Инновационные технологии в школьном изучении литературы
статья по литературе

Медынцева Мария Валерьевна

 

Современный урок – это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный  урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

 

При выборе методической формы урока педагог опирается на весь комплекс образовательных задач, который предстоит решать. Уровень подготовленности класса предусматривает вариативность методических форм и приемов организации урока.

Нетрадиционные уроки литературы  условно можно разделить на четыре блока:

- позиционные уроки

- исследовательские уроки

- имитационные уроки

- аналитические уроки

Современные педагогические технологии открывают возможности применения активно-деятельностных подходов, что позволяет формировать навык самостоятельного приобретения знаний:

·           Поисково-исследовательской деятельности;

·           Самостоятельного изучения материала;

·           Коммуникационных технологий (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией);

 

·           Индивидуализации и дифференциации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в школьном изучении литературы

Современный урок – это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный  урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников. Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.

ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.

Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно-ориентированной), он обязательно начинает урок.

Начало урока - один из его важнейших моментов – требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

1.Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида и т.д.)

1.Рифмованное начало урока

2.Мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»)

2.Начало урока с элементами театрализации

3. Актуализация знаний учащихся

3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока

4.Пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести до учащихся содержание предмета, провести контроль знаний. Уроки литературы воспитывают у учеников потребность в чтении, учат понимать художественное слово, прививают интерес к литературе, приобщают к духовным исканиям выдающихся писателей и на этой основе формируют понимание законов жизни, эстетические вкусы, высокую общую и читательскую культуру.

При всем множестве определений чаще под технологией понимают: 1)Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; 2)Искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Любая педагогическая технология - это, прежде всего, процессная система совместной деятельности учащихся и  учителя по проектированию (планированию) и организации образовательного процесса с целью достижения конкретного результата. (Селевко Г.К.)

Употребление термина «нетрадиционный» тип урока (или форма урока) уместно в контексте  понимания технологического подхода. Применение нетрадиционных уроков обусловлено необходимостью научить учащихся свободно  ориентироваться в нарастающем потоке информации.

Современные педагогические технологии направлены на развитие у школьников способности к активному восприятию информации, готовности рассматривать проблему с разных точек зрения, умению отслеживать ход своих  мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные знания и приобретенные навыки в различных ситуациях. Такие технологии, как развитие критического мышления через чтение и письмо, интегрирование школьных предметов, дебатная,  модульная, проектная технологии, - в конечно счете преследуют общую образовательную и воспитательную задачу: формирование компетентности личности, способной ориентироваться в современном, постоянно меняющимся мире.

Средством формирования исследовательских умений у учащихся могут выступать характерные для научных школ семинары и конференции, а также игромоделирование, под которым нам видятся различные типы нетрадиционного интерактивного урока. Выбор информационно-творческой модели современного урока, при котором знания лишь средства для развития творческих способностей учащихся, для каждого учителя индивидуален.

При выборе методической формы урока педагог опирается на весь комплекс образовательных задач, который предстоит решать. Уровень подготовленности класса предусматривает вариативность методических форм и приемов организации урока.

Нетрадиционные уроки литературы  условно можно разделить на четыре блока:

- позиционные уроки

- исследовательские уроки

- имитационные уроки

- аналитические уроки

Позиционные уроки:

-уроки - дебаты

-урок-диспут

-урок-дискуссия

-урок-брифинг

Позиционные уроки предусматривают наличие противоположных точек зрения на одну проблему персонажей-антиподов, двойников или двух лагерей персонажей. Данная разновидность урока рассчитана на развитие у учащихся умения четко формулировать  позицию литературного персонажа и/или автора, и свою позицию, логически, аргументировано выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на художественный текст.  

Уроки - дебаты

Уроки-дебаты не только создают проблемную ситуацию и стимулируют  поиск вариантов решения, но и способствуют развитию логического и критического мышления, приобретению умения и навыков ведения дискуссии с оппонентом, формируют терпимость к различным взглядам, умение рассматривать предмет или явление с разных позиций, методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.

Урок-диспут

         Урок-диспут может быть рассмотрен как аналог урока - дебатов. В отличие от урока в форме дебатов в уроке-диспуте акцент делается не на самом процессе спора и выстраивании доказательной базы, а приближен непосредственно к тексту, воспроизводит и зачастую инсценирует ситуации из самого произведения.

         В основе любого диспута - столкновение разных точек зрения. Это могут быть разные мнения героев одного произведения или героев разных произведений, написанных художниками-современниками, а могут быть мнения разных критиков по поводу основной идеи произведения. В любом случае, в основе такого урока - проблемная ситуация, конфликт.

Урок-дискуссия

Урок в виде дискуссии предполагает более развернутую деятельность. Воспроизведя модель спора, урок-дискуссия предполагает выход на мировоззренческие категории: разница в поведении персонажа, в оценке конкретного поступка одного литературного героя другим, наконец, оценка со стороны автора и читателя мотивируется сформированной жизненной позицией.

Урок-брифинг

Уроки этой группы рекомендуется использовать при анализе художественных текстов, содержащих проблемную тему, систему образов-двойников, два противоположных лагеря персонажей, открытую позицию автора, разное восприятие произведения современниками и др.

В определении термина «брифинг» присутствует аналогия с пресс-конференцией. (отличие: отсутствие презентационной части). Брифинг обычно проводится для журналистов после мероприятия. 

Исследовательские уроки:

-урок-практикум

-урок - творческая мастерская

- урок - синквейн

-урок-проектирование

-урок-моделирование

-урок-конференция

-урок-симпозиум

Исследовательские уроки предлагают обязательную поисковую работу, к тому же  воспроизводят саму форму исследовательской работы или на предварительной стадии (сбор материала), или в форме презентации итогов проведенного исследования (выступления на конференции, симпозиуме и т. д.).

Урок-практикум

Методическая форма творческого практикума предусматривает преобладание на уроке самостоятельной работы учащихся. В основе такого урока – привычная формулировка проблемной ситуации, разрешить которую возможно только при условии применения необходимых специальных навыков филологического анализа текста.

Урок – творческая мастерская

Методика проведения мастерских стимулирует сотворчество учителя и учащихся, дарит радость нового открытия мира и своих возможностей, создание условие для ощущения свободы в познании и творчестве.

Являясь рефлексивной технологией, мастерская развивает способность к аналитической, креативной и поисково-исследовательской деятельности, а также повышает роль самоконтроля и самоанализа.  

Урок - синквейн

Наименования урок - синквейн и урок-кластер использованы в виде контекстных синонимов: данная методика построения урока предусматривает определенные этапы в получении, что важнее, - самостоятельном добывании информации по произведении.

Составление синквейна требует синтеза информации и материала в коротких выражениях и, что немаловажно,  приучает слушать друг друга, обсуждать и выделять удачные варианты.

Синквейны эффективны при сборке, обработке, анализе и систематизации информации, а также формировании понятийного аппарата и словарного запаса учащихся.

Урок-проектирование

Метод проектов понимается как совокупность учебно-познавательных приемов, при помощи которых решают ту или иную проблему. В основе этого метода лежит самостоятельная деятельность учащихся, обязательным является и презентация результатов работы.

Метод проектов может быть реализован как коллективной, групповой, так и индивидуальной формой.

Урок-моделирование

Одним из эффективных методов анализа является моделирование художественного мира произведения, а при изучении нескольких произведений одного автора - художественного мира писателя. В качестве характеристик художественного мира выступают пространственно-временные параметры и субъектная организация самой повествовательной ткани произведения.

Самым сложным оказывается выделение отличительных черт художественного мира писателя и отражения их в целостной модели.  

Такой метод позволяет увидеть особенности мира художественной литературы и ее связь с реальным миром.

Урок – конференция

Будучи отправной точкой самостоятельного исследования ученика или группой ребят (темой сообщения или доклада), вопрос (или блок вопросов) формулируется как частная проблема, соотнесенная с проблемой основной. На уроке конференции учитель является ведущим коллективного обсуждения. Его задача придать разным по содержательному уровню выступлениям учащихся некое единство.

Урок-симпозиум

Данный тип урока является наиболее сложным в плане организации и требует высокого уровня подготовки учащихся, уже имеющих опыт работы в подобном режиме. Необходимое условие проведения предполагаемой игры – создание соответствующей научной и творческой среды в комплексной учебной деятельности.

Имитационные уроки:

-урок-суд

-урок - литературный ринг

-заседание PR-агенства

-урок - литературная композиция

-урок - литературная гостиная

-урок - устный журнал

Имитационные уроки демонстрируют тесное взаимодействие литературы и театра как видов искусства.

Урок-суд

Ролевая игра в форме судебного процесса  как разновидность имитационной игры может применяется при изучении литературного материала, требующего нравственного, этического и эстетического суда над негативными,  с точки зрения общечеловеческой морали, явлениями жизни, человеческими пороками, безнравственными поступками. Подобные уроки несут, прежде всего, огромную воспитательную функцию: в игровой манере они вовлекают подростков в ситуацию, приближенную к жизненной и требующую от каждого серьезного нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Урок - литературный ринг

Это игра – соревнования, не требующая вхождения в роль, которая применяется на уроке для проверки и актуализации знаний, а также на этапе обобщающего повторения. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса знатоков или в виде телевизионных шоу-игр  проходит в формате литературного ринга между командами или индивидуальными игроками.

Заседание PR-агентства

Урок в этом формате соответствует современному мышлению учащихся, однако рекомендуется использовать эту технологию в подготовленной к подобной форме учащейся аудитории. При этом постараться сохранить романтическую атмосферу художественного текста.

Урок - литературная композиция

Литературная композиция остается самой популярной в любой аудитории разновидностью нестандартного урока. При подготовке данной формы урока учитель должен четко осознавать и продумывать целевую установку каждого этапа.

Урок – литературная гостиная

Эта форма урока предусматривает атмосферу праздника, в которой не только подается информация, сколько разыгрывается ситуация эпохи, духовного состояния поэта. Главная цель подобных уроков – через эпоху, окружение художника понять самоценность его творческой  личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведения.

Урок – устный журнал

Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады  с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. К уроку готовятся экспресс - доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.

Аналитические уроки:

-урок - аналитическая беседа

-урок аналитического чтения

-урок – чтение с остановками

-урок - совместный аналитический обзор

-урок-монтаж

-урок-анализ цветовой палитры произведения

Аналитические уроки основаны на формировании умений и навыков работы с художественным текстом.   Аналитические примы, в свою очередь, способствуют приобретению умения систематизации материала, развитию креативного мышления на основе работы со словом и в целом с художественным текстом.  

Урок - аналитическая беседа

Урок в форме аналитической беседы предусматривает использование технологии индивидуальных опережающих знаний. Главной образовательной задачей такого урока является самостоятельный поиск – «добывание» - учащимися знаний.

Урок аналитического чтения

Это урок постижения художественного мира поэта. Методика медленного аналитического чтения позволяет сформировать аргументированную читательскую позицию, возможность глубже проникнуть в художественный мир произведения, от накопленных впечатлений перейти к осмыслению их.

Урок-чтение с остановками

Это урок аналитического чтения в более младших классах или на более простом материале, однако дающем возможность поразмышлять над словом или художественным смыслом произведения.  

Урок - совместный аналитический обзор

При подготовке заключительных уроков по изучению творчества писателя стоит задача структурировать огромный фактический и творческий материал, найти такую методическую форму уроков,  которая была бы наиболее продуктивной. Этой задаче отвечает такая форма организация урока как совместный аналитический обзор. Обзорным этот урок можно назвать потому, что здесь охватывается, как правило, последний период творчества писателя, и каждое из рассматриваемых произведений оказывается итогом предшествующих исканий.

Урок-монтаж

Понятие «монтаж» применительно к уроку литературы можно использовать в двух значениях: композиционный принцип организации всего урока и композиционный прием, с помощью которого соединяются фрагменты урока. Это позволяет рассматривать монтаж не как механическую «склейку» составных частей, а как такое расположение шагов урока, которая определяется его типом и формой, которая отражает интригу. (Л.И.Стрелец в бесконечном лабиринте сцеплений: искусство урок литературы).

Урок-анализ цветовой палитры произведения (арт-терапия)

Писатели используют цветовые номинации при построении своего художественного мира, учитывая различные функции цвета: информационную, эстетическую, номинативную, символическую. С древнейших времен поэтическое сознание пыталось с помощью цвета выражать определенные ассоциации и передавать различные оттенки психологического состояния персонажа.

Мультимедийный урок

Медиа-, мультимедиа урок – это урок, на котором используется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой. Урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично—поисковый и другие.

Интегрированный урок

Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяется ведущая дисциплина и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Веб-квест

Квест – «поиск, предмет поисков, поиск приключений» - один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Образовательный веб-квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры,  для выполнения которых требуются ресурсы Интернета.

Веб-квест состоит из набора заданий, выполняя которые участник продвигается к определенной цели. Только при правильном выполнении одного задания участник может получить «ключик»», открывающий следующую дверь к новому этапу.

Синквейн

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.

Синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

1 строка:  тема одним словом - существительное.

2 строка: описание темы в двух словах - прилагательные.

3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия.

4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции - фраза из четырех слов.

5 строка: повторение сути темы одним словом или словосочетанием-синонимом.

Современные педагогические технологии открывают возможности применения активно-деятельностных подходов, что позволяет формировать навык самостоятельного приобретения знаний:

  • Поисково-исследовательской деятельности;
  • Самостоятельного изучения материала;
  • Коммуникационных технологий (организация совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией);
  • Индивидуализации и дифференциации обучения.

Возможны и другие формы уроков, требующие собственных сюжетных решений, такие как уроки - сопоставления, в основе которых сравнение художественных миров писателей; уроки-отражения, предполагающие знакомство с тем, как отразилась личность и творчество в произведениях других писателей, художников, музыкантов; уроки-театрализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

"Татар телен чит тел буларак өйрәтүдә заманча технологияләр" (Инновационные технологии при изучении татарского языка и литературы).

   Татарстан Республикасында ике дәүләт теле - татар һәм рус телләре. Хәзерге көндә рус балаларына татар теле өйрәтү өчен мәктәп программалары һәм дәреслекләре бастырылды; методик кул...

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Образование - это индустрия, направленная в будущее С.П.Капица....

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Анализируется такая инновационная технология как проект. Кратко обозревается история появления технологии. Выделяются ее преимущества в сравнении с другими. Актуализирован ее применение на уроках лите...