсложные стихотворные размеры

1

1

Чтение стихотворений классиков.  Игра «Угадай размер», Объяснение наблюдаемых явлений

Творческая деятельность, выполнение коллективной работы

7

Понятие рифмы

1

Тренировочное занятие. Понимание рифмы.

Познавательная деятельность.

8

Понятие о белых стихах. Белый стих у Шекспира, Пушкина, Блока.

1

Командная исследовательская работа по выявлению особенностей белого стиха..

Поисковая деятельность

9

Экскурсия в библиотеку «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова». «Библиотека-дом книги»

1

Знакомство с выставкой книг, выбор понравившейся книге, участие в викторине

Познавательная, поисковая деятельность.

10

Основы стихосложения.

1

Дискуссия на тему «Как интересно писать?»

Познавательная деятельность

11

Практикум по составлению собственных стихотворений.

1

Творческая мастерская с анализом собственных творческих работ

Творческая деятельность: выполнение коллективной работы

12-13

Подготовка к участию в республиканском литературном конкурсе молодых авторов «Радуга талантов»

2

Творческая мастерская с анализом собственных творческих работ

Творческая деятельность: выполнение коллективной работы

14

Понятие о тропах: эпитет, метафора, олицетворение,

1

Чтение и анализ стихотворений на предмет

определения в них изобразительно

-

выразительных поэтических средств.

Познавательная деятельность

15

Метафора и ее разновидности

1

Анализ стихотворений, поиск метафор, создание собственных метафор

16

Гипербола, литота, синекдоха, оксюморон

1

Чтение и

анализ стихотворений на предмет

определения в них изобразительно-выразительных средств;

Познавательная деятельность:

17-18

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание

2

Лекция с использованием конкретных примеров из литературных произведений.

Познавательная деятельность.

19

Практикум

1

Работа с тропами в поэтических текстах, составление стихотворений с применением троп и стилистических фигур

Познавательная деятельность

Поэты Хакасии: О самом главном

20

«Поэзия — это поток радости, боли». Знакомство с хакасскими поэтами

1

Работа с текстами.

Смысловое чтение произведений.

Поисковая, исследовательская деятельность.

21

Встреча с хакасской детской поэтессой Т.Ф. Казанаевой

1

Творческая  встреча.

Обсуждение вопросов литературного творчества в современное время,

Проблемно-ценностное общение.

22

Факультативные элементы текста (эпиграф, посвящение и пр.) и их функции

1

Работа с текстами: смысловое чтение.

Познавательная деятельность

23

Литературный вечер «В гостях у А. Кыштымова»

1

Выступление с произведениями А.П. Кыштымова

24

Литературные штампы-часть творчества или убогость  

1

Разбор неудачных стихов,

несовершенных поэтических

произведений

Поисковая, исследовательская деятельность

Интеграция в искусстве

25

Природа в поэзии

1

Лекция с использованием конкретных примеров из литературных произведений.

Познавательная деятельность.

26

Проказы девушки Весны

1

Работа в группах. Подготовка подборки собственных заметок. Выбор наиболее интересного материала.

Творческая деятельность: выполнение коллективной работы

27-28

Поэзия и живопись

1

1

Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Творческая деятельность: выполнение коллективной работы.

29

Поэзия и музыка.

(Роль музыкальных произведений в

стихосложении. Настроение поэзии)

1

 Прослушивание песен на стихи

Есенина, Пушкина, Цветаевой,

Ахматовой). Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Познавательная деятельность

30-31

Экскурсия в Национальную  библиотеку им. Н.Г.Доможакова

2

Встреча с работниками библиотеки, участие в работе выставки.

Познавательная и творческая деятельность

32

«Моим стихам, написанным

так рано, настанет свой

черёд». Подготовка к изданию сборника

1

Работа в группах. Подготовка подборки собственных заметок. Выбор наиболее интересного материала.

Творческая деятельность: выполнение коллективной работы

33

Наш сборник «Проба пера

1

Набор текста стихотворений, дизайн обложки сборника. Подготовка к презентации сборника стихотворений «Проба пера».

Творческая деятельность: выполнение коллективной работы

34

Презентация сборника

1

Презентация сборника стихотворений

«Проба пера»

Презентация сборника стихотворений

«Проба пера»

ИТОГО:

11

23

Содержание программы.

Раздел

  1. Вводное занятие

Практика

Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические

жанры. Анкетирование с целью выяснения

читательского кругозора и художественного вкуса

детей.

Раздел

Основы стихосложения

Теория

Тема, идея стихотворения. Жанры поэзии. Размер стиха. Рифма. Белый стих. Тропы речи (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон). Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Практика

 Смысловой анализ текста. Экскурсия в библиотеку ХНГИ им.Н.Ф. Катанова. Практикум по составлению собственных стихотворений. Творческая мастерская.

Методическое обеспечение программы

Методическая разработка занятия  внеурочной деятельности «Тропы и фигуры речи»

Цель: актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка

Задачи:

- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка;

развивающие: развитие  творческих способностей учащихся; навыков публичного выступления;

воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе, умения работать в коллективе.

Ход занятия

1.Учитель:  Как вы понимаете высказывание А.Н. Толстого «Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». (Ответы учащихся)

Действительно, русский язык обладает уникальным богатством, благодаря которому писатель может пробудить мысль читателя, взволновать его душу. Средства выразительности обогащают речь новыми оттенками смысла, делают ее красивой и выразительной.

2.Опрос.

- Что  сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).

- И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи, наполняющие языковую форму бесценным содержанием.

- Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры? Для этого вспомним определения тропов и фигур. Что называется тропами?

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Что такое стилистические фигуры?

Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности.

3.Работа со стихотворением Я. Тисперекова «Весна».

Сегодня на занятии мы  попробуем еще раз убедиться, что стихотворения хакасских поэтов заключают в себе истинное богатство языка.

А. Выразительное чтение стихотворения

Б. Впечатление о прочитанном

-Понравилось вам стихотворение? Почему?

-Каким настроением оно проникнуто?

Можно ли увидеть в стихотворении картины родной Хакасии? (Да, доярка и  тракторист слово с соседней деревни с раннего утра, словно они работают где-то рядом)

-Сравните первые две строчки. Чем они отличаются друг от друга? (в первой строке слова не рождают в душе образа, не влияют на смысл стихотворения, во второй         строке слова имеют эмоциональность, образность).

-Почему пение кукушки  «тревожит душу» лирического героя? Какое это художественное средство? (Душа ждёт весны, все заботы позади, впереди только счастье. Это метафора).

-Как приходит весна? Почему она словно любящая женщина или мать входит в свои владения (Она наступает нежно, медленно, лаская все кругом своим теплом: ветерок  ласкает траву и нежит лирического героя, словно любящая мать укладывает ребенка спать).

-Как показана встреча земли и весны? (Они словно две родные подруги рады встречи).

-Какие синтаксические особенности вы заметили в этом стихотворении? (Каждая четная строфа начинается со слова «вновь», таком образом  автор прибегает к  приему синтаксического параллелизма. В стихотворении встречаются ряды однородных членов «осин, тополей и берез», «и днем и ночью», таким образом, все подвергается влиянию весны).

Анализ стихотворения  А.Н. Плещеева «Весна»

4Работа в группах

Задание для 1 группы. Работают со словами, которые использованы   в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи.

2 группа - слова с особенностями в построения слова, структуры  предложения.

Заключительное слово учителя.

Итак, тропы и стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму красивым, правильным речевым содержанием. Немецкий учёный, публицист, поэт и философ И. Гердер сказал: «Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». (1744-1803). Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь   красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности современного человека.  Так стремитесь же  неустанно к постижению языка,  чтобы знать  в полной мере его богатейшие возможности, чтобы не нарушать сложившегося веками единства языковой формы и речевого содержания.

Весна

Я. Тиспереков

Вновь доносится пенье кукушки,

Чтоб души тревожить до слез.

Вновь зелеными стали верхушки

Осин, тополей и берез.

Вновь траву ветерок обнимает,

А кажется нежит меня.

Вновь на пастбище скот выгоняют

С рождением нового дня.

Вновь доярки с улыбкой встречают,

Встречают парным молоком

Трактористов, что в степь выезжают

Работать и ночью, и днем.

Вновь над пашнею крыльями машет

Всех жаворонок веселя.

Вновь с весною встречается наша

Родимая сердцу земля.

Перевод В. Данилюка

Анкета

 для выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей.

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Есть ли у тебя любимая книга?
  3. Для чего ты читаешь книги?
  4. Что ты больше любишь читать стихи или прозу?
  5. Чем отличаются стихи от прозы?
  6. Любишь ли ты читать стихотворения?
  7. Назови фамилии любимых поэтов.
  8. Знаешь ли ты хакасских поэтов?
  9. Для чего нужно читать поэзию?
  10. Как следует читать стихи?

План анализа лирического произведения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3.Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Основные образы стихотворения

5. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.

6. Ритм стиха, стихотворный размер, рифмы,

7 Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы

8  Какую лексику использует автор

9 Образ лирического героя

10 .Впечатление от произведения

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Проба пера"

Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проба пера"

Рабочая программа для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы....

Педагогический проект "Разработка программы внеуроячной деятельности "Проба пера"

В материале содержится рабочая программа внеурочной деятельности "Проба пера" (первый год обучения)....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Проба пера"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Проба пера» способствует овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим обра...