Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Очур Гульвира Владимировна

Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.

                                        Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об имени существительном; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: Научиться определять морфологические и лексические признаки существительного, синтаксическую роль существительных. правильно писать падежные окончания существительных.

Метапредметные:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Личностные: Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи

Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorenie_imeni_sushchestvitelnogo.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение изученного в 5 классе об имени существительном.

        Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об имени существительном; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: Научиться определять морфологические и лексические признаки существительного, синтаксическую роль существительных. правильно писать падежные окончания существительных.

Метапредметные:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Личностные: Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи

Образовательные ресурсы: карточки для индивидуальной работы

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.  

-А теперь проверь, дружок,  Ты готов начать урок?   Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?  Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят?

- Открываем свои тетради, подписываем число, классная работа.

  1. Анализ текста.

Серебрянка – медленная речонка. Мы долго сидим на берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбёшки. Слайд 1

  1. Тема: Серебрянка.
  2. Главная мысль: Показать подводный мир Серебрянки.
  3. Стиль: Художественный.
  4. Тип речи: повествование с элементами описания.
  5. Средства выразительности: Слайд 2

- Какие части речи рисуют картину подводного мира? (Имена сущ.)

Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать  предметы и явления окружающего мира , поэтому в языке эта часть речи самая древняя и распространенная.)

- Определите тему урока. Слайд 3

Повторение изученного об имени сущ.

Формулируют задачи урока.

  1. Вспомнить, что мы знаем о существительном.

- Какая наука изучает части речи?    (Морфология)

А сейчас попробуем вспомнить все, что мы изучали об имени сущ. в 5 классе.  Что такое имя существительное? (Дать определение). Слайд 4

Станьте волшебниками! Слайд 5    Задание. Найдите имена существительные и кликните по овалу под нужными словами.

Назовите морфологические признаки существительного.

Имена существительные являются собственными или нарицательными, одушевлёнными или неодушевлёнными. Слайд 6

Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? Слайд 7

Вывод: Какие морфологические признаки имеют сущ?

Физминутка

Упражнение 245 таблица слайд 8,9,10,11,12

4.Построение проекта выхода из затруднения  СЛАЙД 13 дать паспорт

Если останется время!!!

Задание.

- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.

Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.

г) Песни, ножницы, кони, бури.

Общее: все во множественном числе.

Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .

Общее: существительные с шипящей на конце.

Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.

- С какой целью мы выполняли данное задание?

Распределите данные слова на два столбика

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами

в процессе решения задач урока

- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, и у него есть свой паспорт.

Я - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Имею начальную форму: _И.п. ед.ч.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: соб. Или нариц.. одуш. Или неодуш., род. Склонение.

б) непостоянные: падеж. Число

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Могу быть в предложении всеми членами предл.

Роль в тексте: рисую картины природы, окружающего мира.

Морфологический разбор слова Серебрянка

1. Задание: Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?

а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .

г) Песни, ножницы, кони, бури.        

д) Грач..., печ..., ноч...,доч... .        


2. Распределите данные слова на два столбика

Нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.


Паспорт имени существительного.

Я - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Имею начальную форму: ______________________________________

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: _______________, ______________

______________________________________________________________________________________________

б) непостоянные: ______________________________________________________________________________________________

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Могу быть в предложении_____________________


Роль в тексте: ________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Урок-улей «Повторение изученных орфограмм по разделу «Имя существительное»

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Исходя из этого, я выбрала нетрадици...

урок в 9 классе "Склонение имен существительных"

Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»; Задачи: Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существи...

Урок русского языка в 5 классе "Род имен существительных"

Урок- повторения, обощения пройденного знакомит с понятием "существительные общего рода"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской  и др....

Повторение изученного в 5 классе об имени существительном

Обобщение и систематизирование знаний об имени существительном...