Леонид Николаевич Андреев «Кусака»
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Урок по русской литературе 7 класс.

Леонид Николаевич Андреев «Кусака»

Цели:

  1. Показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем.
  2. Совершенствовать навыки анализа текста.
  3. Воспитать чувства сострадания к «братьям нашим меньшим».

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Все сегодня присутствуют на уроке? Давайте посмотрим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебник, ручка, тетрадь дневник. Если у всех все есть, давайте же сразу запишем домашнее задание.

1. Написать рассказ о любимом животном: своем, бездомном «Имя моего любимца»

2. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника на странице 119.

- А теперь настроимся на урок. Сегодня мы познакомимся с вами с замечательным русским писателем Л.Н.Андреевым и его рассказом «Кусака», который вы дома должны были прочитать. Вы прочитали его?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkoy_literature_7_klass.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русской литературе 7 класс.

Леонид Николаевич Андреев «Кусака»

Цели:

  1. Показать своеобразие личности Л.Н.Андреева, значимость поставленных им проблем.
  2. Совершенствовать навыки анализа текста.
  3. Воспитать чувства сострадания к «братьям нашим меньшим».

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Все сегодня присутствуют на уроке? Давайте посмотрим вашу готовность к уроку. У каждого должны быть учебник, ручка, тетрадь дневник. Если у всех все есть, давайте же сразу запишем домашнее задание.

1. Написать рассказ о любимом животном: своем, бездомном «Имя моего любимца»

2. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника на странице 119.

- А теперь настроимся на урок. Сегодня мы познакомимся с вами с замечательным русским писателем Л.Н.Андреевым и его рассказом «Кусака», который вы дома должны были прочитать. Вы прочитали его?

  1. Основная часть.
  1. А теперь, ребята, послушаем Татьяну, она нам расскажет о биографии Л.Н.Андреева.

- Чем интересен характер писателя?

- А сейчас послушаем Елизавету, она сообщит нам воспоминания Корнея Ивановича Чуковского.

- О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева мы узнали, ребята?

- Молодцы, вам было интересно? А теперь откроем тетради и запишем число и тему урока, а также годы жизни писателя и определение гиперболы из толкового словаря русского языка Ожегова.

Гипербола – в поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа.

  1. Работа с рассказом «Кусака».
  1. Комментированный пересказ.

А сейчас, ребята, давайте перейдем к рассказу, перескажем его и по ходу пересказа озаглавим части рассказа.

  1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.
  2. Как Кусака получила свое имя.
  3. «Всею своею собачей душой расцвела Кусака».
  4. «Кусаку придется оставить…»
  5. Снова одиночество.
  1. Беседа по вопросам.

- Какие чувства вызвал в вас рассказ?

- Почему Кусака перестала доверять людям?

- Что вы думаете о дачниках?

- Отчего люди делались «еще добрее», чем были?

- Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

- Отчего расцвела собака?

- Почему дачники не взяли с собой Кусаку в город?

- Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним?

- Как изменяется пейзаж на протяжении рассказа? Какое значение это имеет?

- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством?

- Если бы собака жила  в других условиях, была ли у нее та же кличка?

Звучит песня «Собака бывает кусачей».

- Определите, чем отличается интонация песенки от интонации рассказа.

- Сопоставьте слова песни:

Собака хватает прохожих за пятку

Собака съедает гражданку лошадку,

А с ней - гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у нее завывает в желудке,

И каждому ясно, что это собака

Круглая сирота.

И фрагменты рассказа (первый и последний абзацы). (В песенке страдания собаки передаются схематично с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, сочувствуем ей).

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

- Какова, по-0вашему, дальнейшая судьба Кусаки?

- Будет ли она доверять людям?

  1. Итоги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»

Цели урока:         - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;         - формирование навыков анализ...

Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....

Леонид Андреев "Кусака"

На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу....

Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»

Цели урока:         - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;         - фор...

Леонид Андреев "Кусака"

Анализ художественного произведения. Рассказ Леонида Андреева "Кусака"...

Андреев Леонид Николаевич - писатель Серебряного века русской литературы

О руском писателе, родоначальнике русского экспрессионизма....