Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Проба пера"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Гудкова Татьяна Александровна

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Проба пера» способствует овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим образцам художественной литературы, воспитанию культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proba_pera.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия №1 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области

Пояснительная записка

Актуальность. Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Проба пера» способствует овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим образцам художественной литературы, воспитанию культуры речи.

       Место и роль курса в основной образовательной программе. Предлагаемый курс внеурочной деятельности позволяет расширить знания и представления учащихся в области филологии посредством формирования  следующих метапредметных результатов: 

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- сознательной организации и регулирования своей деятельности;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

-планирование и регуляция своей деятельности;

Цель: формирование представлений о способах создания текстов разной родо-жанровой принадлежности, уместного использования языковых средств выразительности, редактирования и рецензирования текста.

Задачи:

-сформировать представления о стихотворном и прозаическом оформлении речевого высказывания;

-сформировать понятие об основных жанрах поэзии и прозы;

- сформировать умение различать стихотворные и прозаические тексты;

- сформировать умение анализировать характерные родо-жанровые признаки текстов разных стилей и типов речи;

- сформировать умение самостоятельно создавать разные по родо-жанровой принадлежности тексты;

- сформировать умение распознавать и классифицировать изобразительно-выразительные средства языка и речи;

-сформировать умение правильно отбирать изобразительно - выразительные средства русского языка при создании текстов собственного сочинения;

- сформировать умение редактировать и рецензировать свои и чужие тексты разной родо-жанровой принадлежности.

Данный курс предназначен для обучающихся 7 классов, изучающих систематический курс русского языка в средней школе третий год, уже  имеющих представление о родах, жанрах, средствах выразительности русского языка и речи. Данный курс призван расширить представления обучающихся в данной области филологии и активизировать их творческие способности.

Основные принципы отбора и структурирования материала. В основе отбора и структурирования содержания программы лежит методологический подход, предполагающий раскрытие особенностей научного метода познания на литературном материале.

Методы, формы и средства реализации программы. Разворачивание содержания в процессе изучения курса предполагает теоретические занятия  и практическую деятельность обучающихся. Основными формами практической деятельности выступают создание собственных поэтических и прозаических текстов.

Курс рассчитан на преподавание 1 раз в неделю, на 34 часа в год.

Предполагаемые результаты. Предполагается, что изучение данного курса внеурочной деятельности позволит обучающимся достичь следующих результатов обучения:

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Способы оценки результатов. Способом оценки результатов деятельности будет написание обучающимися двух творческих работ: написание стихотворения и рассказа собственного сочинения.

Учебный план

№ разделов

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

Форма контроля

1

Введение. Основные понятия курса.

1

1

2

Стихотворная речь. Законы построения.  Изобразительные средства.

4

4

Творческая мастерская. Работа над созданием стихотворений и их презентации.

11

11

3

Зачётная работа по созданию стихотворения и его презентация

1

1

Стихотворение

4

Прозаическая речь. Законы построения. Основные жанры. Изобразительные средства.

4

4

Творческая мастерская. Работа над созданием рассказов и их презентация.

12

12

5

Зачётная работа по созданию рассказа и его презентация.

1

1

Рассказ

Итого

34

9

25

Содержание

Введение. Основные понятия курса.

Постановка целей и задач курса. Поэтическая и прозаическая речь. Жанры лирики и эпоса. Отличительные особенности поэзии и прозы.

Раздел 1. Стихотворная речь.

Ритм  в стихосложении.  Понятие стопы в стихосложении. Логическое (фразовое) ударение.

Рифма как один из основных признаков стихотворного текста. Бедная и богатая рифма.  Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки.  

Своеобразные формы стиха: верлибр, белый стих, вольный стих.

Разновидности рифм: перекрёстные, парные, опоясывающие (кольцевые).

Типы рифм: открытая и закрытая; мужская и женская

Основные средства выразительности языка. Тропы. Метафора. Олицетворение. Сравнение. Эпитет.

Стихотворные размеры. Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей. Трёхстопные стихотворные размеры: дактиль , анапест, амфибрахий.

Занимательные формы стихосложения: акростих, мезостих, телестих. Тавтограмма. Палиндром. Фигурное стихосложение.

Формы организации занятий: познавательные беседы, диспуты,  библиотечные уроки,  интеллектуально-творческие проекты.

Раздел 2. Творческая мастерская. Работа над созданием стихотворений и их презентации.

Нахождение, подбор и придумывание рифм;

Анализ стихотворений русских поэтов,  определение  способ рифмовки;

Нахождение верлибра, белого стиха, вольного стиха, смешанного стиха, стихотворения в прозе в предложенных для анализа текстах;

Создание неклассических стихов. Анализ и разбор написанного;

Сочинение стихотворений  на заданную тему на основе изученных тем;

Создание и представление творческих работ. Слушание  и оценивание  лучших произведений на основе изученных тем.

Определение разновидности рифмовки в предложенных четверостишиях;

Придумывание своих четверостиший с различными вариантами рифмовки. Определение типа рифмы.

Анализ основных средств выразительности языка. Определение тропа. Определение наиболее распространённых тропов (на примере

классических поэтических произведений): метафора, метонимия, гипербола, литота, аллегория и др.

 Нахождение средств выразительности в предложенных текстах;

Определение стихотворного размера предложенных классических стихотворных примеров.

Сочинение акростихов, мезостихов, телестихов, тавтограмма, палиндромов.

Формы организации занятий: знакомство с лучшими произведениями литературы и искусства,  творческие программы.

Раздел 3. Прозаическая речь.

Понятие темы и идеи прозаического произведения.

Основные жанры прозы. Рассказ. Роль заголовка в рассказе.

Автор прозаического произведения. Рассказчик прозаического произведения. Герой прозаического произведения.

Понятие о композиции прозаического произведения как о последовательности и взаимосвязанности всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), о разворачивании действий и группировании и расстановке персонажей;

Фабула и сюжет в прозаическом произведении.
Время и пространство в прозаическом произведении.
Особенности художественной речи. Элементы художественной речи как отражение индивидуально-авторского видения мира в прозаическом произведении;

Средства выразительности. Метафора,  олицетворение, эпитет в прозаическом произведении;

Понятие художественной детали и художественной подробности  в прозаическом произведении.

Формы организации занятий: познавательные беседы, диспуты,  библиотечные уроки,  олимпиады, научно-исследовательские  проекты.

Раздел 4. Творческая мастерская. Работа над созданием рассказов и их презентация.

Определение  темы и идеи создаваемого прозаического произведения;

Определение  роли заголовка в рассказе.

Различение понятий: автор прозаического произведения, рассказчик прозаического произведения, герой прозаического произведения.

Придумывание собственных вариантов заголовков, отражающих  тему или идею создаваемого прозаического текста;

Выбор подходящих приёмов создания образа-персонажа:

- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

- прямая авторская характеристика;

Нахождение и разграничение композиционных частей рассказа

Составление сюжетного плана рассказа.

Определение понятий времени и пространства в создаваемом прозаическом произведении.

Выявление особенностей отражения  индивидуально-авторского видения мира в создаваемом прозаическом произведении;

Отбор средств выразительности при создании прозаического произведения.

Создание и представление рассказа собственного сочинения.

Слушание  и оценивание  написанных рассказов на основе изученных тем.

Формы организации занятий: знакомство с лучшими произведениями литературы и искусства.

Тематический план

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

Форма контроля

1

Введение. Основные понятия курса.

1

1

Раздел 1. Стихотворная речь.

4

2-3

Законы построения стихотворной речи

2

2

4

Жанры стихотворной речи

1

1

5

Изобразительные средства поэтической речи

1

1

Зачёт

Раздел 2.Творческая мастерская. Сочиняем стихи.

12

6-7

Анализ стихотворений русских поэтов,  определение  способ рифмовки

2

2

8-10

Создание неклассических стихов. Анализ и разбор написанного

3

3

11-13

Анализ основных средств выразительности языка. Определение тропа. Определение наиболее распространённых тропов (на примере

классических поэтических произведений):

3

3

14-16

Определение стихотворного размера предложенных классических стихотворных примеров.

3

3

17

Зачётная работа по созданию стихотворения и его презентация

1

1

Презентация стихотворения

Раздел2.Прозаическая речь.

4

18-19

Законы построения прозаической  речи

2

2

20

Жанры прозаической речи

1

1

21

Изобразительные средства прозаической  речи

1

1

Раздел 4. Творческая мастерская «Сочиняем рассказ»

13

22-25

Определение  темы и идеи создаваемого прозаического произведения.  Определение  роли заголовка в рассказе.

4

4

26-30

Выбор подходящих приёмов создания образа-персонажа:- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу)

5

5

31-33

Составление сюжетного плана рассказа.

3

3

34

Зачётная работа по созданию рассказа и его презентация.

1

1

Презентация рассказа

Итого

34

9

25

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Квятковский А.П. «Школьный поэтический словарь». – Издательство «Дрофа». Москва, - 2000 г.
  2. Тимофеев Л.И. «Изучение стихосложения в школе». – Электронные книги.
  3. Шульговский Н.Н. «Занимательное стихосложение. Научные развлечения». – Издательский Дом Мещерякова. Москва, - 2009 г.
  4. Стихотворные произведения классической литературы.
  5. Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
  6. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
  8. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»

    Задачи и особенности программы. Программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элемен...